Посвящение любви Часть-3 Глава-1 Чистилище

Я  сидела  в  кресле  самолёта,  улетая  в  Москву!  На  этот  раз, - окончательно  попрощавшись  с  Одессой  и   с   одесским  театром,   отправляясь   в  неизвестность! 
Официальное  письмо – приглашение  из  знаменитого  столичного  театра,  «грело»    душу. 
Я  не  задумывалась,  что   может  произойти  с  молодой  артисткой  в  незнакомом  большом  городе,   да  ещё  в  то  время,  когда  прописка  в  столице  была   почти   невозможна!  Милиция   строго  отслеживала  и  отлавливала!  Но  меня  не  пугала   неизвестность,  что  и  как  будет!  На  удивление,  в  моей  голове не было  ни   страха,  ни  сомнений…Лечу  и  всё!
 Рядом  в  кресле  сидел  мужчина среднего  возраста…Разговорились  и оказалось,  что  это  артист  из  большого  театра,  бас…И,  узнав,  зачем  я  лечу  в  Москву   сказал,  что  у  него  есть  друг  в  одном  известном  столичном театре:  дал    телефон  этого  друга,  заявив,  что  тот  сможет  мне  помочь,  в  случае  чего,  с  другим  театром…  Этот  «бас»  был  благодушно  настроен  и  решил  помочь, видимо, из  актёрской солидарности!   Вскоре   он  вышел  в  Харькове, где  самолёт  приземлился  на  час…Все  пошли  в  кафе  аэропорта… И я  тоже… Кафе  находилось близко к  выходу  на  посадку,  все  уселись  возле   небольших  круглых  столиков .  И  я  увидела  только  одно  свободное  место  у  столика,  где  сидел  худой  немолодой   мужчина  интеллигентного  вида,  с замученным  лицом  и  «провалившимися»  почти  «невидимыми»,  глазами… Странное  лицо.  Было  видно,  что  этот  человек  прошёл  тяжелую  жизнь.
В  его  лице  было  что-то  от  застывшей   маски.  Какая-то  неподвижность  и  почти  «отсутствующие»   глаза,  которые   оживились  при  моём  вопросе:  «Могу  ли  я  присесть  к  этому  столику?»  Он  встал,  смотрел  на  меня   с   радостью… Стал   задавать  вопросы:  куда  да  откуда  я  лечу… Так  и познакомилась  с  Иосифом  Давыдовичем,  (Но  не с  Кобзоном…),   а с  обычным  человеком,  который  удивил  меня  тем,  что  проявил    большое  желание  как-то   мне  помочь  в  столице!  Сказал,  что  я  не  представляю,  как  может  быть  трудно  в  Москве  и  дал   свой  телефон,  наказав  обязательно  звонить  ему  в  случае  чего…(Это  было  удивительно,  неожиданно  и  впоследствии,  я  всё  больше  стала  понимать,  что  тут   было  что-то  «не  от  мира  сего»)…Оказалось,  что  он  возвращался  из  лагерей  по  «хрущёвской  амнистии»,  когда  выпускали  политических  заключённых. Рассказал,  что  отсидел  десять  лет  только  за  то,  что  в  «дружеском»  кругу  произнёс: «Если  бы  был  жив  Ленин,  то  в  нашей  стране  было  бы  лучше!»  Вот  за  эту  одну  фразу  при  «друзьях»  он  и  отсидел  в  лагерях  Сибири десять  лет!  («Интересное»  у  нас  государство,  не  так  ли? Наворотило  в  своей  истории  такого,  что  долго  ещё  нужно   разбираться!) В  те,  пятидесятые-шестидесятые   годы,  много  было   людей,  возвращавшихся  из  тюрем  и  лагерей!  Страна  как-то  «зашевелилась»…Что-то  новое  появилось  и  в ощущение  неких  перемен,  с  новыми  надеждами  на  лучшую  жизнь! 
Но  вернёмся  к  самолёту,   летящему  в  Москву!   Пришло  время  продолжения  полёта! Новый  знакомый  оставался  в  Харькове,  поджидая   другой  рейс…
Мы  стали  прощаться  и  он, неожиданно что-то  сунул  мне  в  карман  куртки,  сказав; «Посмотрите   это  только  в  самолёте!  Там  же   мой  номер  телефона!  Звоните!»  И  на  этом  расстались!  Я  села  в  самолёт  лететь  дальше  в  Москву!  Смотрела,  как  неожиданный  собеседник  машет  мне  рукой  при  взлёте  самолёта…
Потом  с  любопытством,  сунула  руку  в карман  и… в  руке  оказалась  СТОРУБЛЁВКА!  (Тогда  это  была  неплохая  купюра…)   И  сразу  вспомнила,  как  незадолго  до  прощания  с  Одессой,  был   случай,  когда  я  отдала    плачущей  незнакомой  женщине,  необходимую  ей,   СТОРУБЛЁВКУ.  Вот   она  и  вернулось  ко  мне  таким  мифическим  образом…Эти  «странные  странности»  в  моей  жизни  возникали  не  раз… Буд-то  кто-то  неотступно  следил  за  мной  и  если  я  совершала что-то  плохое,  удар мне  следовал   незамедлительно! 
