О театре местного значения...

Размышления    О ТЕАТРЕ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Наталья Германовна Волкова, человек очень самобытный, режиссер детской студии «Факел» при ДЮЦе «Горизонт», в последнее время активный почитатель журнала «Эксперимент», как-то пару раз сказала мне:
- Валентина Георгиевна, возьмите у меня интервью… Я хочу, чтобы Вы взяли у меня интервью. – И хотя это, естественно, польстило моему самолюбию, я совершенно искренне ответила:
- Не вижу темы. Вот пригласите на спектакль, покажете, что умеете, тогда…
- Хорошо, это будет осенью, - ответила режиссер. На том и договорились.
И вот в сентябре она принесла пригласительные билеты на спектакль «Особенности гражданской обороны» - о певцах «панковской» среды Янке Дягилевой и Егоре Летове. (Тема эта, кстати, оказалась подсказана режиссеру одним из текстов в нашем журнале, где упоминалось имя Янки).
В репетиционном зале ДЮЦа, на первом просмотре спектакля присутствовало до двух десятков приглашенных зрителей (в основном – подростки и молодежь чуть постарше), на сцене выступали их ровесники, плюс в главной роли Алексей Пыльцин, молодой человек лет тридцати.
Что сказать о спектакле? Наверное, поставленную цель он выполнил. Но сама планка «прыжка в высоту» оказалась низковатой.
Поясню свое мнение. Играли начинающие артисты неплохо. Алексей Пыльцин проявил себя очень пластичным актером (возможно, он блистал еще и потому, что ему в ранней юности, насколько мне известно, был очень близок по духу прототип главного героя). Вел свою роль он очень непринужденно и с долей молодецкого пафоса (таков образ Егора Летова – порывист, «ежаст», сверхчувствителен, как будто вовсе не понимаем окружающими…).
Старались и другие самодеятельные актеры, а всего ролей было четыре. Местами спектакль озвучивался не очень качественными магнитофонными записями песен из репертуара прототипов, да одну-две из них под гитару исполнил Алесей Пыльцин.
Наверное, для дебюта спектакль можно определить как нормальный, («ништяк» - на дворовом жаргоне). Но если подходить с мерками «большого счета», да еще с высоты возраста вашего автора (да и моей требовательности к творческой работе, которая обычно высока), то можно оценить этот дебют как достаточно слабый.
Но пишу это совсем не потому, чтобы упрекнуть режиссера и ее ребят (им нужно быть благодарными за тот толчок, который дали мыслям), а затем, что хочу просто «развернуть» тему и, может быть, тоже дать новый толчок в работе студии Н.Г.Волковой.
Мысли эти вот каковы. Спектакль показал (во всяком случае, мне, человеку со стороны), что у старшей труппы «Факела» (а здесь есть и другие группы, осваивающие актерское мастерство, помладше) попросту нет достойного репертуара. Молодежный спектакль с четырьмя ролями – это так мало! Хотя я прекрасно знаю, что бывает и театр одного актера, и на московских больших сценах порой встречаются спектакли всего «в две роли», тем не менее -  для молодежного спектакля это – «маловато будет!». Тем более, что в показанном спектакле две роли из четырех были пассивны, местами вовсе статичны. Это символичные роли Ромео и Джульетты, которые как будто образовывали параллель для главных героев, а на сцене очень мало говорили, лишь «со значением» глядя в зал и прохаживаясь. (Конечно, такая «демонстративная» заданность этих ролей не позволила показать свой актерский талант их исполнителям А.Волковой  и А.Гришину). 
Молодежный спектакль требует, всё же, либо какого-то массового фона, либо более активного развития сюжета, с большей насыщенностью событиями для более глубокого раскрытия внутреннего мира героев. Пока что постановка скорее походит на этюд, чем спектакль, в котором есть лишь претензии на показ сложного внутреннего мира, самого же его почти нет. Думается, одной угловатости манер Летова, которые сумел передать в своей игре пластичный Алексей Пыльцин, всё же недостаточно для раскрытия той цели, которую ставил перед собой постановщик. Конечно, драматизма кульминационному моменту спектакля придала еще умелая мимика начинающей актрисы Кати Ледовской, исполнявшей роль Янки. (В основном это была игра глубины глаз, что можно было разглядеть в отдельные моменты в обстановке камерности зала)…
То есть, отдельные находки-удачи есть, но их еще очень мало, потому что не додуман, не разработан сам сценарий.
