К этнической идентификации закавказских Лазов!

   
     Известный  абхазский  историк-этнограф,  проф.  Ш.Д.Инал-ипа  отмечал  (цитирую):  «В  прибрежных  районах  центральной  Колхиды   л а з ы   появляются   на  рубеже  новой   эры».1  По  другим  источникам  на  территории  исторической  Колхиды  лазско-чанские  племена  появились  не  ранее  2 в. до  н.э.2
     А  в  «Большой  советской  энциклопедии»  читаем:  «На рубеже  1-2 вв. н.э.   на  месте   располагавшегося   Колхидского   царства  (созданное,  по  тому  же  источнику,  в  6 в.  до  н.э.  племенами  колхов  и  просуществовавшего  до 2 в. н.э.  -  Л.К.)    к  Северу   от   устья  р. Чорохи  возникло  Лазское  царство,  которому  постепенно  удалось  подчинить  население  Сев.  Колхиды». 3    
     Именно  в  этом  контексте  и  возникают принципиально  важные для  истории  этнографии  Колхиды  вопросы: кто же  такие  л а з ы? Как племенное наименование   «лазы»  соотносится  с племенными  наименованиями  «зики»  и  «джики»? И почему,  наконец,  имя  «л а з ы»  исторически  приходят  на смену  имени  «к о л х и»?  -  Точные  ответы  на  эти  вопросы  имеют  принципиально  важное  значение,  для  правильного  понимания   подлинной  истории  этнографии   древней  Колхиды  и, естественно,  требуют  научно  обоснованного,  аргументированного  ответа!
     Так, известный  комментатор  поэмы  «Александра»,  писатель александрийской  эпохи  (111-11 в.в. до  н.э.)  Ликофрона  Цец   писал,  что  «…колхи, называемые   лазами -  переселенцы  из  Египта,  живущие   вблизи  абазгов, называемых  также  массагетами…   живут  они   в   тех  частях  Азии,  что  у  Фасиса..».4    А  по  утверждению   же   Степана   Византийского -  апсилы,   саниги,   лазы,  бехери -  с к и ф с к и е    племена.5    
    Грузинский  исследователь  Т.С.Каухчишвили  даёт такой  комментарий  по тому  же  поводу (цитирую):  « …Колхи  впоследствии  назывались  лазами  (точнее,  в  историческом  аспекте  лазы  заняли  место  колхов  в  истории Западной Грузии),   колхи // лазы   соседи  абазгов…».6          
    У  Прокопия  Кесарийского   Колхида   именуется   Лазикой.7   А  современный абхазский  исследователь   И.Марыхуба   со  ссылкой   на   сведения  составителя   «Античных   источников   о  Северном  Кавказе»  (В.М.Аталикова)  и  свою  работу подчёркивает,  что:  «Абхазы   генетически   связываются  с  античными  колхами,  жившими   в  Закавказье…».8   
    В  У111  веке,  после  опустошения  Колхиды – Лазики  арабами (поход Мурвана  Кру  и  др.), в  восточную  её  часть началось  массовое  переселение  из Картли  предков  современных  имеретин   и  гурийцев,  основавших  на  колхско - лазских  пепелищах   новые  посёлки.…9  «Именно   в   результате  миграции   картвелов  в  Колхиду  и  форсирования  Сурамского  хребта  в  период  между У111 и  Х1 веками  собственно  карты-картлийцы-картвелы   раскололи   лазо-мегрельскую   этническую  общность  и  образовали  Имеретию, Гурию, Аджарию…10 Это  совпало  с расширением  влияния  абхазских  царей  Леонидов  в  юго-восточном направлении, к территориям  внутренних  районов  современной   Грузии  формированием  (из  абхазских  племён  абазгов,  апсилов,  санигов,  мисимиян  и др.) феодальной  абхазской народности,  созданием  и  укреплением   могущественного   в  Закавказье  Абхазского  царства  У111 – Х  веков,   его  политическими   и   захватническими   устремлениями   на  восток,  экспансией   и   колонизацией   абхазских  феодалов  территории  бывшей  Колхиды,  основанных  на  собственной  обще  абхазской  политике,  постепенно (к концу  Х в.) и  объективно приведших  к объединению картвелоязычных (грузинских)  племён.  В  этом  процессе  главенствующую  роль  сыграл  консолидирующий фактор  Абхазского  государства…».11            
    Упоминание  о   л а з а х   находим   и   в  «Естественной  истории»  Плиния Старшего  (23/24 - 79 гг):  «В  140000  шагов   от  Трапезунта   река  Абсар  с  соименной  крепостью  при  устье. В  этой  местности  за  горами  лежит  Иберия, по берегу живут гениохи, ампревты,  л а з ы,  текут реки  Акампсеон, Исис, Морг,  Батис  (Глубокая),  потом  племена   к о л х о в,  город  Матий,  река  Гераклей  с  мысом  того  же  имени   и  славнейшая   из  понтийских   рек   Ф а с и с».12 Затем  сведения   о  лазах   находим  у  Флавия  Арриана  (между  95 – 175гг) и  у  других  авторов.
    По  Прокопию  Кесарийскому   ч а н ы   жили   по  соседству  с  арменийцами,  причём  не  на  берегу  моря,  а  в  горах;  по  словам   Агафия,  они  населяли  территорию  ниже  от  Трапезунта.  «Санника»  (Тзаника,  Чаника,  груз. Чанети»)  наряду   с  Тибареной   и   Колхидой   становится   собирательным   названием, а   союз  ч а н с к и х   племён  - непокорных  врагов  Рима, - живших  в 1 -11  вв.  н.э.  в  условиях  родового  строя  («народ  не  имеющий  царей»  - по Арриану),  в  римскую  эпоху  достигает  такой  политической  силы,  что во 2-ой пол. 1У в.  вторгается  в  Каппадокию, Киликию и Сирию.12 В истории  известно существование   Лазского  царства,  Лазика  (местное  название   -  Эгриси)  в  Зап. Грузии  во  2 – 6 вв. По  сведениям  античных авторов  Лазика, занимала  территорию к Северу  от  устья  р. Чорохи, населённую  л а з а м и. Значительными  её  центрами были:  столица  Археополис  (совр.  Нокалакеви),  Родополис  (совр. Варцихе),  Вашнари,  Петра  (совр.  Цихисдзири),  Апсар  (совр.  Гонио)  и  др. В  4 в. её  правители  подчинили  себе  население  Сев. Колхиды (сванов, апсилов, абазгов). Официальной  религией  с 523 г. стало  христианство,  распространённое  в Лазике  ещё раньше. По  договору  от  562г.  Лазика  осталась  в  зависимости  от  Византии. С  6 в. Лазика  стала  ареной  войн  между  Византией  и  Ираном.  По  договору  562 г. осталась  в  зависимости  от  Византии  и  там  была  упразднена царская власть.  Но  в  У111 в.  Лазика  вошла  в  состав  Абхазского   царства.
    Судя  по  всему,   территория  Лазского  государства  в  древности   распрос транялось  и  южнее  реки  Чорохи,  свидетельством  чего  является  наличие  и   поныне  в  Турции   вилайета   и  административного  центра   под  названием   «Чанаккале»,  в   основе  которого  не  трудно  видеть  этноним   «ч а н ы»   и  тур.  кале  - «крепость»
    Византийский  историк  У1 в.  Агафий  Миринейский  отмечал:  «Л а з ы  народ   о ч е н ь    м н о г о ч и с л е н н ы й    и    в о и н с т в е н н ы й.   Они   в л а в с т в у ю т   над  другими   м н о г и м и   племенами.  Гордясь  старым  названием  к о л х о в,  они  сверх  меры  себя  возвеличивают, и,  может  быть,  не  совсем   без  основания.  Среди  народов,  находящихся  под  чужой  властью,  я  не  видел  никакого  другого,  столь  з н а м е н и т о г о,   так  осчастлив ленного   избытком   богатств,   множеством  подданных,  удобных  географическим  положением,  изобилием    продуктов,    б л а г о п р и с т о й н о с т ь ю    и   п р я м о т о й   н р а в о в».13
    Как  видим   из  сведений  византийского  историка У1 в. Агафия Миринейского  лазы  не  только  были  народом   «очень   многочисленным   и   воинственным»  и  «властвовали   над   другими   многими  племенами»,  но   и   «гордились  старым  названием  колхов…»  и,  в  этой  связи, даже  «сверх меры себя  возвеличивали»,  обладая  «благопристойностью  и  прямотой  нравов». Одним  словом  быть  колхами  тогда  было  очень  почётно  и  престижно!
