202 Бабин-Педагог
Артём Киракосов
цикл ГИМНЫ РАДОСТИ
2008 **** 2018
''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''
|| обо всём || немного ||
11 Сборник
202
БАБИН — ПЕДАГОГ.
Когда входишь в Мастерскую Марата Рувимовича БАБИНА, поражают не только его работы, но и нечто совершенно необычное на стенах — ИНОЕ: рельефы его учеников. Собранные воедино они влекут тебя какой-то первобытною естественной творческой КРАСОТОЙ, искренней! не наивною. Марат — истинный педагог! мне это стало очевидно сразу. Он относился к своим ребятишкам, как к взрослым... Однажды, не выдержал, видя их, проводящих время своё бесцельно во дворе, отворил двери и окна своей Мастерской для них («ПЕРВЫЙ» этаж) и сказал: “Заходите...” Так у него образовались ДВЕ СТУДИИ: дворовая (беспородная, хулиганистая, безразборная, добровольная) и школьная (породистая, избранных, оплачиваемая, в Центе образования «ТХИЯ»).
В Мастерской — дворовое творчество, художники — из соседских. Из всего БЛОГА и МНОГООБРАЗИЯ 'ученического' я выделю РЕЛЬЕФЫ (дерево), ибо керамика, выжигание, живопись и графика и остальное кажутся мне более “традиционно” детскими, ОРДИНАРНЫМИ что ли. РЕЛЬЕФЫ — самое сильное! стильное! в ЕГО ПЕДАГОГИКЕ, я даже запутался (потом): где — Марат? где — ученики? Есть вещи — очень-очень близкие... САМОМУ ПЕДАГОГУ, Марату, особенно, — некрашеные или слегка тонированные рельефы, и именно они и образуют ОБЩИЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЯД-ЯЗЫК. Да и вообще: резать рельефы с детьми? из дерева? рельефы объёмные? глубокие? — дело рискованное, я не и помню и не знаю ни единого педагога, который этим бы занимался, рискнул (бы), ведь резьба — это стамески, острые... дело взрослое, опасно: затачивание..! Марат относился к ним, своим воспитуемым, как к состоявшимся умным, умелым и самостоятельным мастерам, личностям, художникам, не убивал в них АВТОРСТВО, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, ПОЗЫВ И ЗОВ. И важно, как у всякого художника- педагога: ученики и он — одно-единое-целое.
Лёша ОРЛОВСКИЙ, руководитель САМОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ (и единственной) у нас (пока что) в стране Детской государственной художественной галереи «ИЗОПАРК» сказал мне как-то: “Да ну! не верю я (и знаю я) ни в какие педагогические ‘системы’, наслушался этого, верю я в ХУДОЖНИКА, который занимается с детьми тем, что ему интересно САМОМУ”. Вот тут Марат — и как остальные художники-педагоги — дети ПОХОЖИ на НЕГО: трагичные... ДРАМАТИЧНЫЕ... мрачноватые где-то, дети 60-х, 70-х, 80-х, 90-х, 00-х, 10-х... Думаю, ПЕДАГОГИКА ДАВАЛА ЕМУ ЖИТЬ! — и это не деньги, вовсе! нет... это! — подпитка! КЛАПАНОВ ДВИЖЕНИЙ СЕРДЦА = поэтому так долго и так ровно прожил.
«Центр ОБРАЗОВАНИЯ № 1311 ''ТХИЯ''» встречает ЯРКО! ЯРКО!: оригинальной, цветной, нестандартной архитектурой, весёлым детским гвалтом, красивыми молодыми педагогами, чистотою, порядком, грандиозными росписями и мозаиками Буха-Младшего, Феликса, но ГЛАВНОЕ! для нас (сейчас) — монументальной композицией «ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК» в бронзе Марата БАБИНА, стоящей во дворе на входе, бюстом (бронза) актёру Соломону МИХОЭЛСУ авторства Марата БАБИНА на четвёртом этаже, на первом этаже — скульптурным портретом Лены МУНЦ самого БАБИНА-ПЕДАГОГА и инсталляцией из инструментов, которыми он творил и учил, по этажам — в небольших витринах — керамические скульптурные работы детей, учеников Марата, — ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ! в общем-то... но, увы! как и всегда (кроме авторства бюста Соломона Михоэлса, косо приклеенной скотчем бумажки) — ни одной подписи, упоминания о Марате, педагоге, посвятившем себя детям и их творениям, их душам: надо бы подписать бюст Бабина, и что это «Портрет известного скульптора и педагога Марата Рувимовича БАБИНА (1929, Москва — 2010, Москва), посвятившего 20 лет на исходе своей жизни преподаванию в Центре образования ''ТХИЯ''», а слепила его — Елена Владимировна МУНЦ — не последние всё имена... В подвале, в ящиках, — наваленная вповалку! детская керамика... и керамика, — упакованная, — уже с выставки, последней, в ЦДХ (2012), где детские, ученические работы, были вместе с взрослыми, творческими, — их педагога, Марата Рувимовича БАБИНА.
Оглядывая путь Марата, ощущаешь, что ПЕДАГОГИКА, ДЕТИ, ИХ ТВОРЧЕСТВО — тоже часть! и притом очень-очень ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, СУЩЕСТВЕННАЯ — его самого и его ИСКУССТВА, его духовной и пластической и эмоциональной прожитой жизни. ИДЕАЛЬНО! как-то завершается день, вечер... — со светлым ощущением. Хотя жизнь Марата и оборвалась внезапно, нелепо и трагически, но ведь ДЕТИ! — кем, какие и какими бы они ни были — наше вечное творческое продолжение — СОЛНЦЕ! НАШЕГО! БУДУЩЕГО! в них наше СЧАСТЬЕ! — в детях наших; и Маратик (так называют горячо любящие и по сию пору верные ему его друзья, помогающие в деле сохранения ПАМЯТИ + НАСЛЕДИЯ) здорово! потрудился! тут! — сам долепливая, дорезая, дотонируя, дописывая, дообжигая... ПЕДАГОГИКА? — сказать языком сердца. ПЕДАГОГИКА? — дать ход рукам младшим. ПЕДАГОГИКА? — вдохновить на жизнь. Ценят это, не ценят, заметят это, не заметят, но ты, ПЕДАГОГ, — аккумулятор ЛЮБВИ ТВОРИТЬ.
БАБИН — ПЕДАГОГ.
10 декабрь вторник вечер 2013 ~ ~ 2013 вечер среда декабрь 11
Свидетельство о публикации №213121101584
Анна Дудка 11.12.2013 21:24 Заявить о нарушении
Артём Киракосов 11.12.2013 23:54 Заявить о нарушении