Но  и  хорошее -  тоже  не  оставалось  «без  поощрения»… Я  в  то  время  ещё  не  была  крещённой,  мама  и  тётя  Надя  были   строгими коммунистками! 
На  мои вопросы  о  религии,  тётя  Надя  отвечала  сердито: «Не  мелИ  чепухи!»  А  мама  так  вообще, «припечатывала»  меня  очень  резко  на  этот  счёт…     Бедные  мои!  Они  тогда  не  ведали,  как  ещё  им  придётся  страдать и  что   пережить  с  болезнями   перед   смертью  и  наконец,  после  этого,  УСЛЫШАТЬ  БОГА!  Я-то,  к  этим  чувствам   пришла  раньше,  самостоятельно!  Именно -  ЧУВСТВУЯ!  Это  же,  как  ЛЮБОВЬ!  Любовь  нужно  ЧУВСТВОВАТЬ!   И  Господа  Бога  нужно  ЧУВСТВОВАТЬ!   БОГ-это  и  есть  ЛЮБОВЬ  ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ!  И  я   чувствовала   это   раньше  на  берегу  Днепра,  когда  студенткой ещё   сидела  там,  размышляя  в  одиночестве  о  чём-то  ещё  не  понятном… Да и  потом,  потеряв,  через  какое-то  время -  возвращалась  к  этому!  Странно,  но  наше    душевное  исследование  самих  себя,  всё  ещё  не  очень  «принято».  …Наверное,  после  страшных  потрясений в  России,  когда  сбрасывали  кресты  с  церквей  и  толпа,  обезумевшая  от  революционных  «завихрений» -  была  готова  на  всё  и  появилось некое  усталое  пренебрежение  к  собственной  душе!  Больше  забот  о  плотском, о  быте!  А   духовное  -  как бы  «на  втором»   плане…  Впрочем,  ещё  буду  не  раз  возвращаться  к  этой  теме,  а  сейчас  пойдём  дальше:  о  моём  приезде.…Вот  и  Москва!  Позвонила  директору  театра  и  Юрию  Александровичу  домой,  как  он  и  говорил  мне.  Сразу  же  меня  определили  в  номере  гостиницы «Савой»,  что  возле  «Детского  мира»…( Да  я  тогда  и  была    близка  к  этому  «миру»  детских  грёз  и  восприятия  жизни… Впрочем,  считается,  что  артист  и  должен  быть,  как  ребёнок! Душа  его  должна  быть  такая!  Вот   и  «играем,  как дети»  в  разные  образы..)   Наверное,  поэтому,  считалось,  что  это  грешная  профессия!  Душа  может  «заиграться»!   И  забыть  другие ценности.  Да  ещё  и  тщеславие    культивируется  вокруг  творческого  человека!  Тут  тебе  и  пресса вопит!   Тут  и  поклонники,  поклонницы  …и т.п.  Мало  кто  устоит!  И  вспомнит  о  вечном…Тут  уж   такие  перехлёсты  начинаются!  И  появляются  близко  люди    необычные!  На  всю  страну   известные… А  «любОви - то», сколько предлагают!  Тут  голова  так  закружится!  Что  без  спиртного, никак  не  обойтись!  Потому  что,  как  правило,  рядом  такие же  «счастливчики»…  Тут  уж  такие  приключения  начались! (Особенно  на  «любовном  фронте»,  что  и  маму  и  папу  забудешь!)  И, опомнишься  только  после  того,  как  вспомнишь,  что  деньги   кончились…  И  «любовь,  вдруг,  тоже  растаяла»!  И окажешься  в  такой  неожиданной  «пиковой»  ситуации,  что  сразу  же   вспомнишь  опять:  маму  и  папу!  Ибо  только  они-то  и  денег  пришлют,  и  пожалеют,  да  и  придумают,  как  своего «заигравшегося  дитятю»-  из  пиковой  ситуации вытащить!  Ой,  пути  наши  неисповедимы!  И, о высших  ценностях   сразу  не  припомнишь,  а  только  гораздо  позже!  Когда   немного  «очухаешься»  и  вроде  как  «проснёшься»,  будто  от  «страшного  сна»!  Как тут  красивым  молодым  артисточкам-то  не  потеряться и  не  впасть  в  грех  с  каким-либо  пропадающим  от  пития, гением?  