   А  Ш.Д.Инал-ипа отмечает, что  «… позднее  имя  этого племени (т.е. л а з о в  -  Л.К.),   было    постепенно   р а с п р о с т р а н е н о    н а    в с ю   Колхиду».
    Кроме  того,   сведения  Агафия  прямо  корреспондируются  с  тем, что пишет грузинский  исследователь  Г.А.Меликишвили  по  поводу  д ж и к о в (идентифици- руемых  им  с  зиками  // зихами // зигами  – Л.К.) -  «предков  абхазо-адыгских  племён», - «в о и н с т в е н н о г о   кочевого   племени    северо-кавказского  происхождения».14 
    Швейцарский  француз  Фредерик  Дюбуа  де Монперэ (1798-1850гг) совершивший  в 1833 году  путешествие  на  русском  военном  корабле  путешествие вдоль всего  Черноморского  побережья  Кавказа,  а  затем,  объездив  западное  Закавказье до  Тифлиса  включительно, пишет (цитирую):
    «Страбон, который  писал  за  26 лет до н.э. и имел возможность основательно  ознакомится  с  условиями  этих  стран,  первый  приводит  название   «з и х и». Существовало  ли  оно  ранее?  Это  более,  чем  вероятно…  Не  только  грузины,  народ  такой  же  древний,  как  сама  история,  не  знали  других  названий,  кроме  «джики»  и «Джикетия», которыми  они  называли  морской  берег Черкесии и  его  обитателей, но, по-видимому,  и  сами  черкесы  не  знали  никакого другого  своего  национального  именования,  кроме  «Adighes», как  они себя и  называют. Изменённое  под  влиянием  греческого  языка  «Zyghes»  представляет,  вероятно,  истинное  местное  название,  затемненное  впоследствии  греческими  названиями  «ахеяне»  и  «гениохи», а  также  «керкеты», - племени,  которое  стало известно  благодаря  своему  соседству  с  Босфором.
    Эти  зихи,  джихи,  или, вернее,  адыги  занимали  ту часть морского берега,  где  больше  всего  теснилось  меловых  гор,  иссеченных  множеством  оврагов.  Страбон  изображает  нам  замечательную,  поразительную  своей  правдивостью  картину  жизни  этой  части  черкесской  нации, -  отмечает  автор.
    За  пределами  Синдики  и  Горгипии, - продолжает  автор, - вдоль  моря,  на  гористом  берегу,  почти   без   бухт,  составляющем   часть  Кавказа,  обитают  ахеяне,  зихи  и  гениохи.  Все  они  живут  морским  разбоем.  У  них  имеются  маленькие  галеры,  лёгкие  и  изогнутые,  вмещающие  двадцать,  редко  тридцать  человек.  Греки  называют  эти  галеры  камарами.   Образуя  флотилию  из  этих  камар,  они  то  нападают  на  суда,  нагруженные  товарами,  то  подплывают  к  берегам  какой-либо  страны  или  города,  господствуя,  таким  образом,  над  морем.  Босфорцы  часто  принимают  их  в  своих  бухтах  и  снабжают припасами,  предоставляя  им  возможность  продать  добычу. Когда  они  уже  не  могут  держаться  в  открытом  море  вследствие  бурного  времени  года и  возвращаются  к  себе, они  уносят  на  плечах  свои  камары  в лес, где  живут и обрабатывают  немного  малоплодородной  земли.  Когда  наступает  время  плавания,  они снова  относят  свои  камары  к  морю. Так  же они поступают по всюду, где причаливают,  так  как  им  хорошо  известны  все  эти  лесистые  местности;  спрятав  свои  камары, они бродят  пешие  ночью, а  иногда  и  днём  для того, чтобы  захватить  пленников,  за  которых  можно  легко  получить  выкуп;  прежде,  чем удалиться,  они  дают  знать  всем  потерпевшим,  какую  добычу  они  с  собой  унесли….».15
   И далее: «Ни  один луч  света не  пронизывает  историю черкесов на протяжении  У11, У111 и 1Х веков. Только в Х столетии мы находим  историческое свидетельство  о  них,  когда  могущественному  монарху  Константину  Порфирородному  явилась  счастливая  мысль  оставить  памятник  своего  царствования  более  ценный  для  нас,  чем  триумфальная  арка;  это  была  его  книга  об  управлении  империей,  написанная  его  сыном. Это  столь  правдивое  описание  доказывает  нам, что во времена  Константина,  как   и  во  времена  Прокопия,  на   ч е р к е с с к и х   б е р е г а х     б ы л и    и з в е с т н ы     т о л ь к о    д в а    б о л ь ш и х   н а р о д а  -   з и х и    и    а б а с г и,   за   которыми   автор   указывает  Папагию,  Казакхию  и  Аланию.  Все   эти  народы,   за  исключением  аланов,  -   ч е р к е с ы".16  (Разрядка  моя – Л.К.)
   Обратим  особое  внимание  на  то,  что  по  утверждению  француза  Фредерика  Дюбуа  де  Монперэ  ещё  во  времена  Прокопия  «…н а  ч е р к е с с к и х   б е р е г а х  (Чёрного  моря - Л.К.) б ы л и   и з в е с т н ы   т о л ь к о  д в а
 б о л ь ш и х   н а р о д а  -  з и х и    и   а б а с г и..»,  под  которыми,  естественно,  следует  понимать  непосредственных  предков  адыгов  и  абхазов -  соответственно! 
   Массуди,  который  писал  в  943 г.  в  одно  время  с  Константином  или  на  несколько  лет  ранее  его,  рассказывает  о  черкесском  народе  ещё  более  подробно. За  пределами  страны  аланов,  между  Кавказом  и  морем  Рум  (Roum,  или  Чёрное),  обитают  кешеки.17
   «Эта  нация  (то есть кешеки = черкесы – Л.К.) миролюбивая, - отмечает автор, -  исповедует  религию  магов.  В  этих  краях  нет  ни  одного  народа, мужчины  которого  имели  бы  более  правильные  черты,  более яркий  цвет  лица  и были  бы  так  стройны  станом.  Говорят,  что  их  женщины  изумительной  красоты  и  весьма  сладострастны.… Несмотря  на то, что аланы  более  могущественный народ,  они  не  могли,  однако,  покорить  кешеков,  они  сопротивляются,  укрываясь  в  крепостях,  которыми  владеют  по  берегу  моря.  Они  утверждают, что это  море  Рум, другие, что  это  Нитис  (Понт). Несомненно, однако,  что  кешеки находятся  недалеко  от  города  Трапезунда;  они  постоянно  сообщаются  с  этим  городом,  плавая  к  его  берегам  в  своих  галерах,  в  которых   отвозят   и  привозят  товары.  Кешеки  ещё  не  смогли  помериться  силами  в открытом  бою с аланами,  потому  что  у  них  нет  вождя,  который  мог  бы  их  объединить. Если  бы они  жили  в  полном  согласии,  ни  аланы,  ни  какой  другой  народ  не  смогли бы  устоять  против  них.  Слово  «кешек»  -  персидское   и  означает  -  «гордый»,  «надменный».   
    По  берегу  моря,  по соседству  с  ними, обитает  другой  народ, занимающий  страну,  называемую  «Семь  Кантонов» (Sept Cantons).18 Народ  этот воинственный  и  многочисленный,  и  его  страна  не  преступна.  Вера  его  мне  неизвестна». 
