Мое детство, первые шаги

                Даже   сейчас,   когда,   казалось   бы,   жизнь   на   исходе,   память   возвращает  меня  в   детство,   в   то   прекрасное  время,   когда   я  родился.   В    тот   дом,   где   я   делал   первые   шаги.   Узкий,  как   колодец   двор.   Войдешь   во   двор   через  железные   ворота,   станешь    посередине   и   поднимешь   голову.    С    правой   и   с   левой   стороны,  а  так   же   передо   мной    длинные   деревянные   балконы   в   три   этажа.    На   одном   из  таких   балконов   был   вход    в   нашу   квартиру   и   в   квартиру   наших   соседей,   Айвазовых,  где   жил   дядя   Арменак,   инвалид    ВОВ,   без  ноги.   По   этому   балкону   я   катался   на   трехколесном   велосипеде   мимо   наших   квартир   до   двери   нашей   общей   кухни.   Кухня,   это   была    очень  большая   комната,   где   наши   мамы   на   керосинках   готовили  еду   и   в   огромных   корытах   стирали.   В     кухне   была   таинственная   заколоченная   дверь,   очень,   нас   детей   волновавшая.   Позже   я   от   родителей   узнал,   что   когда-то   до   революции,   весь   наш   балкон   с   двумя  квартирами,   это   была   целая    купеческая   квартира,   а   наша   кухня   была   вестибюлем.   Заколоченная   же   дверь,   это   был   парадный   выход   на   улицу   Некрасова.   В  наше   время    входы   на   все   три   этажа   были   по  деревянным   лестницам,   таким  же,   как   балконы.   Это  был   черный   дворовый  ход.

                Наша   квартира   состояла   из   двух   комнат.   Комната    поменьше   была   спальней   родителей.   Ее    во   время   войны    мы   отдали   эвакуированной   жене   офицера,   который   воевал  на  фронте.  Большая    комната  была   и  гостиной,  и  столовой,   и   детской.   В   середине    комнаты   стоял   квадратный   стол,   посередине   которого   стояла   большая   керосиновая   лампа   со   стеклянным   колпаком.   Я    за   этим   столом   обычно   делал   уроки   и   общался,    и   сорился  со  своей   сестричкой.  Она   была   старше   меня   на  двенадцать   лет,   и   когда   я   поступил   в   первый   класс,   она   уже   училась на   первом курсе в  университете.  Простите,   я  возвращаюсь    к   нашей   квартире.  В    этой,   большой   комнате   тоже   была   закрытая   дверь   завешанная   ковром.   Это   была  дверь  в   соседскую   квартиру.   Когда-то  давно,   у   нас   были   другие   соседи,   и   наши  семьи   очень   дружили.   Когда   у   кого-то   из   нас   бывало   торжество   и   много   гостей,   эти,   сейчас   завешанные   ковром,   двери   открывали,   и   праздник   получался   общим    на   две   семьи.

                Что   же   еще   рассказать   мне   о  нашем   доме?   Мне   не   хочется   рассказывать   о   всех   балконах   и   значит   о   всех   жильцах,  но   как не   вспомнить   моего   закадычного   друга   детства,   Рафика.   С   каким  удовольствием    я  бы    сейчас   его  повидал.   С   Рафикина   балкона   была   лазейка   на  чердак,   куда   мы,  дети,   тайком    лазили   во время наших  детских   игр.   На  балконе  напротив  нас  на втором этаже   жила   пожилая   дама,   Анна Яковлевна    Дикарева,   которая   очень   хотела   общаться    с  моей  мамой,   но   так   как  нас   разделял   двор,   это    общение   было   комическим.    Она   через   двор    кричала   моей   маме-   “Евгения   Яковлевна   бросьте   пожалуйста   коробок   спичек”   или “ Не  найдется  ли   у   Вас   немного   соли,  пришлите  ко  мне   Эдика,   я   хочу  его  чем-то  угостить”   Естественно   над  ней  беззлобно  посмеивались.   На  первом   этаже  жила семья  Певцовых.    Два  брата   Толик и Гена.   Они   жили  с   бабушкой.  Толик  занимался  спортом,   а   Гена   очень  часто   сидел  в  тюрьме,  к   сожалению   об    этой  семье,   в  моей   памяти  больше   ни  чего   не  сохранилось.   О   семье,   которая   жила   в  полуподвале – семье  Айсоров,  у   меня  написан   рассказ,   Дети  подземелья.

                Может    быть,   я   бы    на   этом   закончил   свой    рассказ,   о  раннем    беззаботном    детстве.   Ведь   потом    была   война   и    было   очень   много   горя.        Я,   под   конец    расскажу   про   наш   двор,   как   маленький   базар.    Почти   каждый   день   к   нам   во   двор    заезжали   продавцы-крестьяне,   из   близ   лежащих   деревень.   То   с  лошадью,  груженой    поклажей   всевозможной   зелени  и  пряностей,   без  которых    в   Грузии    жить   не   могут.    То   крестьянин   с   осликом,    через  спину    которого   перекинуты   большие   корзины,    привозил   во   двор   мацони,  (это   грузинская   простокваша)  это   был   настоящий  спектакль.   Мацони   у   него   было   в   одинаковых  пол-литровых   банках.    Продавец,   что   бы   оправдать   предлагаемую   цену,   доказывал   высокое   качество   своего   товара,  для    этого   он   брал   банку   с  мацони,   и   переворачивал  вверх  дном,   и   мацони   было   настолько   густое,   что   не   выливалось   из  банки.    Во   время   этих    торжищ,   хозяйки    спускались   во   двор,   торговались,   выбирали   и    делали   заказы.   Это   было   развлечение   для   нас,   малышни.   Наверное,    это   было   самое   счастливое   и   беззаботное   время   в    моей    длиной  и   очень   непростой   жизни.    


Рецензии
Эдуард! Кратко расскажу истинную историю про двух соседок. Одна пекла блины.
Не хватило растительного масла. И решила пойти занять у соседки. Полезла
через забор(высокий!) и упала на свою сторону... Её мать стояла возле русской
печи... Бааааа! У вас блины и у нас блины!!!
Удачи и вдохновения! С теплом , Тамара.

Тамара Терёхина   05.01.2014 13:17     Заявить о нарушении
Тамара, если вам не понравился рассказ, написали бы свои замечания или не писали бы ничего, к чему этот анекдот про блины? Эдуард

Машкевич Эдуард   05.01.2014 18:43   Заявить о нарушении
Дорогой Эдуард, это не анекдот, а быль... Поэтому с Вами и поделилась!
Рассказ мне понравился! Уж простите, что не дописала! Учту свою ошибку. Тамара.

Тамара Терёхина   05.01.2014 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.