Забывая  о  собственном  спасении души,  начинаешь  опять…  "спасать"  коллегу!  А  коллега  сначала  твердит  о  хорошем,  а  потом  всё   глубже  погружается  в  «омут!  И  ты  с  ним  тоже!  А  тут  и другие знаменитости  тоже  в  ресторан  зовут!  И  ты  вообще  уже  головы  не  чуешь!  И  долго  ещё  будешь  так  петлять,  как окровавленный,  подраненный  зайчишка  на  охоте,  чтобы,  заплутав,  всё  же,  не  известно  каким  чудом,  выбираться  из  этого!  И  окажшься  совсем  без  сил  где-нибудь  на  съёмном  уголке  в  одной  комнатушке  с  полусумасшедшей  женщиной, рассказывающей   о  половой  жизни  с  мужем, с  использованием   катушки  с  нитками,  чтобы  что-то  там  у  них  не  вылетало,  не  помню  что!  Вот  житуха-то  столичная  какая  бывает!  Даже  при  Советской  власти…
Теперь-то,   хвастаются  сексом  своим  из  «богемы»  на  всю  страну! 
А  тогда,  внешне  вроде  и  "секса  не было",  а  оказывается  его  было даже  очень  много,  но  тайно… А  теперь  уже  открыто гибнут регулярно: то  из  окна,  то  ещё  что… Но  я  зашла  вперёд   в  своём  повествовании… Продолжу,  всё  ж,   с  момента,  когда  только  вышла  из  самолёта  и  позвонила  в  тот  театр,  куда  меня  пригласили  для  актёрской  деятельности  и  предоставили "номер",  в  гостинице  «Савой»,  где  и  ресторан  под  этим  названием! И, рыбки в фонтане,  плавали...
Кто  помнит  мой  рассказ  о  работе  и  жизни  в  Одессе,  тот  вспомнит,  что  прибыла  я  так  неожиданно  в  столицу,-  в  результате  того,  что … была  оскорблена  в  своих  чувствах  к  некому  кино - артисту  и   
пообещала   ему  встречу  в  лучшей  гостинице  Москвы! Решила   что-то  этим  доказать  ему... Что,  мол  и  мы  «не  лыком  шиты»!  Ну,   вот  и - прибыла!  И,  конечно  же,  позвонила  своему  обидчику! 
Сказав,  что  выполнила обещание!  Приехала  в  столичный  театр!  И  приглашаю - таки  его  на  встречу  в  гостиницу «Савой»!  А?    Хотелось  бы  сказать  сейчас  несколько  междометий, в  адрес  этой  красотки, но…Красотка  всё-таки  осталась  потом  жить  в  Москве,  несмотря  на  неожиданные  повороты  и  развороты  «мчащегося авто   по  ночным  улицам  моей  судьбы»… Пережив  позже  неимоверные  трудности,  падения  и  некоторые  взлёты…Но  сейчас  живу в своей  квартире.. Добытой  честным  трудом  на  телевидении,  оставив  на  четыре  года  ради  этого,  актёрскую,  певческую  деятельность!  И  даже  брата  перетащила  в  Москву,  и  племянник  здесь… И  мама  и  тётя  Надя  оказались  со  мной  через  несколько  лет.  Но  очень  много  пришлось  красотке  пострадать  тогда  в  этой  Москве…Больше  всего  из-за  собственной  наивности!  Правда,  один  доброжелатель  предупреждал  тогда,  что  мне  придётся  в  Москве пройти  «чистилище»,  как  он  выразился.  Но  я  не  понимала своей  наивности. Мне казалось,  что  я  сильная!  И  ошиблась! Тогда  я  была  ещё  некрещеной, а  без  Бога  не  всегда  силы  нужные  находятся!  Особенно,  когда  ты  оказываешься  одинёшенек  в  таких  сложных  обстоятельствах.   
Но  возвращаюсь  снова  к  гостинице  «Савой»  и встрече  с  тем,  кто  и  послужил   неким  «орудием»  в  моей  судьбе,  «передвинув»  не  ведая  этого,  всю  нашу  семью  в  Москву   из  городов  Львова   и  Одессы  заодно…
(Что  делают  чувства! Они  двигают  жизнь!)…Ничто  не  бывает  случайным! 
