Цинизм, хамство, сквернословие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цинизм — что это такое?
Циник валит в одну кучу добро и зло
Цинизм несовместим с благородством
Ф.Ницше - циник из циников
«Деньги не пахнут»
Циники в СМИ
Чемпионы цинизма в СМИ
Цинизм на телеканале МузТВ
Отсутствие или недостаток нравственного чутья (Ксения Собчак)
Кризис на Украине и цинизм миллиардера Уоррена Баффетта
Цинизм и ханжество — полюсы-крайности морального поведения
Хамство
Сквернословие, а тем более мат, — вид хамства, моральной распущенности
Пропаганда анормального, в частности грубости и хамства, в современном обществе
Из письма студенту
Сквернословие, мат — проявление неуважения к человеку. Из письма


ЦИНИЗМ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

     ЦИНИЗМ — ДЕМОНСТРАТИВНО ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, К ЕГО ДУХОВНЫМ И, В ОСОБЕННОСТИ, НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ЦИНИЗМ — ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕУВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ (ДРУГИМ).

     Цинизм — это своеобразный нравственный вандализм.

     Справка:
     Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Циникъ — Цинизмъ. Циническій (иноск.) безстыдникъ — безстыдство, безстыдный.
Ср. Въ самыхъ растленныхъ обществахъ имеется своего рода стыдливость; и самый великій, самый несомннный подлецъ никогда еще не доходилъ до такого цинизма, чтобъ всенародно признавать себя за подлеца и гордиться этимъ званіемъ. Салтыковъ. Сатиры въ прозе. Клевета.
Ср. Онъ находилъ какое-то удовольствіе въ своей наглости, въ этомъ нахальстве, въ этомъ цинизм;, съ которымъ онъ срывалъ, наконецъ, передо мной свою маску... Достоевскій. Униж. и оскорбленные. 3, 10.
Ср. Вы ясно хотите показать мн;, что даже не удостоиваете постыдиться меня, выставляясь въ такомъ нравственномъ цинизме. Тамъ же.
Ср. Онъ всехъ смешилъ... то удивительно высморкается, то въ дортуар; изобразитъ изъ себя какую-нибудь циническую живую картину... Достоевскій. Бесы. 2, 4, 3.

Ср. киникос (кинус — собака) — циническій — безстыдный какъ собака.
Циникомъ первоначально назывался принадлежащій къ философской школе Антисфена (380 до Р. Х.), стремившейся къ простоте жизни, но въ преувеличиваніи, дошедшей до пол-наго пренебреженія приличіями, — до безстыдства.

Синонимы: бесстыдник, бесстыжие глаза, из молодых да ранний, киник,наглец, нахал, охальник, собака, срамник

ЦИНИК ВАЛИТ В ОДНУ КУЧУ ДОБРО И ЗЛО

Циник, образно говоря, валит в одну кучу добро и зло, хорошее и плохое, т. е. доброе, хорошее представляет как злое, плохое, а злое, плохое представляет как доброе, хорошее. Смешивать добро и зло, хорошее и плохое — свойство, мягко говоря, не очень умного человека. Напротив, мудрость в том, чтобы, как говорил Сократ, различать добро и зло.

Примеры циничных высказываний, в которых добро и зло меняются местами

Есть такое высказывание Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” — так она сказала в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь . Она обернула понятия.

Ф.Ницше: «Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра» .

Поэт В. В. Маяковский как-то сказал: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Чудовищный смысл этого высказывания как раз следует из его парадоксальности. Практически все люди любят детей. Это дано им природой. И видеть, как умирают дети, совершенно невыносимо для всякого мало-мальски нормального человека. Маяковский перевернул отношение: он любит как раз то, что по всем нормам жизни должен ненавидеть. Внешне это выглядит как полуневинная шутка, эпатаж, поза, вызов, плевок, нонконформизм, наконец. А по сути подлое, циничное, аморальное высказывание.

По цинизму я могу сравнить его только с поступком испанского художника Сальвадора Дали. На одной из своих картин этот художник сделал надпись: «Иногда ради удовольствия я плюю на портрет своей матери». Узнав о выходке сына, отец проклял его.
А вот еще пример: тот же Сальвадор Дали как то заявил: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Он сознает, что пишет дребедень на потребу богатым кретинам, т. е. сам он крайне низко оценивает свою продукцию, но продолжает ее выпускать, поскольку она пользуется спросом у богатых кретинов. С.Дали не уважает ни себя, ни людей, покупающих его картины, и открыто об этом говорит. Это ли не цинизм?!

