Бенджамин Бриттен. Смерть в Венеции

Российская премьера последней оперы Бенджамина Бриттена "Смерть в Венеции", которая состоялась  в Большом зале Московской консерватории в воскресенье, 8 декабря 2013 г., стала кульминацией масштабного фестиваля "Сезоны Бенджамина Бриттена в России", посвященного 100-летию со дня рождения композитора.

Главные партии исполнили:  тенор Иэн Бостридж, баритон Питер Колман-Райт и контратенор Йестин Дэвис.

За дирижерский пульт Концертного симфонического оркестра Московской консерватории встанет Геннадий Рождественский — дирижер, друживший с Бриттеном и много сделавший для популяризации его творчества во всем мире, в том числе и в России. Так, в день столетия классика 22 ноября Рождественский дирижировал российской премьерой оперы "Блудный сын" в Камерном театре Бориса Покровского. (См.http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)

Двухактная опера "Смерть в Венеции" была завершена в 1973 году — за три года до смерти композитора. Либретто создал Мифанви Пайпер, по просьбе Бриттена адаптировав одноименную новеллу Томаса Манна. В музыкальном отношении эта опера — пример позднего бриттеновского стиля, которому были свойственны лаконичные инструментальные составы. В ней также звучит индонезийский перкуссионный оркестр гамелан.

В спектакле принимали  участие:
Солисты Оперного театра, аспиранты и студенты вокального факультета  Московской консерватории
Партия фортепиано — Юлия Корень.

Вечер начал кратким вступительным словом   председатель  Попечительского совета Совета Британии сэр Вернон Элис. Сэр Элис подчеркнул  особое значение концертного исполнения последней оперы Бриттена именно в Большом зале  Московской консерватории, где композитор стоял за дирижерским пультом во время одного из своих визитов в нашу страну.

«Смерть в Венеции» — новелла Томаса Манна, впервые опубликованная в 1912.
Сергей Кудрявцев в своей книге «3500 кинорецензий» назвал её «психологически тонкой, деликатной по настроению и чувству, философской по мысли, с блеском отшлифованной по литературной форме... теоретически непереводимой на язык другого искусства».  Кудрявцев был неправ.
 В 1971 режиссёром Лукино Висконти был поставлен одноименный фильм с Дирком Богардом в роли Ашенбаха. 
В 1973 г. Бенджамин Бриттен  перевел новеллу Манна на язык оперы, ставшую  последней. И сделал это блестяще.

Содержание.

Густав фон Ашенбах, упорный и трудолюбивый писатель, получивший ещё при жизни широкое признание, прибывает в Венецию и поселяется на острове Лидо. Ещё по дороге туда он во всём видит предзнаменования. В отеле он встречает мальчика Тадзио, члена польской аристократической семьи, необыкновенно прекрасного.  Поклонение красоте быстро переходит в восхищение, обожание, влюбленность, любовь, страсть. Ашенбах пытается, но вскоре оставляет попытки, справиться  с  ловушкой,  в которую попадает. По сути Ашенбах сжигает себя  в страсти, завладевшей им  безраздельно. Он умирает.

В опере 2 главных персонажа – писатель и вечный соблазнитель, предстающий в разных обличиях.  Всего 3-4 раза в действие вмешивается Аполлон – великолепный контртенор.  В действии присутствует хор. У него двойная роль: собеседник Ашенбаха и городской фон.
Манн планировал написать историю о «страсти как помрачении рассудка и деградации», навеянную историей любви Гёте к 18-летней Ульрике фон Леветцов. Также писатель находился под впечатлением кончины Густава Малера и посещения Венеции, где он общался с прототипом Тадзио — 11-летним Владзьо Моэсом. Он также намеревался показать отношения между разумом и чувством.
« На замысел моего рассказа немало повлияло пришедшее весной 1911 года известие о смерти Густава Малера, с которым мне довелось познакомиться раньше в Мюнхене; этот сжигаемый собственной энергией человек произвел на меня сильное впечатление. Позже эти потрясения смешались с теми впечатлениями и идеями, из которых родилась новелла, и я не только дал моему погибшему оргиастической смертью герою имя великого музыканта, но и позаимствовал для описания его внешности маску Малера…»

Опера

"Свое последнее великое произведение — оперу «Смерть в Венеции» (1973) по новелле Томаса Манна — Бриттен сочинял, будучи тяжело больным.  Д.Шостокович так отозвался об опере: «Это работа гения.»

Композитор был уверен, что «Смерть в Венеции» станет его лучшим сочинением. В конце жизни он решил создать нечто очень личное, откровенное — оперу, герой которой будет ассоциироваться с самим автором почти безоговорочно. Он больше не боялся быть неправильно понятым и высказывался почти открыто. Партия Ашенбаха была написана для спутника жизни Бриттена, тенора Пирса.

Музыка великолепна. И драматична и глубоко лирична.  Упоминание о Тадзио сопровождается  звуками колокольчиков, ксилофона…
 
Одна из арий Ашенбаха сопровождается  арфой и ударными!  Вот,  что творится в душе!  И арафа, и ударные! Бой в душе и за душу!

Хор иногда подхватывает одну гласную и растягивает её!  Сложна наша душа…  Столько в ней всего….  и всякого….

В каком-то моменте услышался отголосок «Евгения Онегина» Чайковского, в каком-то «Фигаро» Россини. А может быть послышалось,  показалось…

Впечатление

Музыка забирает без остатка. Голоса прекрасны. Хор Московской консерватории - великолепен. За пультом – сказочный Геннадий Николаевич.
Ашенбах прощается. Последнее на что хватает сил у Ашенбаха:  «Tadziu»..   «Adziu, Adziu»… - вторит хор.  И оркестр рассыпается колокольчиками…

Рассыпаются колокольчики

Рассыпается страсть

Рассыпается жизнь


Рецензии