Роман Русская душа Часть 1 -6 - 8

 С болью в сердце вошла Ирина в родительский дом. Квартира встретила скиталицу интерьером забытого уюта. Она блаженно опустилась в удобное старенькое кресло и с грустью посмотрела на лежащий на полке семейный альбом. Подумала, с каким бы трепетным удовольствием открыла  его. Не допустимо долго разглядывала  милые сердцу школьные фотографии. Но, что мешает ей? Ирина, проверяя досужую догадку, мысленно заглянула за тесненный переплет. Вот младшая группа детского сада  № 5. Трехлетняя девочка в голубеньком плотице. Первый звонок. Огромный букет бархатистых гладиолусов в руках маленькой школьницы. Семейный отдых на озере Секачи. Несущие корзину грибов сестра и брат. Как давно это было... "Это было недавно. Это было давно" - Ирина с грустью постигла смысл слов "Венского вальса". Как все счастливо начиналось. Как у всех новорожденных детей. С чистого листа. Но как все вдруг изменилось? Родительская любовь сменилась на жандармское равнодушие воспитателей. Но с классной ей повезло. Надежда Анатольевна любила детей. Она четко примечала свалившиеся на их неокрепшие плечи пороки перестройки: пошлость и цинизм, равнодушие и жестокость. Сверстникам Ирины исполнилось по шестнадцать. С экранов и прессы лилась откровенно антисоветская блевотина. Втаптывались в грязь великие свершения русского народа. Перевиралась и извращалась история. В политике все продавалось и покупалось. Прошла первая волна одурачивания народа под названием тотальная приватизация. Бушевала гиперинфляция и безработица. В этот разгул безумства Н.А. нашла единственно верное решение - она организовала кружек любителей классики. Приходившие к ней ребята (в числе которых была Ирина Демакова) слушая Вагнера или читая Байрона, отдыхали душой от ужасов перестройки. Классная мама не умничала и не учила их жить. Она просто рассаживала ребят на неудобные сидения актового зала и включала Ванессу Вей. Ей, как патриотке, хотелось поставить Шостаковича или Талькова, но она придерживалась негласного принципа - классика спасет мир. Она понимала,  как трудно ученикам после музыки Моцарта возвращаться в реальность жестокой действительности, но вновь и вновь, смахивая набегавшую слезу, ставила неподражаемую "Лунную сонату". Спустя много лет Ирина доподлинно осознала, что именно эти чудаковатые прослушивания заложили в их душах чистые островки незапятнанных чувств. Твердые островки, не давшие скатится в рутину дьявольского инакомыслия (распутства, обмана, корысти). Ирина с удовольствием нашла большое фото выпускного класса и благодарно взглянула на изможденно- гордое лицо учительницы. Как она? Жива ли? Сколько ей  лет? Тогда семнадцатилетним девчонкам, тридцатишестилетняя НА казалась взрослой женщиной. Сейчас Ирине столько же. Нет! Намного больше! Год жизни в столице можно приравнивать к службе на крайнем севере, так что это она в свои тридцать четыре уже старуха.
 Ирина горько вздохнула и отправилась по привычной дороге в школу. Неприятно удивилась произошедшим в городке изменениям. Закрыты мясокомбинат и хлебозавод. Детские сады проданы за бесценок под офисы частных фирм. Заброшенным пустырем выглядит заросший травой и кустарником фундамент заложенного в советское время многоэтажного дома. Некогда преуспевающая швейная фабрика переоборудована под городской рынок. Как везде в России, процветают банкиры и торгаши -  недалеко от помпезного здания налоговой инспекции ведется бойкое строительство сбербанка. Чуть левее высится не менее шикарный торговый комплекс " Мария Ра". С высоты железнодорожного моста Ирина увидела обшитое светло-коричневым металлосайдингом здание семейной пекарни.
- На обратном пути непременно загляну - подумала, ускоряя шаг Ирина.
Школа встретила давно забытой грустью. Грустью о детстве, о безвозвратно ушедшей школьной поре. Демакова вместе с запыхавшимся первоклашкой быстро вбежала в прохладный вестибюль. За решетчатая раздевалка не удивила опоздавших висячим замком. Мальчуган, немного потолкавшись у закрытой двери, тяжело вздохнул и направился в класс. Ирина пошла в кабинет русского языка и литературы. Нерешительно остановилась у крашенной белилам двери. Она уже хотела в нетерпении заглянуть в аудиторию, как вдруг услышала нагловато-яростный возглас:
- Вам за это деньги платят! Вот вы и учите!
