Россия без мракобесия

                И вечный бой, покой нам только снится…
                А. Блок

Так называется новая политическая партия, существующая, кажется, с полгода. Да здравствует эта партия! Если бы мне было сейчас лет двадцать, я бы молнией полетел в ее ряды! Это говорю я, вечный беспартийный… Случилось так, что я только что прослушал на канале «Дождь» сообщение Павла Лобкова о том, что ученые, изучая поведение крыс, обнаружили у них наследственную передачу «рабских признаков»,  то есть подавленное поведение потомков при частичном (или полном, точно не помню) отсутствии факторов, подавивших их предков. Возможно, подумал я, история и сыграла  с нами злую шутку, поставив на нас, как на этих крысах, свой безжалостный опыт. «Мы не рабы, рабы не мы» – этим шедевром-насмешкой господа Сатаны открывался некогда букварь советского первоклассника. Но даже если это так, и мы – жертвы чудовищного издевательства стихий, стремящихся законопатить нас назад, в материю, не стоит впадать в отчаяние. Ведь выбор, как всегда, прост: или остаться в бездействии, безропотно ожидая приближающихся крысоловов («своих» ли церковных и государственных бюрократов или зарубежных, без разницы – доброхотов, желающих «спасти» тебя от самого себя, всегда хватает), которые прекратят наши мучения, или – порвать цепочку скверной генетической памяти: на то мы и люди-человеки, наделенные сознанием и волей. Партия «Россия без мракобесия» и кажется мне попыткой порвать эту рабскую психическую цепь на «общественном сознании»; надеюсь, она будет одной из попыток – ибо, если мы хотим интеллектуально и нравственно выжить, наступать придется по всему фронту, во множестве форм борьбы за достоинство человека, против государственно-церковных приемов превращения общества в однородное «идейно-духовное» стадо, замыкающееся в ксенофобии и садящееся в круговую оборону против человечества.      
Итак, победить в себе затравленную крысу, стать человеком! Думал ли я еще несколько лет назад, что придется вот так развивать известное изречение Антона Павловича Чехова  – «по капле из себя… » и так далее? В конце ХХ века вообще чудилось, что мы уже это миновали, это давнопрошедшее, уже всего лишь история литературы, не более, и мы в другом мире, другие… Но, вот, со второго десятилетия начал проясняться век XXI,  и сегодня даже цветаевское продолжение темы – «по капле это на Капри, а нам подавай ведро!» – уже не кажется гиперболой. Русский «духовно-нравственный» воз завяз – он «и ныне там». В болоте мракобесия. Большевизм, сам оказавшийся духовно не выше церкви, не сумел убрать ее из жизни, а лишь прикрыл своей плитой. Русский дух не обновился, а остался разорванным… Ныне, ободренные  крушением коммунизма, псы церковно-тоталитарного морализма вернулись на блевотину свою. Пользуясь больной общественной памятью о ХХ веке, они ловят нас на рабском страхе перед революцией, которую наше «общественное сознание» после Двадцатого съезда ошибочно отождествляет со сталинским геноцидом. Все виды несправедливости и угнетения при этом сваливаются и сливаются в одну нерасчлененную общую кучу «абсолютного зла» – революция-террор-геноцид; нерасчлененную, то есть склеенную эмоциями обиды, страха, унижения настолько, что в этот клубок не может проникнуть мысль, здесь возможно лишь чувственное переживание боли и злобной мстительности (resentment). Такое аффективное, безмысленное состояние общества очень выгодно церкви, которая только в такой мутной воде бессознания и чувствует себя как в родной стихии: мистическому и мифическому комку «абсолютного зла» ХХ века она противопоставляет себя как мистическое и мифическое «абсолютное добро», приглашая растерявшихся и умственно ослабленных людей в свои душные объятия. Так что нынешнему нашему обществу, особенно его «государствообразующему» русскому ядру, если оно не хочет погрязнуть в полоумии проправославного расслабленно-оборонительного самоощущения, ему придется-таки напрячь мозги и путем анализа научиться отделять революцию от геноцида. Нам, россиянам, предстоит «отмыть» слово «революция», очистить его от клеветы и грязи, сопровождавших справедливую критику революционных, а более постреволюционных, дел. Только вернув слову «революция» его истинный, не только кровавый, но и благородный, духовный, смысл, мы сможем, наконец, взвешенно взглянуть на свой ХХ век и прекратить внутреннюю гражданскую войну, все еще терзающую душу постсоветского социума. Но для этого мы должны устранить из общественной жизни, не говоря уже о политике, извечного главного врага революции и потому главное препятствие свободной мысли – церковь.
9, 11 декабря 2013


Рецензии
Уважаемый Константин Константинович! Я с большим удовольствием и интересом слушаю Ваши беседы с В.И.Шароновым
Мне больно, что Вы так пишете о церкви. То, что Вас в церкви возмущает, возмущает и меня и всех здравомыслящих церковных людей, но мы понимаем, что речь идёт на самом деле не о церкви, а о том, что на ней паразитирует. Да, церковь больна, но мы её любим. Это и наши болезни - кто нам мешает отстаивать правду? Когда о. Павел Адельгейм говорит жёсткие вещи, он, тем не менее, никого от церкви не отвращает, потому что он священник, он говорит это изнутри. О.Александр Мень - сколько в те времена было иерочекистов? И он же не уходил из церкви? "Чаепитие в Мытищах" написано не в 21-м веке, и тогда же церковь явила столько мучеников, сколько чуть ли не за всю свою историю?
Кроме того, Вы сильно преувеличиваете значение церковной проповеди, на мой взгляд. Когда 20 деревенских старушек просят, чтобы к ним прислали священника, то они это делают не ради того, чтобы проповеди его слушать. Они будут рады-радёхоньки двадцатилетнему олуху-семинаристу, лишь бы чашу держал и грехи отпускал. А о том, что Бог нас любит, нет необходимости повторять на проповеди; каждый, кто пришёл в церковь и в ней остался, знает это на собственном опыте. Он знает, как было тяжко, черно на душе, и как вдруг засияло солнце. Мы знаем и то, что преклонив перед иконой колени, вместе со слезами появляется надежда, что Бог слышит наши молитвы - и эта надежда не обманывает. Мы, люди, живущие в церкви, имеем свой личный опыт общения с Богом через таинства; каждый из нас может рассказать, от чего Бог нас избавил и что даровал; нас переполняет благодарность.
Есть много замечательных священников; вопреки всему у них - настоящие общины; там чудесные люди. Пойдите к ним! В Петербурге их немало. Я могу назвать имена, если Вы захотите.
Всего Вам самого доброго!
С уважением, Елена


Елена Яблонко   24.03.2014 11:24     Заявить о нарушении
Похоже, я ошиблась и полемизировала совсем с другим человеком, Вашим однофамильцем. Забавно!

Елена Яблонко   24.03.2014 11:23   Заявить о нарушении