Праведен ли был Иов перед Богом?

   


    Как я помню, в большинстве времени своей прошедшей жизни, я думал о себе, что жил правильно и хорошо, а что такое правильно и хорошо понимал исключительно по человеческим стандартам. Люди создают стандарты не только на изготовление той или иной продукции, но и на идеологию, культуру, правила общения и так далее. И только позже я узнал, что существует и другой стандарт и он во многом, даже сказать более правильно в главном, не соответствует стандарту людей, а поэтому, читая в начале своей христианской жизни, описание жизни Иова, я не понимал: за что Бог допустил для него наказание? Утешить сатану? Нет, конечно, не для этого. Проверить искренность сердца его? Но мы знаем, что Бог знает сердце каждого человека и Слово Божье есть иной стандарт, отличающийся от стандарта людей.

   Неужели ни в чём не виноват был Иов перед Богом? Неужели ни с того ни с сего Бог допустил сатане сделать величайшее горе для Иова? Давайте поймём истинную причину, которая кроется в грехах Иова и очень не безобидных! И что это были за грехи ? Может быть их и у нас много? Дело здесь не только в друзьях-обвинителях. Ведь Елиуй стал не столько обвинять друзей сколько намного больше обвинил Иова!
 
   Согласно стиха 4-го 1-ой главы сыновья Иова пиршествовали каждый день, что означает не просто покушать, а поесть и напиться по-горло. Иов допускал, что сыновья его могут хулить Бога (стих 5): "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни." Наверное, у Иова были для этого причины говорить так. Из текста можно понять, что Иов не препятствовал сыновьям вести такую разгульную жизнь, то-есть он соглашался с этим.
 
   Что же делал Иов? Когда очередное пьянство заканчивалось, Иов "возносил всесожжения". Здесь мы видим чистейшее фарисейство Иова. В Библии есть описание подобной ситуации в семье Илии, 1-я книга Царств, гл. 3:13,14, когда Господь сказал о наказании, которое получит глава семьи: "Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек". Покаяния, конечно, у Иова никакого не было, а значит и не было истинной праведности: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии." Лука 15:7
 
   Какая же праведность была у Иова? Согласно стихов из Библии так говорит об этом Господь: "если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее,- живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души." (Иезекииль 14:19,20) Ной, Даниил и Иов взяты как три праведника, сохранившие свою чистоту среди всеобщего нечестия окружающих и благодаря этому спасшиеся от общей гибели. Странный на первый взгляд порядок (Даниил не последний) объясняют тем, что Ной своею праведностью спас всю семью - 8 человек, Даниил только подобных ему по праведности друзей - 3 человек, а Иов не мог спасти и детей. Слишком малая праведность у Иова!
 
   Как велико отличие Давида от Иова в его покаянии перед Богом: "Ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже". Пс.18-19.
 
   Но разве только в этом был виноват Иов и его дети ? Иов признаёт себя грешным человеком (7:21), но, несмотря на это, старается доказать свою праведность перед Богом. При этом он в 29-й и 31-й главах перечисляет все свои добрые поступки, подчёркивая своё величие. В 1-м стихе говорится о непорочности Иова. Непорочность-это слово более употребляемое среди людей, связанное с их нравственностью. Непорочность- это не значит безгреховность. Делал ли Иов зло? Сказано,что он удалялся от зла, то-есть старался его не делать, но это не значит, что он не делал зла.
 
   Иов говорит Богу, что будет судиться с Богом, заявляя о своей правоте перед Богом (самоправедность Иова): "Вот, я завёл судебное дело; знаю, что буду прав" (13:18). Елиуй, обращаясь к Иову, говорит: "Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение-близки. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочёл страданию"(36: 17 и 21). Чтобы избежать наказания, люди также часто склоняются к нечестию. Иов был уверен в превосходстве своём над другими людьми, называя их "отребием земли" (30:1,8). Иов много помогал людям, но исходя из (30:1:8) можно сказать, что это делал он без любви к ним.
 
   Иов был верующим человеком и его объединяет с нами то, что в нашей текущей суетной жизни мы часто забываем о Боге. Наша эта жизнь-вот, что у нас главное, а Бог как бы прилагается к этому. Вот это является также причиной из-за чего Богу пришлось наказать так сильно Иова.Урок для нас этот является важным. Праведность Иова является не чем иным как самоправедностью, которая присуща и сегодняшним христианам. Также как и у Иова, у нас много самоуверенности, что мы всё понимаем и делаем правильно. Тогда как, желательно, нам лучше спросить в молитве об этом Бога, чтобы Он вразумил нас перед нашим решением что-то понять или что-то сделать.
 
