О наших земляках Встреча с поэтессой
Мысли, на которые натолкнула встреча с поэтессой
Как-то однажды в филиале Протвинской библиотеки прошел вечер встречи читателей с местной поэтессой Александрой Курбаковой. В небольшом читальном зале библиотекари оформили выставку ее книг (всего издано шесть стихотворных сборников) под названием " И вдохновенье, и любовь…" Они поздравили поэтессу с вступлением в члены Союза писателей России, вручили ей скромный подарок. Затем поэтесса кратко рассказала о своей биографии, но большую часть времени наизусть читала присутствующим свои стихи.
Слушая ее лирику, можно удивляться тому, как гармонично на протяжении многих лет ее душа все теснее сливалась с окружающим миром, с природой. Во многих стихах она говорит именно об этом – о красоте окружающего мира, который гармонирует с ее настроениями, впечатлениями, порывами. Неслучайно некоторые из стихов Александры стали романсами. К отдельным из них написала музыку она сама, к иным – ее добрые знакомые музыканты – серпуховичи М.Агеева и В.Агеев, а также известные московские композиторы П.Аедоницкий, А.Мажуков, Н.Масальский; подготовил песенный цикл мурманский композитор А.Ляпин.
В этот вечер протвинцы прослушали в магнитофонных записях отдельные из песен в исполнении самой поэтессы, Музы Агеевой, Н.Масальского (к сожалению, недавно безвременно ушедшего из жизни). Но захватывающе задушевно, лирично звучал в его исполнении "Гимн городу Протвино":
Где в сосновом лесу
Пьет черника росу,
Встал высокой стеной
Город мой молодой…
Основные темы поэзии А.Курбаковой – любовь и дружба, а также – мягкий, хрупкий, капризный внутренний мир женщины, которая тесно связывает, переплетает его с прекрасным миром природы. Большая часть стихов наполнена трепетной нежностью, живым желанием обычного женского счастья, жаждой любовного отдохновения. Знакомясь с ее сборниками, ощущаешь, как с годами креп ее поэтический голос, многие из стихов можно назвать настоящими творческими находками, которые отчетливо свидетельствуют о тонком чутье к слову. Заметно, что поэтесса приучила себя как бы играть словами – напевно, мелодично, словно переливаясь каким-то особым разноцветием под солнечным лучом, в мире чистой, прозрачной природы.
Правда, иногда чрезмерное эмоциональное многословие и мешает, и, кажется, что автор даже сама чувствует это. Например, в отдельных стихах из сборника "Я искала птицу Феникс" она прямо подмечает это: "И сломаны крылья,/И слов изобилье…", "Я не хочу сорить словами…", "Слова-трава…", "Нет желания, отваги / Поверять сны бумаге. Надоела я всем / Сладкой патокой тем…".
Но ее стихи привлекают читателей искренностью, непосредственностью, лиризмом, отчего и ложатся легко на музыку.
Кстати, Александра нередко упоминает в стихах слово "ворожить" и порой кажется, что многими своими стихами она как бы стремится в первую очередь… заворожить саму себя, "заговорить" от каких-то бед, неудач, разлук. Зная наиболее трудные годы жизни поэтессы, когда ей пришлось преодолевать очень серьезные болезни, понимаешь, что лирика для нее всегда была не просто отрадою душевной, но и своего рода "врачевателем". И, как знать, может быть отдельными своими чересчур многословными и не самыми удачными стихами ей удалось таки "заговорить" такого чудища-зверя, как болезнь?.. Поэтому и не судишь слишком строго ее некоторую оторванность от реальности в грустных грёзо-мечтаниях, излишнюю восторженность. (Кстати, сборничек ее стихов, изданных в 1997 г., так и называется "Обманчивые грёзы").
Но есть у автора стихи и гражданского звучания (их немного), которые сильны и замечательны. Это, например, стихотворения "Памяти отца", "Серпуховский вальс", "К чеченским событиям" – с такими прекрасными заключительными строками:
От равнодушья не спастись,
И митинги почти пустые.
Открой глаза и ужаснись,
Заблудшая моя Россия!
Произведение "Бутовский полигон" – о репрессированном в 1937 году деде, церковном певчем, серпуховиче, обвиненном в контрреволюционной агитации. Поэтесса любит посвящать свою лирику друзьям, близким, нередко в самих стихах обращается к образам этих людей. Так, очень милы ее послания к отцу, бабушке, которые, с ее слов, своей врожденной талантливостью, музыкальностью очень многое заложили в характер, натуру, эстетическое миропонимание поэтессы.
И теперь Александра продолжает работать, думать, писать. Пожелаем ей творческих удач и поздравим с тем, что женщине с таким трепетным сердцем, певчей душою, преодолевая многие трудности, удалось творчески реализовать себя, найти в лице своих земляков благодарных читателей и слушателей песен, романсов.
Валентина Лефтерова
(«Эксперимент», №2(5) /2002, с.28)
Свидетельство о публикации №213121001016