«Кто  верит  в  случайность,  тот  не  верит  в  Бога!»  Сказано  у  Православного  Отца   Ельчанинова  в  его «Записях»!    И  вот  по  моему  звоночку-то  и  приходит  «герой»  одесского  романа…ко  мне  в  «Савой»!
Конечно,  глазам  своим  не  поверил!  Нате  вам!  Действительно  приехала! 
И  в  такой  гостинице! Смотрю -  как-то  похудел,  что-то  вроде,  к  лучшему  изменилось  в  лице: будто бы - наглости  меньше!  Из-за  которой,  собственно,  и  приехала  …А  он  признался  всё  же: «Ты,   меня  научила  думать!»  Что ж… Все  учимся  понемногу, «расшибая  лбом  стену»!  В  общем,  вроде,  как  любовная  встречка… Ан,  нет!  Заговорил,  что  сам  ещё  не  знает,  что  с  ним  будет. Ещё  только  училище  заканчивает…Это  понятно…
А  потом  быстро,  почти  бегом  от  меня, по  коридору!  Я  за ним!  Говорю: «Мне  же  нужно  выбирать!  А  что,  если  придётся   продаваться  за  театр?  А  если  любви  нет, чем дорожить?» А он в ответ:  «Если  продашься – я тебя   буду  презирать!»  И  бегом  от  меня!  Скорее вниз  по  лестнице..
Я- за  ним!  Имя  его  кричала,  дура!  «Любовь»  же  от  меня  убегает!
 Как  тут  не  закричишь! 
Но..  не  догнала…  Потом   немного  перезванивались,  сказал  в  армию  забирают… Да  я  уж и  не  могла  поминать  героя  кинематографа,  потому  что…начались  театральные «перепетии»  в  духе  комедии «Дель-арте»… А  заодно  и  Шекспира…  Правда,  Юрий  Александрович,  как  оказалось,  был  в  меня  влюблён  в  тот  период, довольно  серьёзно.   Предложил  то,  что  сейчас  делает  большинство- брак  без  регистрации, потому  что, хоть  и  расстались с женой,  Г.А.Улановой,  но  в  паспорте  регистрация  осталась  и  он  честно  сказал,  что  если  она  вернётся,  то  всегда  её  примет!  Это  было  для  меня  странным …Он  указал  на  её  портрет  в комнате.  Сказал,  что  будет  обо  мне  заботиться…
Но  я  со  слезами  объяснила,  что  не  могу  без  любви  …Он был  удивлён,  ведь  в  театре  успешно  работали  бывшие  жёны  и  т.д. имели  роли  и  звания  и т.д. И  конечно  же,  Ю.А.  был  достоин  любви! 
Но…не  было  таких  чувств  у  меня  к  нему, о  чём  и  сказала…И  перевела  на  необычную,  интересную  дружбу,-  наши душевные  платонические  встречи  в  его  доме, (где  ещё  жил  его  взрослый  сын  Женя  и  замечательная  старая  домработница  Васёна,  очень  набожная и  хорошо ко  мне  относившаяся.)
 Ведь,  Ю.А. был  в  душе  очень  одинок!  Что  я  сейчас   хорошо  понимаю:  творческий  человек,  да  ещё  прославленный –это  особое  душевное  «поле»  и  далеко  не  каждый  может  «топтаться»  по  этому  «полю»… Конечно,  мне  было  по-человечески,  интересно  беседовать  с  таким  человеком  и  режиссёром,  да  и  как-то  вообще  нам  с  ним  было   легко  и  хорошо  вдвоём  размышлять  на  разные  темы…  Я  сейчас  скучаю  по  Ю.А.  вспоминаю,  как  близкого   друга,  да  он  мне  в  письмах  так  и  писал  потом: «Твой  друг»! - когда  я  уезжала  на  гастроли.  К  сожалению,  в  самый  тяжёлый  период  моей   московский  жизни, я  порвала  эти  письма  и  открытки  от  Утёсовых  с  поздравлениями.  …(Отчаявшись  после   тяжёлых  перепетий,  когда  всё  мне  опостылело!) 
