Ad libitum

Ad libitum... 1

    Мы вернулись в номер из ресторана грустные и трезвые: главреж категорически запретил подавать к столу спиртное, объяснив это тем, что утром мы будем снимать основную сцену фильма — объяснение в любви и неожиданную смерть героя...

    Мой сосед по номеру, Всеволод Яковлевич Каминский, был недоволен всем на свете и, как мне показалось, больше всего его раздражало мое с ним соседство. Уже с десяток лет он подвизался на главных ролях и привык жить в номере один.

    Каминский прилег на неразобранную кровать прямо в обуви и сказал, глядя в потолок:
- А ты похоже, как я успел заметить, положил глаз на Нюшу? И знаешь, я перехватил пару заинтересованных взглядов, брошенных ею в ответ на сотню твоих, испепеляющих …

Я смущенно промолчал и принялся разбирать свою постель.

- Выходит, мой молодой друг, - продолжал Каминский, - ты попался в ловушку...

- Почему в ловушку? - не выдержал я. - У нас, возможно,  взаимная симпатия.

  Каминский издал гортанный звук, лишь отдаленно похожий на всплеск снисходительного смеха, и засучил обутыми ногами.

- Мой нежный Ромео, - произнес он едким, насмешливым голосом, - ты не успел познать еще мир женщин... А я изучил его вдоль и поперек...

- И какой вывод сделали? - спросил я лишь бы что-то сказать: тема затеянной им беседы меня совершенно не волновала.

- Вывод мой следующий... Женщина - это похотливое и расчетливое существо, которое... Впрочем, я неправильно сказал... В первую очередь, они расчетливы, а потом уже — похотливы... Сначала они они мечтают и делают все от них зависящее, чтобы выйти замуж... То есть, обеспечить себе надежный тыл... Потом заводят любовников... Одного, второго, третьего... Так что, ты, молодой человек, блестящая пара для нашей Нюши... Талантлив, обласкан начальством, замечен СМИ... И, главное, доверчив... Ты безоглядно веришь в людскую порядочность и готов сразу же принести себя в жертву сомнительной любви... Попомни, Алеша, когда нибудь ты придешь ко мне, истерзанный и пьяный, и скажешь: «Каминский, как вы были правы!»
    Разговор начинал тяготить и раздражать меня, и я решил поставить точку, выпалив, совсем неожиданно для себя, резкие и настойчивые слова:
- Всеволод Яковлевич, все что Вы сейчас говорите, ко мне и, тем более, к Нюше никакого отношения не имеет. С нею у меня чисто партнерские, даже не дружеские отношения. А в женской сущности позвольте мне разбираться самому.

    Каминский никак не отреагировал на мою резкость. Он звучно зевнул и сказал примирительно и спокойно всего три слова:
- А мне показалось...

… Утром на съемочной площадке он был задумчив и покладист: не придирался, как обычно, к гримершам, терпеливо выслушивал наставления главрежа и красиво умирал среди березовой рощи.

    Моя роль в заключительной сцене, хотя и была совсем небольшой, потребовала у меня много напряжения и, восхитившись игрой моего соседа по номеру, я пошел отдохнуть к тихой речке, что протекала внизу.

Спустившись по тропинке, я неожиданно увидел Нюшу, которая сидела на мостках, опустив в воду босые ноги. Но сверху на ней было надето роскошное белое платье придворной фрейлины, подол которого она подняла чуть выше колен. Эта картина вызвала у меня чувство стеснения и невольную улыбку, и, словно почувствовав ее, Нюша обернулась и торопливо сбросила пышные оборки прямо в воду.

- Что, автобус уже пришел? - спросила она, не глядя на меня.

- Нет, - ответил я , - ступив на мостки. - Его заказали на два часа, думали дублей много будет. А Каминский сыграл так, что снимать другой дубль было бы грешно...

- Какой актер! - сказала она тихо. - Я не могу придти в себя после того, как он сыграл это...

- Что «это»? - спросил я, хотя и понял, что она имеет ввиду.

- Смерть... - ответила она, глядя в воду, колыхавшую ее белое платье.

    Я взглянул в ее глаза и увидел в них незнакомую мне грусть. Чуть ли не боль...

    И мне стало холодно и тоскливо, так как я понял, что она любит его...

- А по-моему, - сказал я, почувствовав себя обиженным и обделенным, - ничего особенного он не сыграл...

    И сразу после этих слов мне стало совсем нехорошо: я понял, что становлюсь мелочным и злым завистником. Ведь всего полчаса тому назад я был начисто сражен и восхищен игрой Каминского и готов был заплакать, когда он взглянул на свою окровавленную ладонь, прикоснувшуюся к груди, и … улыбнулся. Потом его брови удивленно поползли наверх, в глазах появился страх, а следом — ужас...

    И тут вдруг он снова улыбнулся, словно испытав облегчение от внезапно исчезнувших забот и треволнений, провел окровавленной рукой по стволу тонкой березки и медленно опустился на колени...

    Опустив голову, он смотрел на крошечный кусочек земли, покрытый нежной зеленой травой, среди которой кипела неутомимая и неведомая ему жизнь... Он упал вниз лицом, и я почувствовал ту боль, которую он испытал при этом... Ведь я тоже был актером...

    Боясь взглянуть на Нюшу и увидеть ее глазах то, что я уже увидел, я повернулся и пошел прочь...

… Вечером к нам неожиданно прилетел директор студии. Он появился в ресторане, где мы скромно ужинали, взглянул на нас, как на детский сад во вермя еды, и ласково улыбнулся.