    «Эти  кешеки, -  продолжает  Дюбуа, -  которых  описывает  Массуди,  те  же  зихи  Константина.  Массуди  указывает также, что  их  соседями  с  юга являются  абхазы. Сравнивая  это  описание  Массуди  с той  картиной, которую  нам  рисует  Страбон,  можно  легко  найти  общие  черты: та  же  нация, преданная  торговле,  те  же  обитатели  морских  берегов,  плавающие  по  Чёрному  морю  к  берегам  Трапезунда. Восхваление  Массуди  красоты  мужчин  и  женщин говорит  нам о том,  что  главной  основой  этой  торговли  служили  рабы;  к  рабам,  как  предмету  торговли,  Массуди  присоединяет  также  и  ткани.  Кешеки,  так  же, как  и  во  времена  Страбона,  не  имеют  общего  вождя  и  подчиняются  независимым   друг  от  друга  правителям, или  скептухам,  как  называет  греческий  автор. Я  вижу  только  одно  различие:  нравы  кешеков  или  зихов смягчились  под влиянием  их  соседей  -  а б х а з с к о г о  народа,   который  достиг,  благодаря  своим  сношениям   с   греческой   империей,   в ы с о к о й   с т е п е н и    м о г у щ е с т в а    и    ц и в и л и з а ц и и".19
   Другими  словами  в  глазах  Дюбуа  де  Монперэ  абхазский  народ  «благодаря  своим  сношениям  с  греческой  империей», достиг  «высокой  степени  могущества   и  цивилизации».   
   Генуезец  Георг Интериано описывая  в  1551 г.  д ж и х о в  рисует  картину,  которую, -  как  он  говорит, -  «не  мог   обойти  молчанием:  это  истинное  и очень  интересное  изображение  того, чем  они  были  в  его  время. Тем охотнее  я  привожу  это  извлечение, что само описание  на  итальянском  языке находится  в  собрании  Рамузио,20  которое  не  каждому  доступно,  кто  пожелал  бы  с ним  познакомиться».  Вот  текст  Румизо (цитирую): 
    «Зихи,  называемые  так  по-итальянски,  гречески  и  латински  и  известные  у  турок   и  татар  под  именем   чиаркаси  (Ciarcassi),  сами  себя  называют   адигами;  они  обитают   по  всему  азиатскому   морскому  берегу  от  Тана  или  Дона,  до  Босфора,  называемого  в  наши  дни  Восперо,  «устьем»  св.  Иоанна,  «устьем»  моря  Забаш;  они  распространяются  затем  вдоль  берега  моря к югу,  до  Самшитовой  бухты  (Саvo  di  Bussi),  по   направлению   к  реке  Фазу,  и  граничат  здесь  с  Авогазией,  составляющей  часть Колхиды. Весь морской берег,  вместе  с  береговой   линией  Палуса,  имеет  приблизительно  500  миль  длины,  распространяясь  в  глубь  страны,  на  восток,  на  расстояние  не  более  пяти  дней  пути….
    Они  называют  себя  христианами   и   имеют   греческих   священников,  но своих  детей  они  крестят  только  после  восьми  лет…
    У  них  нет  своих  письмен.  Священники,  совершая  по-своему богослужение,  пользуются  греческими  формулами  и  письменами, которых  зихи  не знают. Когда  они  желают  написать  кому-либо,  что  случается  среди  них  очень  редко, эту  обязанность  за  них  исполняют   е в р е и,  пользуясь  при  этом   еврейскими  буквами.  Все  их  вести,  обычно,  передаются  устно,  через  гонцов».21   
     «…На  северо-западе  пространство   до  Хамыш  (Хоста)  населяло  абхазское  племя  садзы  (точнее  - асадзуаа  или  асадзкуа), которое  известно  также  под  именем  джигетов.  Садзы-джигеты, -  писал  Ф.Ф.Торнау,  -   «одноплеменное  с  абхазами,  говорящее  с  ними  одним  и тем  же  языком  без  всякого приметного  изменения».22
    Как  и  их  северо-западные  соседи  убыхи,  садзы   целиком  были  выселены  в  Турцию  в  1864  году.  Территория,  занятая   ими,  простиралась   от  Гагры  (если  не от  р. Бзыби) до  р. Хоста (Хамыш), а  согласно  некоторым  источникам  и до самого  Сочи.  «Об  этом  свидетельствуют … многие  топонимические  термины  интересующего  района,  этимологизируемые  на  основе  абхазского  языка», -  отмечает  Ш.Д.Инал-ипа.23   
   «Итальянский  путешественник первой четверти  ХУ11 в. Джованни Лука сообщает,  что  в  то  время  абхазские  поселения  тянулись  на  север  до  мыса   Кодош  близ  Туапсе,  за  которым  уже  начинались  адыгские  земли. Эвлия Челеби (40-е  гг. ХУ11 в.)  также  свидетельствует,  что  этническая  граница  между  абхазами  и  приморскими  адыгами  проходила  в  районе  того  же  Кодошского  сектора.
   В  20-х гг. ХУ11 в. Главани  Ксаверио  указывает, что  абхазы  проживали даже  до  Суджук-Кале  (район  нынешнего Новороссийска). На  это же указывает  и автор  середины  ХУ111в.  Пейсонель».24
    Академик  Н.Я.Марр  по  поводу  абхазских  топонимов  отмечал  (цитирую): «Постепенно  абхазы  оттеснялись  не  только  с  севера  на  юг,  но  и  от моря  в  горы,  и   неудивительно,  что  и  приморские  населённые  пункты  южнее,  в  пределах  нынешней  этнографической  Абхазии,  сохранившие  абхазские  названия,  менее  всего  насчитывают  в  своей  среде  абхазский  элемент;  иногда  в  них  не  бывает  ни  одного абхаза. При таком  положении  дела  нет ничего  удивитель ного, что,  чем  севернее, тем  более  оторвано  от  абхазского  населения лежат  те  приморские  пункты,  местные  названия  которых,  будучи  исконного  происхож дения,  находят  своё  объяснение  в  абхазском  лингвистическом  материале».25
   «…Теперь река  Бзыбь служит  естественною  границею  между  Абхазиею  и Джиге тами. Она  выходит  в землю  Псху  из  главного  снегового  хребта  Кавказского.  Летом  она  не  имеет  бродов  даже  и  в  такое  время,  когда  Кодор  и  Ингур  переходимы.  Лучший  брод  через  Бзыбь  находится  против  абхазской  деревни  Джиб-хунь,  принадлежащий  князью  Инал-ипа. Она лежит  в 12-и  верстах от  моря  и  в  ;  версты   от  левого  берега  Бзыба….
     К  северо-западу от  Абхазии  и  Псху  живёт  народ, который  называет себя  Халцыс   и  известен  у  абхазов  под  именем  Асадзкуа, а у  грузин  под именем  Джигет.  Земля  их  называется  у  абхазцев  Садзен. По берегу  моря  земля сего  народа  простирается  до  черкесского  селения  Хамышь,  лежащего  между  реками  Агура  и  Хоста.  К  северу  земля  джигетов  простирается  до  самого снегового  хребта. 
    Джигеты говорят  наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного.  При  владетеле  Абхазии  Келеш-бее  джигеты  платили  дань...  Главные  реки   в  земле  джигетов  суть  следующие:  1-я  Хоста,  2-я  Худапсе,  3-я  Хорота,  4-я  Мдзымта,  5-я  Псоу,  6-я  Мехадыр,  7-я  Хошупсе,  8-я  Бхуйца, 9-я Чугурханеха  и  10-я  Жуадзех…».26 
   «Все  земли  за  Гагринским  хребтом  на  северо-запад,  включая долину  реки  Хамыщ  (Хоста), назывались  абхазами  Садзны, Садзтыла,  Садзаа.  В исторической  литературе  эта  область  более  известна  под  именем   Джигетия.
   Община  Геч  являлась  той  этнографической  областью  Западной  Абхазии,  представители  которой  называли  себя  «ахалцыс»…27  И  далее:  «Расположенная  в  выгодной  местности,  долина  Псоу  играла,  в  известной  степени,  ключевую    коммуникационную  роль  на  Западном  Кавказе. В  этой  местности  на  речке  Хашупсе  была  расположена  мощная  и  малоизученная  крепость  средневековой  Абхазии.  Она  защищала  гавань,  проход  во  внутренние  области  страны  и  на  Северный  Кавказ.
    Именно  здесь  располагался  порт  Абхазия  (Аbcasia),  -  отмечает  Денис  Чачхалиа, -  обозначенный  на  генуэзских  и  венецианских  картах  Х111 – Х1У  веков.  Отмеченные  средневековыми  картографами  и  последующими  авторами  применительно  к  бассейну  Псоу  и  её  устью  пункты  Абхазия,  Авогазия,  Афразы,  Абаза  говорят  о  том,  что  и  в  географическом,  и  в  этническом  смысле  эти  термины  являются  вариантами  названия  одного  и  того  же  народа,  одной  и  той  же  страны. 
