Мечты и мысли

               

     Вот и вновь, уже в который раз, на пороге Новый год. С телеэкранов, со страниц газет, отовсюду в мою жизнь вторгаются знакомые с детства персонажи: Дед Мороз со Снегурочкой и украшенная елка. Казалось бы, ну что тут нового? Я же не маленький ребенок, вступил  в возраст, про который говорят: «Пора подумать о вечном», в чудеса не верю. Но, за окном падает чистый, белый снег и пушистое одеяло ласково ложится на землю, чуть прихваченную морозом. Все, как и прежде, даже сама природа ждет прихода Нового года и, поневоле, в душе я опять возвращаюсь в далекое детство, начинаю мечтать. Видимо надеюсь, что все же существует какая то ирреальность, способная сотворить чудо в предновогоднюю ночь. Закрываю глаза и пытаюсь выстроить в своем воображении некую виртуальную модель жизни,  в этой, на какое то время посетившей меня, фантазии. Но мечтам трудно пробится через окружающую действительность, которая не дает возможности полностью погрузится в облако фантазии, все смешивается в одно целое. И все таки, постепенно, в начале словно как в тумане, а затем и совсем ясно, я уже вижу себя молодым и полным жизненных сил.
      Родился я в городе Зеленодольске, детство провел в деревне Протопоповка, что на правом берегу Волги, около станции Свияжск. Судьба так распорядилась, что в отрочестве мне довелось пожить еще и в курортной Ялте, где я, будучи учеником старшего класса, научился видеть в женщине не только маму, учительницу, сварливую соседку или девчонку из своего класса, а недосягаемое прекрасное создание, воплощение красоты. С тех пор, в моей жизни, как, полагаю и в жизни большинства мужчин, женщина занимает самое главное место. Женская красота, как и все необъятное, бывает самой разной и некрасивых женщин не бывает, так, во всяком случае, мне подсказывает мой собственный опыт. Но даже среди красавиц есть особенные раскрасавицы. В годы юношества, я считал, что они живут у нас в Зеленодольске. Считал, пока не побывал в Казани. Красота казанских девушек ошеломила. Они были не просто красивы, а выглядели словно принцессы, одна другой краше. На всю жизнь это впечатление осталось в моей душе. Немало городов довелось мне повидать на своем веку, например, в те же юношеские годы я целый месяц провел в славной Одессе. Тамошние девушки имели возможность красоватся в заграничной одежде, приобретенной у моряков. Заграничные вещи, конечно, очень украшали их юные фигурки, превращая в некое подобие витринных куколок. Но эта внешняя красивость не могла даже близко сравнится с красотой казанских девушек. А уже в зрелом возрасте я все более убеждался, что трудно найти в мире город, с такой «плотностью» красавиц на своих улицах.
     В чем здесь дело, пусть каждый решает, как знает. А, на мой взгляд, все дело в том, что Казань – город, где исторически переплелись судьбы татар и русских и межнациональные браки обычное явление. Разный менталитет, разная религия и даже внешне они не похожи, но судьба распорядилась по своему, определив им жить совместно. И вот уже перед нами картина, которую не часто встретишь в мире: мусульмане идут в мечеть на намаз, а, в рядом расположенном храме, молятся тому же Богу, христиане. Для Казани это обычное явление, здесь имеются культовые сооружения и большинства других мировых конфессий. Неспроста, наверно, именно в Казани, Ильдар Ханов – татарин, архитектор и философ, художник и целитель построил необычный храм всех религий. Каждый может посмотреть и прикоснутся к его восприятию мира, посетив комплекс зданий, составляющий единый ансамбль, устремленный к Богу.
