Пуговица

        В один из погожих октябрьских деньков поехал я с двумя друзьями на сига. Погода в тот день, как я уже отметил, была просто отличная,  приехали мы на свою любимую Сарапульскую косу ранёхонько,  и рыбалка у нас в этот раз  удалась вполне. К обеду солнышко пригрело очень даже прилично, Амур был спокоен,  и настроение у всех  было просто замечательное, тем более, что в котелке уже булькала уха и мы,  изрядно проголодавшиеся, предвкушали райское наслаждение.
         Дожидаясь, пока окончательно сварится уха мы болтали, как это водится, о всякой всячине в целом и ни о чем конкретно. Перескакивали с темы на тему, обменивались репликами, пытались острить и сами же смеялись над своими остротами. Короче говоря, просто немного дурачились, наслаждаясь отличной погодой, свежим воздухом и замечательным настроением.  Уже и не помню, как разговор зашел об экстремальных случаях и о том, как себя надо вести в неожиданных ситуациях. Мнений было высказано на этот счет много и различных, но в основном все свелось к тому, что в большинстве  случаев  можно, выражаясь языком казенным,  максимально минимизировать,  отрицательные последствия опасных ситуаций. Особенно пристрастно отстаивал эту точку зрения мой старый приятель, профессор, заведующий кафедрой физики одного из ВУЗов города.
          В защиту своих тезисов он вызвался рассказать нам об одном случае, который произошел с ним много лет тому назад. Вот этот рассказ  с небольшими сокращениями и от первого лица я и предлагаю вашему вниманию.
          Случилось это, господа мои хорошие, лет сорок тому назад. Тогда я, только что окончивший университет , был призван на два года на военную службу в качестве офицера.  Направили меня в один из отдаленных Забайкальских гарнизонов, расположенный неподалеку от границы с Китаем. Скажу сразу,  мне повезло, условия жизни и быта у нас там были вполне удовлетворительные и я, привыкший к студенческому быту и к жизни в общаге,  попал почти в родную стихию… Короче, не буду расписывать что, да как,  и перехожу к сути дела.   
          В один из выходных дней сидел я в своей комнате и жарил на обед грибы, которые собрал утром в ближайшем леске. Негромко мурлыкал транзистор, шкворчали на сковородке грибы, все было тихо и спокойно, как вдруг  за соседней стенкой раздались женские крики, состоящие из непонятных восклицаний и звуков, затем топот бегущих ног и суматошный стук в мою дверь. Я быстро ее открыл, на пороге стояла соседка -  жена  нашего старшины,  с   их двухгодовалым сыном на руках. На лице ее читались следы паники, сильного  испуга и бог знает еще какая гамма чувств.. Она бессвязно то ли говорила,  то ли бормотала  одно слово: Сашка, Сашка  -  так звали их сынишку, забавного карапуза,   с которым мне частенько доводилось играть, пока мамаша бегала по своим магазинным делам. 
          Взглянув на ребенка,  я понял, что он не жилец, глаза его были вытаращены, он весь был синий,  и было видно,  что он почему-то не может дышать. Я выхватил у нее ребенка и спросил,  почти крикнул,  на нее -  что? – Пуговица... Пуговица. Стало все понятно, я быстро перехватил ребенка за ноги, повесил  вниз головой и несильно, но резко шлепнул  по спине  - пуговица пулей выскочила у него из горлышка и пацан,  вздохнув полной грудью, заорал благим матом.
          Мамаша, потерявшая от страха последний разум,  кинулась на меня драться, увидев, что я якобы бью ее умирающего  сына . Тут уж мне пришлось защищать дитя от взбешенной мамы, потому что мальчик еще был у меня на руках. Через мгновение она, сообразив, что ребенок жив-здоров и орет во всю ивановскую, схватила его на руки и убежала к себе.
          Я выключил плиту, чтобы мои грибы не сгорели,  и пошел за ней следом. Дитя уже почти успокоилось, женщина  тоже  почти пришла в себя и рассказала, что увидела, как сын, играя на полу,  откуда-то вытащил пуговицу,  и засунул ее в рот. Она,  дескать,  подскочила к нему, попыталась пальцем вытащить ее из рта младенца и окончательно затолкала  в глубину. На беду пуговица пошла не в пищевод, а в дыхательные пути. Ребенок стал задыхаться,  у нее ничего не получилось и она, схватив его, бросилась ко мне.  Дальнейшее вы знаете.
          Честно говоря, если бы я не сообразил , как физик, воспользоваться воздушным давлением,  еще тридцать-сорок секунд и мальчика бы мы потеряли. Делайте вывод: в любой ситуации нужно оставаться  максимально спокойным. Быстро и трезво оценивать обстановку и потом уже действовать. Уверен, что если бы мамаша подошла к ребенку спокойно,  что-нибудь сказала ему ласковое и попросила эту пуговицу выплюнуть – ничего бы не случилось, да и я спокойно бы дожарил свои грибы…
          Вот такими словами наш друг закончил рассказ, мы помолчали и начали разливать уху по чашкам. Выходной день  перевалил за экватор и голод увел нас от философских размышлений в сферу прозаическую.  Интересно, а где сейчас этот спасенный нашим другом мальчуган?


Рецензии