Училась живописи

                Училась живописи

   Рисование в школе началось у нас в пятом классе. В класс пришел молодой учитель рисования, Малютин Анатолий Алексеевич. На первом же уроке повёл он нас на природу, к речке. На лужайке  собрал нас вокруг себя и сказал: «Ребята, рисуйте с натуры, кому что понравится!» Учитель дал нам задание, отошёл в сторону и начал наблюдать. Что такое натура, мы не знали. В классе было человек тридцать. Все бегали, играли, толкали друг друга. Когда мы уже устали от толкотни и безделья, учитель собрал всех, подвёл к большому дереву и сказал: «Нарисуйте это дерево! Кто как сможет».

   Все начали что-то рисовать. Я подошла к дереву, подняла голову вверх и  замерла, гладя на его верхушку. Прошло уже несколько минут, а я ничего ещё не нарисовала. Это заметил Анатолий Алексеевич, подошёл ко мне и спросил:    – А ты, Аля, почему не рисуешь?  – А еще не все листочки на дереве сосчитала, – ответила я.
   – Так. Всё. Закончили работу. Идём в класс! – сказал учитель.
   В классе он рассказал и показал, как нужно было рисовать дерево. «Все листочки на дереве рисовать не нужно. Достаточно было нарисовать ствол дерева, несколько веток, а затем нужно было обвести крону дерева контурной линией». На доске было нарисовано учителем дерево, похожее на то, которое дети рисовали с натуры.

   Я быстро срисовала это дерево с доски, подрисовала еще несколько деревьев, одни выше, другие ниже, так что получился лес. Учитель посмотрел на мой рисунок, похвалил меня и мою работу. В первой четверти прошло всего несколько уроков рисования, после этого Анатолия Алексеевича направили работать в райком комсомола. И больше я рисованием не занималась вообще.  Поэтому мой путь к профессии – художник был особенный. Но что интересно, прошло много лет, как однажды он прислал мне на Северный Кавказ письмо, в котором приглашал работать учителем рисования и черчения в школе на Алтае, в которой он работал в качестве директора. Но в то время у меня были другие жизненные планы.

   После того как я приехала из Новокузнецка на Северный Кавказ, директор сельской школы пригласил меня работать учителем рисования. – Я же не умею рисовать, – заметила я.  – Это неважно, будите с ребятишками на уроках срисовывать картинки из библиотечных книжек.  Ему понравилось то, что за всё лето по вечерам не пустовала школьная волейбольная площадка, чего раньше он никогда не видел. Я хорошо играла в волейбол, жила против школы, и родители мужа разрешали мне играть по вечерам. Приходили ребята, и мы играли в волейбол. Поэтому ещё и все уроки физкультуры  отдал в нагрузку мне. А ведь я после школы успела окончить только Бийское техническое училище № 3. Согласилась, а что было делать – найти другую работу русской женщине в селе было невозможно.

  Как-то в руки попала газета «Кабардинская правда» – а ведь, она могла и не попасть в мои руки, в которой я прочла о том, что в Нальчике организуется студия изобразительного искусства для взрослых. В день первого занятия я приехала к зданию Областного Совета профсоюзов, в зале которого должна была состояться встреча преподавателя со всеми желающими учиться живописи. Там собралось много желающих, наверное, человек 45. Люди приехали из города Нальчика и окрестных сёл.

   Руководителем изостудии был Тауби Мусович Сундуков. Анатолий Михайлович Сундуков - так его имя звучит по-русски. Так он и сам нам представился. В первый день занятий мы рисовали с натуры предметы быта, и в конце занятий он сказал, кто из присутствующих может продолжать занятия, в числе которых была и я. В следующий раз приехали 19 человек. Эти люди потом постоянно посещали занятия, которые проводились четыре раза в неделю. В понедельник, среду и пятницу с 17 часов до 19, а в воскресенье – с 9 утра до 13 часов.