ЦИНИЗМ НЕСОВМЕСТИМ С БЛАГОРОДСТВОМ

                Циник — это людская сова, бодрствующая в потемках и
                слепая на свету, охочая до падали и пренебрегающая
                благородной дичью.         
                Г.У. Бичер

Дополнительный штрих к оценке цинизма, циничного поведения дает его сопоставление с благородством. Цинизм несовместим с благородством. Это ощущается на интуитивном уровне. Тот, кто склонен к циничному поведению, — не может быть благородным человеком по определению.

Ведь что такое благородство? Это — высокая степень самоуважения, сочетающаяся с такой же высокой степенью уважения других, всех людей, развитое чувство человеческого достоинства, достоинства себя и других. Благородство — великодушие к поверженным, сочувствие к слабым, униженным и оскорбленным.

С точки зрения культуры поведения благородство — деликатность и такт в отношениях с другими людьми.

Благородный человек — не просто порядочный, а высокопорядочный, высоконравственный человек, с развитым умом, совестью и честью. Он органически не способен совершать злые поступки, злорадствовать, быть циничным.

Противоположность благородства — низость. Низкий человек способен на всякую гадость и подлость.
Низость — альтер эго цинизма. Можно даже сказать так: цинизм — умеренная форма низости. Низость — крайняя форма цинизма.

Ф.НИЦШЕ — ЦИНИК ИЗ ЦИНИКОВ

Ф. Ницше: «Мораль — это важничанье человека перед природой». Этот с позволения сказать «афоризм» Ницше я услышал по радио перед информационной программой «Вести» в рубрике «Полное собрание откровений Радио России». Что можно на это сказать? Опасное заблуждение философа повторяется другими людьми, распространяется как вирусная инфекция, как зараза. Вдумайтесь в эти слова Ницше. Если мораль — важничанье, то, следовательно, долой мораль! Совесть, добро, честь, долг — всё это важничанье человека перед природой, т. е. нечто недостойное, от чего надо избавиться.

Ф. Ницше породил традицию глумления над человеческой моралью. И до него были циники, но он превзошел всех, стал циником из циников. Десятки, сотни философов, писателей, деятелей театра, кино, художников, политических деятелей вслед за Ницше стали откровенно издеваться над фундаментальными человеческими ценностями (человечностью, гуманизмом, добром, совестью, милосердием…).

А вот что он писал о совести: "Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счет молчание". (Т. 1. С. 722, "Злая мудрость", 10). Или: "Угрызение совести — такая же глупость, как попытка собаки разгрызть камень" (Там же. С. 817, "Странник и его тень", 38).

Презрительно-пренебрежительное Ф. Ницше отношение к женщине

"Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" Это не случайно оброненная фраза. Она произнесена в таком контексте:
"А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее!
Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина".
Дай мне, женщина, твою маленькую истину! — сказал я. И так говорила старушка:
"Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" —
Так говорил Заратустра.".

Это — фрагмент главного труда Ницше ("Так говорил Заратустра"). А посмотрите, какое название главки: "О старых и молодых бабенках". Ницше не стесняется в выражениях. Он груб, развязен, циничен. Цинизм его вдвойне усиливается тем, что эти уничижительные для женщины слова он вкладывает в уста женщины же!

 «ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ»

Выражение «деньги не пахнут» — циничная констатация того, что содержит-допускает в неявном виде поговорка «цель оправдывает средства».
В самом деле, что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест [1]. Выражение «деньги не пахнут» означает, что неважно, каким путем добыты деньги. Важен результат, а средства могут быть любые. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.
___________________
[1] «Тит (сын императора Веспасиана – Л.Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» — Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.

ЦИНИКИ В СМИ

Чемпионы цинизма в СМИ

1. Доренко Сергей
2. Ганапольский Матвей
3. Гордон Александр

Эти люди, во-первых, не стесняются эпатировать аудиторию грубыми словами и выражениями вплоть до сквернословия. Употребляют, например, слово-паразит «блин», являющееся эвфемизмом матерного слова. Постоянно употребляют выражения, которые можно квалифицировать как анальное сквернословие. По этой части Сергей Доренко чемпион чемпионов.

Во-вторых, они очень часто оценивают действия и поведение других людей, политических и общественных деятелей так, как это делают пошляки, мещане, недалекие люди, т.е. видят в них только дурные, корыстные или эгоистические мотивы. Здесь вспоминается фраза Гегеля: «Для камердинера не существует героев, но не потому, что последние — не герои, а потому, что первый — камердинер» (Гегель. Философия истории).

