Город дорожных знаков

Хочешь, верь, хочешь не верь, а дело было так!

Глава 1. Как всё начиналось.

      В одном самом обыкновенном городе жила самая обыкновенная семья: папа, мама и двое детей Миша и Максим. Перед праздником «Днём Защитника Отечества» вся семья пошла в магазин игрушек. Дети бегали по магазину и рассматривали игрушки – выбирали подарки на праздник. Выбор затянулся надолго: то они хотели пистолеты, то конструкторы, то очередную машинку. Сколько бы это ещё продолжалось, неизвестно, если бы не случай. Миша, старший из братьев, увидел одну настольную игру с очень интересным названием «Кто быстрее!». На коробке было нарисовано игровое поле в виде дороги со знаками дорожного движения и маленькими машинками вместо фишек. Оба брата и Миша и Максим захотели эту игру.
- Это хороший выбор, – сказал папа. – Это игра со смыслом.
Дети вопросительно посмотрели на папу. Миша как старший спросил:
- То, что это игра – понятно. А что такое со смыслом?
- Придем домой, узнаете, – ответил папа.
Дети загорелись игрой, да ещё и со смыслом и заторопились домой. Они так сильно спешили, что хотели перебежать дорогу на мигающий зеленый сигнал светофора. Но родители их остановили.
- Стойте! Мы подождем следующего зеленного сигнала, – сказала мама.
- Но мы же торопимся. И хотим быстрее узнать, что такое игра со смыслом, – ответили дети.
- Успеете. На дороге подобная спешка может привести к печальным последствиям, – строго сказал папа.
Дети насупились, но перечить родителям не стали. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, папа сказал:
- Ну, теперь пошли. Хотя нет. Когда загорелся зеленый свет, посмотрите сначала налево.
- Зачем? – спросил Максим.
- Чтобы убедиться, что все машины остановились – ответил папа – Затем дойдя до середины дороги, посмотрите направо. И убедившись, что машины остановились, можете продолжить движение. Всё поняли?
- Да, – пробурчали хором Миша и Максим.
Придя домой, дети тут же хотели начать игру. Но мама остановила:
- Мальчики! Сначала надо переодеться, помыть руки, покушать. А потом будем играть.
Но детям так не терпелось начать игру, что они не стали ждать родителей и открыли коробку. И…...И их глаза загорелись огнём. Огнём интереса, любопытства. В коробке было большое игровое поле. Ещё ярче и красочнее, чем на коробке. А эти фишки – машинки? Ну, просто чудо! Тут были и легковые и грузовые машинки, и фургоны. А знаки дорожного движения были такие красочные и яркие. Они были и красные, и синие, и зеленные. Они были даже разной формы: круглые, треугольные, квадратные. Дети тут же разложили игровое поле, расставили на нем как попало дорожные знаки.
- Миша, а ты знаешь, что эти знаки обозначают? – спросил Максим старшего брата
- Нет! – коротко ответил Миша. – Да и какая разница. Давай лучше играть. Ты какую машинку возьмешь?
- Я? Вот эту маленькую, – показал Максим на машинку похожую на жука.
- А, я возьму джип, – сделал свой выбор Миша.
И игра началась. Они играли так азартно и так шумно, что не заметили, как в комнату вошел папа. Его взору предстала такая картина: дети сидели за игрой и спорили, кто кому должен уступить дорогу. Папа вмешался в спор:
- Так! Что за шум, а драки нет?
- Папа! – сказал Миша. – Он мне должен уступить дорогу.
- А почему это я должен уступать тебе дорогу? – спросил Максим.
- А потому что я старше тебя. И у меня машина больше и круче, – не унимался Миша.
- Ну и что, что старше! – парировал Максим. – Младшим надо уступать.
- Так! Стоп! – строго сказал папа. – Принципы старше – младше, больше – меньше на дороге не действуют. При движении по дороге существуют правила. Они так и называются Правила Дорожного Движения. Они едины для всех и для водителей, и для пешеходов. А возраст водителя, размер и крутизна машины значения не имеют.
- Ну вот! Как всегда правила, правила, одни правила! – проворчал Миша. – Дорогу перебегать нельзя, даже если очень торопишься. И я все равно должен соблюдать эти правила, даже если у меня крутая машина! Как же надоели эти правила!
И с досадой отшвырнул игру. А так как Максим всё всегда повторял за старшим братом, тоже насупился и сказал:
- Тоже мне игра со смыслом. Одни не понятные знаки. Даже неинтересно.
- Давайте завтра утром начнем разбирать знаки дорожного движения, что они значат и где должны стоять, – предложил папа. – И узнаете основные правила поведения на дороге.
- Больно надо! – хором ответили дети. – Правила – это не интересно и даже скучно. А ездить без правил – это круто.
- Ну, ну, – сказал папа. – Смотрите, как бы знаки дорожного движения не обиделись на вас и не забрали в свой город.
- Это всё сказки! – сказал Миша. – А мы не маленькие!
- Как знать! – сказала подошедшая мама. – Может и не сказки. Ну, а сейчас спать. Утро вечера мудренее.

