Потеря лица!

Господа!
Человек потерял лицо! Не в результате катастрофы с таким трагическим исходом. И не потому что прохожий маг похитил его внешность для собственного употребления, как у уважаемого рыцаря и будущего зятя королевы по имени Ёж!  ( см. "Ведьмак" ) Лицо можно потерять и фигурально. Есть такая фигура речи – потерять лицо! То есть, совершить поступок, унижающий, а, иногда, частично или полностью, совершенно тебя исключающий из числа тех, кого можно назвать офицером и джентельменом. Или лэди! Это с одной стороны. А с другой, как вам такая классическая фраза великого поэта "или с похмелья нет на мне лица"? Вот у Стругацких описание отца Кабани после потребления им продуктов собственной перегонки спиртного, с последующим закусыванием этого зелья редькой? Он сам от зеркала в ужасе отворачивался.  И правильно, господа, делал. Мало ли что в процессе делириум тременс, или горячки белой, в зеркале пациент увидеть может? Мы просто не станем, оставаясь в пределах отведённого нам времени,  зацикливаться на тех, либо иных проблемах, как бы и связанных с рассматриваемым вопросом, однако стоящих в стороне от него. Вот, например, проблема потери лица путём простейшим – надевание маски! Или, потеря лица группой лиц, по предварительной сговору и  договорённости, с последующим перерастанием процесса в фарс. См.  "История ГКЧП.  Краткий курс." Сосиздат. Москва 1992 г. Итак! Фигуральная потеря лица грозит потерпевшему таковую, как правило, более или менее крупными неприятностями. Тут всё зависит от обстоятельств стечения, страны пребывания и отношений возвышенности. Рассмотрим на примерах! Век 18. Версаль.Кавалер приглашён на приём в покои королевы. Вечер. Полумрак. Альков. Ширма. На  козетке раскинулась королева, готовая очень благосклонно встретить могущие быть поползновения. Кавалер приносит с собой десяток свечей в канделябре и ставит их в стенной нише, расположенной за спиной королевы. Вино. Любовная игра. Восьмикратный апогей. Полная тишина. Соблюдены все требования происходящего сексуального таинства. А по окончанию хор придворных во главе с самим королём  аплодисментами дают оценку произошедшему. Ширма, хорошо освещённая изнутри свечами, оказалась прекрасным экраном, так что задолго до братьев Люмьер и "Дас ис фантастиш" эротические просмотры могли бы войти в моду во Франции. Однако данный дворянин потерял лицо, оказавшись идиотом в глазах королевы, и голову, оказавшись прелюбодеем в глазах короля! Бывает!  Забавное и редкое совпадение, господа! Вы все знаете, что существует масса анекдотов,прямо и чётко нам показывающих примеры сексуальной потери лица на бытовом уровне. Позвольте обратиться к некоторым. Среди массы забавных коротких историй мы с вами остановимся лишь на следующих, примеры которых не только отрицательны. Зададим вопрос, а что такое, собственно говоря, будет делать  и говорить жена, которую муж застиг на месте противоправного и аморального совершения адюльтера? Помните о наших замечаниях по странам и континентам! Во Франции, жена, застигнутая мужем в постели с любовником, говорит тому: "Жан! Подвинься, сегодня мы спим втроём!". В тихой Швеции к троим в постели охотно присоединяется и пришедший муж, со словами: " Скооль!Я всегда предпочитал шведский стол!" В Израиле застигнутая жена спрашивает мужа: "Исак! Это ты? А кто же тогда со мной?" На Украине любовник мгновенно убегает, а жена говорит: " Панас!Вот же кум! Ни тебе здрасти, ни мне досвидания!" А на Руси разговор другой: "Ваня, бей,только не по голове." Из приведённого следует, потеря лица на бытовом уровне несущественна и смешна! Перейдём к более серьёзным случаям. Средневековая Япония. Свирепствует Кодекс Бусидо и чайная церемония. Тяван и экибана всё шире входят в дома и души обывателей. Общественное стремление всем одновременно увидеть цветение сакуры переходит все границы приличия. Моральные нормы ужесточаются. Кровь и прочее льётся рекой. Кстати, о прочем! Потеря лица самураем или самураихой чреваты скорым, да и болезненным, смертельно опасном претворении в жизнь обряда сепукко, который мы, люди иной цивилизации, называем обрядом харакири. За давностью лет нам так и не пришлось выяснить истоки такого странного семантического переименования красивого, древнего обряда, чреватого, правда, как общей септикопиемией, так и мучительными болями в области кишечника. Рассмотрим этот порядок несколько подробнее. Примерная схема. Не выполнение приказа сёгуна, Верховного правителя, (один раз), получение платка(красивого) с острым ножиком внутри, принятие позы кающегося на коленях, удобную для первого удара, сам удар ножиком себе в живот, резкое продвижение вправо и вверх, мучительные боли, смерть-избавление! Кажется, я ничего не пропустил? И, как говорил один весьма мудрый человек:" Нет человека, нет проступка". Японцы, глубоко эстетические в самой своей японо сущности, смогли уловить причинно-следственные связи там, где их отродясь не было! Потеря лица, удар ножом в собственное мягкое подбрюшье.Какой полёт фантазии, красота и сила духа. Гиндзобуро Бруно Оэ,  Кирата Акусава, Покусай  прекрасно отразили дух нации и потерю лица в своих широких, да и  чисто  художественных, эпических полотнах. Китай того же времени. Голод. Шаолинский монах очень тихо просит любую   милостыню в придорожных чайханах и нашермака пристраивается к дастарханам. Результат - пара пинков, монах  лежит в арыке, полная потеря лица. Десятки лет тренировок, самоистязание, "проход смерти через страшные лабиринты с убивающими мертвецами." Опять те же события. Только на этот раз жизнь и лицо,в прямом смысле этого слова, теряют нападающие на скромного монаха миряне.И, "Сик транзит глория мунди, "как говорили древние индусы после нашествия римлян во главе с Энеем и Гектором. Господа! Один,но уж очень известный философ, когда его спросили, о том, "что тяжелее, радий или свинец?" не растерялся. Я их, извиняюсь не вешал!"- отвечал мудрец. Так же и мы. Позвольте мне кратко подвести итоги. Итак! Потеря лица, как фигура речи,  явление известное,  неизбежное, как  чистка ботинок после любого посещения свинофермы! Можем ли мы потерять лицо? Конечно, в самой классической ипостаси вопроса! Не знаю я! И честно говорю об этом. Сами подумайте, ну кто теперь будет делать проблему из заставания своего супруга с неизвестным тебе партнёром, когда над всем  миром развиваются очищающие знамёна цвета радуги? Широкий выбор,представляемый обществу современной моралью, снесёт до основания нелепости дикого средневековья. Все эти:"За слова ответишь! Совесть у тебя есть?  Пацан сказал-пацан сделал, Долг платежом красен, Храни платье с нова, а честь смолоду, и прочими подобными благоглупостями! Они ушли в прошлое, как ушли сепукко, дуэли и битьё подлецов по морде! Примерно так: "Живи комфортно, живи уютно, бери что можно сиюминутно. А коли совесть тебя прижмёт, гони злодейку, а сам  в  намёт! (вариант: она поймёт, кидай в помёт, не режь живот, её под трактор, или сдай во Вторчермет для последующей обработки!)      
Благодарю за внимание!


Рецензии