   Защитники Иова ссылаются на слова (Иов 2:3): "И сказал Господь сатане:...а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его БЕЗВИННО". Что же можно сказать на это? Никто не отрицает, что Иов был верующим человеком, хорошим заботливым семьянином, что остался до конца в своих страданиях преданным Богу. Бог поэтому вначале сказал сатане, что погубить (причинить смерть) Иова Бог не разрешает (1:12). То-есть для этого нет вины. Но Бог допускает наказания (страшные для каждого человека) Иову не ради шутки, а на основании грехов Иова, о которых сообщается в тексте. А каждый грех есть вина перед Богом. То-есть Иов не имеет вины для погибели, но имеет вину для наказаний при проверке посредством сатаны.
 
   Поэтичность описания начала книги "ИОВ" не должна вводить в заблуждение христиан о лёгкости повседневной греховной жизни. Эта книга очень серьёзная на самом деле. Иов может рассматриваться прообразом тех христиан, которые хотят прожить налегке, откупаясь подачками для нуждающихся и другими делами в наше время. Друзья Иова тоже похожи на многих современных людей. В них есть и хорошее, но есть и фарисейство. Друзья Иова стали прообразом фарисеев в Израиле. В конце этой истории с Иовом сообщается нам самое важное, что Иов покаялся перед Богом. Иов сделал в конце то, что он должен был сделать в самом начале повествования о нём. Книга эта интересна и полезна будет всем, кто желает понять: почему мы имеем страдания в нашей жизни.
   
Примечание: Мне был задан вопрос: Допускаете ли Вы Божий произвол? Вот мой ответ:
 
   1)Отвечаю словами из Библии: "Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих" (Иов 33:12,13). ПРОИЗВОЛ - неограниченное своеволие, отсутствие законности, справедливости; самовластие: а поэтому все слова, за исключением ОТСУТСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ должны принадлежать понятию слова БОГ. Но "Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?" (Иов 36:23)
   
   2)Мне нелегко отвечать на этот вопрос, так как он связан с моей жизнью, и я во многом похож на Иова. Невозможно мне понять и объяснить многие страдания людей на земле, в том числе и в своей жизни. Мне непонятны убийства детей Иова. Казалось бы наказание Иова и его детей не должно было бы таким ужасным, но всё это есть только наше понятие. Остаётся только одно то, что ответы на все наши вопросы мы можем узнать только в нашем будущем.

   Хочу только дополнить, что люди все после смерти не умирают. Нас страшит смерть людей на земле, которые здесь живут очень короткой жизнью, но люди не думают о будущем, людей интересует только то, что есть сегодня или завтра. Мы живём в дьявольском мире, который люди сами и выбрали, и который своими мерзостями только увеличивают всё плохое и ужасное. Рассматривая свою прошлую жизнь, я прихожу к выводу, что я подлежу к наказанию больше, чем Иов и дети Иова. А как Вы?


Рецензии
"Так Бог, даже к дьяволу поступает по справедливости: Бог выкупает из дьявольских сетей верующих, выплачивая дьяволу самое драгоценное в мире- Свою Кровь на Голгофском Кресте." - эта точка зрения нова для меня, о справедливости Бога к дьяволу. Слишком это человеческое - о честности купли продажи, даже если и это наши души. Ведь тот был низвержен и его власть над человеком была сокрушена.
И жертва не есть плата, тем более врагу рода человеческого, через жертву человек приобщался к Богу.
А тут, Господь стал Сам жертвой. Наверное нужно сказать - платой за наши грехи. Но кому? Наверное, тут есть два измерения - земное и небесное. И жертву надо рассматривать, как приобщение (присвоить себе того, кого ты любишь).
Книгу Иова, если воспринимать, как прямую волю Бога, то можно прийти не к очень хорошим выводам - о злой Его воли. Но на примере Господа нашего, мы видим, что и Он беззащитен в нашем мире. Иов страдал безвинно (тут не об абсолютной его безгрешности) и Господь страдал в нем так же. Если Иов и грешен, то только Бог вправе судить его, а не мир сей. И в книге Иова, персонаж, который искушал Господа в пустыне, не участвовал. Наверное это огрехи перевода, разве у Бога могут быть какие то сделки с ним?
Эти мысли мне пришли, прочитав Ваши по этому поводу.