Глава 2. Ночной разговор.

Дети остались в комнате одни.
- Ну и зачем нам знать правила и знаки дорожного движения, – начал возмущаться Миша.
- Правильно без них интереснее, – поддакнул Максим.
- А то, сюда не ходи, это нельзя, нужно вот так, – не унимался Миша. – На дорогу не высовывайся. Правила, правила, одни везде правила. НАДОЕЛО! Не буду я их соблюдать. Мне лично, правила дорожного движения, да и вообще никакие правила не нужны!
- И мне правила не нужны. Я тоже не буду их соблюдать, – повторил за братом Максим.
После этого разговора дети со спокойной душой легли спать. Как только они уснули, из коробки с игрой вылезли дорожные знаки и машинки. Дорожные знаки наперебой начали возмущаться безрассудным поведением детей:
- Как так можно не знать правила дорожного движения и нас? Мы же о многом говорим. Мы хоть и маленькие, но в нас содержится столько информации важной для сохранения здоровья и жизни. А эти дети нас не только не знают да и знать не хотят.
- Правильно, что вас знать не хотят, – сказали фишки – машинки. – С вами не интересно на дороге. Скорости – НЕТ! Драйва – НЕТ! В общем, не прикольно с вами!
Дорожные знаки и машинки начали спорить. И они так громко и азартно спорили, что не заметили, как проснулись дети. Миша и Максим не верили своим глазам: перед ними на столе рядом с игрой стояли дорожные знаки и фишки – машинки и спорили между собой. Миша сказал:
- Это, что сон? Максюх, ущипни меня!
Максим ущипнул брата, Миша вскрикнул:
- Ой, больно же! Нет, похоже – это не сон! ОНИ – ЖИВЫЕ!
Маленькие спорщики увидели детей.
- Да, мы живые. Мы ожили, потому что вас надо спасать! – сказали дорожные знаки.
- От кого? – искренне удивились братья.
- От самих себя. От вашего безрассудного поведения. От вашего не желания знать, учить и соблюдать правила дорожного движения – выпалили дорожные знаки.
- Ха – ха – ха, – рассмеялись дети. – А мы не хотим вас знать и ваши правила тоже. Нам и без вас хорошо.
- Ах, так! Тогда мы вас отправил в наш город, в ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, – выкрикнули знаки дорожного движения.
Дети рассмеялись. Они не поверили. Но тут со всех сторон послышались голоса  с одной фразой: «В город! В город!». Эти слова были повсюду. Вдруг дети заметили, что знаки стали расти. И всё, что было в комнате, тоже стало увеличиваться в размерах. Дети поняли – это они уменьшились до размеров дорожных знаков. Они оглянулись и увидели перед собой ворота с надписью «Город Дорожных Знаков».

Глава 3. В Городе Дорожных Знаков.