    Советская власть почти уничтожила неповторимый архитектурный облик города, превратив мечети и храмы в производственные помещения, хранилища и склады. Постепенно Казань становилась похожей на все остальные города Советского Союза, со своими спальными районами, вроде московских Черемушек. Выручили два события: тысячелетие со дня основания и Универсиада – 2013. И ныне наша Казань, это современный и красивый город с интересными зданиями, проспектами, неплохими дорогами и автомобильными развязками на магистральных улицах. Природа щедро наградила его своими богатствами: две реки, не считая Волги, три озера и все это не где нибудь за чертой города, а в самом центре мегаполиса. В центре же, на холме, располагается казанский Кремль. Ничего не скажешь, умели первооснователи города выбрать место для столицы. Казань искони обладает особым шармом города с разноязычным населением и это не только татары и русские. До 1917 года здесь исторически образовался как бы перекресток на пути между Востоком и Западом, между мусульманским и христианским миром.
     Нынешнее возрождение Казани почему то идет по пути стандартной урбанизации и не исключено, что вскоре город трудно будет отличить от какого-нибудь американского Сан-Франциско или Чикаго. «Продвинутые» архитекторы уже ведут разговоры об осушении части акватории Казанки и строительстве там Downtown по американскому образцу. В моих же мечтах город не должен копировать даже самые знаменитые мегаполисы. Казань должна быть похожей только на себя и своим архитектурным обликом отражать свою богатую историю. За примером далеко ходить не надо, всем известный Стамбул невозможно спутать ни с каким городом мира. Почему же наша Казань не обладает такой яркой индивидуальностью? Почему здесь не шумят восточные базары, не пахнет пахлавой, нет и китайского квартала «чайна – таун»? Азербайджане и дагестанцы, которые сейчас оккупировали наши рынки, торгуют нашим же товаром, да еще импортом из той же Турции и Китая. Никакой экзотики и очарования. А на предполагаемой к осушеннию территории около «чаши», можно было бы разбить настоящий, современный парк для отдыха горожан и гостей столицы. Нынешний парк аттракционов Кырлай, расположенный по другую сторону дамбы, явно не соответствует  облику и масштабам нашего прекрасного города. 
    Творческое заимствование интересных градостроительных решений, опыта в организации общественного транспорта, утилизации мусора и т.д. можно только приветствовать, не стыдно и копировать. Но что делают наши властители?  Наверняка многие из них бывали в Стамбуле, наверняка видели, а может из любопытства даже изволили прокатится на местном трамвае, но урока для себя они здесь не нашли. Соорудили в Казани скоростную трамвайную линию. Было много шума, помпы, но получилась жалкая пародия.  Лучше бы турок пригласили, заплатили им и получили бы современный трамвай, как в Стамбуле. Но, к сожалению, городские власти руководствутся своим пониманием, весьма далеким от здравого смысла. А, на мой взгляд, просто нужно любить город, а не себя в городе, тогда и город будет краше и туристы к нам поедут.      
    Но не о туристах, а о людях, которые здесь живут, мои мысли, мечты и тревоги. Более четырех сотен лет мы: русские и татары, живем как бы одной семьей, в одном государстве. Во всяком случае так считаем мы, русские, а как считают татары, мы об этом задумываемся? Татары, гордый и свободолюбивый народ, они сумели сохранить главное: свою нацию, свою самоиндентичность. И это несмотря на усилия российской власти ассимилировать татар. Формы давления были разными, но главными были попытки церкви обратить  их в христианство. Выстоять, особенно на первых порах, татарам помогала их верность исламу и его традиционнм ценностям. Но совместно прожитые века многое изменили, в том числе и сами наши этносы. Развитие капиталистических отношений в России втянуло в свою орбиту наиболее креативную часть татар, которые смогли встать на один уровень с русскими купцами и, соответственно, волей-неволей были вынуждены русифицироватся, чтобы стать успешным бизнесменами. Это не значит, что они порывали с татарскими корнями, напротив, многие из них становились меценатами, жертвующими на строительство мечетей и образовательные учреждения, их имена навеки остаются в народой памяти.