Для циника не существует порядочных людей, но не потому, что последние — непорядочные, а потому, что первый — циник.
Вспоминается еще шекспировская фраза:

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

Ганапольский М.Ю. заявил в программе ПРАВ?ДА! на телеканале ОТР (12.12.13. около 9-и утра), что Янукович В.Ф. всем торгует, всё продает и  всех ПРЕДАЕТ. Это по поводу того, что президент Украины вынужден маневрировать-лавировать в ситуации политического раздрая, обострения противоборства пророссийских и антироссийских сил на Украине и, шире, в ситуации перетягивания украинского каната между Россией и Западом (Евросоюзом-США).

Совсем недавно Ганапольский издал книгу с эпатирующим названием: «Улыбайлики. Жизнеутверждающая книга прожженного  циника». Он не стесняется изображать себя циником и не просто циником, а прожженным циником (???). В аннотации к книге написано: «И как только такой циник как Ганапольский мог написать такую жизнеутверждающую книгу?».

Ну да, кто-то скажет: чего я цепляюсь?! Ведь это всего-навсего самоирония. Не самооговор, а самоирония! Я согласился бы с таким подходом, но дело в том, что с цинизмом шутки плохи. Он никак не может быть нейтральным в моральном смысле. Цинизм в общепринятом значении — демонстративное пренебрежение культурно-нравственными нормами и через это — демонстративное проявление неуважительного отношения к человеку, к людям. Например, циник способен оскорбить слух людей грубыми и скверными словами вплоть до мата. Я неоднократно в радиопередачах «Эхо Москвы» слышал от Ганапольского подобные слова, что вынуждало меня выключать радио. Через это сквернословие Ганапольского всё остальное, что исходит от него, обесценивается и даже приобретает характер отторгаемого. Куда смотрит главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов? Или он сам такой? Я уже как-то (6 лет назад) посылал письмо Венедиктову по поводу сквернословия Ганапольского. Он мне не ответил, Ганапольский продолжает сквернословить и даже похваляется тем, что он — прожженный циник.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Ганапольский не одинок в демонстрировании цинизма, так сказать, в квадрате.  Такое демонстрирование стало чуть ли не правилом "хорошего тона" в определенных кругах. Небезызвестный театральный режиссер Константин Богомолов заявил совсем недавно: «Я всегда был таким циничным и злым, как обо мне говорят». Это он сказал в интервью "Московским новостям" о премьере «Идеального мужа» в Московском художественном театре, подборе актеров и методах работы. Эта постановка пьесы О.Уайльда мерзопакостная, как и всё, что делал Константин Богомолов в последнее время.
Еще можно упомянуть режиссера Кирилла Серебренникова. Как-то на телеканале "Культура", кажется в "Линии жизни", он буквально взахлеб, с блеском в глазах рассказывал о том, как хорошо, круто материться и как это подходит русскому человеку).

Александр Гордон, соведущий в программе «Они и мы» на Первом телеканале (декабрь 2013 г.), постоянно говорит в духе сентенции «все женщины дуры или стервы». Находящиеся в телестудии дамы постоянно указывают ему на то, что он плохо думает о женщинах. А с него как с гуся вода. Проходит время и опять начинает плохо говорить о женщинах. Привык так думать. А привычка — вторая натура! Скажут, где тут цинизм? А цинизм Гордона в том, что он не стесняется говорить пренебрежительно о женщинах… в присутствии женщин (не только находящихся в телестудии, а миллионов телезрительниц)! Это и есть цинизм, демонстративное проявление неуважительного отношения к людям.

ЦИНИЗМ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ МузТВ
(текст написан в 2004-2006 г.г.)

Наши телеканалы прямо-таки соревнуются в аморализме. На телеканале МузТВ появился «достойный» преемник игровой программы НТВ «Алчность» — игровая программа «Деньги не пахнут». Один телеканал увидел в алчности положительное содержание, другой пошел еще дальше: цинизм сделал знаменем и паролем своей игровой программы. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.

И дело не только в пропаганде циничного тезиса. Телеведущий Роман Транхтенберг позволяет себе в открытом эфире грубость и хамство. Никто при этом не дает ему отпор. 24 апреля 2004 г.  в шестом часу утра в игре «Золушкина жадность» (кстати: обратите внимание на название игры; где это создатели игры увидели у Золушки жадность?!) телеведущий заявил, что горох не употребляет, так как «от него я п…ю». Сказанное им слово является грубым и в приличном обществе не употребляется. Зрители МузТВ по умолчанию, по определению являются приличным обществом. Значит, телеведущий оскорбил слух миллионов людей. МузТВ — молодежный телеканал. На что он настраивает молодежь, чему он учит ее?! Грубости, хамству, цинизму?! Получается, так.

