Совесть

"Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян. 24:16).
"Имейте добрую совесть!"  (1Пет. 3:16).

11 декабря 1918 года родился выдающийся писатель, живущий по законам совести, Александр Исаевич Солженицын. И размышления о совести мне хочется синтезировать в рамках трёх вопросов:
Что такое совесть?
Каков механизм действия совести, как она работает?
Как очищается совесть?

Итак, прежде всего, что такое совесть?
Можно дать ей такое определение: совесть — это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед Богом, самим собой и окружающими людьми. Это непосредственное ощущение человеческой души к тому нравственному закону, который неподкупно свидетельствует внутри человека, что добро и что зло, одобряя или осуждая его, указывая, что правильно и что неправильно. Совесть называют лучшим контролёром, ангелом-хранителем, светофором души, сигнализирующим, когда идти и когда остановиться.
Каждый человек, не исключая и язычников, у которых, на определённом историческом этапе не было написанного закона, обладает вложенным в него чувством добра и справедливости, побуждающим его к послушанию. Апостол Павел поясняет, что "дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть и их мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:15).

Правда, кое-кто в наши дни считает совесть общественно воспитуемой способностью человека. Мы живём, нам говорят, при лучшем общественном строе. В стране, где обеспечена как будто свобода совести, где многие общественные институты задались целью воспитания совести. Но по-прежнему проблема бессовестности, потери стыда, атрофии совести остаётся щекотливой и актуальной. Говорят, что нет надобности в абсолютных нормах поведения. При этом ссылаются на то, что эти нормы, якобы, мешают свободному самовыражению личности. Если ребёнку нравится царапать мебель, не стесняйте его свободу, не подавляйте волю! Пусть делает, что хочет! Долой абсолютные убеждения! А потом созревают плоды детской преступности. Разве не оттого они, что родители собственными руками заглушили голос совести, отняв ангела-хранителя у детской души?
Нет, общество воспитать совесть не в состоянии, поскольку критериями греха считает ошибочность суждения, неумение приспособиться к установившемуся общественному мнению.
Единственным средством и эталоном правильности и безошибочности наших действий является Священное Писание, авторитетно указывающее верный путь. А общественные представления изменчивы.

Одного туземца как-то спросили, что такое зло.
— Это — если у меня украдут корову.
А на вопрос — как он понимает добро? — он ответил:
— Это если я у кого-нибудь украду корову!

Совесть, — как известно, — наши убеждения, принципы, взгляды. Это внутреннее чувство, побуждающее нас поступать в соответствии с нашими понятиями. Это — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, требовать их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков. Совесть, таким образом, представляет собой выражение нравственного самосознания души.
Во многих европейских языках слово "совесть" равнозначно слову "сознание". К примеру, греческий и французский языки не различают этих слов — синонимов. В русском языке слово "совесть" этимологически происходит от слов "ведать, знать".

Как-то в печати сообщили о катастрофе поезда. Он промчался мимо трёх горящих красным светом светофоров и упал в реку. Машинист потерял сознание от боли в сердце, а автоматической кнопкой безопасности, экстренно останавливающей поезд в аварийных случаях, он не был обеспечен. Нет такого устройства, такой кнопки и в совести. Вот почему при повреждении умственных способностей или искусственном отключении их, например, алкоголем или наркотиками, совесть не может предсказать правильное решение.
Взаимосвязь совести с сознанием не дает право отождествлять её с физиологической деятельностью головного мозга. Кто заставил Иуду пойти на самоубийство? Головной мозг только? Мозг решил убить себя же? Очевидно существование вышестоящей инстанции, которая властно выносит беспощадный приговор. "Без зубов, а с костями сгложет". "У кого совесть нечиста — тому и тень кочерги — виселица".
Совесть проявляется не только в форме разумного сознания совершённых действий, но и в форме эмоциональных переживаний,   либо  в  чувстве  удовлетворённости,   либо  в  угрызениях совести.

Какое определение совести даёт Священное Писание? В Ветхом Завете вместо слова "совесть" приводятся его синонимы "дух человеческий" или "сердце". В Притчах (20:27) сказано: "Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца". В Нагорной проповеди Спасителя (Мф. 6:22) объясняется: "Светильник для тела есть око. Если око чисто — тело светло. Если око худо — тело темно". Око — это совесть человеческая. Кто-то верно заметил: глаза нам даны для зрения, ухо для слуха, а совесть — для надзора.

