C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Кончина моей бабушки

1946 год, 22 июня. Жаркий день. В воздухе тишина и покой. Ну что может случиться плохого в такой чудесный день? Мне 6 лет и на душе светло и радостно. Я сижу на деревянном крыльце нашего коммунального дома, греюсь на солнышке. Рядом сидит парень из соседней квартиры. Ему тоже хорошо, он курит.

А в это время в темном углу нашей комнаты, на железной кровати, умирает моя бабушка. Возле её кровати собрались такие же старушки, её соседки. Никто не плачет, даже моя мама и тётя. Все молчат, слышны только тяжёлые вздохи, каждая думает о своем пережитом горе, принесённом, недавно закончившейся, войной.

Бабушка постоянно просит позвать меня – самого младшего, потому и любимого внука, как-будто никак не может расстаться с самим дорогим, что остаётся после неё на этой, политой её потом и кровью её сыновей земле. Просто, она понимает, что умирает, и хотела в последние минуты жизни видеть меня. Мама попросила меня наклониться к бабушке, чтобы она погладила меня по головке.

Я не понимал, что с ней происходит. После очередного прощания, выбежал на крыльцо, а там  парень с улыбкой спрашивает меня: «Ну что? Умирает старая жидовка? Ха-ха! Ничего - одной будет меньше». Я пожимаю плечами и подобострастно улыбаюсь ему – ведь впервые взрослый парень соизволил заговорить со мной, тем более, что я ещё не понимал, что такое «умирает», и ни разу не слышал слова «жидовка». Это потом мне придётся, много хоронить родных и друзей, и слышать слово «жид», обращённое ко мне, иногда с угрозой или насмешкой. А однажды чуть не погиб: вышел покурить в тамбур, меня спасло чудо - люде переходящие из одного вагона в другой вспугнули молодых хулиганов, а дверь движущегося вагона уже была открыта.

Я помню последний  вздох моей бабушки, плач соседей и мамы. Помню, как мама сказала, что бабушкино сердце не выдержало огромных потерь и лишений в эвакуации, принёсших войной. Для неё война закончилась 22 июня 1946 года. Ровно через пять лет после начала.

Как я потом узнал, война забрала у моей бабушки двух сыновей: самого старшего с его женой и маленьким сыном, и самого младшего, который заканчивал службу в армии и, вместо дома, попал на фронт, где и погиб. Погибли её два зятя, один из них мой отец.

И тут я расплакался. Моё детское сердце почувствовало, что в нашу семью пришло горе, и я  больше не увижу свою бабушку. Мама со слезами на глазах гладила меня по голове и пыталась успокоить. Я вырвался от неё, убежал в самый дальний угол сада и дал волю слезам. Мама нашла меня, привела домой и успокоила.

Но жизнь взяла своё. Несмотря, на лишения и трудности, я рос весёлым и жизнерадостным. Прошёл все этапы жизни. И, только на пенсии, когда занялся литературным творчеством, понял, что прожил трудную и, в тоже время, насыщенную всякими событиями, жизнь!


Рецензии
Так пронзительно. Столько любви и
боли.Детской безысходности.
Но, какое счастье, что у Вас была
такая чУдная бабушка!
Всего самого доброго Вам,Михаил!

Галина Преториус   08.04.2022 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Вы очень добры ко мне!

Миша Сапожников   09.04.2022 06:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.