Прыжок гепарда

                Мунид Закиров





                Прыжок гепарда
      
                Рассказ


Осеннее солнце ласкало нежным теплом и ему казалось, что день принесёт удачу, перевернёт всё в его жизни. Рустам расстегнул верхнюю пуговицу косоворотки, сшитой по последней моде, как уверял Саркис портной,  сосед по их ферганскому дому. Лёгкий ветерок коснулся груди. Предчувствие редко обманывало его. Прежде чем что – то случалось – он это чувствовал наперёд. Правда, смутно, словно в далёком сне, тревога давала о себе знать, начинала его беспокоить. И точно: случались неприятности – то проезжающая мимо машина обдаст грязью его чистые брюки или только что купленный  ему новый халат. Братишка смеялся над ним _- Так тебе и надо, фасонщик. Его бесило, что старший брат, как девчонка, столько внимания уделяет своей одежде, крутится частенько у зеркала. «Фасонщик»…  Просто он любит чистоту и опрятность. Что тут смешного? Но, иногда на него  нападала беспричинная радость, улыбка блуждала по его лицу.-  К чему бы это?- думал он, проходя мимо калитки Саиды и в тайне надеясь увидеть её.  И  мечта сбывалась.
 Он уезжал, не попрощавшись, и это его расстраивало донельзя. Чёрные, блестящие, радостные с хитринкой глаза  Саиды показались в расщелинах забора. Но она не проронила, ни слова. И он молчал. И пока шёл вдоль её забора, девушка то показывалась, то исчезала, словно шла вместе с ним, только по ту сторону дувала. Она тихо и весело смеялась, и когда он удалялся всё дальше и дальше, её сладкий голосок долго звенел в ушах. Он оглядывался и видел, как её головка тут же пряталась. А перед ним горели, светились её глаза. Её глаза… Её извилистые брови, чуть подкрашенные усмой. Её улыбка с мягкими еле заметными ямочками на щеках.
   « Когда её кумиром изберу, за родинку одну отдам я и Самарканд и Бухару « невольно вспомнил он своего любимого поэта Хафиза. Вот уж он мог сказать, припечатать так навсегда.  Когда полководец Тимур взял Шираз, он велел разыскать великого поэта. Найдя его в жалкой лачуге, эмир с возмущением спросил:- Как  смеешь ты отдавать мою столицу и лучший город земли, за какую- то родинку красавицы?
   - От щедрости своей,- ответил поэт. Вот, поэтому и живу теперь в лачуге.
Боже мой, где теперь моя Саида? Вспоминает ли она обо мне? Когда теперь увидимся?
 Под стук вагонных колёс поезда думалось особенно хорошо , мысли как бы двигались в ритме движения.
 _-  Почему только они перескакивают изменяя его настроение ,- думал Рустам, глядя в окно, за которым мелькали деревья, сады, поля, дома. Дом… Он любил его. Особенно ему нравилось лежать на любимой курпаче, расстеляной на изразцовой деревянной тахте под тенью густых листьев виноградника и гонять мысли одну к другой. – Это точно болезнь,- думал он. – А зовут её лень!- говорил отец. Вставай, займись чем – нибудь полезным, растряси свой жир! Ишь. Обломов нашёлся. Иди полей огород, цветы или на худой конец почисти курятник.
Интересно, что меня ждёт в Ташкенте,- уткнувшись в оконное стекло вагона, думал Рустам. Смогу ли я поступить в университет? Особенно на восточный факультет хочется. Изучать языки, читать первоисточники. Вот, например, смогу ли я осилить, скажем, китайский или урду? А японский? Нет… Как можно выучить иероглифы или как писать или рисовать их? Подумать только какой язык – пять или шесть тысяч каракулей, а может и больше. Нет, не потяну, нужно хотя бы себе признаться. А может поступить на отделение русской филологии? Русский язык самый трудный. А в школе у него была твёрдая четвёрка,  Раиса Александровна - его учительница   хвалила. Говорила - надо развивать способности, больше читать, особенно классику.
  Поезд прибыл в Ташкент точно по расписанию. Было раннее утро, но уже чувствовалось приближение жары. Рустам направился к остановке трамвая, чтобы ехать на Чакар - здесь жила его тётушка.
 На остановке его разглядывал молодой человек, обходил его сзади, приближался и снова удалялся. Трамвай всё не шел.
 - Здравствуйте, тахсыр.- внезапно подошёл к нему этот мальчишка в сандалиях на босу ногу и в пикейной серого цвета рубашке.
 - Если вы не очень торопитесь, то для вас будет  интересное предложение. Об этом мечтают сотни, тысячи парней, но счастье, видимо , выпало на вашу долю.
 - Раз так, то почему вы себе не сделаете это предложение,- улыбнулся Рустам. Мальчишка зашагал рядом:- Видите ли , я бы с удовольствием взялся, я мечтаю об этом с рождения, но я не подхожу.
 - А я , значит подхожу?
 - Это не мне решать. Я бы взял не задумываясь. Посудите сами: - красивый, молодой джигит, мужественное лицо, крепкое телосложение. На Жарова не тяните, но что – ото Льва  Свердлина, у вас есть.
 - Это кто такие?
 -= Вы что кино не смотрите? Глядя на вас, не скажешь, что вы кишлачный,- тараторил молодой человек. Вон и фетровая шляпа выдаёт в вас интеллигента. А по говору толи андижанец, толи ферганец.  Отгадал?
- Да, из Ферганы я . - Собственно куда мы идём, заинтересованно произнёс Рустам.