Как же представляли себе совесть великие мыслители, богословы, писатели? Иммануил Кант, выдающийся немецкий философ, писал:"3акон живущий во мне, называется совестью. Совесть есть, применение наших поступков к этому закону".
— Совесть — закон всех законов, или как замечает Поль Гольбах, — "наш внутренний судья", безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних". Вот почему французский писатель Виктор Гюго считает высшим судом — суд совести. Богослов Павел Рогозин пишет: "Совесть — это верховное судилище, духовный трибунал, непрестанно заседающий в тайниках нашей души".

Мы понимаем совесть, как голос Небесного Божественного Судьи, эхом отражающийся в недрах нашего внутреннего человека, и если она осуждает нас, то тем паче Бог. Короче говоря — суд совести — это суд первой инстанции.
Метко сравнивают совесть с судилищем, в котором обычно хранятся законы, комментируются правила, судятся поступки людей — награждается добро и наказывается зло. Отличие только в том, что совесть универсально сама производит эти действия, в то время как в уголовном процессе они распределены между частными исполнителями. Совесть — и законодатель и судья, и исполнитель приговора. Как важно употреблять совесть в качестве светильника, показывающего ярко, выпукло и рельефно добро и зло. И никого, пожалуй, не следует так бояться, как самих себя, так как в нас самих живёт неподкупный судья, голос которого для нас должен быть важнее, чем одобрение всего мира. И пусть нас все хулят — лишь бы совесть хвалила! Некто сказал: "Голос чистой совести приятней ста голосов славы".

Лев Толстой подчёркивает, что совесть — лучший учитель, верный руководитель жизни людей,  призывая:  "Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью". Б лез Паскаль называет совесть "лучшей нравоучительной книгой из всех которыми мы обладаем и в которую следует чаще всего заглядывать". Несомненно, что перед великим белым престолом будет раскрыта и книга совести". 
Римский оратор Цицерон  считал, что "самое главное украшение — чистая совесть". Сенека утверждал: "Чистая совесть есть постоянный праздник". Генрик Ибсен указывал, что чистая совесть — самая лучшая подушка. А Бенджамин Франклин советовал: "Если ты хочешь спать спокойно и крепко — возьми в постель чистую совесть". Известный современный поэт Евгений Евтушенко тоже не обошёл совесть молчанием:

Мы живём, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд.
Но мадонной невидимой совесть
на любых перекрёстках стоит.
И бредут её дети и внуки
при бродячей клюке и суме.
Муки совести — страшные муки
на бессовестной к стольким земле.
Ведь у тех, кто у правды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже,
муки совести всё-таки есть.
И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится "что я наделал?"
можно сделать с землёй кое-что.
Я целую вам тёмные руки
у безверья на самом краю —
муки совести — светлые муки —
за последнюю веру мою!

Откуда же происходит совесть? Есть ли она у животных? Скажем, у волков, собак, шакалов, обезьян? Можно ли судить змею за то, что она укусила человека? Увы, это бессмысленно, поскольку у животных нет души, разума, различия между добром и злом, чувства ответственности за свои поступки, даже примитивного чувства стыда. Поэтому даже Чарльз Дарвин вынужден был признать что "совесть составляет самую сильную и существенную черту отличия человека от животных". С чего она начинается и каков механизм действия совести?
Конечно, совесть не материальная, а духовная сущность. Это не счётчик Гейгера, действующий  по законам физики. Это не химический индикатор вроде лакмусовой бумажки, который опускаясь в кислоту или  щёлочь,  способен  синеть или краснеть. Впрочем, добро не щёлочь, и зло не кислота, хотя человек, надо сказать, краснеет краской стыда, которую Френсис Бэкон называл "ливреей добродетели". Чувство стыда не только отделяет человека от животного мира, но, не обособляя его, выделяет из собственной материальной природы. Лев Толстой писал: "Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой". Кто-то определил стыд как "гнев своего рода, только направленный внутрь". Тот же Дарвин заметил: "Способность краснеть – самое  характерное и  самое человеческое  из всех человеческих свойств". И поистине того, кто утратил стыд, можно назвать погибшим нравственно.

На страницах Библии действие совести описано в книге Бытие.
Открылись глаза у первых людей — Адама и Евы и поняли, что наги они. И сделали себе опоясание из листьев и скрылись от лица Предвечного Бога. 
И вот звучит вопрос: "Адам, где ты?"
Ответ Адама гласит: "Голос Твой услышал я и убоялся, что я наг и скрылся".
Кто возвестил тебе, что ты наг? то ли? Уголовный кодекс?
В момент грехопадения в глубине человеческой души раздаётся голос, спрашивающий: "Где ты? Где твоё нравственное достоинство? Существуешь ли ты ещё как личность?"
И – ответ: "Я стыжусь (имеется в виду "животной природы"), стало быть, существую нравственно как человек.

