Вахш - вахшская долина

         ЕЩЁ  РАЗ  О  ДРУЖБЕ

         Вахшская долина простирается  от  Курган-Тюбинского  перевала  (отроги  Гиссарского  хребта)  до  Пянджа  (нижнего  его  течения).  Когда-то  она  была, в целом, безводна и безлюдна.   Небольшие селения (кишлаки)  были  только по берегу реки "Вахш".
       Климат таких долин особенный. Буйная  эфемерная  растительность,  покрывающая  долину  весной,  летом  под  палящим  солнцем  выгорает. Остаются  лишь  колючки. Вот такой  летний  пейзаж с небольшими  стадами  оленей, бродившими  возле  источников  воды  (место  Оби - Киик),  и  превалировал в те далёкие времена.  Солнце выжигало  всё.  Жара.  В тени столбик термометра  доходил (да и доходит сейчас)  до  45 - 50-ти градусов. На открытом  месте, в  песке,  свободно  можно  испечь  лепёшку  или  яйца.  Босые  ноги  вообще  не терпят  такой  температуры.
       Но  пришёл  старший  брат, протянул  руку помощи  и  повёл  всех людей за собой - заскрипели  колёса, мотыги  запели  и  канал  «заиграл» голубой.  Долина (в Советские времена) превратилась в  сельскохозяйственную  житницу.  Она стала  основным  местом  по  выращиванию  тонковолокнистого  хлопка...
       Поля  полями, хлопок  хлопком, канал  каналом,  жара  жарой,  а  люди, почувствовав себя хозяевами земли,  изменились. Изменился их  быт,  их  отношение  к  жизни, ведь они ж  могли  теперь  использовать по собственному усмотрению те  дары, что  предоставила  им  окружающая  природа. 
       Таким образом, вода  Вахша  изменила  жизнь  людей. Но река  сама по себе  не  изменилась -  как  была  дикой, сильной, с  многочисленными  воронками, такой  и  осталась. В переводе  на  русский язык  слово  «вахш»  означает -  дикий,  коварный.  Если в эту реку попадёт  неопытный человек, то всё может  закончиться  плачевно.
       В один из таких жарких летних дней отряд  геологов Южно-таджикской  экспедиции, в котором мне довелось работать  по  изучению  происхождения  неогеновых  отложений, используя  спорово-пыльцевой  анализ,  расположился  на  берегу  Вахша  отдохнуть. Развели костёр и, пока готовился обед, все решили освежиться, так как  было  очень  жарко.  Получив на это разрешение  начальника  партии, среди  геологов  началось  невообразимое  веселье: шум, смех, крики, охи, ахи, вздохи. Купались буквально все, за  исключением  подростка Карима, который только что был принят на работу. Он и должен был готовить обед. Осталась на берегу и Света. По своему
 характеру она была жеманной девушкой, требующей к себе постоянно особого внимания. Это всех как-то немного напрягало, но никто не показывал и вида. В отряде всегда царило спокойствие и уважение к друг другу.  Свету стали звать купаться, но она сказала, что  боится заходить в «холодную» воду. Однако  вода была тёплая, но всё равно так освежала, ласкала,  что  мне  стало жаль  Свету и я  потянула  её  к  себе, взяв  за  руку. Но это  было  моей  огромной  ошибкой,  потому что, сопротивляясь, она, видимо,  соскользнула  с  отмели, что  была  под  нашими ногами,  и попала в террасный обрыв.  Я, почувствовав неладное, тут  же  её  подхватила, выдернула  на берег, а сама со спокойной  душой  пошла  поплавать.  Света  же,  наверное, решив всё-таки не отставать от всех, каким-то совершенно непонятным образом снова оказалась в воде и снова попала туда, в обрыв. Я сначала не поняла и удивилась, почему она здесь, но раздумывать было некогда - течение подхватило её и понесло. Я бросилась за ней и успела схватить за ногу. А она тут же обвила мою шею руками, и я почувствовала, что задыхаюсь и что ухожу вместе с ней на дно.