Я потом беседовал на эту тему со студентами на семинарских занятиях. Они, наверное, настолько привыкли к грубости и хамству на телевидении, к этому телевизионному издевательству над моралью, что ничего необычного не увидели и в телепрограмме в целом, и в конкретном поведении телеведущего Трахтенберга. Одни хихикали, другие пытались защитить Трахтенберга, третьи угрюмо молчали. Я практически не слышал слов в мою поддержку (это притом, что в целом студенты очень хорошо относятся ко мне). Насколько надо быть-стать толстокожими, нечувствительными к проблемам морали, чтобы так реагировать. И в самом деле, что другого можно ожидать от молодежи, если она постоянно, в изобилии видит на телевидении примеры дурного, аморального поведения. Что видишь, так и думаешь, так и делаешь.

С сожалением вынужден отметить: мне как педагогу приходится нелегко в борьбе с телевидением за души молодых людей.

Я привел здесь один пример цинизма в СМИ. Этих примеров можно приводить десятки, сотни, тысячи. Не могу не упомянуть здесь еще один вопиющий факт: 19 августа 2005 г. по радио «Свобода» в анонсе передачи о режиссере Виталии Манцеве настойчиво проводилась мысль, что, цитирую, «без цинизма не может быть документального кино»…  Определенная часть деятелей культуры, политиков, бизнесменов все чаще говорит о цинизме в положительном смысле.

Свежий пример: Александр Прошкин, режиссер-постановщик сериала «Доктор Живаго», в фильме о фильме «Доктор Живаго. Воплощение» (показанном по НТВ 12 мая 2006 г.), стараясь оправдать циничное поведение, отваживается даже дать положительное определение цинизму: «А что такое цинизм? — Рациональный поступок в определенных условиях». Комментарии, как говорится, излишни.

Сбивают людей с толку. Что морально, а что аморально? Если отрицательные нравственные понятия употребляются в положительном смысле, то тогда где грань между моральным и неморальным-аморальным? Ее, получается, нет. Всё относительно. Тогда зачем вообще деление на положительное нравственное и отрицательное нравственное, на хорошее и плохое?! И зачем вообще разговоры о морали, нравственности, порядочности и благородстве?!

Добавление 2.03.2004: Небезызвестный Андрей Бильжо выступил в программе по 1-му телеканалу (ОРТ), посвященной футболу, и в завершение сказал буквально следующее: «Я как психиатр говорю в адрес футболистов: пусть говорят что угодно, только побеждают» (в этой телепередаче обсуждалась проблема нецензурной брани и, в частности, мата во время игры). Что могу сказать, крыша поехала у господина Бильжо. Ведь он открыто поддержал одиозный лозунг «цель оправдывает средства». Оказывается, во имя, для-ради победы можно нарушать элементарные нормы приличия, человекоуважения. Фактически позицию А. Бильжо заняли и устроители этой телепередачи. Она была в записи и приведенные слова Бильжо завершали ее. Вот так: телевидение в лице 1-го телеканала пропагандирует бескультурье, цинизм, пренебрежение нормами морали.

ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОК НРАВСТВЕННОГО ЧУТЬЯ (Ксения Собчак)

Яркий пример отсутствия или недостатка нравственного чутья: комментарий Ксении Собчак в своем микроблоге. Она решила прокомментировать казанскую авикатастрофу, увидев в ней "хорошую новость":

"Есть только одно хорошее (если так вообще можно говорить) в новости о Казани. Сын президента республики летал на РЕЙСОВОМ самолете.....Rip"

Речь идет о самолете "Боинг 737-500" авиакомпании "Татарстан", который разбился 17 ноября (2013 г.) в казанском аэропорту. Он выполнял рейс "Москва-Казань". Среди 50 жертв авиакатастрофы был и старший сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов. Молодой человек возвращался из деловой поездки: а через месяц у Ирека и его супруги, француженки Антонии Гишар должен родиться малыш.

Конечно, нельзя сказать, что у Ксении Собчак совершенно отсутствует нравственное чутье. Но дефицит чутья явно ощущается.

К сожалению, Ксения Собчак не первый раз эпатирует общественность. Я как-то случайно включил телеканал ТНТ, шла программа «Дом-2». Дискутировали на тему семейных ценностей и роли женщины в современном мире. Молодой человек (кавказской наружности) говорил с пиететом о женщине-матери. Тут К.Собчак вставила слово, которое звучало примерно так: она против того, чтобы женщина была машиной для рождения. Вот так: мы фактически вымираем, а она на всю Россию произносит такие чудовищные слова. Нелепо видеть в женщине машину для рождения (да этого выражения и не было в выступлении молодого человека), но не менее нелепо утверждать, что «женщина – не машина для рождения» (в логике такое бывает, когда контрарные суждения одинаково ложны, вроде: «все люди врачи» — «ни один человек не врач»). К.Собчак намеренно сгустила краски, так сказать, оглупила, довела до абсурда позицию оппонента.

