Хатшепсут. Первая женщина-фараон

  История Древнего Египта включает в себя около 27 веков,начиная
с воцарения первой династии, и заканчивая захватом страны Александром Македонским.
Известно,что географическая изоляция способствовала формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления.Однако,Египет сумел не только установить торговые связи с соседними странами,но и распространить среди них свою культуру и религию .Одной из таких стран была Финикия.Свидельства культурного влияния Египта на Финикию имеются в повести Ун-Амуна,где правитель Библа признает,что именно Египет стал для его страны источником культуры.
  Но наибольших высот в своем развитии древнеегипетская цивилизация достигла в период Нового царства (ок. 1554 — ок. 1075 гг. до н. э.).В этот период она увеличила свои территории и позднее стала уже первой «великой державой» древнего Востока.Одним из правителей этой державы была Хатшепсут,первая женщина-фараон,которая правила Египтом с 1490 по 1468 гг.до н.э.
  Хатшепсут или Мааткара (в переводе имя царицы звучит как «первая среди благородных») была дочерью великого фараона Тутмоса I и его жены Яхмес.Своего отца будущая царица боготворила.Унаследовав от него прекрасный ум и административные способности,Хатшепсут старалась во всем брать с него пример.Именно Тутмос I посвятил свою дочь в науку управлять страной.
  Помимо Хатшепсут у Тутмоса I и Яхмес было два сына (мальчики умерли преждевременно) и еще одна дочь.Но наиболее известным нам стал только сын фараона Тутмос II,который был рожден в незаконном браке от «царской жены»,он же в последствии и стал мужем женщины-фараона.Изначально она должна была выйти замуж за одного из двух своих родных братьев,но т.к. они оба умерли,ей пришлось стать женой своего теперь уже единственного единокровного брата Тутмоса II,чья мать была хоть и второстепенной женой,но все-таки благородной дамой.В семью царицы входил также и Тутмос III,сын Тутмоса II от дворцовой наложницы Исис,для которого Хатшепсут после смерти своего мужа стала регентшой.Ее пасынок был сначала женат на ее дочери Нефруре,а затем на Меритре(вероятно,тоже дочь царицы).
  Можно предположить,что Хатшепсут,как и большинство египтянок,была красива,грациозна и очень женственна.Вероятно у нее была смуглая кожа,длинные черные волосы и чуть раскосые черные глаза.В более зрелом возрасте царица была уже не такой стройной и изящной,как раньше.Она страдала от лишнего веса,что вероятно вызвало множество болезней,в том числе и диабет.Но ни одна из статуй не дает нам никакого представления о ее реальной внешности.
  Известно,что фараоном можно стать только,женившись на женщине «солнечной крови»,именно через царских женщин в Египте передавалась власть.Таким образом фараонами и стали Тутмос I (он родился од неравного союза;его мать,Сенсенеб,имела лишь титул «матери царя»,а значит,можно предположить,что женщина была наложницей царя),который женился на Яхмес,матери Хатшепсут,и Тутмос II,который женился непосредственно на самой девушке.
После смерти Тутмоса II на престол должен был взойти его сын Тутмос III,т.к. сыновей у него больше не было,но мальчик был еще слишком мал,чтобы управлять целым государством.Польский египтолог Я.Карковский отмечает,что Тутмосу III на тот момент было не больше двух лет,а Хатшепсут не больше пятнадцати.«Поэтому управление страной должны были взять высшие чиновники и,возможно, мать Хатшепсут царица Яхмес.Причина признания политической роли Хатшепсут современниками было фактом признания того,что после смерти ее мужа она была старшей представительницей царского рода.Вокруг нее еще в детстве,когда Тутмос I был еще жив,образовался придворный штат.Во время регентсва Хатшепсут исполнилось уже двадцать лет.По египетским источникам невозможно твердо установить,сколь активным было участие Хатшепсут в управлении государством.Довольно затруднительно и ответить на вопрос,кто был творцом идеи провозгласить Хатшепсут фараоном.Во всяком случае,многое указывает на то,что это произошло на седьмой год правления Тутмоса III,когда Хатшепсут уже достиглазрелого возраста.Вероятно также,что она принимала активное участие в этом решении ».
  Таким образом,среди ученых-историков распространена версия,что первые два года Тутмос III правил сам (не считая,регенства Хатшепсут).Но как только Хатшепсут получила поддержку влиятельных вельмож,то сразу же сосредоточила всю власть в своих руках,а ее пасынку остались лишь второстепенные функции.
  Стоит отметить,что царица была не глупа и понимая всю шаткость своего положения,начала вести активную пропаганду и набирать союзников,среди которых были новые вельможи-военные Тутмоса I.Ее пропоганда опиралась всего на два довода:первый из них,заключался в том,что Хатшепсут была избрана своим отцом,как наследник и посажена на трон именно им самим.( «Вышел царь богов Амон-Ра из своего храма,говоря:«Добро пожаловать,моя любезная дочь,моя любимица,царь Верхнего и Нижнего Египта,Мааткаре,Хатшепсут.Ты царь,принимающий во владение Две Земли »).Второй довод был,не менее фиктивным,чем первый,она выдвинула идею,что была дочерью самого бога Амона-Ра.Причем на стенах храма в Дейр-эль-Бахри можно четко увидеть рельефы,которые описывают процесс,посредством которого Хатшепсут стала дочерью бога.
