Фрагмент 22

31.12.03
Человек должен ежегодно обновляться. Духовное обновление – это его личная воля  и личная возможность. К сожалению, это не часто осознают и еще реже осуществляют. Над нами довлеет суета, с которой мы срослись и потеряли духовное зрение.  Дух – это не то, что изредка нисходит к нам, как божья благодать, откровение или инсайт. Дух – это то, что в нас всегда, но слишком часто мы о нем забываем, а когда вдруг вспомним, не можем понять, к чему нам это?!
В предстоящем году, на новом условном отрезке своей, безусловно, реальной жизни, я задался необычной целью – каждый день жить. Духовной жизнью. Жизнью моего духа.
3.01.04
Моя философия слишком похожа на мою поэзию. И в той, и в другой - избыток  безумного нетерпения. И все это так похоже на повседневную сущность моего бытия. Отсюда формула: философия = поэзии = жизни… Замкнутый равносторонний треугольник бытия.
Мы невероятно богаты. Каждый может выбрать себе отдельную Галактику или даже Вселенную и стремиться к ней всю жизнь, как я - к своей единственной и неповторимой. А в своих фантазиях, мы все - демиурги. Можем творить, править, перестраивать, восхищаться и снова творить!
Так почему нам здесь, на Земле, так мало всего, что мы имеем? Почему мы утверждаем, что нам вместе не прожить и кого-то надо уничтожить, а кто-то один, самый злой и жестокий, будет править маленьким земным миром?..
8.01.04
Кому нужен голос, твои слова, твоя мысль? Конечно же, тебе одному. Пока твоя мысль и твое слово не станут общественным явлением, не получат некий резонанс в публичной жизни, ты всегда будешь своим единственным слушателем и ценителем собственного интеллектуального самовыражения…
Но, когда ты вдруг окажешься на горизонте интереса публики, это не значит, что тебя верно поймут, примут и воспримут таким, каким ты был (есть) на самом деле или каким себе кажешься. Скорее всего, ты будешь интерпретирован во множестве вариантов, и большинство из них будут далеки от истинной или твоей реальности. Это почти неизбежно. Разница в том, раньше, позже или никогда (?!).
А «быть или не быть» уже получило ответ. Но «быть» в чьем сознании, в скольких сознаниях?
По стечению обстоятельств мы можем присутствовать в миллионах сознаний, быть миллионно переживаемым в чьих-то чувствах – но что это нам дает? Только значимость в собственном воображении.. «Ах, меня все любят, меня все понимают!». Вообще, тщеславие, как социально-психологический, философско-мировоззренческий феномен не так уж и часто подвергается глубокому аналитическому исследованию. Но значимость этого феномена в историческом процессе и в личной судьбе  почти каждого индивидуума, ярко выражена и часто доминирует над другими социально-психологическими качествами. Но так принято (по умолчанию), что мы стараемся избегать открытого обсуждения феномена тщеславия, либо говорить о нем предвзято (критически морализируя), либо иносказательно и косвенно.  А ведь тщеславие порождает многие иллюзии сознания личности и аккумулирует волю во имя признания, хотя бы и в собственных глазах. Признания себя самого, как социально-значимой персоны, обладающей уникальными качествами и непризнанными заслугами.
Думаю, что нередко моими поступками двигало тщеславие, хотя я иногда об этом не догадывался, а еще чаще, не признавался.
В последнее время оно существенно ослабло, и я начал чувствовать, что ко мне чаще стало приходить безразличие.
Так вот, если мы исследуем генезис тщеславия одной отдельно взятой личности, что важнее для её бытия, самореализации – тщеславие или безразличие?
Думаю, ответ банален. Исследуйте тщеславие, найдите его глубинные корни и энергетические источники, и мир станет более ярким, богатым, жизнелюбивым и осмысленным.
