Сократовский лоб Шекспира

Смотрел недавно на каком-то англоязычном канале передачу о Шекспире. Мне не спалось. Им, по всей видимости, тоже. Вспомнилась одна гандболистка из Луганска. Мы познакомились с ней в прошлом веке в альплагере "Цей". Она с детства жила в спортивных интернатах и практически не училась. В «Цей» она приехала с подругой в рамках диверсификации своей спортивной специальности и личной жизни.

- Я смотрела какую-то передачу... Шекспир-то оказывается никакой не Шекспир, - сказала она как-то, вывинчивая одним пальцем  ВЦСПСовский ледобур, который даже в июльский кавказский лед я заворачивал двумя руками.

- Да, очень интересно! А кто же?

- Он не Шекспир - он ШЕкспир.

- Кто?

- По-английски, она оказывается,  ШЕкспир!

Но в той передаче рассказывали не просто о том, что Шекспир это ШЕкспир, а что Шекспир - это, вообще, кто угодно, но только не Вильям наш, понимаешь, Шекспир. И, вообще, достоверно доказано авторство 80 драматургов, которые писали за Шекспира.

Опять перетирались исторические «улики», которые перетираются уже лет четыреста и все без толку.

Правда, добавляются такие веские доказательства, как голливудский фильм, режиссер которого "согласен с Фрейдом", а по Фрейду, как известно, не было никакого Шекспира.

Весь Фрейд,  за исключением открытия бессознательного и великого практического опыта терапии, сводится к тому, что человек это животное. А какие у животных могут быть шекспиры?

Но, помимо, дедуктивных зацепок, которые переливаются из пустого в порожнее четыре века, существует еще и культурологический анализ (я не говорю уже о новейших компьютерных экспертизах), который никогда не звучит в передачах для пострадавших от деятельности НЛО, и вообще, трудно представить в устах людей, с одинаковым дилетантизмом и выражением лица рассуждающих о спорте, сельском хозяйстве, литературе и Атлантиде.

Итак, что из себя представляет  явление, которое известно в мире под брендом Шекспир.

1. Во-первых, никакое это не явление, а конкретный поэт и драматург, причем, отчетливо гуманистических убеждений.

2. Подобно тому, как Пушкин создал тот русский язык, на котором мы еще недавно говорили и писали, Шекспир создал язык современный англосаксонской цивилизации.

3. Творчество Шекспира это не еще один Марло, который по счастливом стечению обстоятельств,  дожил до нашего времени в ранге самого популярного в мире драматурга.  Шекспир возвышается над современниками, как скала над морем.

4. Шекспир - это совершенно определенная и везде узнаваемые мировоззрение, политические убеждения, поэтика и язык. Его коллеги уже в 16 веке жаловались, что из метафор Шекспира сыплются искры. Шекспир - это не просто полемика с куртуазной мечтой рыцарства, это голос гения, знаменующего собой Эру реалистического искусства.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

«Сонет 130» (пер. С.Я. Маршака)

5. И, наконец, то, что никогда не скажут в передаче для домохозяек, Шекспир - это всегда Шекспир.

Когда английские драматурги решили написать в складчину пьесу о Томасе Море, одна сцена досталась Шекспиру. И вот в этой левой, и совершенно обособленной для его творчества сцене,  - тоже весь Шекспир.

Что такое Шекспир?

Шекспир - это, когда вам  дают почитать какую-нибудь фигню (а что, как не фигня, какой-нибудь мифический Марк Антоний, Брут и древний Рим). И вот вы начинаете читать эту древнюю фигню, да еще в белых стихах, и через  две минуты ловите себя на мысли, что перед вами самый настоящий древний Рим, и вы сами в этом Древнем Риме. Вы стоите в толпе,  а на трибуне витийствует никто иной, как живой Марк Антоний, который гораздо живей, умней и искренней любого политика, которого вы знаете, и вот этот живой Марк Антоний на чем свет стоит троллит Брутта. И тут до вас  вдруг доходит, что вы оказались в самом сердце истории, потому что эта речь Антония и события, которые за ней последуют, изменят физиономию европейской цивилизации. И все эти видение проносятся перед вами на каких-нибудь семи-восьми страницах стихотворного текста.

История литературы полна литературных мистификаций, но все они были продуктом деятельности людей масштаба и характера Романа Гари.

И нет в истории литературы и мировой цивилизации прецедента, чтобы гений масштаба Достоевского, кропал что-то там за ширмочкой, как задроченный вуайерист.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.