Ворота распахнулись. Дети вошли. Сразу же за воротами стоял человек в форме и с жезлом в руках. Это был инспектор ГИБДД.
- Позвольте представиться – инспектор ГИБДД Светофоркин, – сказал человек в форме. – А вы, наверное, Миша и Максим. Те самые дети, которые не знают и самое главное не хотят знать правила дорожного движения.
- Ну и что в этом такого! Эти правила нам просто не нужны,– ответили дети.
- А то, что вы, играя, расставили дорожные знаки наобум, не зная их значения. Все знаки стоят не на своих местах.
- Ну и ладно! Это всего лишь игра и никому от этого плохо не стало, – сказал Миша.
- Ладно? Что значит ладно? – возмутился инспектор Светофоркин. – Пойдемте, посмотрите последствия вашего «Ну, ладно». Вас ждет сам главный инспектор ГИБДД Генералкин. Он у нас самый главный в городе.
Дети с инспектором Светофоркиным двинулись в путь. И буквально через некоторое время они подошли к зданию, на котором крупными буквами было написано «КАФЕ». А вокруг стояло много грязных машин и все гудели. Директор кафе что – то пытался объяснить разгневанным водителям.
- Что это тут у них случилось? – спросили дети.
- Как, что? – ответил инспектор ГИБДД Светофоркин. – Вы рядом с кафе поставили дорожный знак означающий «Мойка автомобилей». Вот водители и разгневались. А объектом их гнева стал директор кафе. А ведь он ни в чем не виноват.
Дети насупились, но ничего не сказали. Им было очень жалко директора кафе, а вдруг его эти водители побьют. Но и сразу признаваться в том, что они были не правы, им очень не хотелось.
Дети и инспектор продолжили путь. Они подошли к дороге. Инспектор Светофоркин сказал:
- Нам нужно перейти дорогу. А как это правильно сделать?
Дети немного подумали и сказали:
- Ну, это мы знаем  - на зеленый сигнал светофора.
- Правильно, – ответил инспектор. – А если рядом нет светофора, то, как перейти дорогу?
Дети пожали плечами. Они не знали, как перейти дорогу, если рядом нет светофора. Тогда инспектор сказал:
- Так, я вам расскажу правила перехода дороги. Слушайте внимательно:

 1. Подземный переход – саамы безопасный способ перейти дорогу. Но его не везде можно построить.
 2. Вы должны пользоваться переходом со светофором: «Красный человечек» -  ждите, «Зеленый человечек» - идите.
 3. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенными специальным знаком «Пешеходный переход» и имеющими специальную разметку – «Зебру».
 4. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин. А так же не надо торопиться перейти дорогу на мигающий зеленый сигнал светофора.
 5. Если не успели перейти дорогу на зеленый свет, то спокойно подождите на островке безопасности или на разделительной полосе.
 6. Переходить дорогу можно только под прямым углом.
 7. Если вы видите машину «Скорой помощи», пожарную или полицейскую машины с включенной сиреной и мигалкой – пропустите её, даже если горит ваш свет.
 8. Трамвай на остановке можно обходить только спереди – как лошадь, а автобус и троллейбус – сзади – как быка!


               
- Поняли? – спросил инспектор Светофоркин. – А теперь скажите, правильно поставили вы тут знак?
- Нет! – ответил Миша. – Мы поставили «подземный переход», а надо было «пешеходный переход».
- Правильно! – ответил инспектор Светофоркин. – Пойдемте! И ещё, даже если горит зеленый свет, не будет лишним убедиться, что нет движущихся машин.
Перейдя улицу, дети увидели столпившихся людей.
- А что там случилось? – спросил Максим.
- А это два сорванца играли в мяч рядом с дорогой. Мяч вылетел на дорогу, а юные «футболисты» побежали за ним. Хорошо, что водитель успел затормозить.
- Так играть на дороге или рядом – НЕЛЬЗЯ, – сказал Максим. – Они, что не знали?
- Видимо не знали, – ответил инспектор Светофоркин.
- А ещё мы знаем, что пешеходам запрещено двигаться по автомагистралям, – сказал Миша.
- Да, а ещё пешеходы должны ходить только по тротуарам, пешеходным дорожкам. А если таковых нет – то по обочине, – добавил Максим.
- Молодцы, знаете, – похвалил инспектор детей. – А вот скажите, правильно ли вы поставили знак вон там?
Инспектор Светофоркин показал на толпу ребят стоящих около дороги. Ребята стояли и не могли перейти дорогу.
- Нет, не правильно, – ответил Миша. – Мы поставили знак «Автомагистраль», а надо было поставить знак «Дети». Рядом же школа. А на автомагистралях допустимая скорость 110 км/ч. Вот все и едут с большой скоростью. Поэтому ученики не могут перейти дорогу.
- Молодцы! – снова похвалил детей инспектор. – Поняли, что сделали не правильно.
Миша, Максим и инспектор Светофоркин подошли к остановке общественно транспорта.
- Это остановка, – сказал инспектор. – Рядом с остановкой всегда висит знак указывающий, что это остановка.
- Ой, а здесь висит знак указывающий, что это велосипедная дорожка, – сказал Максим.
- Это кто – то расставил знаки, просто так, не подумав. Ну, вроде как веселее, – сказал инспектор.
- Мы всё исправим, – хором сказали Миша и Максим.
- Я вам верю, – сказал инспектор Светофоркин. – Ну, а теперь поехали, наш автобус подошёл.
Дети и инспектор ГИБДД Светофоркин сели в автобус и продолжали свой путь.
- А мы теперь стали пассажирами? – спросил у инспектора Миша.
- Да. Мы теперь пассажиры, – ответил инспектор. – А для пассажиров в общественном транспорте тоже есть правила. Сейчас я вам о них расскажу:

 1. Пока вы ждёте на остановке транспорта, не стойте в первом ряду. Вас случайно могут вытолкнуть под колёса.
 2. Во время движения нельзя стоять на ступеньках и прислоняться к дверям. А так же нельзя бегать по салону. При торможении можно получить серьёзную травму.
 3. Держитесь за поручни. А так же уступайте места пожилым людям, инвалидам, женщинам и маленьким детям.
 4. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины, строго на остановке, и после полной остановки транспортного средства.


- А если мы едим  с папой и мамой на машине, нам правила тоже нужно соблюдать? – спросил Миша.
- Конечно, нужно. Есть правила поведения пассажиров при передвижении в личном автомобиле, – ответил инспектор. – Сейчас я и о них вам расскажу:

 1. Обязательно пристегнуться ремнями безопасности. А при поездке на мотоцикле – быть в застёгнутом мотошлеме.
 2. На переднем сиденье дети до 12 лет могут ехать только, если автомобиль оборудован специальными детскими удерживающими устройствами.
 3. Запрещается отвлекать водителя во время движения, даже если это ваш папа.
 4. Нельзя открывать двери во время движения. Открывать двери можно только с разрешения водителя.
 5. А так же нельзя трогать разные кнопки, рычаги и зеркала без разрешения водителя.

- Запомнили? – спросил инспектор Светофоркин.
- Да, – хором ответили Миша и Максим.
- Ну, вот и наша остановка, – сказал инспектор ГИБДД.
Дети вышли из автобуса соблюдая правила. Они уже про них знали.
- Знаешь Макс, мне кажется, что с правилами дорожного движения не так уж и скучно, – шёпотом сказал Миша брату.
- И я так думаю, – ответил Максим. – Это ж так интересно, какой дорожный знак что означает. Да и правила дорожного движения вовсе не скучные.
За разговором они не заметили, как подошли к месту аварии двух автомобилей. Инспектор ГИБДД Светофоркин разбирал сложившуюся ситуацию. Когда инспектор освободился, дети спросили у него:
- А что тут случилось?
- А обычная ситуация – водители не захотели уступить дорогу друг другу, – ответил инспектор Светофоркин. – Хотя тот, кто ехал по второстепенной дороге, должен был пропустить ехавшего по главной. Первый водитель уверяет, что он поздно увидел движущийся по главной дороге автомобиль. Нажал на тормоза, а они оказались неисправными. А второй участник дорожно – транспортного происшествия все документы оставил в другой куртке.
- А для водителей много существует правил? – спросил Миша инспектора Светофоркина.
- Много. Эти правила называются Правилами Дорожного Движения,– ответил инспектор. – А так как вы будущие водители, я вам расскажу о самых важных:

 1. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе: водительское удостоверение, регистрационные документы, страховой полис.
 2. Водитель перед выездом должен проверить исправность транспортного средства.
 3. При аварии водитель должен остановиться, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
 4. Если в дорожном происшествии есть пострадавшие, водитель должен оказать первую медицинскую помощь и вызвать «скорую помощь».
 5. Нельзя звонить по телефону во время движения.
 6. Водитель транспортного средства должен выполнять требования дорожных знаков.


