Тюльпаны

  Красивое имя  было у неё – Тамара, да  и сама  она была красавицей, как свежая  розочка. Коса  у неё была  удивительная, которой не только   Тамара, но и родители её гордились: длинная, с руку толщиной, цвета спелой пшеницы…
   Замуж  вышла  Тамара за такого же,  как и она,  светловолосого,  весёлого  парня. Хорошо им было вдвоём, оба    были  как  ласковые солнышки,     любили друг друга очень… 
   Муж часто  дарил  любимой жене  букеты  диких   тюльпанов…..
   Родила Тамара  от любви той пару раз по двойне и потом ещё  одного  ребёнка, и   все девчонки,   все  до одной  - светловолосые, голубоглазые. 
   Жили они  с мужем и детьми, не зная горя,    всегда   в семье было радостно, тепло, уютно;  очень  любили  своих дочерей, гордились ими,  ведь как ангелочки те были  - все как одна.  Тамара   волосы  своим дочкам мыла  только   молоком, которое покупала у одной гречанки, имевшей в хозяйстве корову. Жили они тогда в Казахстане, там каких национальностей только не было, и все жили друг с другом очень дружно, по-человечески…    А молоком мыла, чтобы волосы у дочерей были ещё белее и красивей…..
  Помнила Тамара, как в годы репрессий, попала она со своей мамой в тюрьму, и находившиеся там же, вместе с ними  в камере, женщины, глядя на её, Тамарину косу, всё советовали Тамариной  маме отрезать дочке  косу, ведь за ней надо было ухаживать, а там, в камере грязь, насекомые разные…. Однако Тамарина мама, глотая слёзы, целовала Тамару в макушку и,  доставая откуда-то из-под своей груди,  деревянный гребень, любовно расчёсывала  Тамарины волосы…    А мыла мама   её, эту  косу, ввиду отсутствия всего необходимого в тюрьме,  тем, что потом  считал панацеей от многих недугов один нынешний народный целитель, так называемой уриной…..
    Вот и сохранила Тамарина мама  дочкину  красу,   за которую её и полюбил потом её будущий муж…   Тот  любил, когда Тамара распускала свои  светло–золотистые  косы,  он зарывался в них лицом, целуя Тамару, а та только смеялась от счастья своим   звонким  смехом   колокольчика..
  Вырастали  дочки, выходили замуж одна за другой.    Из Казахстана всем им пришлось уехать: такое время наступило, что неуютно  стало там жить русским.    Уже здесь в России, Тамара с мужем  стали нянчить   внуков,   дожили и до правнуков,   и всё так же жили они хоть и не богато, но счастливо.   Кто бы ни приходил к ним, всегда удивлялись тому теплу, положительной энергии,  исходившим  из этого  дома,   всегда наполненного женскими и счастливыми детскими  голосами.

  Жизнь не вечна, и так случилось, что умер у Тамары муж,   а  ей тогда тоже было немного  за 70,   не одну свадьбу совместной жизни успели  они себе отметить.   И вот осталась Тамара  одна, чувствуя себя,  как птица без крыльев.  Тосковала очень.  Жила в большом светлом доме, в котором они с мужем любили встречать своих детей с внуками и правнуками…. 
   У дочек жизнь по- разному сложилась:  у кого получше, у кого похуже.  У какой дочки муж пил, у какой  -  с работой не  везло, а деток  малых учить надо было…    Да и зачем  Тамаре  нужен был такой большой дом, когда она  осталась  одна,    и возраст уже давал о себе знать...
   Решили, все вместе собравшись, что этот большой дом продать надо, деньги между  собой  поделить, а  сама Тамара будет жить у них, своих  дочек, вон их сколько у неё….
   Так и стала Тамара  кочевать от одной дочки к другой. У одной поживёт, у другой…  Не просто ей было со своими  вещами, там уж и было их у неё немного, но брала она  всегда с собой свои чемоданы, один из которых был доверху наполнен иконками и альбомами с любимыми семейными фотографиями…
   Тяжелы ей стали эти переезды, хотелось свой хоть маленький   уголочек иметь…   Частенько стала плакать  Тамара по ночам, но и этого  ей нельзя было делать:    ей делали замечания, что мешает спать…  А тут, как нарочно, сон плохой стал, вставать по ночам приходилось…    Дочь ещё промолчит, а зятья ворчали, когда она ночью, нечаянно споткнувшись, гремела какой-нибудь утварью…
   Ой,  как устала Тамара от этого, но что было делать?…     Сходит к куме своей, пожалуются они друг другу,   у той, хоть и свой домик был, но тоже проблем много было с детьми…     Посидят они, поплачут вместе,  и идёт Тамара домой…   А где  он, её дом, она  и  сама не знала….

   Живя  в очередной раз  у одной из дочек,  Тамара поняла, что так   больше не может…  Тяжело ей  было:   только привыкнет к одной семье, нужно переезжать к другой.    А ведь,  не только радости в семьях были, но и разного рода неприятности, скандалы бывали между дочерьми и их мужьями….     Тамара, не имея возможности куда-нибудь укрыться, спрятаться, чтобы не слышать этого,  сидела тут же,   слушала, не вмешиваясь, и только плакала… 
   Уж какая она весёлая женщина была, а тут настолько быстро сдавать стала, что стали посещать её мысли, что  уйти бы  к мужу, туда, где всегда мир и покой….
   Вышла она однажды в летний прохладный день на улицу: птицы поют в саду, солнышко светит, а у неё так тяжело на душе, и не знала она, куда деть свою тоску….  Потом подумала, подумала  и…  улыбнулась своим мыслям,   только ей  одной  известным…     Как захотелось ей покоя!    А где его взять было ей?....

   Внучка её пришла из школы первой и увидела на двери дома  странную  записку:  «откройте дверь и быстро хорошо проветрите».    Записка была нацарапана на какой-то картонной бумажке чёрным карандашом: не очень грамотна была Тамара, всю жизнь только и знала, что детей рожать, да нянчить их, а потом  - внуков,   правнуков…
   Внучка, прочитав записку,  подумала, что бабушка Тамара погулять ушла и дала им такое задание – проветрить дом.   Она открыла дверь и пошла в сад, поморщившись от какого-то неприятного запаха, исходящего  из дома… 
   Через некоторое время пришёл зять Тамарин,   увидел дочь в саду,   спросил, сделала ли та уроки, а дочь ему записку бабушкину показала. Пошли они вместе с отцом  в дом, и тут им предстала такая картина: сидит на кухне Тамара на стуле около газовой плиты,    обняв руками её, как какого родного человека, а  голова  - на конфорках,   из которых с силой и страшным  шипением выходил газ…
 
   Хоронили Тамару в тёплый солнечный день,  рядом с её любимым мужем…  Дочери      обсадили    могилу родителей   тюльпанами, которые Тамара  так любила с самого  детства,   ещё с Казахстана, где  те  росли  в степи  в большом количестве и разнообразии….


Рецензии
Не воспитала она дочерей настоящими людьми.

Лэри Франгишвили   11.12.2013 23:53     Заявить о нарушении
Да, конечно, где-то когда-то родители упустили.....
Спасибо, что читали. С уважением И.Р.

Инесса Рябинина   12.12.2013 02:11   Заявить о нарушении