Анатолий Михайлович был внимательным и вдумчивым педагогом. Прививал любовь к природе и дал навыки уверенного рисунка, так как мы усердно штудировали гипсовые фигуры, предметы быта, писали много с натуры. Писали пейзажи на природе. Пейзаж явился первой ступенью на подступах к портретным полотнам, первой школой, в которой оттачивалось живописное мастерство.  Чтобы правильно писать горы, а Эльбрус был виден из моего балконного окна на втором этаже, чтобы почувствовать их величие, мне приходилось самой ходить по горным тропам, а на туристических слётах приходилось заниматься альпинизмом. Блокнот и карандаш брала всегда с собой, делала быстрые наброски, которые использовала позднее в своих картинах.

    А во время занятий в изостудии художник-учитель все время возвращал нас к рисунку. Он приглашал известных художников, скульпторов Кабардино-Балкарии к нам для бесед о своих работах. Иногда мы выезжали с этюдниками за город, к реке, чтобы там писать природу. Свои листы с рисунками мы оставляли в одной общей папке в нашей изостудии.

   Однажды я искала свою работу, перебирала листы, обратила внимание на один карандашный рисунок, который излучая такую-то мощь и силу, что и задержало мой взгляд на рисунке. Он мне очень понравился, потом продолжила листать листы с рисунками дальше. Своего рисунка я не нашла. Начала перелистывать с обратной стороны, где стояла подпись того, кто нарисовал рисунок. Нашла свою фамилию, перевернула на лицевую сторону, оказалось, что понравившийся рисунок нарисовала я.

   Как-то через год на одно из занятий пришла женщина. Я выполняла рисунок с натуры, уже его заканчивала. Ко мне подошёл Анатолий Михайлович с этой женщиной и, стоя за моей спиной, они беседовали,  обменивались мнением. Оба давали очень хороший отзыв на мою работу.  Оказалось, что эта женщина была его жена – Светлана – единственная, любимая жена, художник по образованию. Оба окончили Ленинградскую академию художеств.

  Он рассказывал нам о том, как большая любовь к живописи привела его в Ленинградскую академию художеств. Он днём  ходил на лекции, осваивал рисунок и живопись, а ночью работал в кочегарке академии кочегаром, так как материально не был обеспечен со стороны родителей, проживавших в горном селении, в трудное послевоенное время. Стипендия же была мизерной.  Потом уже на последнем курсе он женился на сокурснице. Они вместе окончили художественную академию, после чего он вернулся с женой в Нальчик. Но с тех пор прошло уже много лет.

   Сейчас вспоминаю иной раз свою попытку поступить в эту академию и удивляюсь своей наивности. Они написали рекомендательное письмо, вручили его мне и сказали: «Поезжай в Ленинград, поступай в академию!»   И так, по рекомендации педагога Т. М. Сундукова – он был  Председателем Союза художников Кабардино-Балкарии, – поехала поступать в Ленинградскую академию художеств им. И.Е.Репина,  после того как пришёл  вызов.  Его преподаватели состарились и в академии уже не работали, поэтому я рекомендательное письмо, не прочитав, порвала. Теперь об этом жалею, знала бы, что там написали они обо мне.

   Приехала я в Ленинград. От вокзала проехала автобусом до Васильевского острова и шла по набережной Невы пешком. Вдруг я увидела, как с левой стороны на воде раскачивалась большая посудина, напоминающая форму катера, а на ней большими буквами было написано «АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ». Это то, что мне надо было, так как я искала Академию художеств. Ещё не осознав, что это такое, я спросила у прохожего: «И  это – Академия художеств?» Мой голос выдал моё разочарование. «Нет, нет. Это пристань. А здание академии находится на другой стороне улицы, вон там, через два дома отсюда», – успокоил меня прохожий.
Когда пришла  в приёмную комиссию, там мне дали место для проживания в течение тридцати дней. Поселили вместе с еще 20 абитуриентками в красный уголок академии. Большая комната была заставлена раскладушками, одна из них досталась мне. Среди поступающих абитуриентов были девушки и женщины уже в возрасте, приехавшие со всего Советского Союза. А из-за рубежа приехали поступать жёны военных, служивших за границей.  А другие абитуриенты жили в других свободных от занятий кабинетах.