    Во  второй  половине  Х1Х века  из  Гечбовых  выдвинулся  князь  Решид.  Его  аул  располагался  на  правом  берегу  Мзымты  (ныне  село  Весёлое). «У племени  Кечь (Кечи-лар)  было  75  аулов»,  а  поскольку  каждый  аул  «обыкновенно  группировался  вокруг  одной  дворянской  семьи», то  и  собственно у  владетеля  Решида  Гечба  было  до  70  вассальных  дворян.  Кроме  уже  названных  фамилий  Микелба  (Микель)  и  Кинца,  подвластными  князю  Гечба  были  дворяне Багба  и  Цисба  (Цишба).  Род  Кинца  восстанавливается  по  историческим  повествованиям  Маадана  Саканиа,  как  Аканцба».28
   Ещё  26  марта  1864  года,  приехавшие  в  Сочи  к  генералу  Гейману предста вители  абхазов-джигетов,  во главе  с  Решидам  Геч (Гечба), устами  последнего  заявили: «Мы  -  джигеты,  мы -  народ  вольный,  никогда  ни  с кем  открыто не  воевали  и  никогда  никому  не  подчинялись. Теперь мы  видим, что  все  кругом  покоряются  русским, и  мы  уже  считаем  землю нашу собственностью  российского  императора». 29
   А  в   1912  году  немецкий  автор  Паульс  писал:  «Отныне  л а з ы, живущие  сегодня  только  возле   Чороха,  н е с о м н е н   н о   являются   керкетским племенем,  которое  спасалось  бегством  от  черкесов-зигов. Из  этого  следует,  что  мы,  продвинувшихся  на  северо-запад  керкетов,  первоначально   о ч е н ь  с и л ь н ы й  народ,  антропологически  действительно   п р и ч и с л и л и   к   г р у з и н с к о й   ветви  кавказских  народов, которому  по всей  вероятности  принадлежит  географическое  разделение  между  абхазцами  и  гениохами».30 (Разрядка  моя  - Л.К) 
   То  есть  независимый - немецкий автор Паульс ещё в начале  ХХ в. определённо  утверждал,  что  л а з ы,  живущие   возле  реки  Чорох, -  «н е с о м н е н н о   являются  к е р к е т с к и м  (т.е. а д ы г с к и м - Л.К.) племенем…», которых  антропологически   совершенно  необоснованно   причислили   к  грузинской  ветви  кавказских   народов.  (Этот  факт,  как  мы  увидим  ниже,  находит  своё  объективное   в   результате  лингвистического  анализа  племенного  именования  «л а з ы»!)
   «Под  влиянием  различных  внутренних  и  внешних  сил, - отмечает  Ш.Д.Инал- ипа, - характер  которых  остаётся  пока  не  совсем   ясным,  Колхида  приходит  в  упадок,  распадается  на  составные  части,  которые  становятся в  известной  степени  самостоятельными  политическими   единицами».31
   Несомненно, что  с  племенным  названием   «колхи»   генетически   связано и  происхождение  т.н.  «колхидской  культуры»,  которую  хронологически  связывают  с  археологической  культурой  переходного  периода   от   бронзы   к  железу   (кон. 11 - сер. 1 тыс.  до  н.э.).   «Она  синхронна  и  очень  близка кобанской   культуре  Северного   Кавказа…  Всё   это,  однако,  не  означает,  что  Колхида   отличалась  и  полным  этническим  единством. Некоторые  авторы  придерживаются,  правда,  того  мнения,  что  население  как  Кулхи,   так  и  Колхиды  этнически   было  целиком  западно-грузинского  происхождения», - подчёркивает Ш.Д.Инал-ипа,  ссылаясь  на  работу  Г.А.Меликишвили  «К  истории  древней  Грузии».  Это  положение  основано  отчасти  на  том,  что  область  Колхидской  низменности  у  восточных  грузин  в  древности  была  известна под  именем  Эгриси, а последний  термин  обычно  понимается, как  этническое  наименование   населения  указанной  области  «е г р ы»   или   «м е г р ы»,  «м е г р е л ы». Причём  абхазы  до сих  пор  называют  мегрелов  «а-гыруа (а-g`rwa),  а  сами   себя   мегрелы  называют  -  «маргали»  (margаli).
   Но,  во-первых,  - как указывал  ещё  И.М.Дьяконов, -  термины   «егры»  или  «мегры»  вовсе   не   являются   э т н и ч е с к и м и  названиями, а происходят  от  имени  страны;  а,  во-вторых,  в  древне-греческих  описаниях  (например, у  Ксенофонта)  в  качестве  синонима   названия  «колхи», - как отмечает Ш.Д.Инал-ипа, - «часто  употребляется   и  название  «фазианы»,   «фасианы»,  восходящее,   вероятно,   к  древнему  абхазо-адыгскому  этнотопониму».1  Причём  сама  основа   наименования   «фасианы»  >  «фазианы», как очевидно,  находится  в генетической  связи  с  наименованием  реки  «Фас  //  Фасис»  (нынешний  Риони),  получающим  положительную  этимологию  из  морфологических норм абхазского словообразования!
    Следует  особо  отметить, что  грузинская  форма  наименование  реки  Рион > Рион-и,  пришедшее   на  смену  названию   «Фас // Фасис»,  генетически    имеет  связь  с  Орион (лат. Oriоn) -  наименованием  созвездия. Причём  в соответствии с  египетским  мифологическими  представлениями  не  только  люди  и  боги,  но  и  сами  звёзды  рассматривались  как  души  (ба) богов  и,  в  частности, Орион -  как  душа  бога  Осириса.32      
   Между тем, - по  утверждению  Г.А.Меликишвили, -  большую  часть  территории  южной  и северной части Колхидского царства, занимало  именно западно-грузинское (мегрело-чанское)  племя  лазов,  идентифицируемое  им   с   теми   же  древними   к о л х а м и.33  (Разрядка  моя - Л.К.)          
   Известно,  что  в  прибрежных  районах  центральной  Колхиды  лазы появляются  на   где-то  рубеже  новой    эры.  И  Г.А.Меликишвили   полагал,  что   «лазы,  вероятно,  были  чанским   племенем,  проникшим  сюда,   из  урартской   области   Луша, с названием  которой  связывают  этноним  «лазы». Под  натиском  проникших  с  юга  лазов,  - продолжает  автор, - древнее  население  центральной  Колхиды   -  эгры   были  оттеснены,   вероятно,  во  внутренние  области   Зап. Грузии.34
 Происходит  слияние  лазов  с  почти  однородными   с  ним  этнически  «эграми» (мегрелами) - «древнейшим» населением центральной  Колхиды».35 
   Известный  грузинский  языковед   И.А.Кипшидзе - знаток  мингрельского языка,  отождествляя    племенные  названия   «чан»  (по-груз. jani)  и  «лаз» (по-груз. lazi) писал (цитирую): «jani  или  lazi;  чанъ,  лазъ (одно  из  яфетических  племёнъ); - januri  - котёл  из  меди (чаны  считаются  пионерами  в металлургии  вообще, в частности  в обработке  меди;  Лазистанъ  и  ныне, как  и в древности,  славится  своими  медными  рудниками;  названия  меди  как  в  яфетических,  так  и  в  индо-европейских  языках  указывает  на  Сперъ,  на  верховьях   р.Чороха  в  Лазистане. (Н.Марр. Из  поездки  в  Турецкий  лазистан, стр. 548,  Крещение,  стр.168)».36    
    Причём  Г.А.Меликишвили  считал  л а з о в   н е  только   «древнейшими»  обитателями  Зап. Грузии,  но  и   «прямыми  потомками»   к о л х о в,  якобы, принадлежащих,  к  мегрело-чанской  ветви  грузинского  племени. Однако, тем  не  менее, автор,  всё  же   признаёт  тот  факт,  что  на   этой   же  территории,  наряду   с   грузинскими   племенами,  жили  в  древности   и   абхазо-адыгские  племена,   которые,  правда,  квалифицируются  им   в  основном  как  «горские»,   совершавшие  часто  нападения  на  население  прибрежных районов.  В  тоже время   Г.А. Меликишвили  утверждает,  что  предками   абхазо-адыгских  племён  являются   д ж и к и  (т.е.  зики // зиги // зихи - Л.К.) - «воинственное  кочевое   племя  северо-кавказского  происхождения».37
   Таким  образом   совершенно  очевидно,  что   Г.А. Меликишвили,  фактически,    искусственно   противопоставил   з и к о в  (= зихов,  зигов)  -  д ж и к а м,  почему-то, никак  не  желая  видеть  в них  п о л н о г о  э т н и ч е с к о г о  т о ж д е с т в а!  И  это  не   смотря  на  то,  что  имя   «л а з»  отложилось  в  наименовании  самой  страны   «Л а з и к а».         