13.01.04 7-00
Л.Шестов: «… в философии совершенно неважно, каких убеждений держится человек… Величайшая прерогатива философов – это свобода от убеждения, и без той свободы вы никогда не проникните в мир сущности».
Л.Шестов – эрудит, эстетствующий философ, больше похожий на литературного критика, вырывающий из контекста иных философий отдельные мысли, украшающие его рассуждение, но нисколько не прибавляющие оригинальности, самобытности. Хотя, как критик, он подмечает много моментов в философии других.
16-26
Многие философы, нередко и самые замечательные, страдают многословием и повторениями. Процент оригинальности и принципиально существенных мыслей редко достигает 10%.
И зерно истинное мысли теряется в ворохе суеты или в куче пустой породы. Только Гераклиту и немногим удалось избежать пустых слов и повторов.
Шопенгауэр – много ярких образов и оригинальных мыслей зачем-то облекаются толстой оболочкой словесной шелухи. Иногда я думаю, что обилие сопровождающих слов и предложений играет чисто гастрономическую цель: чтобы не поранить свой мозг острой, обнаженной мыслью, мы вынуждены сдабривать эту мысль всякими оборотами и приставками, играющими роль гарниров и пряностей.
21-13
Философствование, заполненное критикой известных мыслителей и создателей философских систем, очень похоже на сюжет «Слон и моська». Высказал какое-то критическое замечание «мэтру» философии и сразу же вырос в своих глазах и глазах читающей публики (особенно из собственного окружения). Философия «от себя» большинству дается труднее. Быть оригинальным, не заимствуя, и не критикуя - не простая задача. Быть мудрым – почти не исполнимая. Быть гениальным – это от Бога (игра стихийных сил природы с редчайшим положительным результатом).
15.01.04 7-50
В воле Шопенгауэра заложена сознательная и неискоренимая несправедливость мира. У нашей свободы и у нашего стремления познания нет смысла и нет шансов. Мир обречен на несправедливость, человек обречен на страдание. Воля, которая устроила весь спектакль мирового действа (мировую драму, мировую неискоренимую скорбь), тупо наслаждается происходящим и торжеством господства воли в настоящем…
Но тем и хорош Шопенгауэр, что он не замечает, а точнее не боится своих противоречий.
Последний абзац мысли можно перевернуть и опровергнуть предыдущий, и так повторяется неоднократно. И неожиданная мысль – П.Фейерабенд во многом вышел из Шопенгауэра. Не считая Ницше (у которого были серьезные проблемы с головой). Шопенгауэр и Фейерабенд – наиболее близкие философские родственники. Эта мысль взбрела неожиданно, и доверился своей интуиции. Может, она столь же (или более кощунственна), как мысль о том, что Гегеля породил Шеллинг…
Просто в мире абстракций существуют свои аккорды, гармонические ряды и созвучия, и мы, с неизбежностью, касаемся одних и тех же тем, и выражаем похожее видение мира, только позволяем произвол в последовательности изложения и расстановке акцентов (воля, мировой разум, Бог, интуиция, либидо, свобода, атом, фатум…). Поэтому, общее и созвучное можно найти даже у далеко отстоящих (по времени и месту, по назначению)  философов. Например, у Ленина и Иисуса Христа, у Гитлера и Чичерина (пусть простит меня последний). Мир наших идей становится все более насыщенным, и броуновское движение человеческих абстракций порождает все более абсурдные ассоциации и все более парадоксальные теории.
17.01.04 18-27
Иногда, ловишь себя на мысли, что ничего нового в мире уже не узнаешь, и ничего нового о нем не напишешь…Но, это усталость сознания, становящегося обыденным. В мире нет ничего устойчивого.
Постоянная пульсация, изменение. А мы хотим запечатлеть мир, как фотографию, чтобы навсегда сохранить без движения красивый образ ускользающего мира.
Проживаем не ту жизнь, не те чувства и не к тем людям, совершаем не те поступки… И до сих пор не знаем: как узнать, которые те?