   Месяц жизни в Ленинграде был такой насыщенный впечатлениями! Я подружилась с девушкой из города Пятигорска, мы с ней посещали достопримечательные места, знакомились  с памятниками культуры, которые нам были необходимы  для сдачи экзамена по истории и теории искусства, посещали музеи, были в Эрмитаже. В здание Смольного нас милиционеры не пустили, так как было уже поздно, а по тропинкам вокруг Смольного монастыря мы всё же прогулялись. Весь день колесили по городу то в автобусе, то пешком гуляли по Летнему саду. Однажды до того догулялись, что как только мы перешли по мосту на другую сторону Невы, на Васильевский остров, мост разделился на две половинки и они начали подниматься вверх. Ночью было светло как днём, поэтому чувство времени терялось. Мы видели это явление впервые. Я умудрилась посмотреть на стадионе Первенство мира по лёгкой атлетике. Понравились мне своей приветливостью жители Ленинграда.

   Однажды я пошла в Исаакиевский Собор. Меня поразили росписи на стенах и на потолке внутри собора, выполненные художником Врубель. А алтарь расписывал Ломоносов, как сказала экскурсовод. По винтовой лестнице вслед за другими людьми поднялась на самую высокую смотровую площадку. С высоты открылся вид на старые серые здания Ленинграда и жилые постройки рабочего квартала. Вдали были видны новые застройки города. Весь Ленинград был виден с высоты со всех сторон как на ладошке.

  Долгое время задерживаться на смотровой площадке было нельзя, так как  люди, поднимающиеся вверх по винтовой лестнице, напирали на тех, кто уже находился там, и все были вынуждены спускаться вниз, но уже с другой стороны лестницы. Я как глянула вниз, так и прижалась к стене, со страху ли, но закружилась голова, и я пропускала вперёд всех тех, кто шёл позади меня. Люди свободно проходили мимо меня, а я боялась двинуться с места, как будто приросла к стене. Оказалось, что я очень боюсь высоты.

   Проход был тесный, а решетка ограждения казалась такой ветхой. Но это только казалось, что она вот-вот свалится вниз. "У страха глаза велики".  Когда ко мне сзади подошёл прибалтиец с большим животом,  мы никак не могли с ним разойтись. Он понял, что я боюсь спускаться вниз, взял меня за ворот плаща и сказал:  «Идите вперёд! Я Вас держу за воротник, и упасть вниз не дам».  Эти его слова придали мне уверенность, и я на полусогнутых от страха ногах спустилась вниз по лестнице. Теперь, когда показывают по телевидению Исаакиевский Собор, я смотрю вверх на башню, на самую высокую смотровую площадку и думаю: «Ох, и высоко же я тогда забралась!»
   
    Документы я подавала на факультет «Теория и история искусства». Только на этом факультете было заочное отделение, где конкурс  –  49 человек на одно место. Всего в Ленинградской академии художеств  этому факультету было отведено 25 мест. Распределялись они так: по одному месту - для союзных республик, три – для развивающихся стран. А остальные для всех поступающих, включая и соцстраны. Мест, оставшихся после брони, было 8. Поэтому большой конкурс был даже среди этих. Члены экзаменационной комиссии на экзаменах заваливали абитуриентов, как только могли.
 
   Экзамены сдали 25 человек на одни пятерки. И перед комиссией встала проблема выбора. Из 25 абитуриентов нужно было выбрать восемь, на восемь оставшихся мест. Из нашего красного уголка поступила одна девушка-грузинка. Отведённая ей раскладушка в красном уголке стояла, но сама она появлялась там очень редко. Она рассказывала нам о том, что уже окончила художественное училище в Грузии. Я видела, как её отец беседовал с ректором академии и тепло приветствовал его, пожимая тому руку. Затем он представил ректору свою дочь. Она одна из нас и поступила.