    Ещё  в  конце  Х1Х в.  языковед  д-р  Гуго  Шухардт (1842-1927) о  лазах или  чанах  писал:  «Как   наречие  мингрельского  языка,  может  быть рассматриваемо  лазское  или  чанское  (чанами  называет  этот  народ  сам  себя,  и  под  этим  именем  он  известен  грузинам),  к  которому  оно,  во  всяком  случае,  стоит  очень  близко. Я  говорю  «может»,  т.к.  до  сих  пор  отсутствует определённый  масштаб  для  решения  вопроса  о  том,  дают  ли  существующие  различия  между  обоими  языками  право  судить  о  том, подчинены  ли  они  друг  другу, или оба  они  занимают  равноправное  положение.
   Такого  масштаба  нет ни в  размерах этих различий, проявляющихся обыкновенно  с  некоторой  правильностью, то  в  том, то  в  другом  направлении,  ни  в  генеалогии  населения,  с  которой  генетический  процесс  языка не может,  быть  смешиваем, -  отмечает  автор.       
    И  если  лазы   действительно,  о  чём,  однако,  нет  никаких  исторических  свидетельств,  составляют  недавнее  ответвление  от  мингрельцев  или, что одно  и  то же,  последние  от  первых,  то  не  могло  ли  здесь,  в  зависимости  от  территориальной  разобщённости, образоваться  различие  в языке более серьёзное,  чем  между  разделёнными  раньше,  но  живущими  по  соседству  племенами? Не по  языку  только сходны  лазы  с  мингрельцами, но  и  по внешнему виду, характеру,  костюму,  образу  жизни,  одним  словом  -  во  всём  (Гогебашвили,  стр.306). В  русском  Закавказье   л а з ы  занимают  весьма  скромное  место,  а  именно  -  самый   юго-западный  угол  между  Чёрным  морем  и  р. Чорохом,  к  югу  от  Батума, гранича  к  северу  с  поселившимися  на  морском  берегу  а б х а з ц а- м и, а  к  западу и  югу - с  г р у з и н а м и. Эта область а б х а з с к о г о  языка  составляет,  за  исключением  лежащей  к северу  от  Чороха  полосы,   западную  треть  Гонийского  участка  Батумского  округа (1776  лазов  на  10051 д.  всего  участка)», - заключает автор.38 (Разрядка  моя – Л.К.)      
    Кроме  того,  из  выше  уже упоминавшегося  сообщения  Прокопия Кесарийского  однозначно  явствует, что  этническая  граница и  непосредственный контакт между  лазами (под  которыми  грузинские  исследователи  разумеют  исконно картвельское  племя!)  и  апсилами  (древне-абхазское племя!)  ещё  в  сер. У1в. проходила  именно  по   реке   Фасис  (нынешний  Риони),  а  не   по   Ингури,  как  ныне.  [О  неведении  места  такого  контакта  и  причинах наличия  в занском (мегрело- чанском) языке факта насыщенности  их глагольных  приставок  а б х а з с к и м и  элементами,  писал  известный  грузинский  языковед  акад. А.С.Чикобава,  о  чём  ниже  будет  ещё  речь!].
   Именно  поэтому  же  «джики», - которых  Г.А.Меликишвили  считает  древне-абхазским  племенем,   русский  исследователь  Л.И.Лавров  идентифицирует  с   племенем  «зики» // «зиги» //«зихи»  утверждая,  что  последние являясь «древне-  племенным  объединением   Сев.-Зап. Кавказа», -  выступают   одним  из  основных  компонентов  в  этногенезе  абхазов  и  адыгского  этнического  массива  народов   Сев.-Зап. Кавказа» 39  (Разрядка  моя – Л.К.) 
   Они, т.е.  «зики» // «зиги» //«зихи»,  - впервые  названы  Страбоном (1 в. до  н.э.)  и  локализовались  в  приморских  нагорных  районах  от   современного  Новороссийска до Гагры. Занимались  земледелием,  скотоводством  и  морским  разбоем;  были  основными  поставщиками  рабов  для  боспорских  городов.    На   рубеже   8-9 вв.  «Зихия»  возглавляемая  вождями,  была  довольно  значительной  страной.  Последнее  упоминание   з и х о в  относится  к  15 в.  (Ср. племенное   наименование  «з и х и»  =  «джики» с фамилией «Джикиа» - jiqia  ;ikiа, которую   ныне   носят   мингрельцы!). 
   А  грузинский  исследователь  Гоброн (Михаил) Сабинин (Сабинашвили),  в связи   с   описанием  апостольской   деятельности   св.  Андрея   в   земле  джиков,  отмечал (цитирую):  «Джики -  народ  дикий, занимал  правый  берег  среднего  течения  нынешней   р. Кубани».40
   Представление  о  «дикости»  племени  «джиков», по-видимому,  имеет  связь с  тем  фактом,  что  грузинское  нарицательное jiqi  означает  «барс» (= леопард),  который  водится  и  на  Кавказе. «Это  наиболее  опасный  хищник  во  всей  Африке,  отечестве  леопарда», -  отмечает  всемирно  известный немецкий  зоолог  А.Э.Брем.41 
   Кроме  того,  этноним   «азега»  ( = «азеха»  или   «азэга»),  который  фонетически  не  просто  созвучен  с  зихи  (= зики //зиги ),  но  который  есть  название  абхазов   и   происходит  от  черкесского   «азэгье»  встречавшееся  в  этнографической  литературе  Х1Х века.42 Как полагал  ещё  Л.Лопатинский  «адыге»  -  самоназвание  черкесских  племён  -  восходит  (через  «адзыге»)  к  тому  же  этнониму  «зихи». Черкесы  и  сейчас  у абхазов  известны  под  именем «азаху»,  которое,  по-видимому, является  прототипом древнего  «зихи».43  «Название  южно-абхазского древнего племени апсилов,- отмечает  Ш.Д.Инал-ипа,- сохранилось  в  форме  «апсуа» - самоназвание  абхазов, название более  северного  племени  абазгов  в  форме   «абаза»  -  самоназвание  абазин,  имя  санигов  слышится  в  наименовании  «сандов»,  «чандов»  (по-шапсугски  -  шьанд),  или  «садзов», одного  из  абхазских  племён,  живших  до 1864 года  в  окрестностях  Адлера».44   
   Причём  Ш.Д.Инал-ипа  подчёркивал:  «Древнее  племенное  название  «зихи» ещё   недавно  встречалось  у  грузин  в  форме  «джихи»  для  обозначения  одного  из  причерноморских  абхазских   племён,   а   в   форме   «а-зыгъа»   у   адыгейцев  до  сих  пор  обозначает   абхазов ».45 
     А  Г.И.Филипсон  ещё  в середине  Х1Х в.  о  языке  садзов,  или  джиков  -  грузинских  источников, писал (цитирую):  «Этот  народ,  говорящий  чистым  абхазским  языком,  имеет  ещё  особенное  наречие  - асадзипсуа,  не  похожее  ни  на  абхазский,  ни  на  адэхейский  язык.  Мало-помалу  оно  приходит  к  забвению;  им  иногда  говорит чернь, и  то как бы  украдкой  от чужих людей».46    
   - «Это  позволяет  заключить, -  пишет  З.В.Анчабадзе,  - что   асадзипсуа  (букв. садзско-абхазский)  -  это  один  из  языков  абхазо-адыгской  группы  иберийско-кавказской  семьи».1  А Г.Филипсон  подчёркивал: «По  всей  земле  убыхов  чернь знает  асадзипсуа». - Это  свидетельство о постепенной ассимиляции  садзов -  жителей  побережья  -  спустившимися  с   гор   убыхами», -  заключает  З.В.Анчабадзе.47
     Вот,  вероятно,  почему  Ю.Н.Воронов  считал,  что  «зихи»  - есть  древнее  именование   убыхов.3  Убыхи  жили  на  восточном  побережье  Чёрного  моря  к  северу  от  Хосты,   язык  которых  по  своему  вокализму  ближе  стоит  к  абхазскому  языку, а  по  своему  консонантизму занимает промежуточное положение  между  двумя  подгруппами  - абхазской  и  адыгской. Система согласных убыхского  языка  включает  80 фонем (!).48
   «Что  касается  названия  «джики», - отмечал З.В.Анчабадзе,- то в  грузинских  источниках  оно  употребляется  в  различных смыслах. В  ранних  источниках  оно   обозначало   все    племена   адыгского   корня  (например, в  сочинении  автора  Х1 в.  Джуаншера).49  Однако  с течением  времени  значение  его  суживается,  и  оно  стало  употребляться  только  для  обозначения  абхазо-адыгского  племени  садзов. В  таком  понимании  оно фигурирует  в  сочинении  анонимного хронографа  Х111 в.,  в  произведениях  упомянутых  выше  Бери  Эгнаташвили, авторов  «Новой  истории  Грузии»  и  др. ».50   
  Вышеупомянутое  даёт  объективные  основания  утверждать, что  термин  «л а з»  (как,  впрочем,  и  «мегрел»)  вовсе   не   этнического   происхождения, который  генетически  связан  с  усечённой  формой названия   страны  «Лазика»,  в основе  наименования  которой, в  свою  очередь, лежит известное  племенное наименование  «зики»  (= зихи =  зиги),  известные  у  грузин  как  jiqi «джики»!   