Нужно отметить для некоторого оправдания Ксении, что она в известном смысле — двойная жертва: советского воспитания и постмодернистского влияния, круто замешанного на имморализме.

Про советское воспитание хотелось бы сказать следующее… напомню один эпизод из известного советского фильма «Доживем до понедельника» (1968 г.): старшеклассница выбрала для сочинения тему «мое представление о счастье». И написала в сочинении такие слова:

«Если говорить о счастье, то искренно (…) Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей, потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек (в классе кто-то свистнул)… Да, двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким, старшие будут оберегать маленьких. Вот и будет в доме счастье».

Учительница осудила школьницу за это сочинение (что слишком разоткровенничалась) и предложила порвать его, написать сочинение на другую тему.
Старшеклассники с такими сочинениями (и добавлю: мыслями) были чуть ли не белыми воронами в Советском Союзе.

В СССР последовательно принижались ценности семьи, рода, деторождения, материнства, родительства. Вот, в конечном счете, и появились такие ненавистницы детей, рода — вроде Ксении Собчак.

В одном публичном выступлении она назвала своих родителей «предками»:
«Перед шестнадцатилетием позвонила мама. Сказала, что заказала ресторан для моих друзей, но их с папой, к сожалению, не будет. «Ты ведь не обидишься?» — спросила. Обидеться? Да это же просто какое-то невероятное везение!
Шестнадцатилетие без предков, я одна с друзьями в ресторане! Вот это да, вот это праздник! «Жалко, что вас не будет, — говорю. — Папе привет». Это «жалко» было одним из самых неискренних за всю мою жизнь». С сайта http://www.inpearls.ru/

Подумайте только: родители — предки, т.е. как бы давно умершие, плюсквамперфектум?! Даже дедушки и бабушки не являются еще предками. А в некоторых случаях прадедушки и прабабушки, если они живы. Я студентам своим разъясняю, что аморально называть так своих родителей. Ведь родители еще не умерли и не собираются на кладбище. Каково слышать из уст своего подросшего ребенка такое! А тут телеведущая, известная женщина, светская львица… Какой пример она подает молодежи?! Нравственное чутье у неё  почти на нуле.

Тут еще постмодернистская философия с ее цинизмом (имморализмом) и гедонизмом. Вполне в духе этой философии К.Собчак заявляет:

«Люди делятся на две категории: одни наслаждаются жизнью, а вторые смотрят на них. И завидуют». — Цинизм беспредельный и гедонизм глупый.

Это просто отпад, мышление на уровне дурно воспитанного подростка.

КРИЗИС НА УКРАИНЕ И ЦИНИЗМ МИЛЛИАРДЕРА УОРРЕНА БАФЕТТА

 Американский миллиардер Уоррен Баффетт заявил: кризис на Украине – хорошие новости для фондового рынка, время покупать акции. Эта фраза сотни раз воспроизводится на телеканале РБК в виде бегущей строки (4-5 марта).

 Вдумайтесь только: на Украине беда, кровь, слезы, кризис, хаос, угроза войны, а для Уоррена Баффетта это хорошая новость, время покупать акции. Как говорится "деньги не пахнут". Самый настоящий цинизм! Ну как же, подвалило, на горе людей нажиться можно. Какая-то мародерская философия. Миллиардер, конечно, не подумал, какой чудовищный смысл заключается в его словах. Настолько он закоснел в своем аморализме.

 Но еще больше меня возмущает поведение работников телеканала РБК. Их цинизм двойной. Один мерзавец сказал чудовищную по своему цинизму вещь, а другие вбивают в головы миллионов людей эти мерзкие слова бегущей строкой. Чему они учат людей, аморализму?
 _______________________________

 КОММЕНТАРИЙ Вячеслава Вербицкого (СМИ 2):
 Хоть один, пусть зло, цинично, но выразил честно своё мнение, не разводя демагогию, не прикрывая свой интерес заботой о мире во всем мире! Ведь остальным "помощникам/спасителям" глубоко наплевать на народы России-Украины, но красиво и правильно выражёвываются и толкают дальше и дальше ... В мутной воде хорошо ловится, вот и мутят (стравливают, лицемерят), чем мутнее тем сытнее (разделяй и раздевай), им и война мать родная. 5 марта 2014 г.