Посещение данного спектакля напомнило мне давние времена (периода студенчества) из моей собственной жизни. Пору, когда мне было интересно делать какие-то сценические наброски, имелось не очень отчетливое желание служить в дальнейшем театру (в качестве сценариста), ну, а позднее всё это было отброшено, и все пьески остались на бумаге в незавершенном виде, разве только кроме одной, под названием «А была ли любовь?», которую я все же сумела дотянуть до кое-какого финала...
Так вот, после спектакля очень хотелось обо всем вышесказанном поговорить с Натальей Германовной, высказать свое мнение, предложить внести какую-то новизну в их репертуар. Я даже дома перечла эту свою пьеску, и нашла её вполне приемлемой (по теме и сюжету) для труппы «Факела», но вот уже через день-другой меня охватила совершенно другая плодотворная идея. И если бы мы встретились или созвонились в этот период с Н.Г., то, вероятно, не было бы этой статьи, мы просто обсудили бы эту идею, но встречи все не получается (наш молодежный режиссер с сентября с.г. пытается совмещать работу в ДЮЦе с преподаванием в одной из московских школ, поэтому свободного времени в обрез, а домашнего телефона у неё нет).
Так вот вместо интервью и получилась эта статья.
Итак, какова же эта идея? И откуда она пришла? А подсказана одной замечательной, недавно прочитанной книгой под названием «Новеллы о любви». Автор - Р.Киреев, фактически – исследователь, изрядно поработавший с архивами и выдавший целый сборник (100 новелл) об известнейших русских писателях и их самобытнейших любовных историях, многие из которых до сих пор просто не были известны большинству из нас.
А как проникновенно написаны новеллы! В прозе, но словно маленькие поэмы! Потому что любовные истории Горького, Куприна, Есенина, Мамина-Сибиряка, Бальмонта, Мандельштама и многих других – это просто легенды, а не фрагменты жизни. Но главное – в этой книге они правдивы, и хотя опоэтизированы, но подтверждаются многочисленными отрывками из писем, дневников и т.д.
Почти все эти истории хочется перечесть несколько раз – так колоритны, точны, образны. Так вот, хотя на обороте титула этой книги и стоит предупреждение, что перепечатки книги запрещены, думаю, что использование фактического материала из нее для  сценарной переработки вполне приемлемо, ведь не в коммерческих же целях это было бы сделано, наоборот, лишь популяризировало бы и имя автора, и его книгу.
Наконец, можно попытаться списаться с автором и получить на то его разрешение.
Зато какие живые, увлекательные небольшие сценарии могли бы получиться для миниспектаклей о тех, кого все мы любим, чтим, знаем их творческий путь.
В этой книге, с моей точки зрения, нередко даны подсказки даже режиссерского и актерского плана. Приведу два примера, как описана здесь возлюбленная Сергея Есенина: «Айседора Дункан танцует все то, что другие люди говорят, поют, пишут, играют и рисуют» (это замечание Максимилиана Волошина о ней); «Айседора встала и, отстранив меня от Есенина, закрыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла» (это написано о ней Н.Крандиевской-Толстой). Живые, образные сцены, которые остается только попробовать воплотить приемами актерского мастерства…
Я понимаю, что можно возразить: дескать, современная молодежь напрочь не реагирует на классиков, она их не приемлет и чуть ли не ненавидит… Возможно. Но именно потому, что очень плохо знает и их, и о них, но ведь даже «золотую рыбку» можно преподнести как «сухари немоченые», кому же тогда она будет интересна? Цель искусства, театра – как раз разбудить интерес у зрителя. Вдохновить, увлечь. Эта книжка – просто находка для серьезного режиссера и творчески активной молодежи. И такие таланты у нас есть. Они пробуют себя, ищут. И, видимо, имеют желание идти дальше и достичь большего. Хотелось бы пожелать им именно этого.
                Валентина Лефтерова
                главный редактор журнала для юношества «Эксперимент»
(Опубликовано с сокращ. в городской газете «ПРОТВинформ» 07.10.2004 г.)


Рецензии