Заметки о Кабале

Замечу, что в разных изданиях и разных школах слово кабала употребляется в двух вариантах: кабала и каббала.

Можно ли относить кабалу к магии? Разговор о кабале стоит начать с напоминания о том, что она является неотъемлемой органической частью иудаизма, одним из разделов Устной Торы. Появившиеся в последнее время попытки противопоставления кабалы иудаизму или ее отделения от него некорректны.

Существует Писание (Письменная Тора, Танах), которое христиане почитают и называют «Ветхий Завет». Кроме него есть Предание (Устная Тора), которая вся - необходимое разъяснение, расшифровка и анализ текста Торы Письменной. Эти части целого синхронны и неразрывны.

Устная Тора включает в себя четыре подхода к исследованию и пониманию текста Танаха. Хотя каждый из них имеет свою систему правил и развивается в собственном направлении, они неразделимы, составляя в своей совокупности гармоничное единство, дополняя, и уточняя друг друга. Следует подчеркнуть, что такое деление ни в коем случае не может рассматриваться как иерархическое, отражая лишь разницу в целях и методах учебы. Это пшат - буквальный смысл текста, ремез - намек, друш - аллегорическое толкование и сод - скрытый, потаенный смысл. Издревле их совокупность называли аббревиатурой Пардес. Это не просто аббревиатура, но и слово, означающее «сад». Всякое нарушение гармонии и целостности между Письменной и Устной Торой или между частями каждой из них, является однозначным отказом от традиции иудаизма. Это можно расценивать как попытку разрушения его основ.

Собственно сод, и является тем, что принято называть кабалой. Надо отметить, что в традиционном еврейском контексте у этого слова нет «привкуса» магии, привнесенного в него европейской эзотерической традицией. Оно означает просто «преемственность» и в определенном смысле может быть отнесено и к иным частям Устной Торы. Но именно изучение скрытого смысла текста принято называть кабалой, то есть, буквально, педантичной и точной изустной передачей от учителя к ученику. Связано это с тем, что и после того, как все иные области Устной Торы начали фиксировать письменно. Знание кабалы еще долгое время продолжало оставаться за рамками этого процесса.

Кто бы ни занимался кабалой на протяжении тысячелетий устной передачи традиции - пророки, знатоки Закона, мудрецы, моралисты, - одно оставалось неизменным: все они делали это вполне профессионально и систематически.

Уже в самом тексте Танаха упомянуты так называемые «пророческие школы», ученики которых исследовали то, что сегодня назвали бы эзотерическими и мистическими аспектами «слова и бытия». Со временем процесс накопления знаний в этой области привел к неизбежной структуризации материала, возникали школы и направления, формировались символический язык и терминология. В конце концов, тексты стали фиксировать письменно. Но и после того, как труды кабалистов стали записывать, эти записи предназначались для коллег, а не для случайных людей. Поэтому записи велись на особом языке, характерном специфическими понятиями, ассоциативными связями и недоговоренностями, - «защита от несанкционированного доступа», если воспользоваться современной терминологией.

Именно эти трудности в изучении текстов кабалы являются причиной основных проблем для начинающих свое знакомство с ней. Они ставят непреодолимый заслон перед теми, кто не знает в совершенстве иврит и арамейский и не «вписан» в контекст еврейской цивилизации. Без знания терминологии, без возможности отследить ассоциативные ряды и символику, любая попытка исследования текста кабалы обречена на неудачу.

Следует уточнить, что между четырьмя направлениями Устной Торы нет иерархических отношений, и каждое из них имеет свою сферу применения. Последовательность в их изучении существует и должна учитываться. В этом смысле их лучше было бы назвать не направлениями, а слоями. Пшат исследует буквальный смысл текста Письменной Торы. Ремез, толкуя слова Писания, уже использует результаты, полученные путем применения метода пшат. Друш использует знания, полученные с использованием методов пшат и ремез. Соответственно, сод анализирует и осмысливает сказанное в Танахе, учитывая совокупность информации, полученной с помощью всех остальных методологических подходов.