Но  сейчас  и  Ю.А  и   дом   Утёсовых  вспоминаю  с  благодарностью, и  скучаю  по  этим  людям,  привечавших меня  и  говоривших  очень  обнадёживающие  слова  в  мой  адрес!   Скучаю  по  нашим  хорошим  отношениям.  Нынче  в этом  люди  «измельчали»…Все  только собой  заняты!  Нет,  есть  ещё  у  меня хорошие   знакомые,  знаменитые   тоже, - поздравляемся  с  днями  рождения,  но  очень  напряжённая  жизнь  стала!  Какая-то  бесконечная,  тяжёлая  «гонка», борьба!   Зациклены  все  на  себе!  А,  ведь,  в  столицах  раньше  в  другие  времена -  интеллигенция   и  аристократы  в  гостеприимных  домах обменивались   интеллектуальными  дарами, творческими  беседами  и т.п.…Что  и  передано  нам  было  в  богатом  духовном  наследии! (И  что  часто  создавалось  в  результате  таких  встреч  в  домах.)  Но  сейчас  эти  традиции   уходят…  Я  ещё  немного  застала  такие «осколки...  Жила  в  таком  доме  несколько лет, где  и известная  артистка   Лиля  Гриценко  «укрылась»,  после  личной  драмы…
А  вскоре  из  заключения  приехала  одна  артистка  Малого  театра  и  тоже  там  пережидала,  пока  жильё дадут. Подробнее  об  этом  доме  расскажу позже:  приютившем  и  меня   тогда…И  хорошо  теперь  понимаю  значение  таких   творческих  людей  и  их  домов!   Пьянства  там  не было!   Жаль,  что   теряются  эти  традиции  духовного общения  людей  в  тёплой   обстановке ! Правда,  я  иногда  бываю  у  вдовы  Олега  Борисова,  моей  подруги  юности,  примерно  в  подобной  атмосфере,  но  не  часто…Люди   бывают  интересные,  но  все очень  заняты,  да  и  я   редко  теперь  выхожу  в  «свет»… Думаю,  здесь  не  только  люди  виноваты… Что-то  вообще  в  жизни  меняется  в  худшую  сторону,  что  касается  человеческих  отношений!  Это  требует  изучения и  затем  исправления  в  общей  атмосфере,  в  сторону  более  востребованной  человечности…Но снова  ушла  в  сторону  от  периода  моего  начального  появления  в  Москве.    Мне  приятно  сейчас  вспоминать    Ю.А. Завадского  и  Л.О. Утёсова,  как  мужчин высокого  «класса»! Которые  в  памяти  таковыми  и  остались,  и даже  не  верится,  что  их уже  нет!  Потому теперь  по  тем  встречам  скучаю: они  дали  мне  силы  тогда!  И  помогли в  Москве   остаться…Их  именитость  не  отражалась  на  их  простоте  в  общении.…А это  и  есть  признак  величия!  Чем  более пустой  человек,  тем  больше  он «надувается»,  как  пузырь!  А  по-настоящему  большие  люди - просты  в  своём  общении. 
Это  верный  признак того, кто  перед вами... Ну  как  тут  ещё  раз  не  вспомнить  какое   было   хорошее  отношение  Л.О.Утёсова  ко  мне! Сразу  же,  как  услышал,  увидел  меня в  старом  ЦДРИ  на  сцене,  где я  ему  пела,  чтобы  понять  остаться  ли  на  телевидении, ( где  познавала    режиссёрскую  работу), - или  вернуться  к  пению?  И  как  он  красиво  закричал  от  всей  души  возмущённо,  сидя  в  одиночестве  в  пустом  зале,  старого  ЦДРИ,  когда  я  на  сцене, изображая  рыбачку,  исполняла  песню  «Рыбачка»,  сидя  на  полу,  вроде  как  на  берегу  и  пела..…Покраснев  от  возмущения закричал:  «Вы  что?  Сумасшедшая?!»  Вы  же актриса,  и  голос  какой!  Что  вы  там  делаете  на  этом  телевидении?»  И  так  взялся  за  меня!  И  на  «базу»  к  оркестру  своему  «притащил»  …И  кричал  возмущённо  музыкантам:  «Послушайте  её!  Как  она  поёт!  А  её  не  берут  в  Москонцерт!  Говорят,  что  в  сорок  лет  уже  поздно!  Это  им-   поздно!  Нельзя  так  смотреть  на  артиста!  Нужно  не  по  возрасту  судить,  а  по  таланту! Ну-ка,  ребята! (Крикнул  своим  музыкантам,  сидящим  на  сцене  для  продолжения  репетиций.) Послушайте  вы  теперь,  как  она  поёт  и  громко  крикните  потом  "Да  или  Нет"! Я  спела  на  сцене  у  микрофона  под  аккомпанемент  молодого  композитора.  с  которым  мы  насочиняли  песен  на  ТВ  тогда  в  свободное  время,  т.к.  он  работал   там  звукорежиссёром.  Спела  антивоенную  балладу  о  облаках  плывущих  над  миром..."Ну  что?"  -закричал  Утёсов: "Да  или  нет"!  И  его  оркестр  громко  "рявкнул": "Д-а"!    А на  следующий  день,  привёл  и  дочь  свою  Эдиту  Леонидовну, тоже  певицу,  но  уже  оставившую  сцену в  55  лет.. Чтобы  она  меня  послушала  тоже… И  она  сказала,  что  сделает  со  мной,  как  с  Бедросом  Киркоровым,  которого  тоже  по  возрасту  не  принимали,  а когда  через  некоторое  время,  Утёсовы  объявили,  что  он  их  ученик,  то  те  что  не  принимали,  дружно  закричали:  «Ах,  какой  сегодня  праздник!»    Так  им  понравилось  теперь  пение  Бедроса… Хоть  Эдита  мне  сказала,  что  ничему  она  его  не  учила,  а  только  сказала  как  куда  руки  поднять  или  опустить...Я  никогда  не  забуду,  как  Леонид  Осипович    организовывал   прослушивания  моего  пения  девять  раз!  Но  на  девятый  раз  он  так  переволновался,  что  ему  стало  плохо!  Я  пришла  после  пения  в  гримёрку  и  вдруг слышу: «Утёсову стало плохо! Вызвали  Скорую»! Делали уколы  ему…Я  три  дня  боялась потом Эдите  Леонидовне, звонить! Думала: «Уходокала-таки,Утёсова!»
