Вардане

         Фото автора
                Николаю Болотину (Мытищи) - автору одноименной песни
Вардане – поселок в составе Большого Сочи, в шести километрах к северу от Лоо.
Справа, если идти от поселка к морю, возвышается не гора, конечно, а, скорее всего, большой холм, предгорье массива величественных Кавказских гор, южным склоном круто спускающийся в море. Пляжа там нет.

У противоположного склона холма, то есть, со стороны поселка, расположена ж/д платформа, где пассажирские поезда не останавливаются, а только электрички, курсирующие между Адлером и Туапсе. Пляжа там тоже нет. Платформа, естественно, не приспособлена для купания.

Остается левый берег, где пляж действительно есть. Водоразделом между левым и правым берегами служит речка, протекающая через поселок. Пляж протягивается до Лоо. На подступах к Лоо, с заметным отрывом от общего пляжа, приютились то ли нудисты, то ли нагисты, но не о них речь.

Вот левый берег у поселка Вардане и служит для... вы подумали, что для отдыха? Не спешите.

Отдыхающие располагаются на пляже левого берега и с удовольствием окунаются в теплые волны ласкового Черного моря. «Ласковое» и «с удовольствием» – это лишь рекламные образы. Пляж галечный. Галька крупная, так что вхождение в море вряд ли следует назвать приятным действом, поскольку нередко сопровождается несанкционированными синяками на ногах.

Черное море не нужно сравнивать с другими, например, с Красным, потому что, в отличие от Красного, здесь практически нет живности. Шут с ними – с разноцветными рыбками Красного моря, которые там в изобилии водятся среди кораллов, скатами, акулами и диковинными рыбами-петухами. Рыба здесь тоже есть, но в основном на прилавках магазинов, мороженная либо консервированная, привезенная с близлежащих Тихого океана, Балтики либо Норвегии.

Теплым и ласковым море является лишь для северян, потому что в этом году погода теплом не балует. В то же время, под Ростовым жара и гибнут посевы, а тут... а тут долгожданное синее море и одно пожелание отдыхающего: чтобы не было дождей и загар был на зависть.

Отсутствие живности, в частности, кораллов, которые не растительного, а животного происхождения, избавляет от непредвиденных расходов. В Египте, например, штраф за попытку незаконно вывезти ветку коралла достигает до семисот долларов «старшего брата», то есть, США. Здесь же подобный штраф никому не грозит, и это радует.

На левом берегу расположены три больших кафе, мелкие не в счет, откуда горным потоком льется музыка. Каждый норовит привлечь проголодавшегося отдыхающего именно к себе, поэтому старается перекричать соседа. Под фонограмму поют живым голосом. То, что поют живым голосом, не вызывает сомнений, поскольку певцов выдает ни с чем не спутаемый акцент. Поют душевно, на армянском, поскольку большинство жителей армяне, и на русском тоже, естественно.

Акцент придает песням особый шарм так, что знакомые с детства песни звучат как незнакомые. И гулкие звуки от сабвуферов катятся далеко не только по пляжу, но также по поверхности моря. Это не новое изобретение. Африканские племена используют свои сабвуферы – тамтамы, так как звук может быть услышан за десятки километров. Тамтам извещал о необходимости собраться для сражений, и чтобы вызывать дождь, прогонять злых духов.
 Здесь же не было нужды вызывать дождь, а привлекать откушать сытные местные самоделки.  Может, попутным эффектом лавочного бизнеса было отсутствие рыбы в море, которая оглохла от этой «тамтамной» музыки и убралась подальше.

От песенной атаки и инфразвуков спасу нет. Хочешь купаться в море – терпи! Хочешь поесть – тоже терпи!

По приезду домой на вопрос «как отдохнул?», демонстрируя свой черноморский загар, обычно отвечают: «хорошо!».
А если хорошо, то... – «Добро пожаловать в Вардане в следующем году!»

«Это не для меня» – молча решил Михалыч. Он взял вещи, дождался и сел в автобус, направляющийся к абхазской границе.
3 авг. 13 г.
          


Рецензии