 - Извините, что не представился. Домло говорит всегда – сначала нужно назвать себя и уже потом что- либо спрашивать. Паренёк взял под козырёк: - Искандер Хасанов , помощник режиссёра.
 А идём мы на Шайхантаур на кинофабрику « Шарк тонги». В Ташкенте все знают, что в старой мечети теперь снимают фильмы. Смотрите вот мы уже и пришли. « Узбеккино» киностудия « Шарк тонги» увидел Рустам солидную доску под стеклом, привинченную к кирпичной кладке у ворот мечети. Перед входом в здание толпились молодые люди, о чём – то оживлённо спорили. Искандера здесь все знали. Каждый неприменул пожать ему руку, справиться о здоровье, напомнить о себе.
 - Это со мной , кивнул на Рустама Искандер, проходя через проходную и пожимая руку вахтёру.
В конце длинного коридора остановились у двери с надписью « Режиссёр – постановщик Юлдаш Караматов» - успел прочесть Рустам и дверь распахнулась – Проходите ,- пригласил Искандер. Комната была довольно просторной. В середине буквой Т разместились дубовые столы. В комнате никого не было. – Вы посидите тут, а я позову режиссёра. Рустам огляделся. На стенах  были развешаны картины, бесчисленные фотографии, какие –то машинописные листы. На столе чайник и пиала. В шкафах вдоль одной из стен книги, рулоны бумаги, папки, фотографии.
 Он так просидел довольно долго, а может ему показалось. Хотел было стать и уйти. Он и сам не понимал, почему сидит, чего ждёт, но любопытство все, же брало верх и не отпускало его со стула.
 Открылась дверь и в комнату вошёл человек в тёмном костюме при галстуке и в тюбетейке на голове.
 - Ну, посмотрим, кого на этот раз привёл Искандер Зулькарнай, улыбнулся режиссёр. – Показывай своего пленника. Рустам, смущённый, под острым взглядом хозяина кабинета, привстал с места.
 _ Караматов,- представился режиссёр и , улыбаясь добавил:-  Искандер, по своему обыкновению и не объяснил, наверное, куда он вас привёл. Рустам кивнул:- Я то понял , что на киностудию, а вот зачем, не догадываюсь.
 - и не надо. Лучше не знать, чем потом расстраиваться. Караматов обошёл Рустама, словно разглядывал дорогой товар, который хотел приобрести. Уловив смущение Рустама, положил ему руку на плечо:- Видите ли, мой друг, мы тут задумали снять очень интересную , на наш взгляд приключенческую картину. А вот актёров на роли ещё не утвердили. Ищем. На этот раз Искандер, кажется, попал в точку. Впрочем, экран покажет. А сейчас нужно сделать фотопробу.
 Искандер весь светился от радости и от нетерпения бил копытами.
 - Однако, простите мою бесцеремонность – тоже издержки профессии. Я не спросил у вас, согласны ли вы  попробоваться на одну из главных ролей?
 - Видите ли,- начал  недоумевающий  Рустам, ведь я не знаю, что нужно делать. Я же не актёр. Боюсь, я не справлюсь и только отниму у вас время.
  Искандер принёс чайник – когда он только успел,- подумал , принимая пиалу, протянутую режиссёром.
 У Караматова располагающая манера говорить и слушать. Он внимательно воспринимал сбивчивый рассказ Рустама, изредка, прищуриваясь, разглядывал его. А тот говорил и говорил, перескакивая со школы на поездку сюда в Ташкент с целью поступить в университет, о встрече с Искандером, о своём предчувствии, и ещё Бог знает о чём. Умолчал, разве что, о Саиде.
 Фото павильон был занят. Шла съёмка. На стуле перед камерой сидел молодой актёр. Фотограф поправлял осветительные приборы, а девушка гримёр крутилась вокруг актёра и кисточкой толи смахивала, толи наносила пудру и поправляла причёску. Актёр показался ему знакомым, только название фильма не мог вспомнить, а вот фамилию знал точно – это был Ульмас Алиходжаев звезда узбекского кино, любимец зрителей, особенно девушек.
 Наконец и Рустам оказался перед фотографом. Гримёр приступила к своему художеству, наносила на его лицо пудру, потом ещё что- то добавляла, макая губкой себе в руку, словно на мольберт и всё это переносила на его щёки. А фотограф, тем временем, включал осветительные приборы, переносил их с места на место и был чем- то недоволен.
 - Может не стоит?- робко спросил Рустам.
 - Я на работе,- коротко бросил фотограф. И потом добавил,-  у вас своеобразное лицо, ну никак не вяжется с героическим обликом, описанном в киносценарии. Вам бы играть комические роли, разнохарактерные. А впрочем, чем черт не шутит, продолжим работу. И он вновь стал двигать приборы, искал точки съёмки, ракурсы, то поднимал, то опускал фотоаппарат и что-то бурчал себе под нос.
 А теперь внимание, снимаю! И защёлкал затвором фотоаппарата.
  Когда  сдали костюмы того времени, что примеряли на Рустама и вышли из костюмерной, туда направился красивый молодой человек. – Это Туган Реджеметов!- пояснил Искандер. Вот увидите,- он будет настоящей звездой узбекского кино. Интуиция меня никогда не подводит. А пока желаю удачи, я вас найду, как только будут готовы фотографии. Уверен, впереди вас ждут кинопробы. Он пожал Рустаму руку и побежал вдоль коридора.

