***

Шаламов
Выйдя из музея, продолжили прогулку по городу. За Соборной горкой наткнулись ещё на одну «литературную» улицу имени поэта Сергея Орлова. Но первое что увидели на ней – Дом Варлама Шаламова. Вот мемориальная доска на фасаде Шаламовского дома. Узнал, что с 1991 года действует экспозиция в Вологде в Шаламовском доме — в здании, где родился и вырос Шаламов и где сейчас располагается Вологодская областная картинная галерея.

Мне нужен клен с опавшею листвой
 И крыша над моею головой.

Я — северянин, зимний человек,
Я каждый день ищу себе ночлег.

 Каждое старинное здание имеет свою историю. Если это здание становится музеем, его история со временем приобретает черты живой летописи города.
           Двухэтажный каменный дом за Софийским собором долгое время был совсем незаметным. Он терялся в тени больших деревьев, кустарников и крапивы, внутреннее разорение слабо напоминало далекое прошлое. Теперь многие вологжане знают, что это дом, где родился автор всемирно известных «Колымских рассказов» писатель Варлам Тихонович Шаламов (1907–1982). Вологда стала местом паломничества почитателей его таланта. И уже стало традицией называть этот дом «Шаламовским».


  В Шаламовском доме каждый год в дни рождения и смерти писателя проводятся вечера памяти и также прошло Международные Шаламовские чтения (конференции). В.Т. Шаламов (1907-1982) – автор не только всемирно известных "Колымских рассказов", трагического эпоса сталинских лагерей, но и проникновенно-лиричной книги воспоминаний о детстве "Четвертая Вологда".

Есть три Вологды:
 историческая, краевая и ссыльная.
 Моя Вологда — четвертая.
 Четвертую я пишу
 в шестьдесят четыре года от роду…
 Я пытаюсь в этой книге соединить
 три времени:
 прошлое, настоящее и будущее во имя
 четвертого времени — искусства.
 Чего в ней больше?
 Прошлого? Настоящего? Будущего?
 Кто ответит на это?

Ещё одно здание в Вологде связано с именем писателя. Это мужская гимназия им. Александра Благославенного. Выпускники трудовой школы № 6 второй ступени. 1923 год. Когда я пишу эти строки и в интернете разглядываю фотографию  гимназии, вдруг узнаю его! Ёлки-палки! Так я же там был, в этой гимназии! 13 декабря 2008 года присутствовал на 60-летии моего друга Владимира Николаевича Асташова, декана гуманитарного факультета Вологодского технического университета. Именно в этом здании сейчас и размещается ВУЗ.


Рецензии