После Демона

20. 03.76.
Практическое занятие по медицине в больнице. Присутствовали на настоящей операции.
...скальпель разрезал ткань... Посмотрела и, ощутив соль на пересохших губах, отошла в сторону - это не для меня.

21.03.76.
Лекция о Бернсе. Сели с Галей поближе. Учитель несколько раз сказал, чтобы мы все сидели на своих местах.

22.03.76.
Занятия кружка сегодня в небольшом помещении кафедры литературы. Зашел и сказал, что занятия у нас будут в духе пушкинского Демона: в духе отрицания.

Выслушав наши высказывания, причислил нас с Антоновой к сторонникам дедуктивного метода (шли от реалий истории и прообразов). Так я себе в тетрадь и записала, рисуя авторучкой крестики рядом. Сказал, что ему понравилось выступление В.Я.

- Значительное стихотворение, - так начал учитель. С темой Демона мы встречаемся в творчестве Лермонтова, Блока, Ахматовой. К пушкинскому "Демону" восходит одна из лучших глав Достоевского в «Братьях Карамазовых». Стихотворение стало вехой в истории духовной жизни Пушкина.
Что значительно в этом стихотворении?
Это стихотворение демонстрирует историю отдельного человеческого сознания.
Человек находится во власти одного мироощущения:  единомирие «я».
В романтическое сознание «я» вторгается «он», и все, что провозглашает «я» – отрицает Демон, и  «я», утрачивая единомирие, постигает демоническую сторону бытия .
И в результате вырабатывается новое мировоззрение.
Не безусловно гармоническое или дисгармоническое – синтетическое мировоззрение.

(подробно анализ текста  здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl )

Я сидела  у окна.  Шел не то дождь, не то снег. А потом – повалил хлопьями, как в сказках Андерсена. В окне , как в зеркале я увидела отражение лица учителя и снег падал прямо на него.

Потом я спорила, не совсем по делу: о фонологической системе, разве так уж важно количество букв?  Учитель обьяснял.

Сказал: «Отрицание – генератор движения».

После занятия я сказала Гале, что поняла по чертикам в глазах у Г-ой, кого любит учитель. Галя сказала: "Я давно поняла". - "А как ты поняла?"- спросила я.
Ответ Гали был весьма лаконичен и проницателен: " По спинам".

Подумали, что первой пары нет, и пропустили практическое занятие по "Декамерону" Боккаччо. Когда узнали,огорчились. В коридоре встретили учителя.
Извинились.

- Так вы спать любите?- улыбаясь, спросил он.
- Любим,- скатала я.
- Да, нет,- возразила Галя,- мы читали "Декамерона".

Один момент в  рассказах Боккаччо был мне непонятен. Одна дама любила мужчину, а ее любил другой. И этот другой, любя ее, пришел на ночное свидание под видом первого, и дама полюбила обманщика. На другом занятии я получила косвенный ответ: автор показывает красоту чувственной любви.


Рецензии
Ага, "Декамерона" они читали, как же! :-)Помню, спали все, как сурки. А мне нравилость рано вставать, приходить первой в аудиторию, включать свет...

Что бы Фёдоров ни взялся читать, всё было бы исключительно!

С теплом
~*

Вера Петрянкина   14.12.2013 21:29     Заявить о нарушении
Первое время недосыпание чувствовалось, особенно, когда записывали лекции.
А тогда я что-то перепутала. А помнишь, как в полночь по радио исполняли лучшие песни. Магомаев!

Валентина Томашевская   14.12.2013 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.