 МОЙ ОТВЕТ:
 Аморальные люди по определению не могут быть честными. Честность от слова "честь" (достоинство). Какая честь, какое человеческое достоинство у Уоррена Баффетта? Да, никакой-никакого!
  Честность иногда путают с цинизмом, цинической философией. Внешне они похожи. А по сути противоположны. Честный человек не может быть циником в принципе. Потому что он УВАЖАЕТ СЕБЯ И ДРУГИХ. Уоррен Баффетт, может быть, и уважает себя (во всяком случае это ему кажется: посмотрите на его довольное, всегда улыбающееся лицо).
  Однако, можно совершенно определенно сказать, что он НЕ УВАЖАЕТ ДРУГИХ. Иначе не называл бы хорошей новостью пришедшие в чужой дом несчастье, беду.

ЦИНИЗМ И ХАНЖЕСТВО — ПОЛЮСЫ-КРАЙНОСТИ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цинизм — открытое, демонстративное пренебрежение нормами морали, показная безнравственность. Ханжество — показная (высоко)нравственность, показная (демонстративная) форма благонравия или высоконравия.
Под ханжеством в прошлом понимали нередко показную (демонстративную) форму благочестия и набожности. В таком значении слово «ханжество» употребляют и сейчас в некоторых кругах, связанных с церковью, религией.
Моральное и религиозное ханжество где-то пересекаются, а где-то совершенно перпендикулярны друг другу.
Циник плюет на принципы, правила, стандарты. Для него содержание важнее формы.
Ханжа делает культ из принципов, правил, стандартов. Для него форма важнее содержания.

ХАМСТВО

Хамство — форма цинизма, издевательский цинизм.

История хамства насчитывает не одну тысячу лет и берет начало из Библии. Сам термин «хамство» появился с того момента, когда Ной выпил забродивший виноградный сок. Захмелев, он просто заснул на полу в голом виде. Его сын Хам, увидев отца в таком виде, засмеялся и позвал братьев. Братья шутку не оценили и прикрыли спящего одеждой. Когда Ной очнулся и услышал рассказ сыновей, то проклял «Хамово отродье» навечно.

Словарь Даля дает такое определение хаму: «Бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной». Современная трактовка термина – «грубый, наглый, невоспитанный человек, способный на подлости».
(см.: http://www.orthomed.ru/news.php?id=21479)

Хамство — «это грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность». — (С. Д. Довлатов. Это непереводимое слово "хамство").


СКВЕРНОСЛОВИЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ МАТ, — ВИД ХАМСТВА, МОРАЛЬНОЙ РАСПУЩЕННОСТИ

                Из привычки сквернословить развивается
                склонность к совершению дурных поступков.
                Аристотель (Политика, 1336 b).

                Вам хочется грубых, развязных, циничных, подлых
                отношений с людьми?  — так ругайтесь. Но тогда
                не ждите от людей вежливого-уважительного
                отношения к себе.

Сквернословие, грубость, мат — одно из проявлений хамства и, шире, моральной распущенности.
Моральная распущенность — еще не аморализм, но путь к аморализму, открытая дверь, приглашающая в аморализм.
Моральная распущенность в СМИ, в литературе и искусстве — это легковесно-пренебрежительное отношение к фундаментальным человеческим ценностям, это демонстрирование неуважения к человеку, а от неуважения к уничтожению человека один-несколько шагов. Это путь к реальному хаосу и злу, к уничтожению жизни. Вы хотите, чтобы жизнь прекратилась на Земле? Так давайте распустим себя, перестанем сдерживаться, будем хамить и грубить, будем черное называть белым, а безобразное и уродливое считать восхитительным!

ПРОПАГАНДА АНОРМАЛЬНОГО, В ЧАСТНОСТИ ГРУБОСТИ И ХАМСТВА, В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В СМИ, в кино мы наблюдаем бесконечное смакование подробностей-деталей насилия, преступлений, убийства, грубого/жесткого/жестокого обращения с людьми. Язык и поведение литературных и киногероев, как правило, лишены нормальной человечности, деликатности, такта. Сплошное хамство, грубое обращение, грубый площадный язык вплоть до мата. Всё это дети, подростки, молодые люди видят, впитывают в себя как губка, заряжаются этой негативной энергией, начинают подражать. Им начинает казаться, что всё в этом обществе возможно, допустимо, приемлемо. Отрицательная энергия преступного сознания, разлитая в современной культуре, в фильмах, книгах, в средствах массовой информации, проникает в неокрепшие умы молодых людей.

