Ветеран

     - Ребята, скоро 9 Мая. День Победы. Наши подшефные ветераны как обычно соберутся в саду «Эрмитаж». Мы должны будем их встретить и отвезти туда. Обратите внимание на их самочувствие. Многие долго ехали поездом, кто-то летел самолетом. А они уже не молоды. Поэтому будьте предельно внимательны. Если что – сразу скорую, - так напутствовал своих помощников военрук одной московской школы.

     Давно уже руководил он поисковой работой. Собирал по всему Союзу ветеранов воинской орденоносной мотосрелковой части. А сколько было радости и благодарности в сердцах людей, которые наконец-то смогли встретиться со своими однополчанами. Какие случаи из тех времен рассказывали они ребятам из группы «Поиск»! Вот оно какое было – реальное патриотическое воспитание молодежи.

     Мне, старшекласснице, поручили встретить ветерана, который впервые прилетел на встречу 9 мая в Москву. Его долго разыскивали и ждали. И теперь, наконец, сбылось. При этом, предупредили, что человек в чинах, и воинского звания высокого, хоть и прибыл в штатском. Да к тому же сердечник. Так что – осторожность и деликатность. Летел издалека. Устал, а тут предстоят переживания. Все помнили, как в предыдущие Дни Победы, никого не стесняясь, безудержно рыдали старики, обнимая друг друга словно в последний раз. А ведь для кого-то тот раз и правда был последним.

     На остановке автобуса стоял высокого роста довольно моложавый человек. Седой, стройный, подтянутый, аккуратный.

- Ну вот, а говорили – ветеран, больной, осторожно, - с облегчением подумала я. И окликнула стоявшего человека:
- Здравствуйте, вы – Андрей Петрович?
– Так точно, - по военному твердо ответил он, - А вы, должно быть, Света. Меня предупредили.

     Вот мы и познакомились. Надо было проехать немного на автобусе. А затем уже спуститься в метро. Было раннее утро. Андрей Петрович хотел приехать на место сбора пораньше. Чтобы «сориентироваться на местности». Поэтому в свой выходной мне пришлось вставать ни свет ни заря. И топать к автобусу, когда мои одноклассники еще досматривали сладкие сны. Я встала с трудом и поэтому все еще слегка тормозила. Наверно, окончательно не проснулась еще. Но, привыкнув строго выполнять порученное, я пристально следила за собой и «своим ветераном». Когда двинулись к автобусу, я по возможности умеряла шаг. Косилась в сторону, как он? Вроде – ничего. Андрей Петрович шел легко и споро. Тяжелого дыхания (как у сердечников) не слышно. Лицо бледное, но спокойное и доброжелательное. Военрук звания его мне не сказал. Но мне и не надо было. Достаточно того, что этот человек прошел войну. Такая судьба уже достойна уважения. За несколько лет ветеранских встреч, мы видели всяких людей. В разных званиях, мужчин и женщин. И вели они себя всегда по-разному.

     Одна женщина-ветеран, снайпер, чуть не умерла, когда увидела своих. Так долго ждала, что не выдержала. Пришлось срочно помогать. Обошлось без госпитализации. В общем, бывало всяко... А тут всего-то одного и проводить. И судя по всему – обойдется без эксцессов.

     Кто бы мог подумать, что эта встреча запомнится мне на всю жизнь...

     И вот мы вошли в вагон метро. Несмотря на праздничный день, народу оказалось немного. Хотя несколько человек стояли в проходе, но пара мест в вагоне еще оставались незанятыми. Я выбрала одно и, подойдя поближе, встала напротив. Заметив мое передвижение, Андрей Петрович подошел ко мне и вопросительно взглянул. Тогда я показала на свободное место и предложила ему сесть.

– Вы, наверно, устали, - вежливо сказала я, - у вас был тяжелый и долгий перелет. Не хотите ли присесть и немного отдохнуть? Дорога у нас не близкая, займет около получаса. А Вам еще потребуются силы – впереди много волнений.
 
     Говоря это, я слегка наклонилась к нему – поезд громыхал, а я хотела быть услышанной. И пока говорила – смотрела вниз, куда-то на начищенные до блеска военные ботинки. Когда закончила, то взглянула ему прямо в лицо. Чуть снизу. И до сих пор вижу эти светло-голубые глаза. Что в них было? Наверное – гнев. Едва сдерживаемый гнев и недоумение. Я даже отшатнулась. Не ожидала такого. Я, естественно, подумала, что чем-то его обидела. Быстро мысленно пробежала по деталям встречи, своим словам. И, не найдя грубого прокола, честно и открыто взглянула на ветерана. Я ждала объяснения. И то, что последовало, стало для меня ориентиром на всю оставшуюся жизнь…

     Вагон остановился. И в наступившей временной тишине, я совершенно четко услышала его слова. Слова заслуженного человека, военного, имевшего высокое звание, много на что имевшего законное право. И, наверняка, получавшего от государства положенные ему немалые льготы. Почет и уважение. И много чего еще. Но не поставившего все это слишком высоко в своей жизни. Вагон не качался, и я могла оценить все преимущества военной выправки. Андрей Петрович стоял как на параде. Строго, прочно и прямо. Немного подумав, сдержанно, чтобы не обидеть школьницу, он сказал:

     - Запомни, девочка. Раз и навсегда. Я сначала – мужчина! А уже потом  – ветеран, офицер и начальник. И когда стоят женщины, мужчина не имеет никакого морального права сесть. Если он сел – он не мужчина. И только так!

     Вот с каким человеком свела меня судьба. На следующий год он уже не приехал... сердце. Но одной этой встречей он поднял планку оценки человеческой сущности так высоко, что встречая других мужчин, я невольно примеряла на них его жизненное кредо. И, честно говоря, мало кто дотягивал до таких высот. Но в присутствие ТАКОГО МУЖЧИНЫ даже та школьница, какой я была когда-то, вдруг впервые почувствовала себя ЖЕНЩИНОЙ.

                И только так!


Рецензии