Царские дети на Угреше в 1861 году

           Доклад на IV церковно-научной конференции «Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря».
           20 ноября 2013 г.



3 июня 1861 г. в Николо-Угрешском монастыре произошло памятное событие: впервые после более чем столетнего перерыва [1] обитель посетили члены царской семьи – дети императора Александра II великая княжна Мария Александровна и великий князь Сергей Александрович. Подробное описание этого визита было сделано преподобным Пименом. Он писал: «О приезде Их Императорских Высочеств мне дали знать в то самое время, когда они остановились у Святых ворот обители. Пока по выходе их из экипажа они стряхивали с себя дорожную пыль, я успел надеть на себя рясу и встретил их уже в аллее, ведущей от Святых ворот к колокольне, и, не доходя до них, в нескольких шагах остановился и сделал им поклон.
Великая княжна Мария Александровна шла впереди одна, несколько позади фрейлина Тютчева вела за руку великого князя Сергея Александровича, за ними следовали прочие дамы и придворная свита» [2].

Анна Федоровна Тютчева (1829–1889), дочь известного поэта и дипломата Ф.И. Тютчева, являлась любимой фрейлиной императрицы Марии Александровны и воспитательницей младших детей императорской четы: Марии, Сергея и Павла. Умная, талантливая, европейски образованная Анна Федоровна была глубоко верующим человеком, преданным своему Отечеству. Царских детей она очень любила и вместе с родителями сумела с юных лет зажечь их сердца чистой и глубокой верой, какую имела сама. Летом 1861 г. царская семья приехала в имение Ильинское Звенигородского уезда, откуда фрейлина вместе со своими маленькими воспитанниками и свитой совершала паломничества в храмы и монастыри. Венценосные родители не всегда могли выезжать вместе с ними.

Великой княжне Марии, родившейся 17 октября 1853 г., в июне 1861 г. еще не было 8 лет. Единственная и очень любимая дочь в семье, она была несколько избалованной, но смышленой, любознательной и серьезной девочкой, привязанной к своим братьям и обожавшей животных. Она имела представление о Священной истории уже в шестилетнем возрасте – по картинкам в книгах и рассказам взрослых. А.Ф. Тютчева в своем дневнике 22 декабря 1858 г. записала: «Вчера, ложась спать, она спрашивала меня по поводу своего брата Владимира, которому двенадцать лет, очень ли большая цифра 12. Я ответила ей, что нет. «Но вспомните, – сказала она, – как Иисус говорил Петру вложить свой меч в ножны, и что если Он попросит у Бога, Бог пришлет Ему двенадцать легионов ангелов. Вы мне тогда сказали, что это много» [3]. Маленькая царевна очень любила причащаться и сама настояла, чтобы ее водили к причастию гораздо чаще, чем раньше было принято в семье. Об этом свидетельствует запись в дневнике А.Ф. Тютчевой от 9 апреля 1859 г. После причастия девочка повторяла: «Иисус со мной». И потом спросила, «почему некоторые люди причащаются часто, а она всего один раз в год. Я ответила, что это зависит от воли каждого. Она сказала, что попросит мама причащать чаще ее и Сергея. Государыня передала мне после, что так она и поступила»[4].

Великая княжна Мария также настояла, чтобы ее обязательно причащали на именины и в день рождения, чего раньше в императорской семье не практиковалось. 22 июня 1859 г. А.Ф. Тютчева записала в дневнике, что Александр II «сам повел малышку к причастию в переполненной народом церкви; девочка держала себя так мило и благоговейно, что многие плакали, глядя на нее. Священник рассказал мне, что такой пример оказал благое воздействие, и на следующие праздники число детей, подходивших к причастию, сильно увеличилось[5]. Мария серьезно готовилась к первой исповеди, усердно молилась, проявляла особое внимание к младшему брату Сергею и даже не ела фрукты за столом, оставляя их для больных. Хотя ей было трудно впервые признать и назвать свои грехи, она ясно отдавала себе в них отчет. Это, по мнению А.Ф. Тютчевой, было удивительно для ее возраста. Глубоко религиозное воспитание проявлялось и в том, что довольно слабая здоровьем девочка с недетским смирением переносила болезни. Неудивительно, что великая княжна с большим интересом осматривала в 1861 г. Николо-Угрешский монастырь, который тогда только что был заново отстроен, задавала непростые вопросы настоятелю, а на предложение посетить тот или иной храм или здание, как писал преподобный Пимен, всегда отвечала: «Непременно».

