Эх путь дорожка...

«Эх, путь – дорожка фронтовая…


От страшного грохота Николай оглох на несколько секунд. Мир стал немым и странно-выпуклым. Перед глазами маячило, чернело открытым ртом искаженное лицо товарища – Ивана Гапонова, с которым за минуту до этого нырнули в брошенный японский окоп. Танковые очки на лбу Ивана темнели пустыми оправами – стёкла вышибло взрывной волной. Картинка эта осталась перед глазами солдата на всю оставшуюся жизнь. За спиной медленно оседал столб пыли. Этой пылью стал Студебеккер, гружёный минами. Так в августе 45-го военный водитель Николай Степанович Гриценко стал безлошадным.
«Хорошо сам жив остался, - говорит сегодня ветеран, - а спасло мою и моего товарища жизни то, что был я не только шофёром, но и артиллеристом – миномётчиком. Вот когда взял нас с Гапоновым японец «в вилку» я сообразил сразу что к чему. Везли мы на своих машинах – он на полуторке, я – на «Студере» боеприпасы для наших войск. А поле было кукурузное, так кукуруза была такой высоты – машины с тентом скрывала полностью. Так нет же – всё равно засёк нас японец. Он-то бил с бронепоезда. С двух сторон поля – скалы. А между ними – железная дорога. Вот бронепоезд выкатится на середину, сделает выстрел и прячется за скалу – ничем его не возьмёшь. Держит наших – отбивается. А тут нас засёк. Ну и когда увидел я что по нам с недолётом ударил снаряд, а потом за нами разрыв, говорю Ивану – тикать, мол надо, а то следующий наш будет. Успели мы метров на триста от машин отбежать, вот тут-то и сбылось моё предчувствие. Попал-таки японец в мой «Студер». Воронка от него осталась – страшно взглянуть. Ну ещё бы – полный кузов боеприпасов. Потом-то подошли наши «Катюши», выковырнули тот бронепоезд. Да только вот я уже пошёл воевать пешком».
Солдат вспоминает войну, тяжело подбирая слова. Не потому что забыл – потому что и сейчас переживать те мгновения нелегко. Это был бой под станцией Эхо в Манчжурии, куда Николай Степанович попал в составе советской мотострелковой части в самом конце второй мировой войны. Выбивали японцев из китайских городков и деревень. Наша армия была в те дни опытна, зла и хорошо вооружена. Но и японец за несколько лет успел хорошо укрепиться – выбивать его приходилось порой с великим трудом.
Итак, Студебеккер потерян, солдат Николай Гриценко имел все шансы закончить войну пешкодралом. Но видать сильна была в нём шоферская закваска – в первой же китайской деревушке, откуда вышибли японцев, он отправился в брошенный  гараж, набитый техникой. Машин много, но все были методично и тщательно испорчены японцами. Смотрел, смотрел Николай какую технику можно отремонтировать и выбрал грузовик Судзуки. И ведь смог восстановить незнакомую машину – после нескольких дней работы сумел русский шофёр приручить трофейный грузовик. Завёлся, зафырчал «японец»  и стал с тех пор верой и правдой служить новому хозяину. Так, наверное, стал Николай Гриценко первым русским водителем японской иномарки. И в самом деле – кто из нас может сказать о себе: «я – мол – на Судзуки еще в 45-ом ездил!» Вот так-то!

...не страшна нам бомбёжка любая!» - эту песню Николай Степанович поёт и сегодня. Только не голосом – жизнью. Первые водительские права он получил в 1940 году. Всю жизнь проработал водителем. И сейчас 88-летний ветеран  за рулём - ветеранская Ока – хоть и маленькая машинка, а хозяина в магазин за хлебом всегда свозить готова.
                2010г.


Рецензии
Мой отец тоже прошел от Сталинграда до Берлина и тоже был и ранен и награжден. И, как многие фронтовики, после войны прожил недолго. Тем более хорошо, что есть среди них долгожители, кто может еще рассказать о войне не понаслышке...
Спасибо и тем, кто своей жизни не жалел на поле брани, и тем, кто доносит их рассказы до потомков.
С уважением,

Альберт Иванович Храптович   05.12.2020 06:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.