К 70 летию Сталинградской битвы

К 70­летию Сталинградской битвы.
Два сухаря из Омска
___2__5.jpg - КПРФ
Фото: www.omsk-kprf.ru


О 308­й Гуртьевской дивизии, сформированной в Омске и сражавшейся на заводе «Баррикады» в Сталинграде, газета «Правда» писала: «... Подсчитано астрономическое количество бомб, сброшенных немцами на дивизию. Это цифра с четырьмя нулями... Этим грохотом можно было оглушить человечество, этим огнём и металлом можно было сжечь государство. Немцы полагали, что сломают моральную силу советских полков. Они полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильнее и спокойнее.
Героизм стал бытом, героизм стал стилем дивизии и её людей, героизм стал будничной, каждо­дневной привычкой. Героизм всюду и во всём».
И далее: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными и мало кто из них уцелел, но они сделали своё дело... Только глаз со стороны мог оценить всю железную силу сибиряков... их спокойную волю до конца вынести тяжкий жребий».
«За Волгой для нас земли нет» – как клятву повторяли эти слова воины­сибиряки, сражавшиеся за город, руины которого стали крепостью. Это их беспримерному подвигу посвящена книга «Сибиряки на защите Сталинграда», вышедшая в свет накануне 70­летия Сталинградской битвы. Авторами стали фронтовики Александр Дмитриевич Колесников и Сергей Иванович Вязгин.
К глубокому сожалению, Александр Дмитриевич Колесников, участник Сталинградской битвы от её начала и до конца – с 17 июля 1942­го до 2 февраля 1943­го, не дожил до этого очень знакового для ветерана события (его не стало на 93­м году жизни в мае прошлого года). Человек удивительной судьбы, награжденный многими боевыми и трудовыми наградами, среди которых ордена Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды и «Знак Почёта», медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». А ещё это был видный авторитетный омский учёный, доктор исторических наук, профессор, автор 35 книг о ратных подвигах сибиряков, истории Омского Прииртышья. И всё, же книга о Сталинградской битве, конечно, была для него особенно важной и бесценной. Без прикрас идет речь в книге.
Александр Дмитриевич Колесников принимал участие в обороне «Острова Людникова». Такого тогда не было на картах, а сейчас он обозначен в путеводителе по историческим местам Волгограда. Так с конца октября 1942 года стал называться узкий участок обороны 138­й дивизии под командованием полковника И. И. Людникова – 700 метров по фронту, 400 метров в глубину – в поселке Нижнем. С трех сторон овраги, с четвертой – Волга. Человек исключительной скромности и порядочности, А. Д. Колесников почти не пишет о себе, не подчеркивает собственную роль. А показывает прежде всего простые человеческие чувства солдата на войне, его переживания, отношение к происходящим событиям. Подкупает подробный рассказ о том, в каких бытовых условиях приходилось сражаться сибирским дивизиям. Одна из глав книги так и называется «Быт защитников города».
Вот лишь несколько фрагментов из нее. Они о многом говорят:
«Главная трудность – доставка через Волгу в город продуктов питания и боеприпасов. Обычных кухонь на конной тяге, которые были в полевых частях, в городе уже не было. Доставляли продукты и готовили пищу в приспособленных ёмкостях, котлах, вёдрах, больших баках и термосах, обычно в темноте – поздним вечером и ранним утром – разносили по взводам, ротам. Широко практиковалась раздача сухого пайка (пачки галет, сухарей, брикеты каши, банки колбасы). Галеты и колбаса в баночках в основном были американскими, доставляемыми через Иран.
Попадали в Сталинград и продукты из Сибири. Как­то мне и другим товарищам попали банки сгущёнки производства Любинского молочноконсервного завода Омской области.
Местная сталинградская школьница, занимавшаяся доставкой почты, прозванная у нас Весточкой, где­то достала чернил и стала заставлять солдат писать письма не карандашом, а чернилами. «Получая хорошо оформленное письмо, домашние успокоятся, будут знать, что вы находитесь в хорошей обстановке,– убеждала она солдат. Солдаты отшучивались в отношении «хороших условий», но соглашались и писали письма чернилами.
В разрушенных домах сталинградцев попадалось много книг; бойцы их подбирали, читали у окна разбитого дома, возле коптилки в блиндаже. Популярная довоенная книга Н. Островского «Как закалялась сталь» ходила по рукам, передавалась из дома в дом при осаде. С особым чувством воспринимались нами вот эти слова Павки Корчагина: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной» Эту книгу я пронёс через всю войну. Ныне экземпляр этой книги хранится в Музее воинской славы омичей.
Еще в конце октября в Сталинград стали присылать зимнее обмундирование: полушубки и бекеши для офицеров, тёплые куртки для рядовых, зимние шапки, валенки, тёплые носки, портянки и пр. Наступившие морозы мы встретили в тёплой одежде и обуви. Причём в карманах бекеш и полушубков, в валенках часто лежали записки с пожеланиями, чтобы одежда хорошо грела и сохраняла жизнь защитникам. И, как выяснилось, пришли эти вещи из Омска. В одном из валенков нашли детское обращение к папе: «Мы тебя очень ждём!» и завёрнутые в бумажку два сухаря...»
И вот слова, ставшие завещанием и обращенные к нам, ныне живущим: «Очень важно помнить имена павших на защите Родины, сохранять документы, фотографии, вещи. И хотя бы за семейным столом в памятные дни называть имена своих близких и родных, павших в боях за Родину.
Надо бы всем нам знать свои корни. Чтобы молодые могли гордиться своими предками, не какими­то абстрактными, а реальными дедами и прадедами – тружениками и воинами».
Валерий КУНИЦЫН.
Источник: КПРФ
04.02.2013  21:17
Яндекс.Директ


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.