Ее брат, великий князь Сергей Александрович, родился 29 апреля 1857 г. и был на три с половиной года младше своей единственной сестры. Его назвали в честь святого Сергия Радонежского. Во время коронационных торжеств в Москве в августе-сентябре 1856 г. император и императрица совершили паломничество в Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга у мощей преподобного дали обет в случае рождения у них сына наречь его Сергием. Мальчик рос живым, смышленым, добрым, умным и очень застенчивым ребенком. До трех лет он плакал, когда его водили на причастие, потому что боялся незнакомых людей и вообще скопления народа. В 1861 г. ему исполнилось четыре года, эти страхи были преодолены и, приехав на Угрешу, под звон колоколов он бодро шел по аллее навстречу архимандриту Пимену, держась за руку своей любимой воспитательницы.

«Я благословил их и при благословении великого князя Сергея Александровича и великой княжны Марии Александровны мы целовались рука в руку (как это принято за обычай для царственных лиц). После этого я пошел рядом с ними под колокольню по направлению к собору, где, между тем, братия уже успела собраться»[6], – писал преподобный Пимен. По дороге настоятель очень кратко, по просьбе А.Ф. Тютчевой, рассказал об истории основания обители. Шел седьмой час вечера, и, по-видимому, чтобы не утомлять детей, их воспитательница ответила отрицательно на предложение отслужить молебен. В Никольском соборе Их Высочества поклонились чудотворной явленной иконе святителя Николая. «Когда все это было исполнено, они встали за амвоном на постланном ковре, и я преподнес великому князю Сергею Александровичу икону святителя, а великой княжне Марии Александровне – икону Божией Матери, и по просфоре и окропил их святой водой»[7]. Мальчик потом так и держал просфору в кулачке до самого отъезда из монастыря. Выйдя со всеми в западные двери собора, он сам поднялся по ступеням лестницы, когда процессия последовала к Успенской церкви. Его сестру архимандрит Пимен поддерживал под руку, за что она вежливо его поблагодарила.

С большим интересом А.Ф. Тютчева с детьми и свитой осмотрели храмы и ризницу, часовню с гробом преподобного Николы Святоши, расспрашивая настоятеля о святынях обители, о скончавшемся благотворителе П.М. Александрове, о численности и занятиях братии, о том, есть ли в скиту схимники. Словом, живо интересовались всем, что видели и слышали в обители. Детям очень понравился больничный корпус, особенно просторная галерея. На предложение посетить богадельню великая княжна Мария снова ответила: «Непременно».
«Пройти в богадельню было довольно трудно: такое множество собралось зрителей из деревень! – писал преподобный Пимен. – Богадельню нашли очень удовлетворительной; подходили к аналою, у которого стоявший старец читал Псалтирь за здравие и за упокой. Между прочим останавливались у койки одного убогого мальчика, страждущего болезнью ног, расспрашивали его о состоянии его болезни. На все вопросы мальчик отвечал очень хорошо, и великая княжна дала ему 5 руб., а он в знак благодарности поцеловал ее руку» [8].

Затем высокие гости посетили настоятельские кельи. Первые комнаты показались Марии, привыкшей к просторам царских дворцов, очень маленькими. В беседке все уселись на диваны. Преподобный Пимен так описал дальнейшие события: «Я предлагал Их Высочествам чаю, но Тютчева отвечала за них, что они чаю вовсе не кушают, а только молоко, но, к сожалению, молока приготовлено не было.
Тогда я спросил, не угодно ли монастырского хлеба. “Очень хорошо”, – последовал ответ, и я преподнес им две порции братского черного хлеба и пять благословенных хлебов, которые, приняв, они взяли с собой.