   Осенью из Москвы приехала к нам в изостудию комиссия по отбору студийцев в Народный университет изобразительного искусства. После просмотра наших работ, выполненных, за пять часов, мне предложили выслать в Москву, в приёмную комиссию,  свои новые работы для поступления. Что я и сделала и начала заочную учёбу уже в Москве по рисунку, живописи и истории искусства, но об этом я написала немного во второй части.  А когда судьба сделала очередной поворот, я далеко запрятала кисти и краски в сторону и 30 лет я к ним не прикасалась.
На фото мои работы, выполненные с использованием природного материала.

                Продолжение следует…


Рецензии
Алифтина Павловна, рад, что опять зашёл к Вам. Сейчас на сайте много новых, но меня тянет к моему времени. Мне нравится Ваше слово. Неторопливый рассказ, текст без "заноз" и новомодный конструкций, а главное идущие от сердца сюжеты.
Сейчас я редко читаю на Прозе - катаракта замучила: жду бесплатную операцию уже полгода.
С огромным удовольствием прочитал Ваши воспоминания. Почему выбрал именно это? Всё просто: я родился в творческой среде. Воспитывался у бабушки - профессиональной художницы. Сестра закончила Ленинградскую академию, ту самую, куда Вы поступали. Сестра живёт в Париже уже больше 30-и лет, пишет картины на продажу вместе со своим мужем - тоже художником. Я вырос среди холстов, кистей, мастихинов и масляных красок. Очень люблю живопись. Обскакал все музеи изобразительных искусств в городах, где бывал. Но более родной город - Ленинград. Там жили мои предки. Проживала мать, любимая тётя. В детстве я больше всего на свете любил рисовать, но жизнь сложилась иначе и я стал технарём. Творчество не ушло, стал писать, а иногда и рисовать. Мечта была... выйду на пенсию и стану рисовать. Накупил кистей, мольберт, добавил к бабушкиной литературе, книги по рисунку, композиции и др. Мне ранее часто приходилось выполнять архитектурные чертежи, в основном интерьера, мебели (позже преподавал в лесном институте историю архитектуры, интерьера и мебели - даже написал учебник, изданный кстати в Ленинграде). Но, выйдя на пенсию начал писать и всё... это занятие поглотило всё время и мечта осталась нереализованной.
Зато написал "Размышления у художественного полотна". Не знаю читали ли Вы этот опус? Он, конечно объёмен и его редко, кто читает, ноя ему посвятил не один год. Если заинтересует, посмотрите по диогонали - вдруг начнёте читать?http://proza.ru/2014/04/12/910
А Вам огромное спасибо за тему, за рассказ и хорошую литературу!

Вадим Гарин   24.04.2018 11:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, большое. Увидела и тёплой волной накрыло меня. Рада Вам. Перечитала у Вас всё. Долго шла по Вашим стопам в плане написанного. Зайду по ссылке. Сейчас пишу серьёзную книгу по родословной мужа. Огромное спасибо за рецензию. Так уже не пишут. Здоровья Вам! Успешной операции. Всего Вам доброго! Зайду.

Алифтина Павловна Попова   24.04.2018 12:04   Заявить о нарушении
Это очень правильно, что начали писать очень личное. Я считаю такую работу и серьёзной литературой, и, что самое главное, ДОЛГОМ. Я тоже к этому шёл не один год. Последнюю работу в таком плане написал "Лесное. И всё-таки бабушка" (http://proza.ru/2015/08/04/1824). Кроме этой работы написал заказанную мне очерк-биографию своих дедов - лесоводов под названием "Династия"(Её заказали мне в лесной академии. Отправил им и жду издания для библиотек лесных ВУЗов страны). Писал лет пять. За это время в академии умерли или сменились четыре ректора! Работу считал своим священным долгом. Говорил близким, что если не напишу - не помру (как жёлтый лист у О,Генри). Это не значит, что теперь я собрался умирать, но когда придёт этот черёд - помру с чувством выполненного долга перед моими родными. Этот огромный камень я сдвинул!!!
Вот и Вы принялись за родных - это я считаю правильным, тем более, что Вы интересный и прекрасный литератор. Убеждён, хорошая будет книга! Удачи Вам и здоровья!

Вадим Гарин   24.04.2018 13:00   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Вадим. Здоровья Вам.

Алифтина Павловна Попова   24.04.2018 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.