   Более  того,  тезис  о  том,  что   термин   «л а з // л а з и»,   по-сути,  являет собой  усечённое  название  страны  «Лазика» подтверждается положительным  лингвистическим  анализом  наименования   страны   в  котором  совершенно  чётко   морфологически  выделяются:  мегрельский   именной  указательный  префикс  места  la - (la-)  имеющий  исконно  сванское  происхождение 51  и  этноним  «зики» ( =  зихи // зиги  = груз.  «джики»),  известный   у   картвел    и   как   «чаны» // «заны».  Грузинский  исследователь П.А.Цхадая утверждал, что 10% всех  топонимов  в  горной  Мингрелии  содержит   сванский  префикс  la-.52 (Разрядка  моя – Л.К)
    Судя  по  всему   встречающиеся   в   разных  литературных  источниках  по  этнографии  Кавказа  с  античных  времён  такие  этнонимы  как:   цаны,  чаны,  тзаны, заны, саны, санны  и саниги  фактически являются фонетическими дериватами  наименования  одного  и  того  же   древнейшего,  по-видимому,  аборигенного  племени! Им соответствуют названия  стран: «Чаника» (груз. «Чанети»), «Тзаника»,  «Санника».53    
     Из всего  выше  упомянутого  становится очевиден тот исторический факт, что жители  Колхиды  - зики ( = зиги = зихи,  = груз. джики), после  распада единого  Колхского  царства  и  образования  на  его  остатках  несколько  новых   мелких  царств,  в  т.ч.  их  исконного  обитания   мингрелами  (язык  которых  языковед  И.Кипшидзе  считает  тождественным   «иверийскому»,  тогда  как  Гоброн (Михаил) Сабинашвили называет  его древне-еврейским),3  которые ныне официально считаются картвельским   племенем! - Этим  историческим  фактом   и  обусловлено   наличие  абхазского  субстрата  в  т.н.  занском  или,  как  его ещё  называют «мингрело-чанском» языке!).   
    Впоследствии  жители  страны  зиков,  будучи  полностью  ассимилированные  языком  большой  массы  пришельцев, на рубеже н.э. получили  новое  наименование - «л а з ы»  по  названию  страны  обитания  - «Лазика».
   Всё это, как очевидно, и позволило грузинским исследователям ложно трактовать  природу происхождения  лазов, под  которыми  ими стала  подразумеваться мегрело- чанская  ветвь картвельских  племён, а  не абхазо-адыгская  основа происхождения  племени  колхов! - Вот  как  могут  фальсифицироваться  исторические  факты  в  угоду  геополитическим  и  колонизаторским  устремлениям  амбициозных  политиков  Грузии! 
    «Имя   Лази,  которое  носит  этот  народ, -  писал  ещё  в  начале  70-ых  годов  ХУ11  в.  Ж.Шарден,  -  взято  не   из   турецкого  языка,   как  считают  сами  туземцы,  а   составляет  просто  их  древнее  имя.  Их   прежде  называли  л а з а м и,  а  страну  Лазик,  как  это  усматривается  у греческих  историков  и  в  особенности  у  Прокопия  в  книге  «О  войне  против  персов».54 
   Л.М.Мелисет-Беков,  со  ссылкой  на данные  Мина Медичи (он же Минас Бжишкян) из  его  «Истории  Понта»  написанной  в 1815-1819гг, отмечает: «Автору известно  и  турецкое  слово  «лазут»  (пар. 150, стр.100; пар.163, стр.110), происходящее  от  этнического  имени  «л а з»   и  воспринятого  турками  для  обозначения  египетского  зерна - кукурузы  (Zea mays L.), в связи  с усвоением  ими культуры  этой последней  от  лазов».1 Однако сам факт  египетского происхождения  у лазов  =  зихов  кукурузы  - весьма  примечателен!
   З.В.Анчабадзе  отмечал, что:  «В  научной  литературе  давно уже установлено,  что  термины  «Колхида»  и  «колхи»  употреблялись  античными  авторами  в  двух  смыслах  -  в  широком  (собирательном)  и  узком  (этническом).  «Колхида»  в  широком  смысле  охватывала  территорию  всей  современной  Западной  Грузии  и  северо-восточные  районы  Малой  Азии,  не исключая  г. Трапезунта… Что касается  узкого,  этнического  значения  термина  «колхи»,  то  под  ним  в  античных  источниках  подразумевались  эгры (или  эгрисцы) - предки современных  мегрелов,  которые,  начиная  с  позднеантичной  эпохи,  выступают  под  именем  «лазов».55 
     И  далее  автор  ссылается  на  сведения  анонимного  автора  У в. н.э. (Псевдо-Арриана),  который  под  собственно  «лазами»,  якобы,  «подразумевал  коренное  население  области,  расположенной  к  югу  от Диоскурии (совр. Сухум)  до  р. Апсара (совр. Чорохи)». Он  пишет  так: «От  Диоскуриады…  до  р. Апсара  прежде  жил  народ,  называемый  колхами  и  переименованный  в  «лазов».56   
   И  если  наименование  племени  "л а з ы" происходят  от исконно  египетского  названия  зерна, ставшего известным  на  Кавказе  как "кукуруза", а по сообщению  Псевдо-Арриана  следует,  что  л а з ы  и  есть  античные  к о л х и, то исконно египетское   происхождение  самих   к о л х о в   на  Кавказе  -  не   подлежит  сомнению!    
    Что   же  касается  занов  (мегрело-чанов),  то  они  появились   в  Лазике,  по-видимому,  только   лишь  на  рубеже   новой  эры.   И  если   л а з ы   как  исконные  жители  Лазики  обоснованно  признаются   грузинскими  исследователями  за  колхов,  то  таковыми, несомненно,  и  прежде  всего, должны  быть  признаны  именно   зики   (= зиги,  зихи  =  джики»), обитавшие здесь задолго до появления  занов (мегрело-чанов)!
    Этот  тезис, в частности, корреспондируется  и с  тем  историческим  фактом, что  грузинский  термин  megrel  «мегрел»  образован  от  основы   -egr-  географического  *Еgr(is) - «Эгр-ис»,  которым  обозначалась  часть  нынешней  Грузии  при  помощи: грузинского  словообразовательного  префикса  me-, который,  - по  определению  грузиноведа  Г.А.Климова, - «образует  формы  со  значением  имени,  профессии,  происхождения  с  наращением  к  ней  грузинского  суффикса  происхождения  - el. Сами  себя  мегрелы  называют  marg-ali  «маргали», где  произошла, - как  указывает  автор, -  перестановка  *gr; rg».57 Даже  абхазское   название  мегрелов  - а-гыруа (а-g`rwa)  содержит  в  себе  всё  тот  же  корень   gr // g`r-.