- Боже мой!  Сколько лет прошло с тех пор, и в  каких только фильмах он не снимался, и сам был постановщиком многочисленных картин, сколько было торжественных премьер и фестивальных показов. Он посмотрел на седые волосы сидевшей рядом с ним его Саиды и подумал : этот показ на новом кинофестивале последний. Уже нет никаких сил. И словно отгадав  его мысли, Саида наклонилась к нему и прошептала:- А Любимову уже девяносто шесть лет, и он ставит грандиозную оперу в Большом Театре. Так что не боись! Тебе ещё нет семидесяти пяти! Она ещё хотела что – то добавить , но тут подошел к ним молодой человек и представившись журналистом из киножурнала, попросил разрешения задать несколько вопросов.
 - В чём вы видите общие недостатки наших узбекских фильмов? Рустам  улыбнулся: Ну, это не праздничный вопрос! А, впрочем, этот вопрос и меня волнует. На мой взгляд, у многих десятков современных фильмов одна похожесть на другую. Свадьбы, женихи и невесты, грозный отец и добрая мать, болтливые соседи, свахи и гости, бесконца только здоровывающиеся, и обязательно шикарная машина , аварии, больницы и счастливые выздоровления или наоборот трагическая боль. Никаких действий, событий, не раскрываются характеры героев, отсутствие динамично развивающегося сюжета. Да, вот забыл - изобилие айфонов и айпетов.
 Одним словом, - говорящие на экране головы и все на одно лицо.
  - И ещё один вопрос: - Расскажите о вашем новом фильме.
- Попробую, хотя это неблагодарная задача. Мой герой выигрывает Грин карту и отправляется в Америку в поисках богатства и счастья. В одном из городов он устраивается работать заправщиком автомобилей на бензоколонке. Работает он только по ночам, поскольку сами американцы стараются работать в дневное время, предоставляя мигрантам - гостарбайтерам зарабатывать в тёмное время суток.
 И вот однажды двое подъехавших почти под утро клиентов, заправив свой автомобиль, но, не расплатившись, ударом бейсбольной битой по голове нашего героя, заталкивают его в багажник и, проехав двести или триста километров, выбрасывают его из машины  и мгновенно скрываются.
 
 Впрочем, что – то я разболтался, вы сейчас всё это увидите на экране в моём фильме, осталось ждать не долго.
 И действительно на сцене перед экраном появились представители кинофорума и объявили о премьере фильма.

 Саида взяла руку Рустама и крепко зажала его ладонь, как бы говоря, чтобы он не волновался. Но он- то знал, что так она успокаивала не его, а себя. Он взглянул на неё, на её седеющие волосы и почувствовал  слегка дрожащую её до боли знакомую нежную руку. Саида тоже взглянула него и боднула головой: - мол, не боись!
 И тут погас свет и на экране появился гепард. Он готовился к прыжку. Саида ещё  раз посмотрела на Рустама. Когда на экране пошли титры его фильма, на её глазах засверкали огоньки слезинок.





                Закиров Мунид Ахмедович  =- ел. 2338845


Рецензии