Андрей Б   02.07.2014 08:24     Заявить о нарушении
1)Бог несправедливо поступать не может не только к людям, но и к дьяволу. Подумайте самостоятельно почему это так. Поэтому Бог может только выкупить грешников, которые, совершая грех, по сути дела продались дьяволу, А если продались, то по справедливости их просто забрать силой невозможно, а только выкупить. Присвоить же себе грешника без выкупа Бог, конечно, может, но это будет несправедливо, так как это значит забрать силой. В грешных людях есть дух дьявольский, так как грех есть не что иное как дьявольский грех в человеческом духе, которым он соединён с дьяволом, находится в плену у дьявола.
2)Защитники Иова ссылаются на слова (Иов 2:3): «И сказал Господь сатане:...а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его БЕЗВИННО». Что же можно сказать на это? Никто не отрицает, что Иов был верующим человеком, хорошим заботливым семьянином, что остался до конца в своих страданиях преданным Богу. Бог поэтому вначале сказал сатане, что погубить (причинить смерть) Иова Бог не разрешает. См. Стих 1:12. То-есть для этого нет вины. Но Бог допускает наказания (страшные для каждого человека) Иову не ради шутки, а на основании грехов Иова, о которых сообщается в тексте. А каждый грех есть вина перед Богом. То-есть Иов не имеет вины для погибели, но имеет вину для наказаний при проверке посредством сатаны. Книгу Иова Вы понимаете неправильно, а поэтому, пожалуйста, прочитайте подробно об этом здесь: http://www.proza.ru/2013/12/13/366 С уважением к Вам, Геннадий

Геннадий Гумилевский   03.07.2014 09:21   Заявить о нарушении
Бог не может поступать справедливо или несправедливо. Любой поступок Его - благо для человека, как бы человек это не оценивал. И Господь более уважительно относится к человеку, не воспринимая Его как товар, который нужно выкупить у дьявола. Он ценит свободу его сердца. Вы слишком логичны, хотя по факту событий, это выглядит так.
Книгу Иова нельзя воспринимать, как проверку человека испытанием от Бога. Любого человека можно раздавить, уничтожить за его грехи. Не думаю, что Бог так жесток, чтобы вот так наказывать человека. Эта книга не хронология, которую надо понимать дословно. Эта книга внутреннего поиска, веры человека и попытка понять Бога. И как можно связать этот опыт с Евангелием? Ведь Христос и Бог Иова, это одно Лицо!

Андрей Б   03.07.2014 09:45   Заявить о нарушении
Кстати, Андрей, приведите слова моего текста о книге Иова, где я написал что-то неправильное согласно Библии, но не согласно Ваших эмоций бездоказательных!

Геннадий Гумилевский   03.07.2014 18:27   Заявить о нарушении
Андрей, слов много, но не одно из них не оправдывает Вас! Напишите как Вы понимаете искупление и тогда можно что-то понять Вас!

Книга Откровение > Глава 5 > Стих 9:
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу...

Геннадий Гумилевский   03.07.2014 18:31   Заявить о нарушении
Геннадий, я хочу понять искупление, жертву Бога ради нас, зачем Он это сделал. Мне видится, что Библию нужно воспринимать, как единое целое, по крайней мере - Бог и Ветхом и Новом тот же. Как сопоставить жертвенного и уничиженного Бога в Новом и грозного и наказывающего в Ветхом? Ведь, читая пророков, мы находим строки о Его ранимости и незащищенности от зла мира сего. Человек страдает и Бог страдает так же. Это их общая беда. Бог так же нуждается в нас, как и мы в Нем! И потому, всякие выводы о преднамеренном торге ( тем более с дьяволом), манипулировании человеком для меня неприемлемы. Вы, как и я верующий и потому мне ваши мысли и выводы не смущают и понятны. Но как быть не верующему, который увидит ваши выводы, ведь они очевидны, что Бог справедлив, но поступает со злым умыслом для человека? Я много раз сталкивался с не верующими людьми, которые даже в Евангелии видят, не любовь Бога к нам, а издевательства над людьми, безжалостность к Сыну и уверенность, что Он все это заварил и человека бросил в этом мире. Не верующих много, которые не доверяют ему, не признают, что Он не существует и это в сердце, а не в голове. Потому я сердцем не могу принять ваши выводы, хотя разумом мне все понятно.

Андрей Б   04.07.2014 05:35   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей, я понимаю тебя! Мне уже 79 лет и не так давно я испытал большое горе, и долгое время говорил Богу словами Иова: Господи, сделай так, чтобы я не родился! Да и детство без отца, отец погиб на фронте, было не сладкое. И только позже я понял, что не могу судить Бога, стал больше понимать причины горя людей. Последние дни мира принесут много горя людям и этого горя избежать нельзя. Знаю, что гибнут дети, но вся надежда, что боль смерти короткая и они, и все мы обретём желанную жизнь с Богом. Если нет Бога, то и жить не хочется, и вся надежда, вся вера наша только Голгофской жертвой определена. Я вместе с тобой ведь, Андрей, живу сердцем и разумом и испытываю такие чувства и мысли как у тебя. Будем с Богом, Андрей,-это главное для нас! Если есть желание, то прочитай мою статью "Если бы меня не было" http://www.proza.ru/2014/06/02/236 С уважением, Геннадий

Геннадий Гумилевский   04.07.2014 07:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий! Это от сердца. Пока мы немощны, Господь с нами, да укрепит Он Вас! Мы только Им можем быть Живы.

Андрей Б   04.07.2014 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.