- Да много правил, – сказал Миша. – Я уж лучше тогда буду ездить на мопеде или велосипеде.
- А для велосипедистов и водителей мопедов тоже есть правила, – сказал инспектор Светофоркин. – Я сейчас вам о них расскажу:

 1. При движении по дорогам управлять велосипедом можно с 14 лет, а мопедом с 16 лет.
 2. На велосипеде и мопеде можно двигаться только по крайней правой полосе или по обочине.
 3. Велосипедисты и водители мопедов должны держаться обеими руками за руль. И если рядом есть велосипедная дорожка, то двигаться только по ней.
 4. Нельзя перевозить пассажиров, исключение ребёнок до 7 лет на специальном сиденье.
 5. Нельзя поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет больше двух полос.
 6. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а так же велосипедами и мопедами.


- Ой, а вон по дороге едут на одном велосипеде двое ребят, – сказал Максим. – Да ещё и без велосипедных шлемов.
- Да, они нарушают правила, – подтвердил инспектор Светофоркин. – Хотя шлем это не обязательно, но всё – таки, желательно его надеть. Особенно если ты едешь по дороге.
Так за разговором дети и инспектор ГИБДД Светофоркин подошли к большому зданию. Это было главное управление ГИБДД.

Глава 4. «Домой!» или «Не домой!».

В этом большом здании и ждал детей главный инспектор ГИБДД Генералкин. Дети с инспектором вошли в здание, прошли по длинному коридору. Инспектор Светофоркин открыл дверь, и дети оказались в большой комнате. Они огляделись и увидели человека одетого в форму и много дорожных знаков.
- Здравствуйте! Позвольте представиться главный инспектор Города Дорожных Знаков – Генералкин! – представился человек в форме. – А вы те самые дети Миша и Максим. Из-за вас у нас в городе путаница и беспорядок. Так что же нам с вами делать?
Дорожные знаки закричали:
- Оставить их тут навсегда! Они не знают правила дорожного движения и нас дорожные знаки знать не хотят.
- Да, мы не знали правила дорожного движения, – сказал Миша. – Но пока мы были в вашем городе, кое – что узнали и многое поняли.
- Ну, хорошо, – сказали дорожные знаки. – Тогда скажите, какие мы бываем?
Дети, немного подумав, ответили:
- Знаки дорожного движения бывают: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационные, знаки сервиса и другой дополнительной информации.
- Правильно – обрадовались дорожные знаки.
- Ну а я вам вкратце расскажу о каждом виде знаков, – сказал главный инспектор. – Слушайте внимательно:

 1. Предписывающие знаки – указывают разрешенное направление и характер движения. И, как правило, такие знаки синего цвета.
 2. Предупреждающие знаки – почти всегда треугольной формы. Они предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги.
 3. Запрещающие знаки – название говорит само за себя. Они имеют форму круга с красной каёмкой.
 4. Знаки приоритета – устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
 5. Знаки сервиса – информируют о расположении соответствующих объектов.
 6. Информационные знаки – информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а так же об установленных или о рекомендованных режимах движения.


- Я думаю, теперь вы поняли, как важно знать правила дорожного движения и значения дорожных знаков? – спросил инспектор Генералкин.
- Да, – хором ответили Миша и Максим.
- Если обещаете, что выучите основные правила дорожного движения и дорожные знаки, то мы вас отправим обратно домой, – сказал главный инспектор Генералкин.
- Обещаем! – сказал Миша.
- Обещаем! – сказал Максим.
И.......

Глава 5. Дома!

……И вдруг прозвенел будильник. Миша и Максим встали с кроватей. Они смотрели друг на друга и на всё вокруг себя. Коробка с игрой так же лежала на столе, дорожные знаки и фишки – машинки лежали в коробке. Дети не знали, то, что с ними случилось, был сон или не сон. Хотя им было всё равно, сон это был или не сон. Они знали одно, что правила дорожного движения надо знать.
После завтрака вся семья собралась за игрой «Кто быстрее?!», рядом лежала книга «Основные правила дорожного движения». Миша и Максим внимательно слушали родителей. Правда, иногда они говорили:
- А мы знаем, какой знак должен быть тут.
Или
- А мы знаем как правильно и безопасно переходить дорогу. А ещё знаем, как должен вести себя пассажир при передвижении на транспортном средстве.
- Что это с вами случилось, что вы за одну ночь не только изменили свое мнение к правилам дорожного движения, но и многое успели узнать? – удивились родители.
- Ничего особенного, – ответили дети. – Просто мы теперь знаем что такое игра со смыслом!

Мы рассказали вам всю правду! Хотите, верьте, хотите, нет!


Рецензии