Рига, моя Рига...

                Р И Г А

                Рига…Шпили Сант-Якоба, Паула,
                Домский собор…
                Краснокирпичная готика,
                Старый Гостиный двор…

                Шведские ворота,
                разделенные на пять путей –
                Прекрасные сказки-были
                Юности моей.

                Пройдя по узким улочкам,
                Измерив Вец-Ригу шагами
                Ты начинаешь чувствовать
                Столетия под ногами…

   Рига моего детства – мороженное пломбир за 20 коп., фруктовое – за три, вафельные трубочки на «Плешке» у вокзальных часов, жвачка «Адамс»… Дружелюбные люди, говорящие, как по русски, так и по-латышски. Учась в школе и общаясь каждодневно с Айварами, Гунтарами, Мартами, никто не чувствовал себя каким-то оккупантом. Праздники как общесоюзные, так и латышские широко отмечались, народ был единым.
    Мое детство прошло в микрорайоне «Югла» на улице Велдрес, около чудесного большого леса, среди двух озер «Петушковое» и «Чертовое». В лесу еще были следы войны – полуразрушенные окопы и блиндажи, места огневых точек. Помню, в первый раз, когда нашел гильзы и патронную ленту, приволок ее домой, и дед мне рассказал, что это гильзы от немецкого пулемета «пила Гитлера» и там, видимо в 44 году оборонялись немцы… Наших, советских гильз тоже хватало…Видать бои были довольно жаркие.
   Пустынные тропинки лева приводили к большому дубу, в дупле которого умещались двое-трое пацанов. Там играли в Робин Гуда, в разбойников.
   Маленький деревянный магазинчик на улице Малиенас. Там был вкусный квас и газировка. Оттуда путь держали на саму «Юглу», где был универмаг и библиотека с множеством ( как тогда казалось ) книг. Оттуда можно было поехать на «Тейку» в кинотеатр или в центр города, где на Суворова был шикарный «Детский мир». Это был по тем временам супер-магазин. Всякий раз, когда бабушка собиралась ехать на рынок, а он был расположен рядом с «Детским миром», я увязывался с ней и, пока она совершала свои покупки, бегал в «ДМ»…
     Затем был переезд в «Илгу» на Дзирнаву, но тот район ( Задвинье,  как мы его называли ), был не таким интересным…Разве что огромная воинская часть в Болдерайе ( Усть-Двинский гарнизон ), где, если перелезешь через забор, можно посмотреть  настоящие подводные лодки, там была ремонтная база. Они были, конечно, дизельные, но как огромно выглядели.
    А если сесть на велосипед, то через полчаса ты в Юрмале – Дубулты, Дзинтари, Майори…
    Зато лет с 12 я заболел старой Ригой ( ВЕЦ-РИГОЙ ), я знал все ее улочки, переулки, историю каждого поворота…
     Как был великолепен Домский Собор в то время, время, когда не было небоскребов из металла, стекла и пластика…А Дом  черноголовых ? Кошкин дом ? Биржа ?
     Время шло. Одним из мест посещения я старался выбирать «Луну», кафе в центре города. Кофе-гляссе…
     В один из  летних дней я зашел на улицу Вальню, где был магазин, торгующий марками и совершенно случайно познакомился в двумя пожилыми мужчинами, о чем-то спорившими на лавке. Они оказались Гомзяковым Львом Александровичем, бывшим летчиком-истребителем ( о нем я как-нибудь напишу отдельный рассказ )  и Пикулем Валентином Савичем, бывшем юнгой Северного флота.
    От первого мне был передан вирус филателии, от второго – вирус любви к истории.
    Они и жили-то недалеко друг от друга. Приходя в гости к Гомзякову, несколько раз я слышал, как они о чем-то спорили, иногда не понимая темы спора. Пикуля интересовали самолеты ( я еще подумал, что   он будет писать повесть о летчиках ), часто Гомзяков срывался с места и ужк через несколько минут приволакивал несколько альбомов с почтовыми марками. Пикуль их заинтересованно разглядывал, задавал вопросы…
    В гостях ( я это так называю ) у Пикуля я был всего два раза. Оба раза он угощал чаем и сухариками, прыгал со стремянкой по стеллажам, как матрос по мачтам, что-то рассказывал. Итогом этих посещений стали четыре книги – «История ВКП(б). Краткий курс» и три книги самого Пикуля.
    К сожалению, мне с этими удивительными людьми пообщаться пришлось немного. Их уж давно как нет на этом свете.
    А Рига осталась. Все крутится золотой петушок, теперь уж золотой с обоих сторон ( кто знает, тот поймет ), все также город красив при виде со старого моста, все так же напоминают нам о Петре Первом ядра в стене старой башни, кипят пять павильонов на Рижском рынке, слышится смех в Межапарке и когда идешь через Вантовый мост, все так же летит в лицо немного соленая вода Даугаву. Наверное ?
    Вот такая она, Рига… Рига, в которую уже не вернуться НИКОГДА…


Рецензии