—————————————————————
Одним из примеров моральной распущенности в СМИ, в кинематографе, в литературе является постоянное демонстрирование сниженной лексики, грубых, вульгарных выражений, настоящее информационное хамство. Постоянно слышишь или читаешь это слово-паразит «блин», постоянно встречаешь оскорбительные для человеческого достоинства слова типа «придурок», «ублюдок», «болван», «стерва», «шлюха», «сука». Скажут: это народ так говорит, это отражение жизни и т. д., и т. п. Знаю я эти аргументы. Они могут убедить только наивных и глупых. Всегда в обществе шла борьба за чистоту, за благородство, за достоинство человеческой личности, за высокую культуру и нравственность. Вспомним, что говорил еще Аристотель: "из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков" (Политика, 1336 b).

(Сообщаю/напоминаю всем, кто постоянно употребляет выражение «блин» или попустительствует употреблению этого выражения на людях, в кино, на телевидении, по радио, в печати и т. д. Это выражение — эвфемизм (заменитель, мягкий вариант) грубого матерного слова, оскорбляющего достоинство человека и, прежде всего, женщины. Всякий употребляющий его или слышащий без осуждения понижает этим самым уровень своих отношений с людьми до грубых, низких, подлых, площадных.)

ДА, В НАРОДЕ ЕСТЬ НИЗКОЕ И ПОДЛОЕ. ЭТО, ОДНАКО, НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НАРОД ТАКОВ В ЦЕЛОМ. Люди время от времени болеют, кое-кто умирает, но это отнюдь не обесценивает здоровья и жизни как таковой. Люди жаждут быть здоровыми, любят жизнь и, следовательно, хотят быть защищенными от всякой скверны, в том числе информационной и рядящейся в тогу искусства.

ИЗ ПИСЬМА СТУДЕНТУ

Студент Дмитрий М. написал мне ВКонтакте:

Уважаемый Лев Евдокимович, на вашей лекции Вы подняли пару пунктов из своей заметки ("С кем девушке дружить, заводить постоянные отношения" — см. здесь в ЖЖ, ниже — Л.Б.), по которым хотелось задать несколько вопросов, но вы не позволили. Попробую задать их здесь.
1.Не ругается матом, не сквернословит.
Что именно подразумевается под этим пунктом? Абсолютное отсутствие бранных слов в речи или все же их отсутствие в компании девушки? Я знаю много людей, которые в компании друзей не задумываются о выборе слов, так как в такой компании никто не упрекнет их за мат, потому что там это считается вполне нормальным. Я не говорю что сплошной мат-перемат, нет, просто периодические вставки. Другое дело, когда молодой человек ругается матом при своей девушке, это конечно недопустимо. Так что вы имели ввиду под первым пунктом? первый или второй вариант?
4. Не курит или курит отдельно, не в присутствии некурящих (уважает окружающих). То же с жевательной резинкой. Культурный человек употребляет жевательную резинку незаметно для окружающих.

На лекции Вы сказали, что курить в большом городе аморально, что места и так мало и отдельный человек должен стараться занимать как можно меньше места. Что даже куря у себя в квартире, дым попадает через форточку в чужие квартиры и другие люди чувствуют ваше присутствие. То же самое Вы сказали и про жвачку. Что когда Вы едете в метро и напротив Вас жуют жвачку Вас это отвлекает. Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны. Получается, одев пеструю шапку зимой, она будет бросаться в глаза прохожим и я буду их отвлекать? А сигаретный дым не хуже газов от машин, так что, получается на машине тоже ездить аморально? Пока курение не станет постыдным или чересчур дорогим, оно будет. И с этим очень сложно бороться. Ну а про жвачку я вообще не согласен. Даже считаю это, извините, бредом.

Я ответил ему: 
Компании подростков, в которых мат-перемат, просто омерзительны. От них исходит чудовищная духовная вонь.

(МАТ — ЭТО ДУХОВНАЯ ВОНЬ. КТО РУГАЕТСЯ МАТОМ, ТОТ НЕ УВАЖАЕТ НИ СЕБЯ, НИ ДРУГИХ).

Чем быстрее Вы их покинете, тем лучше для Вас. Вы стали студентом и это накладывает на Вас особую ответственность. Вы должны быть-стать культурным, интеллигентным человеком. В противном случае, покиньте вуз, идите туда, где не возбраняется ругаться матом. Человек, который ругается матом, недостоин высшего образования.

Судя по Вашему комментарию и вопросам, Вы находитесь лишь в самом начале пути к моральному оздоровлению. Я лично считаю, что нельзя не только ругаться матом (где бы то ни было), но и вообще ругаться. Ругаться — это значит конфликтовать с окружающими. Вы должны не конфликтовать, а дружить, любить, сотрудничать.