Требование объемности и гармоничности в знании достаточно универсально. Специалист в любой области не может быть высококлассным, если его знания не обладают известной мерой полноты.

На протяжении поколений все те, кто получил известность в качестве учителей еврейского народа и мудрецов, занимались всеми областями еврейского знания. Правда, зачастую их специализация и опубликованные труды относились лишь к одной из них. Попытки избирательного изучения Торы, в ходе которого выделяется какая-либо определенная область и все внимание переносится только на нее, имеет отрицательный результат. 

С одной стороны, «узкий специалист» оказывается заложником неадекватного подхода к Торе,  искажая сказанное в ней. С другой, создается диспропорция, опасность которой легко осознать на примере из области медицины. Неконтролируемый рост тканей не только не развивает организм, но убивает его. Любая область изучения Торы, непропорционально разросшаяся в ущерб гармонии Откровения, губительна как раковая опухоль.

Еще одна не менее важная проблема состоит в том, что от мудреца требуется отнюдь не только знания и интеллект, но и определенный моральный уровень. Есть целый спектр занятий, пригодность к которым определяется не только формальными знаниями и профессиональными навыками. Мы ведь не доверимся врачу, о котором известно лишь то, что он вполне грамотен. По отношению к Торе это требование однозначно: человек должен не только изучить написанное в ней, но и жить в соответствии с ее законами.

О том, кто изучает Тору на умозрительном уровне, не претворяя ее положения в жизнь, говорят, что его талес (одеяние, в которое облачаются во время молитвы) подобен попоне на спине осла. Ведь Тора не только литературный памятник и совокупность морально-этических наставлений. Она - Божественное откровение и предписывает определенный образ жизни, конкретные нормы поведения. И предание заповедей забвению, изъятие из Торы сферы их практической реализации - это все то же губительное разрушение ее целостности, о котором мы уже говорили.

Знаток текста Торы, не живущий по ее законам, не может быть мудрецом, учителем. Самим фактом пренебрежения заповедями он доказывает свое непонимание Торы. Именно поэтому большая часть кабалистических текстов посвящена вопросам правильного, оптимального пути исполнения заповедей, наполнения их смыслом и жизненной силой.

В еврейской истории было немало религиозных групп, в той или иной степени отказывавшихся от соблюдения практических заповедей. Все они прекратили свое существование, следуя неумолимой логике самоуничтожения, причинив много горя всем тем, кто так или иначе был с ними связан.

Именно в силу органического единства Торы отказ от каких-либо из ее частей или непропорциональное развитие с неизбежностью приводили не только к теологическим извращениям, но и к глубокой моральной дегенерации. Там, где предпочтение определенной сфере занятий приводит к забвению всего остального, кончается иудаизм и начинается сектантство.
 
Все сказанное о диспропорции и фрагментарности в изучении и преподавании Торы нуждается в важной оговорке: и Письменная, и в особенности Устная Тора даны евреям. Безусловно, послание, содержащееся в ней, адресовано всему человечеству, но ее исполнение, миссия служения, со всей ответственностью и тяжестью долга, - на евреях! Это нисколько не умаляет ни достоинство, ни историческую роль, ни целесообразность существования иных народов в реализации замысла Творца. Именно в силу глубокого осознания этого евреи никогда не были миссионерами. Еврейство, иудаизм, Тора - это национальное.

Нет сомнения и в том, что на протяжении всех поколений со дня дарования Торы народы в целом и отдельные их представители испытывали ее существенное влияние. Оно проявлялось двояко: всегда находились не евреи, которые решали всецело принять еврейские ценности, миссию и судьбу, стали прозелитами и растворились в народе Израиля. Другие, и их выбор не менее достоин уважения, решили ограничиться лишь знакомством с еврейскими источниками. Они построили для себя иные мировоззренческие системы, иные религии. Но в этих религиях просматривается влияние иудаизма. Естественно, первыми приходят на ум христианство и ислам, но история еврейского влияния на другие культуры начинается существенно раньше, еще в эллинистическом мире. В той или иной степени его испытали почти все цивилизации, даже те, которые трудно в этом заподозрить. Но список многочисленных подарков иудаизма человечеству, таких как монотеизм, еженедельный день отдыха, идея прогресса и Избавления и многих других, не включает в себя знание кабалы.