  На этих рельефах изображен бог,который направляется к матери Хатшепсут,царице Яхмес.«Он (Амон) сделал себя похожим на величество ее мужа Аакеперуре (Тутмос I).Он нашел ее (царицу Яхмос),когда она спала посреди красот дворца.Она пробудилась от запаха бога,который почувствовала в присутствии его величества.Он вошел к ней немедленно ...» «Хатшепсут будет имя этой моей дочери,которую я поместил в твое тело.Она будет превосходно царствовать во всей этой стране ».(Данный перевод принадлежит американскому ученому Джеймсу Брэтэду,который первый переводил эти надписи).
Тем не менее,причина прихода к власти у Хатшепсут была всего одна-малолетство ее пасынка.Конечно,регентшей могла стать и сама мать мальчика,но допустить к управлению страной простую наложницу,возможно,даже рабыню,египтяне себе позволить не могли.Поэтому управлять Египтом и стала сама Хатшепсут,представитель царского рода.
  Итак,Хатшепсут стала фараоном.Как и любой правитель,она должна была заручиться поддержкой,иначе бы ее правление не состоялось.И она ее нашла.Свою поддержку оказали ей бюрократия,знать,военные силы и жречество.Например,не без помощи именно жрецов родилась легенда о том,что Хатшепсут является дочерью бога Амона-Ра.Ее экспедиции,построения-все это было сделано во славу бога Амона.«Ее величесвто делала это,потому что очень сильно любила своего отца Амона,больше всех других богов...Я сделала это от сердца,любящего моего отца Амона ».Видимо,таким образом царица пыталась угодить жрецам.
  Самым влиятельным из ее сторонников был,пожалуй,Хабусонеб,человек,который смог совмещать одновременно и светскую,и духовную власть,т.е. он занимал посты визиря и первосвященника Амона.Часть сторонников Тутмоса I,такие как архитектор Инени,вельможа Нехси и старый солдат Яхмос-Пен-Нехбет,также оказали свою поддержку молодой правительнице.
  Говоря о Хатшепсут,невозможно не упомянуть еще одного ее приближенного по имени-Сенмут.Этот человек был не только великолепным архитектором,которому,кстати,и принадлежит самая главная память о женщине-фараоне –храм в Дейль-эль-Бахри,но и по мнению,ряда ученых был ее фаворитом и возлюбленным.Скорее всего,сей факт,действительно,имел место в биографии Хатшепсут,ведь гробница Сенмута находилась под ее храмом,а ведь только члены царской семьи могли на это рассчитываь.Вряд ли,сам архитектор решился на такую дерзость по отношению к фараону,без ее ведома .Более вероятно,что сама царица настояла на этом,чтобы не расставаться со своим любимым даже в загробной жизни.
  Если говорить о титулах этой сильной женщины,то первый из них она получила еще при жизни отца-«Супруга Бога»-она стала верховной жрицей фиванского Бога Амона.Чуть позднее Хатшепсут стала «Великой женой царя».Здесь стоит отметить,что слово,которое часто переводится с иероглифов как «царица»,на самом деле означает просто-«жена царя» и не имеет никакого отношения к политической власти..И наконец,Хатшепсут приняла титул фараона-правителя Верхнего и Нижнего Египта.
  Конечно,в зависимости от титула менялся и внешний облик Хатшепсут.Когда она была просто дочерью и женой фараона,то была показана в женском платье и в короне царицы,но когда мачеха Ттумоса III стала править страной,можно увидеть,что ее облик значительно изменился.Вместо женственных платьев на ней теперь можно увидеть короткую мужскую юбку,в царской короне и с накладной бородой,очень часто Хатшепсут даже изображалась с мужским телом.
  Для чего все это делалось? Дело в том,что фараон-был земным воплощением бога Хора,а значит он мог быть только мужчиной.На официальные встречи Хатшепсут надевала мужские одежды и искусственную бороду,но вовсе не всегда.Есть отдельные статуи,изображающие царицу в женских одеждах,без накладной бороды,но в накидке-немесе.
Период правления Хатшепсут был мирным,без войн и восстаний,возможно,даже в чем-то скучный,ведь Египет-воинствующая страна.Вместо звона оружия-строительство и реставрация храмов,а вместо-восстаний-спокойная,размеренная жизнь.
  Возможно,люди так и никогда бы и не узнали о существовании женщины-фараона,потому что в текстах,которые сохранились,чаще можно встретить «царя Хатшепсут»,нежели,чем царицу (т.к.египетский язык имел всего два рода-мужской и женский,и для царствующего монарха не было слов женского рода).Но даже не смотря на это,ее вклад в историю Египта оказался незаменимым.Она сумела восстанивить свое государство после разрушительных набегов гигсосов,а самое главное-Хатшепсут смогла доказать,что не только мужчина может управлять страной,но и женщина способна это делать ничуть не хуже.
  Единственной загадкой остается для историков только смерть величайшей царицы.Была ли она естественной или от Хатшепсут избавился собственный пасынок? Не исключено,что смерть фараона была насильственной,ведь долгое время ее мумию не могли найти.Считалось,что она была либо уничтожена,либо перенесена в другое место.И хотя,ученые все же склоняются к мнению,что женщина умерла естественной смертью (Хатшепсут страдала от многих болезней),есть все же небольшая вероятность того,что именно Тутмос III  велел избавиться от своей мачехи,которая так долго правила Египтом вместо него.


Рецензии
Спасибо большое за исторические сведенья. Эх, если б всё это было б написано в художественном стиле, в виде небольших расказиков, было бы вообще замечательно.
С уважением, Буэнос

Буэнос   30.07.2018 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо!:)
Я такие выдержки выкладывала, когда в университет училась:) сейчас же с историей ничем не связана:)

Ольга Гесс   02.08.2018 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.