Современники о Сталине

      Как известно, абсолютно все мировые лидеры прошлого столетия, кроме, разумеется, фашистских, в свое время не просто хвалили Сталина, а называли его самым великим государственным деятелем всех времен и народов. И это обязывает понимать, что великий государственный деятель -  это звание и признание, заработанное и неимоверным трудом, и большой мудростью,  и колоссальными знаниями, и многим, многим другим, а вовсе не пустое место, на которое можно только плевать.

       Каждый, наверное, знает, как Черчилль не любил коммунизм и как он хотел его «задушить в колыбели». В августе 1942 года У.Черчилль прибыл в Москву, чтобы объявить об отказе открыть второй фронт в 1942 году. 16 августа 1942 года в письме президенту США Ф.Рузвельту он сообщает: «Я отправился попрощаться с г-ном Сталиным  вчера в 7 часов вечера, и мы имели приятную беседу, в ходе которой он дал мне полный отчёт о положении русских, которое оказалось весьма отрадным. Он, безусловно, весьма уверенно говорит о том, что удержится до зимы. … Обед и редактирование коммюнике продолжались до трёх часов утра. У меня был очень хороший переводчик, и я имел возможность говорить более свободно. Преобладала атмосфера особой доброжелательности, и мы впервые установили непринуждённые и дружелюбные отношения …».

        И далее Черчилль сказал,  …что в начале 1938 года, ещё до Праги и Мюнхена, у него возник план создания Лиги трёх Великих Демократий в составе Великобритании, США и СССР, которые вместе могли бы вести за собой мир. Между ними не существовало антагонистических интересов. Г-н Сталин согласился и сказал, что он всегда рассчитывал на нечто подобное, но только при правительстве г-на Чемберлена такой план был бы невозможен…»  (Public Record Office. Prem. 3/7612. P. 35-37).

        В речи 16 августа 1942 года в британском парламенте по итогам визита в Москву  Черчилль сказал: “России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе ее оказался такой жесткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времен. Человек неисчерпаемо смелый, властный, прямой в действиях и даже грубый в своих высказываниях… Однако он сохранил чувство юмора, что весьма важно для всех людей и народов, и особенно для больших людей и великих народов. Сталин также произвел на меня впечатление своей хладнокровной мудростью, при полном отсутствии каких-либо иллюзий. Я надеюсь, что заставил его поверить в то, что мы будем верными и надежными соратниками в этой войне но это, в конце концов, доказывается делами, а не словами.

         Находящаяся в Москве жена У.Черчилля г-жа Клементина Черчилль 9 мая 1945 года  огласила по радио Послание от имени  своего мужа: “Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правящему судьбой своей страны во времена мира и победоносному ее защитнику во время войны. ... всякая мысль о том, что Англия преднамеренно проводит антирусскую политику или устраивает сложные комбинации в ущерб России, полностью противоречит английским идеям и совести".

        Через два дня речь Черчиля с сокращениями напечатала  газета «Правда». По свидетельству А.Сабова и О.Ржешевского («Российская газета» от 23 августа 2005 г.), на следующий день Сталин прислал Молотову, Маленкову, Берии и Микояну из Сочи, где он тогда находился на отдыхе, такую шифровку: «Считаю ошибкой опубликование речи Черчилля о восхвалении России и Сталина, … Все это нужно Черчиллю, чтобы успокоить свою нечистую совесть и замаскировать свое враждебное отношение к СССР».

         5 марта 1946 года во время визита в США Черчилль произнес знаменитую Фултонскую  речь, которая положила начало холодной войне Запада с СССР. Тем не менее,
в начале речи Черчилль высказал восхищение русским народом и лично Сталиным: “Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии, я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики”.

        Однако далее, в основной части речи, Черчилль выступил против благодушных настроений в отношении СССР.

        Сегодня, когда волны антисталинизма накатываютс на россиян все с большей частотой и активностью, некоторые зарубежные и, вслед за нами, отечественные историки стали утверждать, что Черчиллю часто приписывают то, чего он не говорил. В частности, оспаривается  подлинность   часто   публикуемого   отрывка из речи Черчилля, датируемой 21 декабря 1959 года - в год 80-летия Сталина: ‘Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила вся его жизнь.

        Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов.

        Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непобедимым мастером находить в трудные моменты пути выхода из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал своим же врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением. Что ж, история, народ таких людей не забывают”.