17.01.04 21-26
Любая теологическая система правдоподобнее, чем туманные абстракции современной космологии. Но душа стремится именно в эти туманные абстракции.
18.01.04 19-44
Во всей культуре, в науках, в философии и в мироощущении человеческой цивилизации так много инертности, стереотипности, бесконечно-нескончаемых повторов и перепевов одних звуков, идей, смыслов.
Пустые рассуждения о Правде и Лжи, о Добре и Зле, Совести и Агрессии. О том, что так расплодилось человечество, что скоро съест всю планету. И снова войны, террор, обман, жажда обладания и потребления.
Стремление в космос и полный беспорядок в душах, мыслях и человеческом сообществе.
А когда ты не хочешь быть как все, когда говоришь непонятные мысли, находишь необычные смыслы и живешь в своем мире, тебя начинают презирать, подавлять, уничтожать. Ты – чужой. Инакомыслящий. Ты – неандерталец или инопланетянин, «ты просто псих» и «у тебя едет крыша».
Может просто есть уход в иные миры сознания?!
И чего стоит утопия «счастливое человечество»?!
Между людьми, всегда и сейчас, бездна непонимания. Может оттого, что гены погибших популяций, рассеялись среди ныне живущих людей и вызывают бессознательное недоверие, вражду и желание побеждать, уничтожить других, непохожих, неподобных?
Когда происходит напряжение мысли и в предвидении маячит безысходность, неразрешимость, не проще ли выйти в морозную сибирскую ночь, чтобы обрести иные, оживляющие смыслы…
19.01.04 8-38
Есть ощущение, что в интуитивном поиске появились новые тоннели и новые возможности для сознания. Предчувствую новизну грядущих идей и абстрактно-чувственных моделей. Если Дух прорвется на свободу, ох, и погуляет он по просторам многомерности ускользающего Бытия! Временами, на поверхность просачивается сверхсознательная полевая субстанция и совершенно перекраивает устоявшуюся обыденность и ,якобы, научные каноны миропонимания.
20.01.04 7-30
Когда погружаешься в глубины абстракции и интуитивного постижения, «конструкции реальности» самосознания начинают дрожать и терять опоры, потому что теряют смысл все постулаты идеологии и теологии, научного и обыденного миропонимания. Здравый смысл кажется анархизмом вымерших времен. Поэтому, у всех теорий и учений, у всех здравых смыслов и даже мистических психотехник, существуют свои «запреты» и «табу» на переход границ, зафиксированные и санкционированные создателями и авторитетами.
Этот модифицированный предохранитель «чистоты оконтуренного сознания» во всех случаях направлен на фиксацию отдельного сознания индивидуума в границах условного, биосоциального пространства. Такое своеобразное достижение земной человеческой цивилизации…
21.01.04 10-02
Современная философия, вместе со своим историческим прошлым, что является неотъемлемой частью настоящего и будущего, очень похожа на сказку из прошлого века. Там, где «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить…»
Так устроено мышление нашей цивилизации, что мы мыслим через феномен понятийной культуры. А понятия, они часто древние, самые разнообразные, многократноперекрещенные, насыщенные гибридами, мутациями и просто выродками и уродами.. И кто бы не пытался их очистить с помощью «моделей пещеры», «критик антиномий и чистого разума» с помощью симулякров и ризом  - многообразие и неясность только возрастает в геометрической прогрессии.
Поэтому, либо жить «по-старинке», не прибегая к услугам «очищенного разума», от «как Бог на душу положит», т.е. спонтанно и произвольно, отдавшись чужой, «освещенной» вере или собственной самопорожденной «животной вере», либо снова внедряться в тайгу и джунгли понятий и мироконструкций, созидая собственный мир и новое видение каждый раз неповторимых восходов и закатов…
Путь «животной веры» дает больше шансов к житейскому успеху. А поиск нового синтеза понятий и религий, только шансы на признание чудаками и отверженными.


Рецензии