Во саду ли, в огороде... 1. Полина-малина

ВО  САДУ  ЛИ,  В  ОГОРОДЕ...

Повесть

1. ПОЛИНА-МАЛИНА   

     Во дворе, на узкой скамейке, прислонясь к нагретой солнцем стене зелёного деревянного домика, сидит уютная старушка с добродушным лицом, обрамлённым слегка растрёпанными вьющимися волосами, наспех забранными в простоватый узелок. Утром прихорашиваться было некогда – как вышла в огород, так и осталась там до обеда, не успела ни умыться, ни причесаться, а уж позавтракать – тем более. Вот только сейчас и присела отдохнуть.

     В огороде всё живое, всё растёт – что надо и не надо. Посеянное всходит нехотя, потихоньку-помаленьку, а мокрица с лебедой торопятся, словно их кто звал. Когда здоровье есть, повозиться в земле – одна радость, а когда нет... тоже приходится. А как же, ко всему надо руки приложить, без этого здесь и лебеда не выросла бы. Город, заводы кругом дымят, а почва бедная.

     Как ни старалась Полина ублажить, удобрить свою истощённую землицу, всё равно на ней ничего путного не вырастало – так, то-сё, в основном зелень – подкормиться летом. А ведь она целыми днями здесь трудится – пропалывает, поливает, камешки выбирает, крутится с весны до поздней осени, словно взаправду хозяйство ведёт. Привезти бы сюда машину хорошего перегноя – был бы толк.

     Полина вздохнула. Такая вот она, жизнь человеческая. И чем бесполезнее труд, тем он тяжелее и дольше. Кому как написано на роду. Одни живут сытые и нарядные, и квартиры у них богатые, как на картинке. Может, они родились в хорошее время у толковых людей. А другим, видать, положено всю жизнь ишачить да переживать.

     Так уж наработалась Полина за свой век, что сейчас ей потихоньку в земле возиться – хоть до ночи – и то отдых. Захочет – пойдёт полежит, подремлет или в магазин сходит, поглядит, что там люди покупают. Ей-то и надо всего пакет молока да батон. Пшена ещё есть полпакета, картошку она подождёт свою, а про колбасу до пенсии нечего и думать.
 
     Никаких вольностей на занятые у соседки деньги не позволишь, а то Полина купила бы котам рыбки. Себе не обязательно, а котята аж кричат, заслышав заманчивый запах. Она любит смотреть, как они едят, а потом играют друг с другом – совсем как дети. У неё живут кот и кошка с двумя котятами. «Деток» надо уже пристраивать в хорошие руки, но желающих пока что-то нет, и сердобольная хозяйка в первую очередь кормит-поит котят, а уж сама как-нибудь.



     У Полины есть маленькие правнучки-двойняшки, только видела она их всего два или три раза. К ним далеко ехать – на другой конец города, да и не зовут её туда в гости, зачем зря лезть, людям мешать. А помогать она уже не годится, силы не те. Сейчас растят детей по-новому: как рождаются – им сразу всё импортное, дорогое покупают, да такое, что и не знаешь, как называется и зачем это нужно.

     Она и не спрашивает. А когда внучке с ней разговаривать? Она ведь одна возится весь день со своими детками. Муж на работе, свёкор и свекровь тоже – они ещё молодые. Раньше внучка с мужем у себя дома жила, с отцом-матерью, а потом парень захотел вернуться к своим родителям – надоело ему у чужих людей, тем более, что тесть регулярно закладывает за воротник.

     К новым родственникам, то есть к своякам, Полина ехать стесняется: чего она там будет торчать, как старый гриб, без пользы дела, как говорит её сын Витя. По телефону она внучке, конечно, иногда звонит – хочется ведь знать, как там девочки растут, родная кровь всё-таки.

     А когда-то внуки крутились возле неё, любили щедрую бабушку. Тогда от неё польза была – она ещё работала, гостинцы им покупала, игрушки всякие. А сейчас, если какие деньги останутся от пенсии, Витя придёт займёт или после работы в огороде есть захочет, а его ведь кашей не накормишь. Надо сходить колбасы купить, яиц, картошку пожарить.

     Или когда штраф попросит заплатить за него – он по пьянке то в вытрезвитель попадёт, то что ещё натворит, – вот и не получается дотянуть до пятого числа, когда Полине пенсию приносят. Приходится перехватывать сколько-нибудь у знакомых, хоть ей и стыдно занимать деньги в таком солидном возрасте.

     Сын, конечно, помогает по хозяйству, когда не пьёт. Грибов иногда принесёт – он любит в лес ходить. Он и у себя дома всё делает, благоустраивает, а жена его всё равно ругает и гоняет – пьёт он больно часто. Бывает и так, что она ключи у него заберёт и домой не пускает. Вот он и едет к матери – в темноте, голодный, злой. Мать-то никуда не денется. Ему нужно внимание, забота, он ведь для неё – единственный сын, выстраданный, выкормленный на одну материнскую зарплату.



     Полина – человек простой, у неё и лицо открытое, бесхитростное, и слова такие же простые, что думает, то и говорит. Мысли у неё не злые, не лукавые, вот и на лице написано, что никакого подвоха или обмана от неё ждать не надо. Старые подруги зовут её Полина-малина – за приветливый характер и необъяснимую щедрость, и это при такой бедности! Конечно, порой ляпнет напрямик, что думает, а людям это не всегда приятно слышать. Но на неё никто подолгу не обижается. Она сама же первая позвонит и спросит как ни в чём не бывало: «Какие проблемы?»

     А ведь бывает так, что человек может прикидываться добрым и улыбаться всем, и льстить, а в мыслях у него совсем другое. От этого двуличия к старости появляются злые морщины, и когда человек уже не в силах притворяться и лицемерить или не умеет управлять своим лицом, оно начинает его выдавать. Вся его злость, все грехи, все пороки проявляются, прорисовываются на нём и отпугивают людей. Не зря же появились сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного! Такие злокозненные старики и в жизни нередко попадаются, тут даже не надо ничего выдумывать.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2013/12/11/1078

____________________________

Фото из интернета


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.