Мифы об атеистах. Миф третий - по Герцену

В одном из своих приватных писем Александр Герцен  сравнил  атеистов с больными животными. И уже не имеет значения, как использовал сказанное Герценом профессор Ю.Вяземский, или какую словесную конструкцию выстроил затем Дмитрий Быков.
Личные взаимоотношения с Церковью и верой у писателя и мыслителя были настолько сложны и трагичны, что ничего, кроме  искреннего молчаливого сочувствия вызвать не могут. Поэтому, несмотря на то, что я намереваюсь рассмотреть мысль, заключенную в его словах, это ни в коей мере не относится к  писателю лично.
Заметим для начала такую особенность. Можно оскорбить верующего, не оскорбив тем самым атеиста. Но затруднительно оскорбить атеиста, не оскорбив тем самым верующего человека. Со всеми вытекающими возможностями для косвенного оскорбления верующих  ими же самолично.
Что значат эти слова в контексте  трактовки атеиста, как существа безбожного и потому по сути животного? А значат они лишь одно, что человек без бога есть животное.
Иначе говоря, поскольку именно верующие позиционируют других людей с иным мироощущением, как больных животных, то тем самым они характеризуют и свою истинную внутреннюю сущность. В отсутствие бога.
 А это означает, что человек из существа самодостаточного, а потому свободного, превращается в  приложение  к верховному божеству. Приложение потому, что если человек без бога не человек, то бог и без человека бог. 
Получается, что человек по сути своей однозначно слаб и неразумен. Странное создание по образу и подобию.
Вот с точки зрения эволюции все понятно. Человек, будучи социальным существом, становится человеком только среди людей, всерьез занятых его воспитанием.  Дети-маугли так и остаются в животном состоянии, потому что их растили  не люди. Но никого еще религиозное образование не превратило в бога, даже не сделало Человеком. Реально получаются только обычные  верующие.
Отметим важнейшее обстоятельство - мы становились людьми постепенно, накапливая знания тысячелетиями. Задолго до рождения Христа.  Нам видна только незначительную часть того колоссального труда, которое затратило человечество, превращая себя в людей. И не обращение к богу делает нас людьми. А то, что было сделано до нас людьми деятельными, независимыми, а главное, мыслящими, стремящимися этот мир преобразовать. Причем преобразование мира шло всегда атеистическими методами. Потому как: на бога надейся, а сам не плошай. Ибо не боги горшки обжигают.


Рецензии