Из настоятельских келий, из беседки, по отлогому спуску мы сошли вниз на дорожку и через рощу направились к скиту. Войдя в оный, сперва рассматривали церковь <…>. Когда они вошли в мою скитскую келию, я встретил их и поднес им по иконе свв. апостол Петра и Павла, и Их Высочества приняли оные. Тютчева сказала великому князю: “Вы отдайте эту икону Вашему брату, потому что на ней написан его ангел”. Но великий князь отвечал ей: “Я не отдам, она моя”, сел на скамью возле печи и сказал: «Я здесь посижу». Наконец Тютчева сказала: “Поблагодарите отца архимандрита за его к нам внимание”. Они поблагодарили и приняли, как при начале, мое благословение» [10].
Экипажи были поданы к скитским вратам. Под колокольный звон высокие гости уехали, пробыв в монастыре немногим более часа: с шести часов пополудни до четверти восьмого.

Через несколько дней, 9 июня 1861 г., император и императрица с детьми посетили Саввино-Сторожевский монастырь и его скит, находившиеся недалеко от имения Ильинское. Их радушно встречал настоятель этой обители, викарный епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков, 1817–1876), близкий духовный друг архимандрита Пимена. 11 июня, в день святой Троицы, преосвященный Леонид писал ему: «Государыня императрица разрешила мне передать Вашему Высокопреподобию, что детям Ее Величества очень понравилась ваша обитель, что в ней удивительный во всем порядок, что ей особенно приятна Ваша мысль привить к монастырю человеколюбивые учреждения, что она очень, очень надеется посетить Угрешскую обитель» [10]. К сожалению, этому намерению императрицы Марии Александровны не суждено было осуществиться, и о каких-либо посещениях Угреши членами царской семьи после 1861 г. нам ничего неизвестно. Скорее всего, этот визит и был последним вплоть до закрытия обители в 1918 г.

В 1865 г. великий князь Сергей Александрович в восьмилетнем возрасте по совету врачей несколько месяцев провел в Москве и Подмосковье. По его просьбе епископом Леонидом (Краснопевковым) было совершено архиерейское богослужение в кремлевском Чудовом монастыре, очень запомнившееся благочестивому мальчику. С тех пор началось его знакомство и духовная дружба с владыкой Леонидом, продолжавшаяся до кончины последнего в 1876 г. Благодаря этой дружбе великий князь еще раз встретился с угрешским архимандритом Пименом в 1869 г., когда преподобный ездил в Петербург по монастырским делам. Преосвященный Леонид попросил друга передать письмо и поклоны великому князю, которому тогда было 11 лет.

28 марта 1869 г. преподобный Пимен увиделся с Сергеем Александровичем в приемной комнате его наставника, флигель-адъютанта Дмитрия Сергеевича Арсеньева (1832–1915), впоследствии адмирала, биографа любимого воспитанника. Царственный отрок очень любезно и просто принял угрешского настоятеля: «Великий князь Сергей Александрович подошел к дивану и сел, а я, по приглашению Арсеньева, сел напротив него в кресло. Великий князь наклонил несколько голову и сказал мне: “Поклонитесь от меня преосвященному и просите его благословения”.
Потом Арсеньев спросил у великого князя: “Помните ли Вы, как Вы были на Угреше?” Он отвечал: “Нет”. Арсеньев стал потом расспрашивать, давно ли существует наш монастырь и прочее» [11].