Стыд – критерий нравственного самосознания. Мы говорим: мне стыдно, мне совестно. Это внешнее эмоциональное проявление совести. Совесть — своеобразный фильтр на пути греха, замок, удерживающий дверь нашего сердца в запертом состоянии. Но если рукой свободной воли открыть её, то грех вползёт в сердце, подобно ядовитой змее.
Вспомним Каина. Он задумал убийство. Поникло лицо его. Он стыдится своего злого умысла. Голос Божий предупреждает: "У дверей грех лежит". Но Каин подавил стыд, заглушил голос я грубую реплику: "Разве я сторож брату моему?"

Что будет, если купив будильник, мы каждое утро будем блокировать его, нажимая на кнопку и спать дальше? И поступать так постоянно? Разумеется, он со временем перестанет тревожить наш сладкий сон. Почему? Громкость сигнала останется той же. Изменилась наша реакция на звонок. Таким же образом можно огорчить Духа  Святого и Его голос останется неуслышанным  нами. А эта духовная трагедия, предпосылка для "кораблекрушения в вере" (1Тим. 1:19), которую потерпели многие, отвергнув добрую совесть — своего рода руль, обеспечивающий путь корабля нашей души в заданном направлении.

Особенно наглядно действие совести проявляется в присутствии греха. Она решительно противится всему безнравственному и злому. Однако, путём ложного самовнушения человек подавляет этот голос. В статье "Для чего люди одурманиваются?", то есть, пьют, курят, не верят в Бога? Лев Толстой поясняет: это делают они, чтобы заглушить настойчивый голос совести. Почему люди не верят в Бога? Им хочется грешить, а совесть мешает. Для этого они опьяняются алкоголем неверия, отгоняя от себя мысли об ответственности и наказании:

Прочь, непорочное виденье,
Уйди, не мучь больную грудь!
Дай хоть на час, хоть на мгновенье
Не жить... Не помнить...Отдохнуть...

Так умоляюще обращается к роковому призраку своего преступления Иуда в известной поэме Семёна Надсона. Угрызения совести терзали его до тех пор, пока он не удавился. И не только он... Что это — как не голос совести — говорит вам сейчас:
— Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Автор поэмы "Богач и Лазарь" анатомирует психологию неверия так:

Откуда идет неверие,
курение или пьянство,
лукавство и лицемерие —
души роковая язва?
Где трезвая мысль появится,
что грех — это путь обмана —
безверье, как водка пьяницам,
как опиум наркоманам.
Доводит людей до сонности,
до бреда, галлюцинаций...
И глушится голос совести,
зовущей в грехах сознаться.
Безбожник, в грехе упорствуя,
предвидя расплаты призрак,
нуждается в новых порциях
наркотика атеизма.
Суд совести — не материя.
О Боге глаголет ясно.
Безбожников грех неверия
хватает, как приступ астмы.

Запоздалое раскаяние... Многое, увы, мы сознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Один сын рассказывал как был невнимателен к матери. Случалось, забывал позвонить в назначенный час, раздражался по пустякам. Она оправдывала его:
— Я понимаю, ты занят. Я знаю — ты устал.
Когда ей не стало, он сокрушался:
— Если бы можно было сейчас позвонить, высказаться... Но поздно! Эта возможность утеряна навсегда!
Жертвенность, самоотверженность материнского сердца, склонность отдать последнее, всё детально вспомнилось ему. Он проник в глубины точных наук, стал большим ученым, но науки делать добро вовремя, при жизни не постиг, к сожалению. И вот теперь, осознавая свою низкую неблагодарность — он приходит к матери, склоняется над могильной плитой. Комок подкатывается к горлу, чувства раскаяния обуревают его, тяжесть вины свинцово давит на грудь. Только вздох вырывается из груди:
— Прости меня, мама!
Совесть говорит! Суд совести... Но разве он действует только в таких редких, исключительных случаях?
Конечно, нет. Однако, для запятнавшего себя виной суд совести беспощаден.

Совесть не только грозный судья, но и добрый советчик, указывающий, как поступить. Зря люди обольщают себя внушая: "Нет Бога, нет души, и, стало быть, нет ни ума, ни совести". И в минуты отрезвления она настойчиво напоминает о верховной судебной инстанции — о Боге. Только в совести, запачканной грехами, так же плохо видно себя, как в закопчённом зеркале.
Иногда совесть осуждает там, где юридический закон и уголовное право не наказывает. Отсюда, внутренний закон совести более возвышен и совершенен. Конституции нуждаются в поправках и дополнениях. Уголовный кодекс видоизменяется. Понятия несправедливости претерпевают эволюцию. А совесть остаётся непоколебимой, как и Слово Божье, воспитывающее её. Право и совесть... Как часто буква закона противоречит духу совести!

