Фрагмент 25

5.12.04
Бердяевское «Самопознание» - одно из самых удивительных психолого-философских сочинений. Уникальная психолого-философская  автобиография. Насыщенность проблематикой философского, психоаналитического, этноэкологического и т.д. плана просто потрясает. Сколько граней и проблем философской антропологии, социальной философии, культурологии, теологии и ,одновременно, удивительное ощущение художественного, литературного произведения, насыщенного эмоциональностью, простотой изложения и глубиной проникновения в человеческое (хотя он часто заявляет о божественном и теологическом).
Думаю, что Н.Бердяев, один из самых глубоких, проникновенных  философов (уж не знаю: христианских, экзистенциалистских или интуитивистских, мистических или  персоналистических) 20 века. И глубина его философских проникновений очень слабо оценена как философским обществом (российским, зарубежным), так и в целом мировой культурной элитой.
6.12.04
Когда начинаешь задумываться о надежности человеческого существования и устойчивости человеческого бытия, поражает эфемерность, зыбкость нашей укоренённости в бытии, в реальности. Миллионы возможностей случайно или произвольно могут прервать это существование и мир «Я» в любой момент. Отсюда, «помни о смерти». Наверное, экзистенциализм и более древние философии и учения много раз осмысливали эту проблему и многократно её объясняли, но я всего этого не знаю и не помню. Я говорю о собственной рефлексии, посещающей сознание, как интуиции извне (из глубины души или из других миров). И этот факт зыбкости человеческого бытия, удивляет меня более, чем звездное небо над головой и путанные (смутные) правильные законы внутри нас.
10.12.04
«Жить вдохновенно!» Смысл широко известной фразы доступен совсем немногим. А может ли все человеческое общество жить вдохновенно?
11.12.04
Главная причина моей поверхностности и дилетантности в познании – это бессистемность, хаотичность занятий и жалкое количество времени, которое я выделяю для процесса серьезного познания. Обычно довлеет суета.
19.12.04
Дифференциация и анализ негативных эмоций говорят о том, что они стали избыточны у современного человека. Социальные отношения развивают среду негативных эмоций параллельно со степенью возрастания зависимости каждой особи (индивидуума) от общества, от окружающей социальной среды. Общество (и государство) всегда требуют от индивида больше, чем ему предлагают (в большинстве случаев). Возникает социально-обусловленное неравновесие повседневного, ежеминутного бытия индивидуума, которое он пытается компенсировать любыми путями. Чаще всего не самыми удачными и не самыми безвредными. Потому, если индивид не адаптируется к императивным требованиям общества и государства, он может превращаться либо в изгоя, либо в жертву, либо в неудачника. Если у него большой психоэнергетический потенциал, агрессивность и воля - индивидуум превращается либо в преступника, либо в революционера. У второго есть иногда шансы встать над обществом и диктовать ему свою волю. Недолговременно. Исключения – Сталин, Мао.
29.12.04
Философия – как истинное богопослушание.  Философствую, потому что так велит Бог… (Сократ?).
Интуитивное проникновение в божественное откровение.
Смысл и проявление моего духа в философствовании. Философствование – это не голое рассуждение ради имитации диалогического мыслительного процесса. Это поиск сокровения мысли, исследование, угадывание, её божественной и космической природы, скрытой семантики её бытия и её миропроявления…
Служение Богу и служение мысли – не одно ли и тоже? Мысль есть Бог, открывающий себя в актах фрагментального проявления мира (?!), в актах обнажения фрагментов смысла или фрагментов мироздания (?!).
29.12.04
Иногда я не вижу особого смысла в философии для дела жизни. Дело жизни вполне может довольствоваться простым прагматическим знанием, и, даже, в такой простоте жизнь может быть прожита гораздо успешнее и удачнее. А философия – нечто избыточное, как искусство, живопись, музыка, поэзия. Кто-то делает её ремеслом, призванием. Погружается в неё без остатка, пребывая в стихии философствующей мысли, как поэт в своих лирических образах и мирах.
Философия – мир грез и фантазий, не озабоченного животным или социальным выживанием человека. В философии не возможен прогресс, последовательное развитие и обретение абсолютных истин. Философия – это искусство, вера и словесное миротворчество, плодящее бесчисленные смыслы и определения во имя самой себя, или точнее, во имя собственного удовольствия творить смыслы, понятия и другие абстрактно-словестные конструкции.
Ремесленники и посвященные (жрецы от философии), усердствующие в иллюзии обладания особым, тайным знанием – это те же верующие. Только суть веры - в создании нескончаемых словестно-понятийных высказываний с помощью напряжения специально обученного и натренированного интеллекта. Причастность к знанию и обладание истиной – это тоже, что причастность к божественному откровению. И то и другое создается изнутри, игрой душевных и психофизиологических способностей. А дух – это крайняя степень возбуждения мысле-чувств, идущая, опять же изнутри, и в максимум внутренних опиатов. Оттого мы бываем «счастливы в духе», устремлены к нему и дорожим духовными состояниями (проявлениями).
1.01.05
Жизнь большинства людей похожа на бессмысленную траекторию выстрелов в новогоднюю ночь. Когда я смотрю на эту картину бессмысленной пальбы, я понимаю, что человечеству ничего не стоит взорвать всю планету и уничтожить на ней жизнь.
2.01.05
Так, когда же по-настоящему начнется постижение мира и бытия? Или пока настраивали инструменты – публика разбежалась, и удивительный концерт не  состоялся.? Или по классической схеме: утром узнать истину, а к вечеру - умереть…?!