Хотя посещение Угреши в 1861 г. великий князь по малолетству не запомнил, зато встреча с архимандритом Пименом в 1869 г. наверняка оставила след в его памяти. Интерес к Николо-Угрешской обители юноша проявлял и позже, о чем свидетельствуют записки преосвященного Леонида (Краснопевкова), приезжавшего в Петербург осенью 1873 г. на юбилей своей альма-матер – Горного института. Великие князья Сергей и Павел Александровичи (им было 16 и 14 лет соответственно) обедали вместе с владыкой и своим воспитателем Д.С. Арсеньевым в Зимнем дворце. Епископ Леонид писал: «Во время обеда продолжался разговор, предметом которого было монашество. Много говорили об Угреше, где еще в детстве с А.Ф. Тютчевой был великий князь Сергий» [12].

К сожалению, великий князь Сергей Александрович больше не посещал Николо-Угрешский монастырь. В 1891–1904 гг. он был московским генерал-губернатором, но на торжества по случаю освящения в 1894 г. Спасо-Преображенского собора не приезжал, хотя его предшественник князь Владимир Андреевич Долгоруков (1810–1891) присутствовал на закладке этого грандиозного собора в 1880 г., что объяснялось, по-видимому, не его официальными обязанностями, а благоговейным отношением к преподобному Пимену.

Великая княжна Мария Александровна в 1861 г. была в таком возрасте, что впечатления от посещения Угреши, скорее всего, в ее памяти остались. В 1874 г. в возрасте 20 лет она вышла замуж за принца Альфреда, герцога Эдинбурского (1844–1900), второго сына королевы Великобритании Виктории, и большую часть жизни провела за границей, оставаясь в православной вере до своей кончины в Цюрихе в 1920 г. Она, как и ее браться Сергей и Павел, сохранила теплые отношения со своей воспитательницей Анной Федоровной Тютчевой, которая в 1866 г. вышла замуж за известного писателя-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886). Подросшие дети встречались с нею, переписывались, прислушивались к ее мудрым советам.

Особенно задушевными были отношения бывшей фрейлины с великим князем Сергеем Александровичем, чья высокая духовная и личная жизнь, беззаветное служение Отечеству и мученическая кончина от рук террористов в Кремле 4 февраля 1905 г. хорошо известны. Его глубоко православное воспитание с самых юных лет в сочетании с духовными дарованиями дали достойные плоды.

7 сентября 1881 г. великий князь Сергей Александрович писал своему близкому другу великому князю Константину Константиновичу Романову: «Эти теплые, благословенные лучи детства согревают мою душу. Без горечи вспоминаю об утраченных днях беспечного счастья, и при воспоминании о них является одна благодарная молитва Создателю». Одним их таких светлых лучиков детства, возможно, было посещение им в раннем возрасте Николо-Угрешского монастыря, пусть и не оставившее в памяти маленького мальчика явных следов, но оказавшее на него благотворное влияние на подсознательном уровне.

   Примечания

1 Последнее из известных сегодня посещений было совершено императрицей Елизаветой Петровной 20 июня 1744 г. См.: Прокопенко А.М. Походы московских государей, представителей их семей и двора на Угрешу: хронологический перечень // Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря. Труды III церковно-научной конференции. М.: Пенаты, 2013. С. 98–120.
2 Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. М.: Издательство Свято-Никольского общежительного мужского монастыря, 1998. С. 159.
3 Тютчева А.В. При дворе двух императоров. Воспоминания и дневники. М.: «Захаров», 2004. С. 442.
4 Там же. С. 450.
5 Там же. С. 460.
6 Архимандрит Пимен. Биографический очерк … С. 160.
7 Там же. С. 160.
8 Там же. С. 162.
9 Там же. С. 163.
10 Там же. С. 164.
11 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, 2004. С. 178.
12 Великий князь Сергей Александрович Романов: биографические материалы. Кн. 1. 1857–1877. М.: Новоспасский монастырь, 2006. С. 114.


Иллюстрация:
Великая княжна Мария Александровна и великий князь Сергей Александрович с воспитательницей - фрейлиной Анной Фёдоровной Тютчевой. Фото 1862  г.


Рецензии