Даже на уровне поверхностного знакомства с иудаизмом действует все то же правило сохранения пропорций и целостности. Нельзя, подсаживая больную клетку в здоровый организм, надеяться на благоприятный исход процесса.

Механизм, в общем, всегда одинаков: внесение искаженного, вырванного из контекста фрагмента одной культуры в другую неизбежно причиняет вред. Иногда немедленный ущерб очевиден, иногда проявляется через поколение, но результат предопределен.

Говоря о недобросовестной «прививке» кабалы на ствол чужой культуры, следует остановиться и на еще одном аспекте: превращении кабалы в магию. Люди склонны считать магию чем-то около религиозным занятием, порой - частью религиозного сознания. Но в своей основе она куда ближе к науке.

Если упрощенно объяснить это утверждение, то наука говорит примерно следующее: если при определенных условиях поместить в черный ящик А, на выходе получится В. Вне зависимости от намерений экспериментатора, его порядочности и морали - исход предопределен объективными условиями и законами. То же самое утверждает магия: произнеси некую формулу, смешай золу очага с пеплом вороны и соком вишни - и на выходе ты получишь искомый результат. В этом контексте несущественно то различие между ними, что наука дает воспроизводимую и адекватную картину. Ее методы обычно приводят к искомому результату. Магия же торгует иллюзиями, и ее методики результата не дают.

В религии все иначе: результат процесса зависит не только от манипуляций и обрядов, но и от личных отношений с Всевышним, оттого, что собой представляет человек. И если в религии Творца воспринимают как автомат, если с помощью повторения неких формул или свершения ритуалов пытаются «заставить» Его действовать по человеческой воле - религия превращается в магию.

Магия не лишена притягательной силы, более того, она куда привлекательней религии для определенного сорта людей. Тот, кто ищет легкие решения сложных проблем, всегда предпочтет магию, которая дает «методику чуда»: скажи то, сделай то, и все изменится, причем немедленно.

Человек, желающий вызвать существенные перемены в самом себе или в мире, не может надеяться достичь результата зазубриванием и повторением магических формул. Кабала - интегральная часть иудаизма. Тот, кто пытается представить ее объективной, как научную отрасль, вольно или невольно скатывается к магии, в лучшем случае - бесполезной.

Совершенно несущественно, тратит ли человек время на принесение в жертву черного петуха или повторяет вырванные из контекста слова. Впрочем, в результате, кроме тушки петуха, он имеет иллюзию духовного действа. Самое приятное, что человек искренне верит в свое приобщение к элитарному кругу избранных. Трудно сказать, какое из этих заблуждений вредней, но то, что ни одно из них не прибавляет душевного здоровья, - очевидно.

Иллюзия приобщения к «приобщенным» делает секты, заигрывающие с мистической «наукой о кабале», особенно привлекательными для людей, страдающих от житейских неудач и душевных недугов и кризисов. Это легко понять - им так хочется из страдальцев и парий «перейти в высшую лигу», заучив «древо сфирот» и арамейские термины. Но не следует забывать, что очень часто магия становится убежищем для тех, кто не в состоянии справиться с жизненными задачами, с собственными душевными проблемами, оставаясь на почве реальности.

Не всегда речь идет о неудачниках, порой и очень сильный человек в минуту кризиса хватается за соломинку магии. Кроме того, среди тех, кто идет за «озаренными», часто находится человеческий тип, знакомый совсем из другой сферы жизни, - игрок. Порой у него нет уже ни семьи, ни денег, но он уверен: карта ляжет, как надо, барабан лотереи совершит оборот, а жизнь изменится магическим образом.

Переходя в категорию «приобщенных», многие пересекают не только границу между реальным и иллюзорным мирами, но и рубеж, отделяющий жизнь по законам от вседозволенности. Нормой для сектанта-мистика является глубокая уверенность в своей свободе от законов, заповедей, правил. Ход рассуждений примерно таков: законы писаны для темных масс, для них они даже необходимы; мы же, избранные, знаем прямую дорогу, духовную. Это верно для играющих в кабалу в той же мере, как для сайентологов и прочих.