   Вот, наконец,  почему  у  грузин  именно  мегрелы, а  не  зики (= зиги,  зихи  =  джики»)  стали  известны  и  как  чаны  (= заны),  которые, - по  утверждению   Л.И.Лаврова,  -  явились   одним    из   основных   компонентов   в  этногенезе   абхазского   и   адыгского  этнического   массива   народов   Северо-Западного   Кавказа.58   
   «Колхи, -  отмечал  Минай  Медичи, - хотя  и  сильные  и  воинственные  люди,  однако…  склонны  к  разбою.  Разбой  они  считают  за  большое  геройство. Поэтому-то  они  (т.е. колхи – Л.К.)  часто  объединяются  и  идут  походом  на  страну  лезгин  и  лазов.  Людей  захватывают   в  плен  и  продают....».59
    Спрашивается:  если   к о л х и   «идут  походом  на  страну…  л а з о в…»,  «людей  захватывают   в  плен  и  продают»,  то  как  же  племя   колхов   может  быть  тождественно  лазам? -  Это  же  нонсенс!
    Причём,  если  учесть  что   Дионисий   Египетский  (11 в. н.э.)  перечисляя  обитателей  Кавказского   Причерноморья   целую  группу   племён,  в  том  числе  и   зихов,    называет   «чадами  земли  Пеласгийской»  (;;  ;;;;;;;;;;),  в  то  время  как  совершенно  чётко  отделяет  их  от  колхов,  живших   «за  страной  тиндаридов»  и  являющихся  якобы  «выходцами  из Египта» (;;;;;;;;; ;;;;;;;;),4  то  отождествление  не  только  лазов (под  которыми  современные  грузинские  исследователи  подразумевают  собственно  мегрелов!) с  колхами - не выдерживает  никакой  критики!
     Причём  известно,  что  древние  греки  знали  предание  о  «пеласгийском  происхождении»  некоторых  племён  Кавказского  Причерноморья,  в  частности,  -  гениохов  и  зигов  («…гениохи  и  зигии,  чада  земли  пелсгийской…»; «…гениохи  и  зигии  племя  очень  дикое,  происходящее,  по  преданию,  от  пеласгов»  и  др).60
     В  свете  же  выше  упомянутого   картвельские  племена   мегрело-чанов  и  лазов   должны  рассматриваться  как  «выходцы  из  Египта»(?!)   
     Вот,  наконец,  почему  утверждения  исследователя  А.Глейе  ещё  в  начале  ХХ в. о  том,  что  к о л х и   были  не  картвельского   племени, а  «туземными   жителями»,   которых   застали  картвельские  пришельцы   при  своём  вторжении;   что  территория  к о л х о в   распространялась   далеко  на   юг,  до  пределов   египетского  влияния;   и  что  сами  к о л х и   в  одно   время  могли  быть   вассальным   государством   египтян, -  вовсе  не  выглядят  надуманными! Причём   язык   к о л х о в    автор   характеризовал   как   праязык   абхазов   и  родственных   им  племён (убыхов  и  черкесских  народностей), а  самих  абхазов   как   «прямых   потомков   колхидцев».61 
    В  этом  контексте  весьма  примечателен  и  факт  наличия  на  равнинной  части  территории  Мингрелии  (известной  как  Одиши,  название  которой  акад. Н.Я.Марр  генетически  связывал  с  этнонимом  «адыги», и  представители которых  известны  в  исторической  литературе  и  как  «черкесы»),61  в  селе  Хета  Зугдидского  уезда,   т.н.  «Джегетской  церкви».  Грузинский  исследователь  И.Кипшидзе  в  связи  с  распространением   у  мингрелов  культа   borzali  =  груз.  bozali  отмечает,  что  «под  ними  понимается  обоюдоострая   стрела,  а  у мингрелов  также  и  железное копьё».63 Видимо  груз. bozali есть отглагольное  имя  и  происходит  от  глагола  bozeba  - «жаловать»,  «пожаловать»; bozi  -  «дар»,  «пожалование»;  «столб  деревянный»).
   «Одно  такое  копьё, -  отмечает  И.Кипшидзе, -  имеется  в Цаишской  церкви,  острие  расчленено  в  два  ствола,  рукоятка  короткая;  складом  таких  копий  является  Джегетская  церковь  (jege  св.  Георгий),  ныне  пустующая,  в  селе  Хета  Зугд.  уезда; по  народному  верованию, эти  копья  доставляет  в  церковь  св.  Георгий,  причём  не  в  одинаковом  на  каждый  год количестве: то больше,  то  меньше;  чем  больше  копий  в  церкви,  тем  счастливее  будет  год  и  обратно».64
    Однако  основа  джигет-,    наименования   церкви  «Джигетская»,  однозначно  свидетельствует   о   её   этнической  природе,  поскольку  генетически  связана  с  исконно  абхазо-адыгским  племенем  зиков  (зигов  = зихов = джиков). В  груз.   jigeтi  джигети  > *джик-ет-и  (jik-et-i):  во-первых, придыхательный  заднеязычный  согласный  k  в  ударном  слоге  фонетически  закономерно трансформировался  в  звонкий  согласный  g, но остался заднеязычным; и, во-вторых, здесь  наличест- вует  обычный  грузинский  суффикс  имён  стран -  eтi (Сравни:  Сомх-ети, Берзн-ети, Рус-ети, Апхаз-ети  и  т.п.). Причём фонетическим  дериватом   груз. джик-ет-и   (jik - et – i),  по-видимому,  и   является   этимологически   совершенно   не понятный, но ставший  известным в  картвельской  среде  сакральный  термин  jege   «джеге»  и  традиционно  осмысливаемый   в  значении  «святой». Например: «jege  georgi» -  «святой  Георги»; «jege  mariam»  - «святая  Мариам», которые  следует  понимать  как  генетически  связанные  с  христианскими   культами  св. Марии-Богоматери   и   св. Георгия  в   Джегетской  церкви). Надо полагать, что  в  основе  племенного  наименования  джиг-и (jig–i)  и  их  страны  Джиг-ет-и  (jig- et–i) лежит  исконно  абхазское  понятие. (Ср. типологически  с  известным  абхазским   топонимом  «Джгерда» (Jg;arda  < * Jg;ar-ta),  что  дислоцируется  в  Очамчирском   р-не  Абхазии).
     Всё упомянутое выше однозначно  указывает  не только  на  тот  исторический  факт,  что  основа  именования  «джигет-ск-ая»,65  относительно  упомянутой  выше  церкви,   генетически  связана  именно  с  джиками,  но  и  с  той  эпохой, когда  в  селе  Хета (в нынешней  Мингрелии!) проживало  древнее   абхазо-адыгское   племя  зиков  (=  зигов = зиков =  джиков), а - не  мегрелов!               
     Вот, по  сути,   откуда   берут  начало  всевозможные   ложные   измышления  грузинских  историков   «патриотов»,  в  основном  советской   и   постсоветской  эпохи,  относительно  присутствия  картвельских  племён  на  территории  Колхиды  с  древнейших  времён, имеющие явно  геополитическую  природу и  колонизаторскую направленность амбициозных  политиков Грузии! Стоящие  за грузинскими историками  их  политиканы - соотечественники,  никак  не  могут  согласиться  с тем  истори- ческим  фактом,  что  исконными  насельниками  древней  Колхиды являются  именно  абхазо-адыгские  племена!  А  это, в  свою очередь, означает  полное  отсутствие  даже  каких-либо  объективных  исторических  оснований  у  этих  политиканов для  реализации непомерно  разросшихся  в  сталинско-берьевскую эпоху геополитических   амбиций,  которые  по  инерции, вопреки   уже  здравому  рассудку  и  жизненным  интересам  своего  народа,  не  прекращают  безнадёжные измышления и провокации!               