- Поздравляю! - сказал директор весело. - Просмотрел сейчас снятый материал и скажу лишь одно: Канны вам обеспечены...

Он переждал наши восторженные аплодисменты и добавил:
- А от меня вам завтра — банкет!...

… Банкет был роскошным, директор постарался на славу.

    Столы были накрыты не в затрапезном гостиничном ресторане, а в трапезной старинного монастыря, где обычно принимали только иностранных туристов. Было море отличной выпивки и деликатесы, о которых мы и не мечтали.

    Но меня поразило другое: во главе стола, вопреки всем давно сложившимся киношным традициям, сидел актер Каминский. Перед ним возвышалась горка любимых им блинов и стоял графинчик водки, которую он тоже чтил превыше всех других крепких напитков.

    По левую его руку сидела наша прима, игравшая в фильме графиню, из-за которой и погиб герой Каминского. Как только выпитое спиртное позволило всем расслабиться, она затеяла с ним шаловливую игру с налетом безусловного флирта. «Графиня» изящно брала из стопочки блин, сворачивала его и, макнув в сметану, подносила ко рту Каминского. Тот благосклонно проглатывал блин, она вытирала его полные губы салфеткой, после чего наш герой целовал ей руку. Наблюдавшая за ними публика дружно аплодировала и кричала «Браво!» и «Бис!». Потом это действо приелось всем, и всяк занялся своим делом, то есть, пить, закусывать и обольщать соседок.

    Я попал в компанию операторов, людей серьезных и почти непьющих, и мне было откровенно скучно. В сторону Нюши я старался не смотреть, мне казалось, что сегодня утром на реке я ее чем-то сильно обидел. Она сидела среди начальства на противоположной стороне стола, была красива, но печальна и. судя по всему, отказалась принимать их ухаживания, чем и снискала их полное равнодушие к своей особе.

    Но когда банкет уже был в полном разгаре и большинство присутствующих были под хорошим градусом, вдруг раздался голос нашего записного тамады помрежа Астахова:
    - Господа, прошу внимания! Сегодня у нас есть еще один повод напиться! Нашей замечательной актрисе Анне Сергеевне Пушковой именно в этот день исполнилось не скажу сколько лет! Поздравим именинницу!

    Все бурно зааплодировали, а Нюша, не ожидавшая, что в этот официально торжественный день вспомнят о ее дне рождения, покраснела и смущенно опустила голову.

    Подвыпившие молодые актеры потянулись к ней поздравить и приложиться к ручке, а Астахов притащил огромного плюшевого медведя, которого усадил прямо на стол.

    Появился повод потанцевать, и наш тамада собрался было, как он выразился, «прояснить насчет оркестра», но в это время во главе стола раздался настойчивый стук вилки о фужер. Не вставая с места, Каминский дождался тишины и произнес нетвердым голосом речь, поразившую все честное собрание до глубины души.

    - Нюшенька, - по отечески ласково сказал он, - от всей души поздравляю тебя и даже не знаю, что тебе пожелать, ибо у тебя есть главное — красота, ум и доброе сердце...

    Он сделал паузу, задумчиво потер щеки и продолжил теперь уже внезапно протрезвевшим голосом, решительно и твердо:
    - И, знаешь, какая мысль пришла мне в голову? … Почему бы нам не пожениться? Ведь ты пойдешь за меня замуж, не так ли?

    Это предложение, а, по существу, признание в любви, сделанное совершенно публично, шокировало всех. Наступила мертвая тишина, не прерываемая ни единым звуком. У присутствующих буквально отвисли челюсти, а «графиня» застыла с блином в руке, и сметана капала прямо в ее роскошное декольте.

    Все головы дружно повернулись в сторону Нюши, в воздухе повисло ожидание ее реакции на неожиданное и дерзкое предложение Каминского. И то, что она сказала, поразило нас гораздо больше, чем поступок нашего героя, тем более, что она произнесла свой ответ совершенно спокойно, ничуть не изменившись в лице:
    - Всеволод Яковлевич, откуда вдруг такое резкое изменение в Ваших планах и намерениях? Не позже, чем вчера вечером Вы сделали мне предложение стать Вашей любовницей, и, честно сказать, я долго размышляла, принять его или нет... И вдруг сегодня вы просите меня стать вашей женой... Это совсем непохоже на Вас... Вы такой умный и проницательный и должны хорошо знать, что я терпеть не могу поношенных вещей...

    … В полной тишине, уже не глядя на виновников немыслимого в нашей среде скандала, люди потянулись к выходу. Их мучило непонимание происшедшего и стыд...

    Один лишь директор высказался по этому поводу, резко отчитав главрежа:
    - Ну, и бардак у тебя в коллективе, Константин Петрович! Ты еще в Канны с ними собрался!

    Он опрокинул в себя стопку водки и, повалив стул, пошел к выходу...

    … Тем же вечером я уехал в Москву, не желая знать, чем все это закончилось...

    Через месяц я узнал, что Нюша уехала в Голливуд. Вскоре стали появляться фильмы с ее участием. Правда, играла она в них совсем второстепенные роли: служанок, секретарш и подружек подруг главных героев. Но это было уже не важно...

    А меня почему-то перестали приглашать на картины, в которых снимался Каминский.

    И иногда на досуге у меня возникал вопрос: а причем здесь я?..




    . 1   Латинское название этого рассказа имеет много значений, поэтому читатель может озаглавить его по своему разумению.



Рубрика произведения: Проза -> Рассказ
© 09.12.2013 Борис Аксюзов


Рецензии