Ваш моральный облик характеризуют следующие слова:
"Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны".

— Незнакомые люди не могут быть безразличны человеку, который привык уважать себя и других людей. Попробуйте занять позицию незнакомых людей (особенно если Вы с девушкой), при которых кто-то ругается матом, курит и т.п. Приятно будет лично Вам всё это? Помните золотое правило поведения: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе или поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Большинство людей на Земле — это незнакомые Вам люди. Да неужели они все безразличны Вам? Обычно хамы ведут себя как им заблагорассудится в присутствии незнакомых людей, плюют на окружающих. Неужели Вы такой?

Человек, который не привык себя ограничивать или не считает нужным себя ограничивать, — разнузданный человек. Разве это неясно?! Если Вам всякие моральные ограничения нож острый, то Вам надо очень серьезно подумать о своем воспитании. Оно у Вас никуда. Воспитанный человек уважает окружающих и не переходит границ взаимоуважения, даже не задумываясь над этим, автоматически! Попробуйте недельку-другую ограничивать себя и Вы научитесь это делать легко, не задумываясь, как само собой разумеющееся.

Насчет правила: стараться быть незаметным. Драматург А.Володин говорил: интеллигентный человек тот, кто старается занимать как можно меньше места. Он имел в виду лишь то, что нельзя вести себя как слон в посудной лавке. Современный большой город — это гигантская посудная лавка и человек должен вести себя в нем крайне осмотрительно (значит незаметно). Если ты привык ругаться матом, то даже в компании себе подобных волей-неволей вредишь окружающим, оскорбляешь их слух. То же самое с курением, с жвачкой. Ты заставляешь других людей обращать на себя внимание, когда это им совсем не хочется. Приведу простой пример: бомж, от которого исходит страшная вонь, зашел в вагон метро и сел. Хоть святых выноси! Люди вынуждены уходить в другой конец вагона или даже покидать вагон. Невоспитанные или маловоспитанные люди часто ведут себя как этот бомж.

СКВЕРНОСЛОВИЕ, МАТ — ПРОЯВЛЕНИЕ НЕУВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. Из письма

Сквернословие, а тем более мат — проявление неуважения к человеку. А неуважение разрушает связь людей. Если хочешь общаться с людьми, а тем более быть с ними в постоянном контакте — не сквернословь и, тем более, не ругайся матом! Если ты уважаешь человечество, человека как такового, то ты в принципе не должен сквернословить и материться. Потому что привычка сквернословить и материться так или иначе бьет по людям, коробит их, доставляет им неприятность.

Надо вещи называть своими именами: мат — духовная ВОНЬ и тот, кто матерится, распространяет вокруг себя эту духовную вонь. Мы моемся, чистимся, одеваем чистую одежду и это всеми признается как само собой разумеющееся, как признак нормального человека. От дурно пахнущего бомжа в вагоне метро все шарахаются как от зачумленного. А вот по поводу духовной вони, сквернословия и мата, мы почему-то колеблемся в оценке, устраиваем дискуссии. Это омерзительно! Духовная вонь ничуть не лучше физической вони.

Надо объявить беспощадную войну сквернословию и мату, особенно в СМИ, в кино, в книгах. Надо объявить бойкот всем, кто допускает сквернословие и мат в своей речи.
Сквернословие и мат — не просто проявление неуважения к человеку. Это дорога, ведущая к аморализму и преступному поведению. Об этом говорил Аристотель еще 2 с лишним тысячи лет назад. Сквернослов — действительный или потенциальный негодяй и преступник.

Я лично всегда избегал общения с подобными людьми. Или рвал с ними решительно, если узнавал, что они не могут обходиться без сквернословия.

Давайте с сегодняшнего дня объявим бойкот и войну всем, кто сквернословит и матерится. Я постоянно это делаю в вузах, где преподаю. Объясняю, убеждаю студентов покончить с этими омерзительными привычками. Объясняю студентам, что даже просто ругаться (выплескивать на окружающих негативные эмоции) нужно стараться как можно меньше. Потому что ругань так или иначе вредит и тому, кто ругается, и тем, кто слушает ругань.


ЦИНИЗМ, ХАМСТВО, СКВЕРНОСЛОВИЕ - ЭТО ВСЁ ДУХОВНАЯ ВОНЬ, ЭКСКРЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА.
_______________________________________

Перед текстом: фрагмент картины В. Г. Перова, 1865 г.


Рецензии
Спасибо.На Вашей страничке,как на острове посреди буйной реки,...можно задержаться,подумать и послушать так необходимые советы.....

С поклоном

Ганна Зброжек   29.04.2016 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Лев Балашов   17.05.2017 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.