Первый Катин оборонный поход

     Разным  был день 7 ноября  1941 года для советских людей, но, думаю,  для всех он  был тяжёлым, угрюмым  и нерадостным – день 24-ой годовщины Октябрьской революции.
     Шёл пятый месяц войны. Немецкие войска захватили сотни городов и деревень и опасно приблизились к Москве. После парада на Красной площади  7 ноября  его участники сразу отправлялись на передовую, на защиту столицы.
     А на далёком от Москвы Севере морозным утром 7 ноября  парни и девушки колхоза им. Павлина Виноградова Архангельской области, среди них была и Катя Ануфриева, пошагали пешком в неблизкий путь до Котласа, более 150-ти километров. Нехитрые вещички (кое-что из еды и одежды)  были уложены в сани.
     В Котласе молодёжь распределили по "телячьим" вагонам – раньше в них возили скот,  и состав тронулся в путь до станции Грязовец Вологодской области, что южнее Вологды, то есть ближе к Москве.
     Видимо, исходя из самых худших предположений,  военное командование решило строить оборонительные сооружения к северу от Москвы.
     Разместили трудовую армию по избам одной из вологодских деревень. На следующее утро под руководством молоденького лейтенанта "оборонщики" приступили к работе. На озимых полях, занесённых снегом, им предстояло рыть окопы, землянки, противотанковые рвы.
     Зима 1941 года выдалась очень суровой. Морозы стояли под 40 градусов. Плохо одетым, полуголодным юным девушкам и паренькам приходилось работать  с утра до позднего вечера. Ежедневный паёк состоял  из ломтя тёмного сырого хлеба и кусочка сахара.
     Катя была сравнительно тепло одета – зимнее пальто, свою жакетку она ещё в начале пути отдала мёрзнувшей Гале Сопляковой. Холодно было всем, чтобы немножко согреться и разогреть землю, разводили костры.

     Катя редко подходила к костру. Они вдвоём с Лидой Фокиной  старались согреваться за работой. За ударный труд им добавили к пайку по два кусочка сахара. Несмотря на морозы, работала двинская молодёжь каждый день, и только один раз  им разрешили не выходить на работу -  при минус 42-х градусах.
     Иногда им давали время, чтобы помыться, постирать бельишко. Жители  двинских побережий, где у каждой семьи была банька, топившаяся по-чёрному или по-белому, вошли в ступор. Оказалось, что мыться предстояло в печке! В  печку нужно было спуститься, там внизу «пол» был устлан соломой, на скамеечке стоял таз с водой. Нужно было ухитриться вымыться с мылом водой из этого таза, стараясь как можно меньше  набрызгать  её на солому. Потом из печки следовало вылезть и уже в сенях, на «мосту» окатить себя чистой водой из другого таза. Все девушки боялись новой для них технологии помывки. Катя, которой в жизни не раз приходилось принимать крутые решения, спустилась в печь первой.
     Огни  зимних костров светили "оборонщикам" более трёх месяцев. Домой они вернулись в конце февраля 1942 гола. После короткого отдыха Катю направили на работу в сплавную контору на сплотку леса до сентября этого же года, до начала второго "оборонного похода".


Рецензии
Тяжелые были времена, что только не испытали наши бабушки, прабабушки в ту лихую пору!

Людмила Юрина Белей   21.12.2013 01:47     Заявить о нарушении
Да, Люда, тема тяжёлая, не знаю, когда и соберусь описать второй "поход".

Людмила Яцик   28.12.2013 01:46   Заявить о нарушении