 А  она  мне  говорит,  глянула  в  окно,  смотрю  «скорая»  подъехала!  Значит,  его  привезли!»  Всё  мне  повторяла:  «Ну  почему  у  вас  всё  так  сложно?!» Я  и  сама  удивлялась.  И  до  сих  пор  так. Впрочем,  повторю  слова  Льва  Толстого: «У безнравственных  людей  всё  просто! У  нравственных – сложно  всё!»  Тешу  себя тем,  что  хоть  и  терялась,  но …«Падала и поднималась!»     Восстанавливалась  долго  после  нравственных  провалов!  А  Леониду  Осиповичу  Утёсову  удалось   все  же,  меня  устроить,  как  певицу -  с  приходом  в  Росконцерт  известного  директора  Юровского! Всё  же  добился  этого,  заявив,  что я –«Явление»!  Такое  не  забывается!  Больше  меня  никто  «явлением»  не  называл!  А  дальше  такие  перепетии  начались,  что  не  до  «явлений»  было!  Правда и  Ю.А . Завадский  мне  как-то  сообщил,  что я  «гений»,  когда  я  ему   не  только  пела,  но  ещё  прочла  свою  пьесу  о  космонавтах,   (когда  их  ещё  в  помине  не было)!  Сказал,  что  правдиво  пишу,  а  известный  драматург  принёс  ему  пьесу  с  враньём  насчёт  большого  счастья  в  советское  время…  Тоже   долго  будешь  об  этом  помнить!   Но  в нашей  действительности,  как  оказалось,  талантов творческих  мало,- больше  нужны  некие  административные  таланты,  коих у  меня  небыло!  Теперь  я  вижу  с  сегодняшнего  раасстояния,  что  это  и  было  гдавной  моей  недостачей  тогда,  чтобы  выстроить  свою  жизнь  удачливее… Но  тут  я  встретила  у  телеграфа  одного  артиста  знакомого  по  львовскому  театру,  уезжавшего  в  закрытый  город  под  Томском (Такой  же  секретный  атомный  город,  как под  Челябинском.)  И  он  рассказал,  что  многие  московские  артисты туда  «фрахтутся» на  подработки,  т.к.  там  шла  двойная  зарплата, - и  что  нужно  актриса  на роль  Гертруды  в  Гамлете  и  он  поговорит  с  главным  режиссёром,  что  б  меня  с  этим  взяли  на  годик  подработать!  У  меня  в  это  время  начался  очередной  «закидон»:  спасения  очередного  известного  деятеля  искусств… И  до  того  он  меня  измучил!  Что  показалось  это  предложение  выходом  их  создавшейся  ситуации,  да  и  денег  было  всё  меньше!  Это  был  тогда  такой  период  у  меня,  что  вообще  обо  всём  забыла! Чернота  пошла! (Причём,  сейчас  вижу,  что  сама  и  виновата  была! Зачем  не  туда  пошла?  Зачем  не  с  теми  «кашу  варила»?  Зачем  «по  льду  не замёршему  ходила»?  и т д.) И  про  мамины  заветы  забыла! И  проваливалась, под  этот «лёд»,  с  так  называемой, «любовью»,  хоть  после  дурацкого  замужества,  вроде  и  поняла  что-то…  Тешилась  тем, что  не  продавалась  за  театр! Ну, а  уж… помочь  другу- забулдыге  известному,-  это  ж  чуть  ли  не  «святое  дело»… (Я  даже  думала,  что  это  может,  и  пришла  большая  любовь? Он  же  без  меня помрёт! Уже почти  при смерти… Вшили ему  уже  что-то,  что  б  не  пил,  а  без  меня  погибнет…) Это и  был  тот  самый  знакомый  оперного  артиста,  который  летел  со  мной  в  самолёте  на  Москву  и  вышел  в  Харькове,  бас  тот  самый, что  и  дал  мне  телефон именитого  пьяницы 