Почему ни одна идея, ни одна теория, ни одна вера не могут овладеть моим существом и моим сознанием сполна? Почему всегда сомнение и неуверенная вероятность утверждения? Почему не рождается своих оригинальных конструкций и ли хотя бы оригинальных идей?
Да, есть тяга к учению возможности ноосферы, как единого организма человечества , устроенного на разумных, гуманных началах. Есть вера в общее дело, которая доступна лишь (пока?!) жалкому проценту людей. Есть мечты о справедливости и взаимопонимании, о познании и любви… Но что в этом оригинального?..
А может, оригинальное – это просто случайное, частное, эфемерное и не надо его искать, гнаться за ним и изобретать? Может достаточно того, что есть пока, что составляет ткань и дух моего бытия?
12.01.05
Философия близка к поэзии сохранением неповторимой индивидуальности.
Но, быть может, и математические выводы и логические конструкции также хранят индивидуальность, но это редко кто может уловить?!
Мне кажется, что в Сибири быть философом сложнее, чем в Индии и Китае, или в Древней Греции. Впрочем, везде хватает сложностей и неудачностей – и все это выливается в судьбу. А судьба – это зигзагоразнообразная траектория жизненного пути индивидуума, этноса и общества (страны). Индивидуальная история возможно менее субъективна и более достоверна, чем всеобщая.
13.01.05
Смысл бытия и нишу в семантическом пространстве универсума каждый мыслящий выбирает произвольно.
14.01.05
Магия великого человека: слова бывают пусты, но современники находят в них особое значение. Потомки усиленно подражают и тоже ищут в тех словах необыкновенное. А на самом деле, там иногда утерян смысл или его вообще не было.
15.01.05
Иногда мы успеваем. И это провидение. А если нет, то это закономерность. В философии есть бесконечность.
Через 150 лет приходит время сверхчеловека Ницше – то ли киборга, то ли киношного Шварцнеггера. Но первый, похоже, больше, у него легче запрограммировать отрицание морали.. Но какую мораль отрицал или обновлял Ницше?
Мне кажется, он просто выражал свое интуитивное предчувствие жестокости двух грядущих веков и свою нереализованную и недоиспытанную любовь. В нем много чувственности. Просто бездна оголенных чувств. Они захватывают его вместе с болью и, отсюда, выплеск текста, полного афористичности и чувственности. Так мне показалось в данный момент.
17.01.05
Может, сознание – это болезнь, имеющая вирусную природу и передающаяся генетически?! Вирус внедряется в ЦНС человека и начинается инфекционный процесс, приводящий к появлению сознания. Может быть, тексты, информация – это способы бытия древней космической цивилизации, существующей в виде семантического поля?!
22.01.05
Когда-то мы научимся восстанавливать давно сгоревшие рукописи и книги.
23.01.05
Как проходят границы бытия? Ведь «бытие-небытие» совсем не сопровождается дихотомией «жизнь-смерть».
Когда мы живем в мире бессознательно, рефлексивно, синкретично – это не бытие?! А когда в коме? А когда потеря памяти?
Когда я пребываю в фазе истощения жизненных сил, могу ли я сохранить ту концепцию миростроения и миропонимания, которую сконструировал, будучи в фазе «жизненного порыва» или «избытка жизненной энергии»? Если нет, то тогда концепции и теории, порождаемые отдельным автором должны иметь индивидуальный (неповторимый) путь эволюции и тогда каждая теория имеет свой жизненный (на биологическом субстрате) эволюционный путь. И тогда развитие этой теории другим автором, это уже искажение, инородное влияние, экспансия другой «жизненной силы», ассимилирующей и трансформирующей прежнюю теорию часто до неузнаваемости, и вкладывающей в прежнюю теорию свои, иные смысла, основанные на иной «жизненной силе», на ином психоэнергетическом носителе.
Тогда каждую школу (научную, философскую, идеологическую), каждую парадигму нужно подвергать тончайшему анализу, потому что у каждого отдельного автора будет много больше своего особенного, чем у всех общего. И тогда, «философия жизни», куда «затолкали» столь разных по взглядам, мировоззрению и наличию «жизненной силы» философов, будет собранием оригинальных «философий жизни», имеющих так мало общего, но дающих новый колоссальный потенциал оригинальных интерпретаций столь различных теорий, искусственно согнанных в один условный концлагерь, где на всех надели одинаковые полосатые черно-серые робы и каждому присвоили отдельный инвентарный номер. И в этом концлагере их объединяет единая колючая проволока по периметру и одинаковые черно-серые робы. Но здесь нет свободы, нет духовного, нет неповторимых личностей.
Если духовное противоположно витальному и отрицает его, может быть, духовное - это способ бытия после смерти, т.е. семантическое существование в виде интерпретаций идей и мыслей, отсутствующего в витальном мире автора другими носителями духовного, интеллектуального, еще живущими в витальном субстрате, в витальном организме (заключенными в витальную оболочку и пока еще не успевшими из неё освободится и только временно пребывающими в духовном состоянии, когда им удается абстрагироваться от прямого воздействия и доминирования витального). Опять же, витальное это может быть энергетический источник для творчества духовного. Ведь идеально духовное, лишенное витального субстрата уже не творит (по крайне мере мы не  знаем таких примеров).
24.01.05
 «Критика чистого разума» - очень (удивительно) мутное произведение. И более двухсот лет философская традиция довлеет над умами сотен и тысяч неглупых мужиков (лучших в интеллектуальном отношении представителей Homo sapiens).
28.01.05
Чем больше я размышляю о государстве и праве (особенно в современной России), тем более я становлюсь поклонником теории анархизма.
1.02.05
Насколько люди сумели извратить естественные природные установления (законы) в результате своей общественной эволюции (социальной истории)?


Рецензии