В 8-й главе Евангелия от Иоанна повествуется о книжниках и фарисеях захвативших с "поличным" женщину в прелюбодеянии и утверждающих, что формально по закону её нужно побить камнями. И вот женщина предстала на суд Христов. Люди имеют право предать её смерти. Что же делает Христос? Он пишет имена обвинителей на земле, как сказано в Иеремии(17:13): "Отступившие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа".
Он предлагает им:
— Кто из вас без греха — первый брось в неё камень!
Охотников не нашлось. Стоят в безмолвии, руки опустились.
Начинает говорить совесть. "И будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин. 8:9). Совесть обратила их в паническое бегство.

Бывает такое: вы приходите в поликлинику с мучительным недугом. Врач захлопывает перед вами дверь. Время приёма окончилось. Юридически он прав. А по совести?
Сенека писал: "Стыд запрещает порой то, что не запрещает закон".
Отдавая  себе в  этом отчёт, апостол Пётр призывает: "Имейте добрую совесть!"
Поясняя утешительное действие совести, Иоанн Златоуст говорил: "Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так точно и святая печаль, даже самая великая, прикасаясь к благой совести, легко рассеивается."

Мы, люди верующие, понимаем крещение по вере, как обещание Богу доброй совести. Апостол Павел стремился иметь чистую, непорочную совесть. "Я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня" (Деян. 23:1). "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом".

Насколько важна чистая совесть в духовной жизни — можно судить по его посланиям к Коринфской церкви: "Ибо похвала наша сия, есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божьей жили в мире, особенно у вас" (2Кор. 1:12), причём совесть имеется в виду личная, "ибо для чего моей совести быть судимой чужой совестью?" (1Кор. 10:29). И от личного отношения к этому суду совести зависит развитие характера. "Имейте добрую совесть". И, напротив, какая мрачная картина — люди с осквернённой совестью, представляющие собой "лицемерных лжесловесников, сожжённых в совести своей" (1Тим. 4:2). В послании к Титу им даётся такая характеристика: "Для осквернённых и неверных нет ничего чистого, ибо осквернены ум их и совесть". Такие люди поистине бездушны, безумны и бессовестны. Они, подобно Ф. Ницше, возможно и совесть считают химерой, упраздняя её. Но бегут, подгоняемые совестью, обличаемые Богом, от будущего гнева. "Нечестивый   бежит, когда никто не гонится за ним" (Пр. 28:1).

Действие совести иногда сопровождается не только психологическими, но и физиологическими ощущениями.
Однажды в пустыне, попав в пещеру, Давид увидел спящего Саула. И хотя ему советовали убить врага, Давид ограничился тем, что отрезал часть царской одежды. Но после того, мы читаем в 1-й книге Царств в 24-й главе: "Больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула".
Как-то Давид сделал перепись. Это было вопреки воле Божьей. "И вздрогнуло сердце Давида, потому что он сосчитал народ (2Цар. 24:10). Таково действие чистой совести, ведущее к покаянию. Поэтому лучше умереть, чем согрешить против совести. Обличающая за грехи совесть хуже палача. "Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть" — говорил Эразм Роттердамский.
Может быть, и сейчас внутренний голос совести зовёт кого-то обратиться к Богу. Не противьтесь ему! Ведь совесть — это червь неумирающий, который будет непрерывно мучить грешников в аду. Это огонь неугасимый. А память только подольёт масла в огонь. Люди пытаются во хмелю угасить свою совесть, но она всплывет в своё время — всплывёт, как масло в воде. Почему в тюрьмах преступникам так тяжело? Что удручает их — решётки, охрана, камера, отсутствие свободы? Совесть...

Та же самая совесть угрызала Каина при воспоминании о подробностях братоубийства, и он сошёл с ума. Та самая совесть напоминает Иуде слова Учителя: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?". Та самая совесть будет терзать современных каинов, убивающих ближних ненавистью, необузданным языком. Многие преступники десятилетиями скрывались от правосудия, но обличаемые совестью, не выдерживали, и оказывались на скамье подсудимых. Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.

Американский писатель Генри Каттнер так описывает переживания преступника: " Подобно карающей деснице, на Фенвика обрушилась, потрясая и сокрушая, память обо всём, что он совершил. Он вспомнил все свои преступления. Все – до единого. Каждый свой непростительный шаг, каждый бесчеловечный поступок за последние 20 лет. Ноги под ним подкосились. Мир померк. Вина свалилась ему на плечи грузом, под которым он еле мог устоять. Всё, что он совершил за годы, когда беззаботно сеял зло, собралось в жуткие образы, сокрушало мозг громами, испепелило молниями. Нестерпимые муки совести клокотали в душе, разрывая её на части. Он поднял руки к глазам, чтобы отогнать видения, но не мог отогнать память". И, к сожалению, не найдя другого выхода, он приставил пистолет к виску.

