После Демона
Практическое занятие по медицине в больнице. Присутствовали на настоящей операции.
...скальпель разрезал ткань... Посмотрела и, ощутив соль на пересохших губах, отошла в сторону - это не для меня.
21.03.76.
Лекция о Бернсе. Сели с Галей поближе. Учитель несколько раз сказал, чтобы мы все сидели на своих местах.
22.03.76.
Занятия кружка сегодня в небольшом помещении кафедры литературы. Зашел и сказал, что занятия у нас будут в духе пушкинского Демона: в духе отрицания.
Выслушав наши высказывания, причислил нас с Антоновой к сторонникам дедуктивного метода (шли от реалий истории и прообразов). Так я себе в тетрадь и записала, рисуя авторучкой крестики рядом. Сказал, что ему понравилось выступление В.Я.
- Значительное стихотворение, - так начал учитель. С темой Демона мы встречаемся в творчестве Лермонтова, Блока, Ахматовой. К пушкинскому "Демону" восходит одна из лучших глав Достоевского в «Братьях Карамазовых». Стихотворение стало вехой в истории духовной жизни Пушкина.
Что значительно в этом стихотворении?
Это стихотворение демонстрирует историю отдельного человеческого сознания.
Человек находится во власти одного мироощущения: единомирие «я».
В романтическое сознание «я» вторгается «он», и все, что провозглашает «я» – отрицает Демон, и «я», утрачивая единомирие, постигает демоническую сторону бытия .
И в результате вырабатывается новое мировоззрение.
Не безусловно гармоническое или дисгармоническое – синтетическое мировоззрение.
(подробно анализ текста здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl )
Я сидела у окна. Шел не то дождь, не то снег. А потом – повалил хлопьями, как в сказках Андерсена. В окне , как в зеркале я увидела отражение лица учителя и снег падал прямо на него.
Потом я спорила, не совсем по делу: о фонологической системе, разве так уж важно количество букв? Учитель обьяснял.
Сказал: «Отрицание – генератор движения».
После занятия я сказала Гале, что поняла по чертикам в глазах у Г-ой, кого любит учитель. Галя сказала: "Я давно поняла". - "А как ты поняла?"- спросила я.
Ответ Гали был весьма лаконичен и проницателен: " По спинам".
Подумали, что первой пары нет, и пропустили практическое занятие по "Декамерону" Боккаччо. Когда узнали,огорчились. В коридоре встретили учителя.
Извинились.
- Так вы спать любите?- улыбаясь, спросил он.
- Любим,- скатала я.
- Да, нет,- возразила Галя,- мы читали "Декамерона".
Один момент в рассказах Боккаччо был мне непонятен. Одна дама любила мужчину, а ее любил другой. И этот другой, любя ее, пришел на ночное свидание под видом первого, и дама полюбила обманщика. На другом занятии я получила косвенный ответ: автор показывает красоту чувственной любви.
Свидетельство о публикации №213121201158
Что бы Фёдоров ни взялся читать, всё было бы исключительно!
С теплом
~*
Вера Петрянкина 14.12.2013 21:29 Заявить о нарушении
А тогда я что-то перепутала. А помнишь, как в полночь по радио исполняли лучшие песни. Магомаев!
Валентина Томашевская 14.12.2013 21:54 Заявить о нарушении