Всем занимающимся кабалой по «новым научным методикам» следует помнить: человек, читающий книги в жанре научной фантастики, ученым не становится. Нельзя объять необъятное. Но суть вот в чем. Тора, как Устная, так и Письменная, неотделима от языка, на котором она дарована. Перевод может служить, да и то не всегда, подспорьем для поверхностного знакомства. Чтение переводов и даже их усердное изучение никогда не приведет к сколько-нибудь серьезному пониманию. Это относится к переводу любого сакрального текста, но к кабале более чем к любому другому: ведь все ее рассуждения построены на тонкостях и нюансах языка, вплоть до формы букв и их сочетаний. Многие, если не все, идеи кабалы в переводе просто теряют смысл.

Что здесь следует иметь в виду?

Во-первых, фундаментальное изучение любой культуры, требует знания языка.

Во-вторых, в отношении сакральных текстов это требование становится категорическим. Не случайно нюансы перевода становились поводом для войн и возникновения новых религий.

В-третьих, и это, возможно, главное, - для серьезного изучения еврейской традиции потребны такие интеллектуальные усилия, что изучение одного - двух языков на этом пути не составит и пяти процентов от общего необходимого труда.

Кабала сегодня внезапно оказалась в центре внимания. На Западе - в рамках общего кризиса рационализма, в России - в контексте всеобщего духовного кризиса, последовавшего за падением советского режима. Еще Аристотель утверждал, что природа не терпит пустоты. Духовный вакуум, воцарившийся на постсоветском пространстве после низвержения «научного» атеизма и диалектического материализма, которые навязывались в качестве альтернативы, надо сказать, достаточно убогой, традиционным религиозным системам, требовал заполнения, причем немедленного. Заброшенное поле не остается голым, скоро, очень скоро оно породит тернии и волчцы. Пустота никогда не заполняется сама по себе чем-нибудь полезным, ценным. Сорняк всегда выигрывает в конкуренции.

В мире науки - причем, неважно, подлинной или лженауки - произошел грандиозный переворот, масштабы которого не вполне еще осознаны. Многое из того, что сегодня говорится от имени науки, на самом деле к ней отношения не имеет. Человек, серьезно занимающийся научным исследованием, не может позволить себе роскошь написать популярную статью. Его времени и сил едва хватает на специальные публикации, круг читателей которых крайне ограничен. Поэтому все, что мы читаем о физике, написано не физиками, а пиарщиками от науки или чиновниками.


Все, что казалось незыблемой основой научного рационализма, зашевелилось и поползло. Параллельно идут перемены во всех социальных и общественных сферах, искусстве и мировоззрении. Этот затянувшийся глобальный кризис нанес сокрушительный удар, прежде всего по интеллектуалам. Именно благополучные по своему имущественному положению люди имеют возможность задуматься о смысле существования. Те, для которых - осознавали они это или нет - наука являлась своего рода религией, были ввергнуты в двойной кризис. Они религию оставили ради лженауки, а та рухнула, не выдержав появления науки подлинной.

На этом фоне бурно и причудливо расцвел мистический ширпотреб. Прежде всего, обычный человек не способен изучать каббалу. Хотя бы потому, что хорошее знание иврита - непременное условие самого первого знакомства. Кабала построена на толковании реалий определенного лингвистического ряда. Она не «написана на иврите», она непереводима по определению, поскольку оперирует словами, буквами и даже графическими деталями букв этого языка. Не помешает и знание арамейского языка, на котором написан ряд важнейших текстов.

Но языковой барьер - возможно, самый незначительный из стоящих на пути «обычного» человека к кабале. Еще до первого урока по теме ему придется получить основательную подготовку в рамках классического наследия иудаизма. Ведь кабала - цельный пласт толкований к Танаху, Писанию и осмыслить ее без понимания того, что она толкует и на чем базируется, невозможно. Иудаизм же не только знание, но и образ жизни. Это мировоззрение, которое невозможно усвоить, живя вне его рамок.