И, возможно, в глубине души вы сознаёте, что путь, которым идёте, неправильный. Вы чувствуете свою вину перед Богом. Это голос Божественного Судьи через совесть осуждает вас. Не нужно конфликтовать с Богом.
Ведь бывают скверны плоти и духа: одни — грубые и очевидные; другие — незаметные, а потому — опасные. К таковым принадлежит порочная, нечистая совесть. Да поможет нам Господь избавиться от всяких осквернений духа!

Каковы средства очищения совести? Каким пятновыводителем воспользоваться для этого? Куда и к кому обратиться? Никакие химчистки здесь не помогут. Психиатрические клиники — тоже. И изворотливые рецепты — вести себя так, как будто ничего не случилось — такие не выход из положения. Таким образом, вину только загоняют в подсознание, что чревато душевной болезнью. Нужно радикальное исцеление.
Его начинает Слово Божье — высший и основной Закон нашей жизни. "Вы уже очищены чрез Слово Моё, которое Я проповедовал вам ", — заверяет Спаситель. Внутренний человек находит удовлетворение в законе Божьем, сверяясь с Ним, как с эталоном.
И, наконец, процесс очищения совести продолжает и завершает, как указано в послании к Евреям: "Кровь Христа, Который Духом принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть вашу от мёртвых дел для служения Богу, живому и истинному!" (9:14).
Поэтому, "да приступаем с искренним сердцем, кроплением очистивши сердца от порочной совести" (Евр.10:22) к благодати Божьей!
"Посему и сам подвизаюсь иметь непорочную совесть"... Путь приобретения непорочной совести — подвижнический. Это подвиг духа, веры, молитвы и любви!
И ещё: совесть — это наши внутренние весы правды, о которых знал ещё патриарх Иов, предлагавший: "Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность". Весы, определяющие вес веры, любви! Печально, если в день судный кто-то услышит приговор: "Ты взвешен и найден лёгким!" (Дан. 5:27). Неверные весы, порочная совесть — мерзость пред Богом. Поэтому очистим совесть нашу, подвизаясь, стремясь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми!

В духовной жизни, компасом, указывающим на добро и зло, служит совесть наша. "Ты носишь имя, что ты жив, но ты мёртв" (Откр. 3:1). "Ты говоришь, что богат, разбогател..., но не знаешь, что ты беден и нищ" (Откр. 3:17). Откуда такой самообман, такое самовнушение? Не от повреждённой ли совести? Испытаем самих себя! Проверим своё состояние!
Соизмерим его с официальным стандартом, с требованиями Слова Божьего!
Пусть эти слова пробудят нас и побудят к новым, энергичным подвигам во имя доброй совести, во имя вечности, во имя славы Божьей!
"Имейте добрую совесть!" (1Пет. 3:16). Пусть они станут основным девизом нашей жизни и служения Господу!

(Из авторской книги «Пальма», 1995).


Рецензии
Какой всеобъемлющий анализ понятия "СОВЕСТЬ" Вы провели, Александр Петрович ! И сколько источников Вы изучили... Хотелось бы , чтобы напутствие Петра:" Имейте добрую совесть" стало действительно основным девизом для каждого человека ,а главное -девизом служения Господу. Может,тогда не будет войн ,ненависти, распрей между людьми. И восторжествует ЛЮБОВЬ. Спасибо за помощь в понимании этого непростого понятия. Успехов Вам в Вашем творчестве, необходимом, по моему мнению, каждому читателю.

Марина Карабанова   16.01.2017 00:06     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас за такую глубокомысленную рецензию, Марина Васильевна!

Сегодня – день рождения выдающегося поэта-символиста Владимира Сергеевича Соловьёва – гиганта философской и богословской мысли. Он публично выступал против смертной казни. Своей совестливостью он вдохновил Льва Толстого и Александра Солженицына.
http://www.proza.ru/2013/01/06/150

Кстати, философ Сергей Трубецкой свидетельствовал, что, даже умирая, он просил: «Мешайте мне засыпать, заставляйте меня молиться за еврейский народ, мне надо за него молиться».

На таких подвижников веры и светочей истины нужно всем нам ориентироваться в нашем творчестве.

С глубоким уважением –

Александр Азовский   16.01.2017 23:57   Заявить о нарушении