       В это же  самое  время в воде оказался Карим, этот мальчик. Он совсем не умел, оказывается, плавать. Карим, как потом выяснилось, пошёл с ведром, чтобы набрать воды, и ведро его утянуло.  Парнишка побоялся его отпустить.  В общем, даже сейчас, через столько лет,  вспоминать  об  этом  тяжело. Ведь они  могли утонуть оба, не считая меня. А я ведь только в последний момент, теряя уже сознание, как-то высвободилась из цепких рук Светы и вынурнула из воды.  "Светка! Светка! Спасите!" - как смогла, крикнула я, но её уже нигде не было видно. Все были ошарашены и  не понимали, что делать, и только молча разводили руками. И тут в самый последний момент дикий Вахш, пожалел, видимо, всех нас и решил сделать подарок людям, чтобы не говорили, что он уж такой коварный. Река на какое-то мгновение как бы вытолкнула на поверхность и Светку, и Карима. Макушки их голов  одновременно показались над водой.  Это была уже почти середина реки (далеко от берега). И если бы Володя (студент-практикант из Ленинграда) и  Умар Валиев (геолог партии) не успели  поднырнуть под них, Вахш унёс бы их навсегда.  Они же  всё-таки успели! - Догнали  обоих  уже  под  водой. На берег Свету и Карима вытащили уже обессиленными (они не могли больше сопротивляться).  Светка потом долго - долго ругалась,  не понятно  на  кого, а  Карим  сидел  и  плакал, выплёвывая воду. Он никак не мог понять, как оказался в реке и куда подевалось его ведро. Все мы были в растерянности, не зная что сказать и что делать дальше. Да и вообще слов не было. Был только шок. Начальник же партии Меламед тоже не сказал никому и слова, а только всё ходил и ходил, размахивая руками.  Слава Богу всё обошлось! - Так думали все.
       Потом,  уже когда всё-таки был приготовлен обед, и все собрались за ужином, кто-то хихикнул. Меламед хмуро посмотрел и вдруг сам заулыбался. Шок стал проходить -  все разом
как-то загалдели и начали смеяться. Правда, мне было не до смеха. Я проклинала себя за то, что
потянула Свету в воду, не подумав о том, к чему может это привести.  Что ж, урок оказался хорошим, хотя и очень тяжёлым. Хорошо ещё, что всё обошлось. А нашими героями были Умар (узбек)  и  Володя (цыган). Таким образом, таджик и русская были спасены цыганом и узбеком. Я умышленно говорю о национальности этих ребят. И как можно назвать действия  спасающих?  Они  ведь  рисковали своими жизнями,  подвергаясь  огромной  опасности, но не побоялись и  даже не подумали о ней. Да им и некогда было думать, надо было действовать, ведь всё решали секунды.
       Это  и  есть  настоящая дружба между народами.  Я ещё раз повторяю, что  река  эта  очень коварная (сильное течение, воронки и омуты). Эти ребята совершили геройский поступок. И хорошо, что они оказались рядом. Всегда в жизни нужно, чтоб кто-то был рядом. Я вот с печалью в сердце вспоминаю этого зеленоглазого Умара, поющего "Арабское танго". Царство  тебе  Небесное, друг мой.  Никто тебе не помог, когда ты тоже так сильно нуждался в помощи. Но никого не оказалось рядом.  Понимаю, что ты  понадеялся  на  себя, ведь сам плавал, как Бог, но река та, другая (Кафирниган), оказалась всё же сильнее тебя. Ладно.  Хватит  в  очередной раз  рвать сердце,
которое всё болит, хоть это и дела  давно минувших дней.
       Надо вспомнить и рассказать что-нибудь  веселое, но  как-то  всё  не получается, ведь с весельем рядом часто шагает, если не  печаль, так  грусть.
       Правда, грусть бывает и светлая. О людях благополучных и хороших, например. Где-то вы теперь, «друзья-однополчане»?  Что делаешь ты, Яша  Меламед?  Это, как я уже говорила, начальник  геологической партии,  молдованин по национальности, умный, хороший, понимающий  всех  человек.  Он занимался уже тогда  научными  изысканиями, отыскивая рациональное зерно сноса пород  в  неогеновых  свитах.  Теперь ты, Яша, стал,  наверное уже,  большим  учёным геологом.  И сын твой тоже,  наверное, пошёл по стопам отцам. Где-то и вы: Володя, Света, Карим?  Всего доброго, друзья, где бы вы ни были, в каком царстве-государстве ни находились.
               






               
               
      


Рецензии