И, наконец, чтобы изучать кабалу, нужно научиться мыслить определенным образом. Обычный человек не всегда хорошо осваивает даже одну технику мышления, перестроить же мышление на определенный, сложный и непривычный лад ему не по силам. Впрочем, есть и утешение - кабала не только недоступна для него, но и вообще ему не нужна.

Для того чтобы изучать кабалу и чтобы это изучение не нанесло ущерба душевному здоровью, человек, безусловно, должен быть очень устойчив психически.

Занятия мистикой, как, впрочем, и религией вообще, чрезвычайно привлекательны для людей с нестойкой или поврежденной психикой. Это может подтвердить, опираясь на свой личный опыт, священнослужитель любого вероисповедания.

Кабала помогает человеку обрести единство с Торой, иными словами, дает возможность жить полнокровной еврейской жизнью, более осмысленно исполняя заповеди Творца.

До определенного времени кабала считалась и была учением только для избранных, посвященных. Но в какой-то момент, в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, запрет на ее изучение был снят самими мудрецами, которые сказали примерно следующее: «Люди сегодня настолько глупы, что ничего в кабале не поймут».

К девятнадцатому веку мир кабалистических студий вновь стал сугубо элитарным после недолгого периода расцвета. Еврейский мир пережил много потрясений из-за того, что невежды - «кабалисты» - при отсутствии интеллектуальной и ментальной подготовки - были питательной средой для возникновения лжемессианских учений, сект различного толка и становились причиной гонений на общины и их распада. К началу двадцатого века кабала стала уделом считанных еврейских ученых, в отличие, скажем, от нескольких предшествующих столетий. Причин этому можно назвать много

Первая. В результате ассимиляционных процессов и деятельности «просветителей», распада традиционных еврейских структур и институций еврейская грамотность и душевные качества, а также соответствие людей моральным стандартам, требуемым для того, чтобы заниматься кабалой, стали редкостью.

Вторая. Заметно снизился общий уровень образования.

Третья. В мире, который принял за идеал искаженное представление о демократии, становилось все более и более опасным предоставлять эзотерическое знание невеждам.

Обращение к специфической терминологии иногда оправдано, иногда не вполне, иногда слово используется верно, иногда - ошибочно. С равным успехом беллетрист может обратиться к терминологии дзен-буддизма или, скажем, тантризма - художественный эффект будет тот же самый.

И все, что здесь сказано о кабале, вполне можно отнести и к другим направлениям магии, религии, науки. Здесь речь идет не о монополии на знания. Надо быть последовательным в изучении избранного направления. Ни один ученик, часто меняющий системы обучения, никогда не достигнет ощутимого прогресса в духовном развитии. Такие люди вначале могут стать сторонниками холодных обливаний, потом начать осваивать йогу и медитативные позы, а затем пробовать себя в мистических молитвах. Безусловно, каждая из этих систем ценна сама по себе. Эта ценность может быть осознана только в том случае, когда человек глубоко вник в какую-то одну систему.

Все системы просто тренируют сознание и способствуют развитию умственных возможностей индивида. В этом и состоит их важность, но отнюдь не в собственно упражнениях, которые не должны быть самоцелью. Если вы намерены серьезно заняться какими-то магическими исследованиями, то надо выбрать подходящую систему и преданно следовать ей до тех пор, пока не достигнете конечной цели. Только после этого полезно экспериментировать с методами, которые были разработаны на других Путях, и добиться с их помощью некоего сплава техники и философии. Человек, не достигнувший в чем-то одном высокого уровня, рискует навсегда остаться дилетантом.

Любой человек, овладевший практическим опытом использования различных методов духовного обогащения, знает, что всякий метод должен соответствовать его психологическому типу, а также уровню развития. Следовательно, любой метод, претендующий на доступность, обязательно должен включать нулевой уровень техники. Освоение первой ступени этого метода не должно составлять труда даже для самых неразвитых учеников.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.