Приключения ИМа

Приключения ИМа или история об искусственном мозге, рассказанная сыном профессора Свилова.

Я хочу рассказать вам необычайную историю. Она многим кажется вымыслом, но это сущая правда. Меня зовут Дима Свилов. Мой папа известный учёный, может слышали когда-нибудь его фамилию? Он доказывал возможность существования искусственного мозга опытным путём, создав его. И так, я начинаю...
Однажды папа очень долго задерживался на работе. Я и мама ждали его. И, наконец, раздался долгожданный звонок в дверь. На пороге показался папа с огромным ящиком. Мама строго посмотрела на него и сказала:
- Господи, это ещё что такое?
- Это подарок для тебя, ну сюрприз, понимаешь? - сказал папа.
- Но почему он такой здоровенный? Что это? Опять автоматическая стиральная машина?
- Нет, не угадала!
- Что же это?
- Это помощник тебе.Он всё может: стирать, готовить, гладить, убирать...
- Андрей, - испугалась мама, - что ты притащил?
- Это искусственный мозг - моё новое изобретение, а сокращённо "ИМ". Смотри, - сказал папа, открывая коробку.
- Силы небесные!!! Что это такое???
Перед нашими глазами предстало существо, действительно похожее на чёрт знает что. Это был железный болван, чем-то похожий на робота. И внешность у него была не очень-то приятная. Во всяком случае, в темноте можно было испугаться.
- Андрюша, - жалобно простонала мама, - почему же ты не оставил своё изобретение в институте?
- Понимаешь, надо мной смеются, говорят, что теория искусственного мозга нереальна, но я докажу им обратное. Мой ИМ не робот, а почти искусственный человек, умеющий мыслить.
- Только этого мне и не хватало! Я скоро сойду с ума от твоих электрических собачек и заводных мышей! Теперь ещё и это чучело!!!
И мама, сильно хлопнув дверью, исчезла в своей комнате. А я остался вместе с папой в прихожей, продолжая рассматривать диковинное создание.
- Дима, я поставлю его в твоей комнате до завтра.
- Хорошо, пап, - ответил я.
- Только ничего не трогай, понял?
- Понял.
Мы с трудом втащили ящик ко мне в комнату. Папа ушёл, потрепав меня по щеке, и они с мамой ещё долго о чём-то спорили. Я сел на свою кровать и стал смотреть на ящик. Он был закрыт. "А что если открыть?" - подумал я. И посмотрев за дверь, что бы убедиться лёг ли папа, я подошёл поближе, двумя руками схватился за крышку и дёрнул её на себя. Ящик открылся... Железный болван стоял широко раскрыв прозрачные сиреневые глаза. В комнате было темно и я немного его боялся. Он стоял неподвижно, как кукла и никаких признаков жизни не подавал. "Интересно, какой же это мозг, если он не живой?", - рассуждал я, - "Надо привести его в чувство!". И я легонько толкнул его. Он не шевелился. Я толкнул сильнее. Тоже самое. Толкнул ещё сильнее....Опять ничего! Тогда я разозлился и двинул его так, что заболела рука! Болван зашатался и стал заваливаться на меня. Я увернулся и от страха выскочил в коридор, плотно закрыв за собой дверь. Постояв немного, я прислушался не проснулись ли родители... Всё было тихо. Приоткрыв дверь в комнату, я увидел, что болван лежит на полу и опять не шевелится. "Наверное папа разыгрывал меня? Это просто железяка!", - решил я. Но вдруг рука в пластиковой перчатке медленно сжала и разжала пальцы. Я обрадовался и в то же время мне стало не по себе.... Болван начал подниматься и встал во весь рост.
- Ваш воп-рос, - странным гулким металлическим голосом произнёс он
- Какой вопрос?
- Ваш воп-рос?
- Про что вопрос?
- Воп-рос не по-нял! Пов-то-ри-те.
- Хорошо. Как тебя зовут?
- Воп-рос не по-нял.
- Что же тут непонятного? Твоё имя. Скажи какое у тебя имя?
- Воп-рос по-нял! От-вет: ис-кусс-твен-ный мозг или ИМ. Мой воп-рос: ва-ше имя?
- Вопрос понял. Ответ: Дима.
- Пол-ное имя.
- Дмитрий.
- Рад зна-ком-ству!
И он протянул мне руку. Я пожал её.
- А почему ты был как статуя, когда я тебя трогал?
- От-вет: был в сос-то-я-нии ана-би-оза.
- Для чего?
- Не зна-ю. От-ве-та дать не мо-гу...
- А что ты можешь?
- Воп-рос не кон-крет-ный. Уто-чни-те.
- Ты можешь решать задачи?
- Да.
- Ты мжешь писать, читать?
- Да. А вы?
- Ну... Я тоже...Могу...
- Тог-да моя за-да-ча: из пун-кта А в пун-кт Б....
- Знаю, знаю... Ответ: 60 км в час?
- Вер-но.
- Тог-да ещё воп-рос: Из.....
- Ну хватит! Реши-ка ты мою задачу! Вопрос: 3023441 умножить на 415144?
- Воп-рос по-нял! Ответ: 140494620504.
- Ого!!! Вот это да!!!
В этот момент в комнату вошёл заспанный папа.
- Я же тебя просил не трогать, негодный мальчишка!!! ИМ, выходи. А с тобой я завтра поговорю!
ИМ вышел, за ним папа. И я остался один. Я почти не спал в эту ночь. Всё думал... Как хорошо, что он быстро считает, он может мне пригодиться!
На следующий день, после школы, я решил пойти в кино с Ленкой Бурцевой, но мама просила меня убраться в квартире, сделать яичницу к её приходу и не забыть про уроки. Если бы я всё это стал делать, то не успел бы в кино. И подумал, что не плохо бы было поручить работу ИМу.
- Послушай, ты можешь мне помочь?
- Мо-гу. В чём?
- Пожалуйста, возьми веник и подмети, вот так, понял?
- По-нял. А что?
- Всё подметай! Всю квартиру.
- По-нял. Ещё?
- Ещё положи вот эти яйца на сковородку, включи и поджарь, понял?
- Как это под-жарь?
- Очень просто! Доведи до кипения.
- Вот это дол-жно ки-петь?
- Да. Потом поймёшь. И ещё реши вот эти задачи. Напиши это. И пстарайся выявить главное вот из этого параграфа.
- По-нял. Где я мо-гу этим за-нять-ся?
- Где угодно, - ответил я, уходя.
- По-нял.
Конечно, кино было интересное, да и Ленка мне нравилась, не смотря на то, что ей уже 13 лет и она старше меня на год, но всё же даже это не смогло заглушить ужас, который ждал меня дома. Войдя в квартиру, я остолбенел на пороге. ИМ решал задачу по математике на обоях в маминой комнате! Это ещё что!!! Он написал упражнение по русскому языку на другой стене! Он вырезал из учебника истории главные фразы и наклеил их на потолок! Но и это ещё не всё... Он вздумал подметать книжный шкаф и вымел все книги на пол..., слава богу, это почти всё, если не считать, что яйца он поджарил в скорлупе...
Ох, и влетело же нам обоим. Оказывается, что для того, что бы он всё делал правильно нужно дать ему точную программу и необходимые знания, но тогда я этого ещё не знал....

1981 год.


Рецензии