«на  всякий  пожарный  случай»…) А  тут  уж,  не  то  что «пожар», а 
 «всё  горело,  как  в  аду»!  В  его  доме  сходились  тогда  «гремевшие  звёзды»  кино  и  театра…И закусывали  все  только  водой  разбавленной  старым  пересохшим  вареньем,  и  репетициями  спектаклей  в  коридоре  этой  квартиры,  когда  вместе  с  эмоциональными  порывами  знаменитостей -   вырывался  густой  мат!  И  кое-кто  при  этом… пачкал  ванную…
Вот  уж  тут  Шиллера  вспомнишь,  ибо  меня  же  туда  «прикрепили»  в  неком  театре  как  раз  для  репетиций  классической  роли… Так  что  срочный  вылет  на  передышку  в  дальний  закрытый  город  Сибири,  просто-таки  мне  был  тогда  необходим!  Что  я  и  сделала!
 И  там  сыграла  Гертруду ,  получая  письма  от  Ю.А.  с поддержкой…Где  он  посоветовал  через  год  возвращаться  в  Москву! И  тут  приключилась  интересная  история!  Вызывают  меня  на   междугородний  звонок.Пришла: кричит  какой-то  в  трубку:  «Здравствуйте!  Я  Иосиф  Давыдович!»  Я  ему  радостно  кричу:  «А!  Здраствуйте ,  Иосиф  Давыдович!  Давно  вас  не  слышала!»   Думая,  что  это  тот  самый  Иосиф  Давыдович,  который  мне  в  карман  сторублёвку  положил  в  Харькове  при  вылете  на  Москву…А  он  кричит:
 « Я  директор  оркестра  Лундстрема!  Лундстрем  услышал  на  гастролях  во  Львове  ваше пение  по  радио  и  мы  вызываем  вас  на  гастроли  в  Москву!»  Я  так  и  опешила! Говорю:  «У  меня  спектакли!»   Он  говорит:  «Возьмите  отпуск  на  десять  дней  и  прилетайте  срочно  в  Москву!  Мы  вам  всё  оплатим!»  Тут  уж  я  поняла,  что  нужно  лететь! Взяла  отпуск,-  меня  напарница  заменила  в  Гертруде, и  срочно  вылетела!
Сняли  мне  в  центре  Москвы,  в  гостинице  номерок,-  поставили  передо  мной  магнитофон  «Юность»- редкость  тогда  была:  даже  увидеть  этот  магнитофон……Сказали: «Выучите  две  песни! В  больших  залах  будем  петь десять  дней!
Я выучила песню  Бабаджаняна с припевом: «Ну,  разве  ночь  над  миром  властна?»-  и  ещё  джазовую  смешную  песенку… и  вперёд!  Пришли  домой  к  директору  оркестра   на  встречу  с  Лундстремом… (Но  я ж  с  наивностью  своей   глуповатая  тогда  была,  как  вижу  сейчас)…Говорю  искренне  признанному  маэстро: «И  вам  не  стыдно  джазом  заниматься?  Лучше  бы  вы  были в  театре,  где  классику  ставят!»   После  учёбы  у  К.П.Хохлова,  я  на  классике  помешана  была!  (Но мне  другая  «классика»  досталась…) 
А  Лундстрем  очень  интеллигентный  мужчина,  мягко  ответил:  « Мы  работали  в  казанском  театре  после  возвращения  из  Китая,  где   жили.  Но  я  создал  этот  оркестр.  И  гастролируем  сейчас  по  всей  стране.  Скоро  будем  в  Москве  базироваться.  После  слушания  моего  пения,  сказал: «У  вас  есть  дар интерпретации  песен.  И  голос  очень  красивый. Для  джаза  будет  хорошо. Контральто! Я  услышал  по  радио,  когда  были  на  гастролях  во  Львове.
И  фамилия  у вас:  «Шульженко  -  Строенко… Приезжайте  в  Москву,  если  надумаете,  к  нам  в  оркестр!  В общем,  я  тогда  десять  дней  отработала   и  улетела  в Сибирь -  работу закончить там  и  вернуться  в  Москву  опять! 
