Афоня

Эту быль рассказал старый мой знакомый, тоже культпросветчик.                В далёкие послевоенные годы клуб, с одной штатной единицей, был единственным очагом культуры на селе. По тем временам он был опорой местной власти и партийной организации, хотя семилетнее образование имел далеко не каждый его заведующий. Но к работе большинство из них относились ответственно, проявляя все способности в решении организационных, творческих и пропагандистских задач. В числе таких мой собеседник назвал Афоню. Работал он в небольшой деревушке, в дали от райцентра. Славился большим выдумщиком,  а в клубе -  он «и жнец и на дуде игрец». Руководил всей художественной самодеятельностью. Особенную страсть он имел к драмкружку – гордости клуба. Сельчане любили ходить на его постановки. Так они называли небольшие сценки или пьески. Однажды Афоня взялся за многоактную пьесу. Разыграть её, по мнению артистов, большого труда не стоило. Загвозка была с париками и прочим реквизитом, которых в клубе отродясь  не было. Тут Афоня предложил своим участникам начесать собачьей шерсти, которая потом пошла на изготовление необходимых усов, бород и всего необходимого.               
В день премьеры спектакля  клуб скорее походил на бочку с селёдкой.  Все жители  деревни  пришли посмотреть  на  доморощенных   артистов. Усатых, бородатых, измазанных помадой и чем-то другим средством публика встречала неистово. Спектакль затягивался. Хотя на дворе была уже весна, но Афоня к этому дню готовился по полной программе: тщательно вымыт пол, истоплены печи. Но сидеть в переполненном, жарком, душном помещении для многих стало невмоготу. Решили открыть окна и двери. Только вскоре публика оживилась не в меру. Артистам с большим трудом пришлось доигрывать последний акт. В окнах и двери толклась стая собак.
 Оказывается, собачья  шерсть  была  от сучек и запах от пота артистов разносился по улице. Этот запах и собрал всех деревенских кобелей, так как начались весенние собачьи спаривания. Сельчане ещё долго смаковали над изобретением Афони и собачьим интересом к его постановкам.               
Ещё одну историю поведал мне всё тот же рассказчик. Закончилась уборка хлеба. Поэтому поводу Афоня для тружеников колхозных полей решил дать в клубе концерт. Как всегда, недостатка в зрителях не было, первые из которых сидели почти вплотную к артистам. «Добрый вечер, дорогие земляки!»- обратился Афоня к зрителям. «Пошёл на хрен» -негромко отпарировал сидящий впереди пьяненький мужчина. Афоня на неблагодарную реплику не отреагировал. Концерт прошёл успешно, после чего Афоня, обратившись к зрителям, сказал: «До новых встреч!» Потом наклонился спиной к мужчине и также от души произнёс: «А тебе вот!» и под нос ему выпустил далеко не музыкальный звук.               
Чем всё закончилось, рассказчик мне не поведал. Но ещё многие годы Афоня продолжал работать в своём скромненьком сельском клубе.               
               


Рецензии
Здравствуйте, Иван Васильевич! Чем подкупает Ваша проза, так это прежде всего искренней, сердечной любовью к героям рассказов. Все они - живые люди. Со своими отличительными привычками и характерами.
Ткань повествования украшают их поступки. Герои рассказов у Вас погружены в гущу событий. Каждый из них по своему участвует в "забеге в ширину".
Николай Рубцов в своем знаменитом стихотворении "О чем писать?", выделил два основополагающих критерия для творчества: радость и боль.
"Но если нет ни радости, ни боли,
Тогда ни мни, что звонко запоешь.
Любая тема - моря или поля
И тема гор - все это будет ложь".
С уважением

Валерий Пономарев   27.02.2014 13:31     Заявить о нарушении