         Ряд современных исследователей, в эпоху тотального отрицания всего положительного, что сделал в своей жизни Сталин,  считают эту речь мистификацией по следующим основаниям. Во-первых,  оригинал речи Черчилля за указанную дату обнаружен не был. Во-вторых, у Черчилля были проблемы со здоровьем и  именно 20 декабря 1959 года у него случился сердечный приступ. В третьих отмечается, что последнее заседание Британского парламента в 1959 году  прошло 17 декабря.
 
         Ну и те, кто считает, что этих слов Черчилль не произносил, ссылаются на то, что дата рождения И.Сталина остается неопределенной – 18 декабря 1878  или 21 декабря 1879  года, это значит, что выступление в честь его 80-летия могло состояться годом раньше, 18 декабря 1958 года.

         На некоторых сайтах интернета приводится перевод речи от 8 сентября 1942 года с английского языка с использованием прошедшего времени.

        “Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила вся его жизнь.

        Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма, который необходим всем людям и народам, в особенности великим людям и великим народам.

        Сталин произвел на нас величайшее впечатление глубокой, логически осмысленной мудростью, лишенной всяких иллюзий. Я полагаю, что мне удалось убедить его в том, что мы будем хорошими и преданными товарищами в этой войне но, в конце концов все решают не слова, а конкретные дела”.

        Утверждается, что этот перевод и послужил источником для приписывания Черчиллю слов  «Сталин … принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением». В англоязычном тексте, дескать, этих слов не было.

       Утверждается также что другой вариант цитирования характеристики Сталина Черчиллем, который содержит слова «о сохе и бомбе», придумала Н.Андреева в статье «Не могу поступится принципами» опубликованной в газете «Советская Россия» (“Советская Россия”,  13 марта 1988 г., с. 2.). Вот выдержка из этой статьи: “Для меня, как и для многих людей, решающую роль в оценке Сталина играют прямые свидетельства непосредственно сталкивающихся с ним современников как по нашу, так и по ту сторону баррикады.
Небезынтересны именно эти последние. Возьмем хотя бы Черчилля, который в 1919 году гордился своим личным вкладом в организацию военной интервенции 14 иностранных государств против молодой Советской Республики, а ровно через сорок лет вынужден был такими словами характеризовать Сталина - одного из своих грозных политических оппонентов:  «Он был выдающейся личностью, импонирующей нашему жестокому времени того периода, в которое протекала его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии, эрудиции и несгибаемой силы воли, резким, жестким, беспощадным как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить… В его произведениях звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что казался он неповторимым среди руководителей всех времен и народов… Его влияние на людей неотразимо. Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали. И странное дело держали руки по швам. Сталин обладал глубокой, лишенной всякой паники, логической и осмысленной мудростью. Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения… Это был человек, который своего врага уничтожал руками своих врагов, заставлял и нас, которых открыто называл империалистами, воевать против империалистов… Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием».

        Притворством или политической конъюнктурой не объяснишь такую оценку-признание со стороны верного стража Британской империи.

        Основные моменты этой характеристики можно найти и в мемуарах де Голля, в воспоминаниях и переписке других политических деятелей Европы и Америки, которые имели дело со Сталиным как с военным союзником и классовым противником”.

        Этот вариант цитирования характеристики Черчилля косвенно датирован 1959 годом, однако место и время произнесения речи или написания текста Н.Андреева в этой статье не уточняет.

        Таким образом, в случае с этой цитатой велика вероятность первоначальной компиляции   высказываний   У.Черчилля из разнородных фрагментов: речи в Палате общин 8 сентября 1942 года «Сталин был человеком необычайной энергии…»; воспоминаний Черчилля «Когда он входил в зал Ялтинской конференции…» (4-11 февраля 1945). Собственно фраза «о сохе и бомбе» могла принадлежать вообще не Черчиллю, и попасть в цитирование, наряду с другими фрагментами различных фраз Черчилля, по недоразумению или ошибке.

        Сама Нина Андреева в интервью в августе 1993 года говорит на эту тему следующее:   «Нравится ли это кому-то или нет, Сталин был и остается одним из выдающихся государственных деятелей и политических фигур XX века. Описывая Сталина, американский историк Алекс де Джонг сказал: „Сталин принял Россию с деревянными плугами и оставил ее с ядерным оружием.“ И мы полностью согласны с этим». Таким образом, по словам Н.Андреевой, сказанным ей в этом интервью, слова про «деревянные плуги и ядерное оружие» написал американский историк Алекс де Джонг.