     «…На  северо-западе  пространство  до  Хамыш  (Хоста)  населяло  абхазское  племя  садзы  (точнее  -  асадзуаа  или  асадзкуа),  которое  известно  также  под  именем  джигетов.  Садзы-джигеты, - писал  Ф.Ф.Торнау,  -  «одноплеменное с  абхазами,  говорящее  с  ними  одним  и  тем  же  языком  без всякого приметного  изменения».66  Как  и  их  северо-западные  соседи  убыхи,  садзы  целиком  были  выселены  в  Турцию  в  1864  году.  Территория,  занятая  ими,  простиралась от  Гагры  (если  не  от  р. Бзыби)  до  р. Хоста   (Хамыш),  а  согласно  некоторым  источникам  и  до   самого  Сочи.  «Об  этом  свидетельствуют…  многие  топоними ческие  термины  интересующего  района,  этимологизируемые на  основе абхазского  языка»,  - отмечает  Ш.Д.Инал-ипа.67
    «Итальянский  путешественник  первой  четверти  ХУ11  в.  Джованни  Лука  сообщает,  что  в  то  время  абхазские  поселения  тянулись  на север  до  мыса   Кодош  близ  Туапсе,  за  которым  уже  начинались адыгские  земли. Эвлия Челеби (40-е  гг. ХУ11 в.) также  свидетельствует, что  этническая  граница  между  абхазами  и  приморскими  адыгами  проходила  в  районе  того  же  Кодошского  сектора.
   В  20-х  гг.  ХУ11  в.  Главани  Ксаверио  указывает,  что  абхазы  проживали  даже  до  Суджук-Кале  (в  районе  нынешнего  Новороссийска!).  На  это  же  указывает  и  автор  середины  ХУ111в.  Пейсонель.68
    Н.Я.Марр  по  поводу абхазских  топонимов Причерноморского побережья отмечал  (цитирую):  «Постепенно  абхазы  оттеснялись  не  только  с  севера  на   юг, но  и  от  моря  в  горы,  и  неудивительно,  что  и  приморские  населённые  пункты  южнее,  в  пределах  нынешней  этнографической  Абхазии,  сохранившие  абхазские  названия,  менее  всего  насчитывают  в своей  среде  абхазский  элемент; иногда  в  них  не  бывает  ни  одного  абхаза.  При  таком  положении  дела  нет ничего  удивительного, что, чем  севернее, тем  более  оторвано  от абхазского населения  лежат  те  приморские  пункты,  местные  названия  которых,  будучи  исконного  происхождения,  находят  своё  объяснение  в  абхазском  лингвистическом  материале».1  На  картах  Черноморского  побережья  конца ХУ111 - начала  Х1Х вв. ясно  указывается   территория   джигетов,  начиная   от   села   Цандрипш   до  р. Худапсе.69
     «…Теперь  река  Бзыбь  служит  естественною  границею  между  Абхазиею  и  Джигетами.  Она  выходит  в  землю  Псху  из главного  снегового  хребта Кавказс- кого.  Летом  она  не  имеет  бродов  даже  и  в  такое  время,  когда  Кодор  и  Ингур  переходимы.  Лучший  брод  через  Бзыбь  находится  против  абхазской  деревни  Джиб-хунь,  принадлежащий  князью  Инал-ипа.  Она  лежит  в  12-и  верстах  от  моря  и  в  ; версты   от  левого  берега  Бзыба….
     К  северо-западу от  Абхазии  и  Псху  живёт  народ,  который  называет  себя  Халцыс   и  известен  у  абхазов  под  именем  Асадзкуа, а  у  грузин  под  именем  Джигет.  Земля  их  называется  у  абхазцев  Садзен.  По  берегу  моря  земля  сего  народа  простирается  до  черкесского  селения  Хамышь,  лежащего  между  реками  Агура    и  Хоста.  К  северу  земля  джигетов  простирается  до  самого  снегового  хребта. 
    Джигеты  говорят  наречием  а б х а з с к о г о  языка,  несколько  отличным  от  коренного.  При  владетеле  Абхазии  Келеш-бее  джигеты  платили  дань... Главные  реки   в  земле  джигетов   суть  следующие: 1-я  Хоста,  2-я  Худапсе,  3-я  Хорота,  4-я  Мдзымта,  5-я  Псоу, 6-я  Мехадыр, 7-я  Хошупсе, 8-я  Бхуйца,  9-я  Чугурханеха  и  10-я  Жуадзех…».70
    А  современный  абхазский  исследователь  Денис Чачхалиа  отмечает:   «Все  земли  за  Гагринским   хребтом   на   северо-запад,  включая   долину  реки Хамыщ  (Хоста), назывались  абхазами  Садзны, Садзтыла,  Садзаа.   
    В  исторической  литературе  эта  область  более  известна  под  именем   Джигетия.  Община  Геч  являлась  той  этнографической  областью  Западной  Абхазии,  представители  которой  называли  себя  «ахалцыс»…71  И  далее: «Располо- женная  в  выгодной  местности,  долина  Псоу  играла,  в  известной  степени,  ключевую   коммуникационную  роль  на  Западном  Кавказе. В  этой  местности  на  речке  Хашупсе  была  расположена  мощная  и  малоизученная  крепость средневеко- вой  Абхазии.  Она  защищала  гавань,  проход  во внутренние  области  страны  и  на  Северный  Кавказ.
    Именно  здесь  располагался  порт  Абхазия  (Аbcasia),  - отмечает   Денис  Чачхалиа, -  обозначенный  на  генуэзских  и  венецианских  картах  Х111 – Х1У  веков.  Отмеченные  средневековыми  картографами  и  последующими  авторами  применительно  к  бассейну Псоу и её  устью  пункты  Абхазия,  Авогазия, Афразы,  Абаза  говорят  о  том,  что  и  в  географическом,  и  в  этническом  смысле  эти  термины  являются  вариантами  названия  одного  и  того  же  народа, одной  и  той  же  страны. 
  Во  второй  половине  Х1Х века  из  Гечбовых  выдвинулся  князь  Решид.  Его  аул  располагался  на  правом  берегу  Мзымты  (ныне  село  Весёлое). «У племени  Кечь (Кечи-лар)  было  75  аулов»,  а  поскольку  каждый  аул  «обыкновенно  группировался  вокруг  одной  дворянской  семьи», то  и  собственно у  владетеля  Решида  Гечба  было  до  70  вассальных  дворян.  Кроме  уже  названных  фамилий  Микелба  (Микель)  и  Кинца,  подвластными  князью  Гечба  были  дворняне  Багба  и  Цисба  (Цишба). Род  Кинца  восстанавливается  по историческим повествованиям  Маадана  Саканиа, как  Аканцба».72   
   Ещё  26  марта  1864 года приехавшие в Сочи  к генералу Гейману представители  абхазов-джигетов,  во главе  с Решидам Геч (Гечба), устами  последнего было  заявлено: 
  «Мы  -  джигеты,  мы -  народ  вольный,  никогда  ни с  кем открыто не воевали  и  никогда  никому  не подчинялись. Теперь  мы  видим, что все кругом покоряются  русским, и  мы  уже считаем землю  нашу собственностью российского императора».2
   А  ещё  в 1912 году  немецкий   автор  Паульс  писал:  «Отныне  лазы, живущие  сегодня  только  возле  Чороха,  несомненно,   являются  керкетским  племенем,  которое  спасалось  бегством  от  черкесов-зигов.  Из  этого  следует,  что  мы,  продвинувшихся  на  северо-запад  керкетов,  первоначально   очень  сильный  народ,  анторополигически  действительно   причислили   к   грузинской   ветви  кавказских  народов,  которому  по всей  вероятности принадлежит  географическое  разделение  между  абхазцами  и  гениохами».73 (Разрядка  моя  - Л.К) 
   То  есть независимый - немецкий автор  Паульс ещё  в начале ХХ в. определённо утверждал,  что лазы,  живущие  возле  реки  Чорох, - «несомненно,   являются  керкетским (т.е. адыгским  - Л.К.) племенем…», которых  антропологически  совер- шенно  необоснованно  причислили  к грузинской  ветви  кавказских  народов.
   «Под  влиянием  различных  внутренних  и  внешних  сил, -  отмечает  Ш.Д.Инал-ипа, -  характер  которых  остаётся   пока  не  совсем  ясным, Колхида  приходит в  упадок,  распадается  на  составные  части,  которые становятся  в  известной  степени  самостоятельными  политическими   единицами».74
   Таковы,  вкратце,   исторически   и   лингвистически   обоснованные  сведения   относительно  этнической    идентификации     л а з о в    и   их   объективной  природы   происхождения  в   К о л х и д е!

    г. Москва, октябрь 
                2008 год


Рецензии