      С приходом к власти большевиков  народ ждали новые испытания. В свое время В. И. Ленин заявил, что для успешного строительства коммунистического общества нужно воспитать нового человека, с новым мышлением и классовым сознанием. При этом, не важно какая у человека национальность, главное классовая принадлежность. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», вот лозунг, по которому приходилось жить всем гражданам СССР. К счастью, сверхзадачу воспитания нового человека большевики выполнить не смогли, но определенную лепту привнести сумели. Это и эксперименты с использованием латинской графики в письменности нерусских народов, и провозглашение на одном из партийных съездов декларации о возникновении в СССР новой исторической общности – советского человека. Ничего, кроме сумятицы в мозгах, эти и другие новации не дали ни русским, ни татарам. Правда, мы все стали интернационалистами, кто-то мнимым, а кто то и подлинным. Например, городские татары в основной своей массе перешли на русский язык даже в быту, в кругу своей семьи. Мы жили и работали, не обращая внимания на национальность начальника, соседа, друга. Государством правили не нацики, а лидеры КПСС, «выдающиеся деятели международного коммунистического движения».  Их национальная принадлежность нас не интересовала. В верховной власти побывали люди самых разных национальностей: грузин, бравые парубки с Украины, еврей и комбайнер из полуказаков, а организатор этой кавалькады вообще не имел роду, племени, правда, считался русским. Они довели страну до ручки, но в народе до сих пор многие считают их благодетелями. Вот такие метаморфозы демонстрирует нам живая история.
      Девяностые. Наступили сумбурные, лихие времена, когда после перестройки в стране местами началась перестрелка. Суверенитет, своя республиканская конституции, где записана особая роль татарского народа, как источника власти, послужили толчком к ренессансу национального самосознания среди татар и, как следствие, к смене приоритетов в татарской среде. Подобно пене при кипении бульона, на свет повылезали лидеры – националисты с лозунгами исключительной самобытности татарского народа и ненависти к русскому, как поработителю татарского народа. Очень быстро появились и призывы к выходу из состава России, которые вначале маскировались под соусом объявления республики, как субъекта международного права, а затем приняли явный и совершенно открытый сепаратистский характер. И татары, между тем, стали по настоящему доминирующей нацией в республике. Что ни начальник, то татарин. Теперь уже русские стали себя чувствовать угнетенными.
      До сих пор мы можем ощущать отголоски того противостояния и в быту и в общественной жизни. Призывы к отделению или, как минимум, к кардинальной перемене отношений с федеральным центром раздаются все настойчивее, все громче и аргументированнее. Игнорировать это явление никак нельзя, если мы действительно хотим  мирной жизни. Но мы должны отличать национальный радикализм, который питает экстремизм и терроризм от простого национализма, как формы национального самосознания. Во втором случае национализм приобретает, если хотите, роль стабилизатора в межнациональных отношениях, когда любой человек может с полным основанием сказать о себе классическое: «Без меня, мой народ неполный». Радикалы же открыто оскорбляют русский народ и призывают к сепаратизму, желая скорейшего заката российской государственности. Читать такое очень неприятно, но и не читать нельзя, ибо, как сказал тот же Владимир Ильич: «Он сукин сын, конечно, но это же наш сукин сын». Так и эти, брызжущие злобной слюной люди, граждане РФ, были когда то нашими, советскими людьми, а многие наверняка даже членствовали в КПСС. Но они, видимо забыли об этом и не считают Россию своей Родиной и для них чем хуже стране, тем лучше им. Ну, что ж, Бог им судья!