       При обсуждении фразы «о сохе и бомбе» часто приводят похожую фразу  И.Дойчера.
В статье «Stalin» энциклопедии Британника  (Encyclopaedia Britannica. Vol.21. London, 1964. P.303)  И.Дойчер написал следующее: «…he found Russia working with wooden plows and left it equipped with atomic piles» («…он получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставил её оснащённой ядерными реакторами»). Необходимо отметить, что У.Черчилль в этой статье не упоминается как автор данной фразы. В конце всей статьи Stalin подпись I.D., что в начале первого тома расшифровывается как Isaac Deutscher.
Любопытно, что plow это американский вариант написания слова plough (плуг).

        Книга И.Дойчера «Essays on Contemporary Communism» (1953) также содержит фразу «he had found Russia working with wooden ploughs and is leaving her equipped with atomic piles» (которая, опять же, не является цитатой из У.Черчилля).

        Первоисточником фразы про «соху и атомную бомбу», на что указывает российский публицист А.Паршев, является некролог, написанный И.Дойчером в газете «Манчестер Гардиан» (ныне просто «Гардиан»)  после смерти Сталина.

        А вот что говорил о Сталине в 1943 году президент США в 1933-1945 годах Ф.Д.Рузвельт, -  «Этот человек умеет действовать. У него цель всегда перед глазами. Работать с ним одно удовольствие. Он излагает вопрос, который хочется обсудить и никуда не отклоняется.».
 
       Французский лидер Шарль де Голль в своих военных мемуарах отмечал («Военные мемуары», кн. II. М., 1960, с. 235—236, 239, 430): «Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел „приручать“ своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений. Сталинская Россия — это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено…
...Сталин разговаривал там (в Тегеране.) как человек, имеющий право требовать отчета. Не открывая двум другим участникам конференции русских планов, он добился того, что они изложили ему свои планы и внесли в них поправки согласно его требованиям. Рузвельт присоединился к нему, чтобы отвергнуть идею Черчилля о широком наступлении западных вооруженных сил через Италию, Югославию и Грецию на Вену, Прагу и Будапешт. С другой стороны, американцы в согласии с Советами отвергли, несмотря на настояния англичан, предложение рассмотреть на конференции политические вопросы, касавшиеся Центральной Европы, и в особенности вопрос о Польше, куда вот-вот должны были вступить русские армии…
…Бенеш информировал меня о своих переговорах в Москве. Он обрисовал Сталина как человека, сдержанного в речах, но твердого в намерениях, имеющего в отношении каждой из европейских проблем свою собственную мысль, скрытую, но вполне определенную».
А вот мнение церковных деятелей того времени, которые знали Генералиссимуса непосредственно по его делам. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий перед панихидой по И.В.Сталине  в патриаршем Соборе в день его похорон  9 марта 1953 года сказал (Журнал московской патриархии. 1953 год, №4).

       «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

        Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

        Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

        Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой».
А теперь обратите внимание на слова  Христофора, Патриарха Александрийского датированные 1945 годом:   «Маршал Сталин… является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится… Маршал Сталин, Верховный Главнокомандующий, под руководством которого ведутся военные операции в невиданном масштабе, имеет на то обилие божественной благодати и благословения, и русский народ под гениальным руководством своего великого вождя с непревзойденным самоотвержением наносит сокрушительные удары своим вековым врагам».

         Как то не вяжутся эти слова с воплями правозащитников о том, что все в СССР боялись и ненавидели Сталина.
 
        Свои отзывы оставили встречавшиеся со Сталиным крупнейшие зарубежные писатели. В частности известны такие заявления лауреата Нобелевской премии Бернарда Шоу (1856—1950) о Сталине: «Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса», «Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».
 
        Английский писатель Герберт Уэллс (1866—1946) писал о Сталине: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России. Я думал раньше, прежде чем встретиться с ним, может быть, о нём думали плохо потому, что люди боялись его. Но я установил, что, наоборот, никто его не боится и все верят в него. Сталин — совершенно лишённый хитрости и коварства грузин».
 
        Широко известными в литературе стали слова французского писателя Анри Барбюса (1873—1935): «Сталин — это Ленин сегодня»; «Это — железный человек. Фамилия даёт нам его образ: Сталин — сталь»; это человек «с головой учёного, с лицом рабочего, в одежде простого солдата».

        Английский писатель и государственный деятель Чарльз Сноу (1905—1980) довольно высоко характеризовал образовательный уровень Сталина: «Одно из множества любопытных обстоятельств, имеющих отношение к Сталину: он был куда более образован в литературном смысле, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль — на диво плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт».


Рецензии
Слава Сталину! Слава России! Слава нашей интернациональной Родине!!!

Александр Тубольцев   04.07.2017 14:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.