Ирина с запозданием ворвалась в класс. Вальяжно развалившись на последней парте, сидел крупнотелый второгодник. Пред ним стояла, опешившая от подобной наглости, бледная Надежда Анатольевна. Ирина не застала начала конфликта, впрочем, суть которого и так была ясна: двоечник, как обычно, не выучил урок, и, бравируя перед одноклассниками, хамил, осмелившейся спросить тунеядца, учительнице. По истечении прожитых лет Ирина с сожалением наблюдала за нелицеприятным инцидентом. Её не интересовала ни реакция возбужденного класса, ни гадкая выходка обнаглевшего ученика, ни с сожалением смотревшая отличница. Она с болью глядела на опершуюся о парту НА, и физически ощущала степень унижения любимой учительницы.
- Сачков, выйди из класса - как можно категоричнее предложила НА.
- Тебе надо, вот ты и выходи - бездельник повысил на педагога до неузнаваемости мерзкий голос.
Ирина не стала ждать  жалких насмешек ободренных безнаказанной жалостью одноклассников. Взяла от доски обильно выпачканную мелом тряпку, подбежала к негодяю и ударила по искаженному агрессией лицу. Сачкову показалось, что кто-то, выбрав момент, запустил в него тряпкой. Он вскочил, схватил ветошь и мутным от ярости взором обвел ряды обескураженных ребят.
- Лыков, ты?! - с шипящей угрозой выдохнул он.
- Ты, че, Андрюха, гонишь? - парировал удивленно Лыков.
Второгодник торопливо вытер враз вспотевшее лицо и в сердцах метнул злополучную тряпку в доску.
- Сачков, выйди из класса - почти меланхолично попросила НА, не желая дальнейших выходок от взбешенного оппонента.
- Да пошла ты ... - буркнул Сачков, с помощью рукава  стирая с рожи остатки мела.
Ирина гневно схватила валявшуюся у доски тряпку и с силой ударила Сачкова по голове. Потом еще раз и еще: она била его до тех пор, пока дурень в шоке не выскочил в коридор. Затем, тяжело дыша, подошла к доске, взяла мел и каллиграфическим почерком вывела патетическую надпись " Не твори подлость, да не обернется она во зло тебе". Ирина вышла из класса, так и не увидев, как по щеке растроганной учительницы потекла облегчающая душу слеза восторжествовавшей справедливости.
 Пытаясь побороть возникшее чувство неприязни к школе, Ирина брела по безлюдному коридору, когда услышала чьи-то всхлипывания и писк. Плакал опоздавший первоклассник. Сжавшись в углу в живой комочек, он слабо защищал голову от наносимых старшеклассником щелбанов. Это неутомимый Сачков срывал зло поражения на беззащитном мальчугане.
- Когда же ты уймешься? - возмутилась Ирина - Откуда у мальчишки столько неуемной агрессии и злости?
Демакова, вздохнув, подобрала валявшийся за батареей кусочек мела и крупно написала на стене: "Уймись, Сачков! Вон из школы!" Парень увидел возникшую из неоткуда надпись. Дико озираясь по сторонам, подошел к стене и рукой стер белые буквы. Ирина вновь подняла мел и стала писать: " Сачков, во..."
- А-а! - закричал второгодник и бросился к спасительному выходу.
Вырученный из беды мальчуган достал из кармана припрятанный на всякий случай мелок и, путая буквы, дописал: " вот ис счколы".
С грустью обманутых надежд Ирина вышла со школьного двора. "Почему у нынешнего поколения ребят столько агрессии, либо апатии и равнодушия? Может от  безалаберно сложного реформирования системы образования? Может от бездействия отчаявшихся понять ее смысл учителей? Может от глухоты к чаяниям детей погнавшихся за рублем родителей? Ирина вспомнила анимационный мультфильм "Игра Го". Она была приятно удивлена подходом японцев к определению интересов детей. каждый ребенок, найдя товарищей по увлечению, мог самостоятельно открыть кружок по понравившейся тематике. Школа, покупая ребятам необходимый инвентарь, предоставляла в пользование помещение и ненавязчиво курировала возникший клуб. С раннего возраста путем многоразовых тестирований общество следит за развитием подрастающего индивида. Япония - страна трудоголиков, но большинство служащих работают не только за высокую заработную плату. Они пытаются параллельно само реализуются в выбранном деле. Многого может достичь человек, стремящийся к мечте! Ирина тогда поняла, что Япония страна не только высоких технологий, а страна высокоинтеллектуального общества, в котором логика, здравомыслие и честь лежат в основе существующей морали. Правильно выбранные в оценке понимания поступки и проступки ведут к прогрессивному развитию общества. Однако, нужно быть японцем, чтобы оценить на себе ежедневную тяжесть сих ориентиров, поэтому Демакова вновь перенеслась в реальность пыльной славгородской дороги, по которой (по мимо её воли) ноги несли к родительской пекарне.


Рецензии