     Что же делать нам, людям самых разных национальностей, имеющих за душой только одну Родину, имя которой Россия? За свою жизнь мне довелось повидать довольно многое, я знаю, что идеи не материальны, но, к великому сожалению, крови и разрушений от них бывает не меньше чем от природных катаклизмов. Радикалы пытаются навязать мне мысль, что татары исключительно толерантный народ. Но как сказал однажды Поэт: «Свежо преданье, да верится с трудом». Посмотрим на историю, в той её части, что относится к Казанскому ханству. Мы не найдем ни одного имени человека с русскими или другими не тюрскими корнями, чтобы он играл существенную роль в жизни этого государственного образования, хотя деньги в ханстве были русской чеканки. А в истории России, пожалуйста: патриарх Никон – мордвин, Шереметьевы из черемисов, Кутузов из татар и т.д. и т.п. Продолжать дальше нет смысла, выводы делайте сами, какой народ толерантнее. Можно лишь добавить, что и ныне в республике практически все начальники из власти, татары. Толерантнее, как говорится, некуда.
    Каких только «собак» не вешают на мой народ, обвиняя его во всех мыслимых и не очень,  грехах. Пьяницы, лентяи, недоумки, импотенты, варвары, только вчера научившиеся носить штаны и еще много всяческих эпитетов в адрес русских. Спорить и обижатся на эту убогую публику, это значит, себя не уважать, настолько они ничтожны. Пытаются сравнивать западный менталитет с русским и по незнанию делают нелепые, скороспелые выводы. Им и в голову не приходит, они просто не знают, что можно жить по закону, а можно по совести, как это издревле делается на Руси. В Европах о совести давно забыли, а Русь не только выжила в суровых климатических условиях и навязываемых ей беспрерывных войнах, но и создала крупнейшее государство в мире, объединив около двухсот инородных племен и народов. Сухопутная страна пробилась к морям и океанам, русские люди прошли всю Сибирь, Камчатку и оказались в Америке, дойдя до Калифорнии. Российскую империю создавали не нигилист Базаров и не барин по фамилии Обломов, а Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, московские князья-цари, первопроходцы неизведанных земель, тысячи русских тружеников заселявших новые края. Такой народ не может состоять только из люмпенов и алкашей, неспособных к размножению и развитию, он, по меньшей мере, достоин уважения и справедливой оценки, а не глумления. И я думаю, что нынешнее противостояние, это просто издержки роста национального самосознания, ведь известно, что настоящие патриоты не превозносят свой народ за счет оскорбления и унижения другого
    Зимний вечер длинен, за окном продолжается волшебный хоровод снежинок и я потихоньку отвлекаюсь от воспоминаний и обид. Мечты в голове начинают обретать зримые очертания. И главная из них это мечта о счастье и мире в нашем общем доме, республике и стране. Я незаметно размечтался, что вдруг все мы, граждане огромной России, все как один и наш Президент с нами, одномоментно поняли, что государствообразущим народом в России являются не только русские, но и все другие народы, историческая Родина, которых находится здесь, на территории нашей большой Родины. Это понимание нужно нам всем, например, мадам Мизулиной с её православием и господину Жириновскому с его русскостью. Только тогда можно построить справедливое федеративное государство, в котором будут учтены все чаяния народов населяющих нашу страну. Понимаю, что решить эту задачу очень сложно, что это уравнение с большим количеством переменных неизвестных.  Но решать необходимо.
    Вторая мечта проще и конкретнее, но её решение может оказать самое сильное влияние на осуществление первой мечты. Вновь хочу напомнить об идее памятника воинам, павшим в битве за Казань. Воплощение этого предложения явит всему человечеству и, в первую очередь народам нашей страны, пример настоящей толерантности и примирения. Это будет гигантский шаг к достижению межнационального мира. А мир очень нужен нам всем и стране,  и людям.
    И, наконец, по известному выражению, красота должна спасти мир, но надеятся только на неё было бы опрометчиво, сил у красоты явно маловато. Давайте поможем ей, ведь это наше общее богатство, а наш долг беречь и приумножать его. Пусть Новый год принесет мир и спокойствие в наши дома, а нашим женам, сестрам, дочерям и матерям подлинное счастье и любовь.

С наступающим Новым годом, уважаемые.


Рецензии