И Ю.А. сказал,  что  б  я  возвращалась,  пообещав,  что  поможет  определить  в  какой-то московский  театр.  Так  и  договорились.  И  я  тогда  абсолютно  не  придала  значения   словам  Олега  Лундстрема  о  том,  чтобы  работать  в  их  оркестре,  настолько  мечтала  о  большом  искусстве,  о  театре!  А  джаз… это  мне  казалось  чем-то  низшим.  Не  достойном  моего  внимания… И,  когда  прилетела  в  Москву  после  года  работы  в  Сибтри,  Ю.А.  рекомендовал  меня  в  интересный  экспериментальный  коллектив  «гремевший  тогда» ,-под  руководством  Засл. Арт  Всеволода  Аксёнова,  создавшего  новый  жанр,  когда  соединилась драматическая  игра,  классический  оперный  вокал  и  симфоническая  музыка. Мы  работали  в  столице  и  в  городах,  где  были    симфонические  оркестры.   Но  что-то  у  меня  началось  опять  в  личном  плане…не  понятно,  что…   (Недаром  мне  не  раз  предрекали, что  у  меня  с  этим  лада не будет!  И  Олег  Борисов  напутствовал  ранее,  что  с  замужеством  у  меня  не  получится  хорошего,  и  виолончелист  в   киевском  парке, предрекал  драму  в  личной  жизни, и Пал.Палыч,  из  Одессы советовал  близко  мужчин  не подпускать!Что-то  они  видели  во  мне,  чего  я  не  видела… Хоть  и  была  красивая!   Вот  и  снова…«покатилась кубарем»  в  одном   глупом  «романе»,  потом  в  другом..  Но  не  буду «рассаживаться»  на  этом  пагубном  явлении  для  любого  человека!  Сейчас  вот  нам  прожужжали  уши  «Про  любоФФ»  такую!  Так,  что  уже  не  знаешь,  как  уши  заткнуть,  только  что  б  не  вспоминать  и  не  помнить,  и  не  знать   подобного!  Хоть  нынче  это  как бы  «нормой»  даже  стало,  да  ещё  и по  ТВ  хвастают!  Тогда,  всё  же,  как-то  тише  было   насчёт, «про  любофф»! ( Ох,  эта  чёрная  «любофф»!  Она  сгубила!  Ох,  эта  чёрная  «любофф»!  Зачем  же  было?)…  Это  я  спела  романсовую  мелодию, когда  вспомнила о  так называемой «любови»… А  сколько  нынче  губит  людей  такая  «любоФФ»! Сейчас  в  моём  сознании  ясно  видится  тот  период,  как  большая  потеря  души  моей  и  полное  непонимание,  как  себя  вести  в  этих  «предлагаемых  обстоятельствах»…В  период, который  был  назван  одним  приятелем  - "Московским  чистилищем»… Словно  меня  «ослепили»! И  я  двигалась  по  жизни  тогда,  как  движутся  слепые,  протянув  руки  вперёд  и  делая  неверные  шаги…Впрочем,  теперь  такие  падения  даже  афишируются,  как  доказательство  некой  сексуальной  привлекательности, а  в  те  годы  не  я  одна,  а  многие   артистки,  что  были  «нарасхват»  у  мужчин - даже  погибали,  теряя  не  только  профессию,  но  и  жизнь!  Я  была  на   грани  такого  исхода!…
( Ю.А.  видно  не  захотел  «будоражить»  мной  «свой»  театр  перед   остальной  женской  частью,  ведь  у  нас  с  ним  ничего  «такого»  не было,  а   появление  моё  там  было  бы  приметным… В  общем,  какое-то  время  он  осторожничал..  Потом  настолько  сдружились,  что  хотел  было  взять  в  состав  труппы,  да  я  уже  повернула  свою  судьбу  к  пению,  а  как  это  произошло,  расскажу  дальше!) Всё-таки  Ю.А.  мне  очень  помог  тем,  что  попросил  принять  в  коллектив  Засл.Арт Всеволода Аксёнова!
 Это  было  спасительное  для  меня  время, т.к  потом   и  поселилась  в  их  замечательном  гостеприимном  доме,  куда  в  те  годы  приходили работать  на-разовые  роли, самые  известные  и  замечательные  артисты - легенды  театрального  искусства! С  удовольствием  хочу  вспомнить  об  этом  периоде  моей  жизни  и  работы  в Москве, в этом коллективе! (В  следующей   главе.)


Рецензии