Экспрессионизм

    11 декабря 2013. Утро наступило рано. Сегодня у нас выставка «Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины».
    Совершенно не заметила времени, проведенного в пути, т.к. путь освещала Собеседница совершенно необыкновенная. С ней всегда есть о чем поговорить, ну, или не поговорить.
 
    На Дворцовой площади нас встретили огромные кучи снега.  Да-да, именно кучи. Ведь сугроб - это естественное последствие снегопада, а то, что возвышалось – это «горки», высотой с грузовики. По неизвестной причине, своевременно неубранные.  Хотя машины ревели включенными моторами и работники в спецодеждах «кружили» рядом с ними.Почему не убраны? (Вопрос риторический…) Почему несвоевременно? Во-первых, снег с неба прекратил падать вот уже несколько часов назад. Во-вторых, количество техники имеется в наличии, на мой взгляд, достаточном, чтобы его уже наконец-то убрать…  Забегая вперед (не стану больше возвращаться к этой теме), сообщаю, что, при выходе из Эрмитажа, около 14 часов, все также ревели моторы снегоуборочных машин, и все также виднелись спецодежды снегоуборщиков. Рассказываю я это потому, что на главной площади Санкт-Петербурга несмотря на «нелетную» погоду, достаточно многолюдно. В большинстве своем, гости города, разумеется. Представляете их фото с ряжеными Екатериной и Петром на фоне Зимнего дворца, который выступает бэк-вокалом? Солирует снег. Точнее, «легли сугробы кругом». Вот только у Блока все гораздо симпатичней.
    Фотографии сего эпизода я не сделала умышленно, т.к. мне стало обидно за любимый Город, и запечатлевать «вот это» - обидеть и его тоже. Мы взгрустнули с Ним вдвоем, и меня на время поглотили сокровища Эрмитажа.
    55 картин и графических произведений из собрания австрийского музея расположились в Николаевском зале.
    Портреты и пейзажи; акварели и рисунки; грубые мазки и кричащие контрастностью цвета… Психологическая составляющая каждой линии и эмоция каждого лучика света, тревога темной ночи и противоречие оттенков. Экспрессионизм…
    Единогласно было принято решение обойтись без аудиогида. Будем полагаться на свои чувства и восприятия. Во время выставки мы делились впечатлениями, восторгами и не очень, пониманием и безразличием. А вот разочарования к нам не приближались.
    В зале довольно прохладно и немноголюдно, всего лишь несколько человек, все-таки многие еще спят или завтракают в это время.  Мы неспешно передвигаемся от стены к стене, от полотна к полотну. В большинстве своем, нам нравятся разные произведения, и прекрасно, т.к. благодаря этому открывается возможность обратить внимание на то, на чем взгляд не задержался бы дольше секунды.  Можно приглядеться, может быть даже что-то разглядеть.
    К нескольким картинам я прониклась особенными чувствами. Вот первая, у которой захотелось остановиться, окунуться, подумать, вдохнуть.
    Макс Пехштейн, «Ирисы в вечернем сумраке».
    Я разделила настроение художника, поймала дуновение ветерка, растворилась в зелени, услышала пение сверчков. Ирис – один из моих любимых цветков, может быть поэтому… Вижу и переливчатость светящихся лепестков… (кстати, в переводе с греческого «ирис» означает радуга.)
    Идем дальше. Творение «Мир» Аугусто Джакометти тоже приковало наше внимание. Это произведение мы оценили вместе.
    Картина как будто выложена мозаикой. На самом деле она написана мастихином (специальным мастерком, использующимся в масляной живописи). Очень красиво и трогательно.
    Поскольку я катастрофически неравнодушна к городским пейзажам, то Оскар Кокошка покорил в первую очередь картиной «Лондон. Малый пейзаж на Темзе». Это признанный шедевр автора, но на выставке есть еще несколько работ, которые тоже достойны внимания. Свое знакомство с произведениями австрийского художника считаю состоявшимся и очень приятным.
    Пока я рассматривала «зацепившую» «Женщину с кошкой» Макса Бекмана, моя Спутница тоже надолго застыла у полотна «Девушка в шляпе с цветами» русского художника-экспрессиониста Алексея Явленского.  Эти картины расположились на одной стене. Они настолько разные, насколько и похожи. Это невозможно описать просто словами, потому как ощущения у каждого свои. Искусство субъективно…            
    Другие произведения (в том числе работы Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни), которые временно поселились в Эрмитаже, уедут в Австрию уже в середине января 2014 года. Мы получили огромное удовольствие от увиденного. Прочувствовать интонации оригиналов и вдохновиться – это ли не радость бытия!
    И теперь я точно знаю куда первым делом пойду в Вене. Конечно, во Дворец эрцгерцога Альбрехта, где расположен музей  Альбертина!
P/S
    Горячий кофе и воздушные пироженки не в Венской кофейне), обсуждение творческих планов, смешные истории из реальной жизни чуть-чуть согрели нашими улыбками холодное Питерское небо. Не могу называть его хмурым, не могу называть его серым. Сегодня оно было спокойное и задумчивое. Абсолютно ровного дымчатого цвета.
    Спасибо, Любимый Город, за прекрасный день, замечательных людей рядом и едва уловимые оттенки волшебства!
 


Рецензии