Мои приключения в Шотландии, Глава 20-21

Глава 20.         Метаморфозы

2 декабря, понедельник.

Я люблю вспоминать свой первый день, когда я только прибыл в сказочный Эдинбург.
Эти бесконечные таможни, пропущенный полет. А затем, как я шел по туннелю и уже на выходе увидел вывеску: "Добро пожаловать в Эдинбург. Это дом".

Я часто проезжаю мимо зоопарка и своего первого отеля. Это место я запомнил ярче, чем Индиго или дом Мэрион.

А когда я впервые увидел очертания города и грациозность Принцесс стрит, то я понял, что не ошибся в своем выборе.

Яркое солнышко давало блеск замечательной архитектуре.
Памятник Вальтеру Скотту - высокая черная башня,  сразу же привлек мое внимание и стал моим любимым произведением искусства в Эдинбурге, ровно как и главным ориентиром.

Эдинбургский замок вначале показался нарисованным. Эти изящные горы и подьемы, окруженные каменными стенами, напомнили множество книг, фильмов и игр об эпохе Средневековья.
Впечатление усиливала музыка, парящая повсюду.

Эдинбург - город бесконечного фестиваля. Тут постоянно происходят какие-то мероприятия, и собираются многочисленные уличные торговцы, уличные музыканты, сотни тысяч туристов.

Туризм здесь существует всегда, в любое время года и суток.
Испанскую, итальянскую, польскую речь я слышу практически каждый день, в ресторанах и даже маленьких переулках.
--
Вот я и дошел до двадцатой главы. Мне нравится эта цифра, для меня это небольшой юбилей.
Кажется, стало совсем привычным описывать практически каждый свой день здесь, выдавая частичку этого мира на бумаге (точнее говоря в айфоне).

В сравнении с первыми главами, ныне я стал делить их более структурировано, привязывая каждую к неделе.
Ранее на каждую часть отводилось несколько заметок, а сейчас есть принцип: одна глава - одна неделя - одна заметка.
Таким образом, мой скромный рапорт, на каком-то моменте, автоматизировался.
----

Наконец, у меня получилось дозвониться до хозяйки нового дома. Мы договорились встретиться на следующий день.
---
В китайском ресторане я часто говорю с официантами, персонал там весь из Китая.
Они уже хорошо знают меня, мой заказ.
А из печенья сегодня выпало предсказание, что к концу следующей недели я буду счастливей.
----
3 декабря, вторник
С выходных я начал изучать историю восемнадцатого века и семилетнюю войну. Меня очень заинтересовала Пруссия, как и их император - мудрый философ и музыкант Фридрих 2.
Мне кажется, если бы странами всегда управляли такие люди, жить было бы лучше.
---
Сегодня у нас был зачет по английскому, разговорная часть. Я должен был говорить с Ингрид, чернокожей девушкой из Португалии, которая жила в Эдинбурге три года.
Но к нам в группу присоединилась и Диана, семнадцатилетняя украинка (которая как раз сегодня получила британское гражданство).
Конечно, мы сдали без всяких проблем.
---
Вечером я ходил в свой потенциальный новый дом. Найти его получилось с некоторым трудом, но внутри было довольно уютно.
Там был стол (чего нет у Мэрион), теплый камин, просторная комната для меня и две кошки, по имени Джаспер и Тигр, и хозяйка должна была готовить для меня еду.
В общем, я решил переезжать на следующий день.

Сообщил об этом Мэрион и Кимберли. Первая сказала с безразличной интонацией "отлично", а вторая не сдержала счастливой улыбки.

Деньги за поломанный туалет я отдал хозяйке несколько дней назад, они так и не починили его, хоть и прошел месяц.
Обеденный стол в течение моего пребывания тоже так и не появился.
---

4 декабря, среда
Сегодня, я, наконец, дочитал книгу про Нигерию. Это заняло у меня неделю из-за бесконечной записи слов и предложений.

В последние недели я выписываю в день по 8-10 листов, это и новые слова, и закрепление старых в других конструкциях.

Чтобы закрепить новое в памяти,  приходится писать очень много, как по английскому, так и по испанскому.
Теория не раз оправдывала себя и многие слова всплывают во время разговора, как будто приходя по течению.
Вместе с тем, понимание сложных текстов тоже постоянно улучшается.
---
Сегодня я покидал дом Мэрион.
Быстро собрал все вещи, такси должно было приехать в 17:10.
Мэрион устроила заключительную филармонию и выла на весь дом. Кимберли сидела перед телевизором с каким-то потерянным, безразличным ко всему лицом.

Приехало такси. Я попрощался с жильцами, они старались поскорее прогнать меня, ссылаясь на то, что таксист уедет без меня.
Я вытащил чемодан и сказал им: "Удачи!"
Мэрион улыбнулась и сказала: "Увидимся позже"(они говорят так, даже если прощаются).
Удержав гримасу, я еще раз повторил "Удачи!". Затем покинул этот дом навсегда (надеюсь).

Для меня переезд был счастьем. Было неважно куда, был важен сам факт. Я очень устал от унылого дома Мэрион, где была какая-то неприятная аура, практически с самого начала как я приехал туда.

---
На новом месте было значительно уютней.
Это был не отдельный дом, а квартира, но располагалась на первом этаже.

Странным совпадением было то, что два месяца назад, когда я ездил смотреть дом Мэрион, я сел в автобус, идущий в противоположную сторону. И высадился на той остановке, где высаживаюсь сейчас.
Я хорошо запомнил это место, потому что потом пришлось долго ждать нужного автобуса, и я опять перепутал направление.

Новый дом распологался в нескольких километрах от старого, или в десяти минут на автобусе.
Это небольшой пригород Эдинбурга, который называется Клермистон. Он был основан в 1960 году.

Здесь был чудесный парк и огромная библиотека рядом с остановками.

В квартире был отличный интернет, и у меня была значительно более просторная комната с письменным столом.

Хозяйку зовут Пэм. Она немного напоминает мне Фрэкин Бокс из Карлсона.
Пэм рассказала мне все тонкости жизни в этом доме и сказала, что каких-либо правил в нем нет.

Пэм много путешествовала, была в Омане и знала несколько арабских слов (в том числе мое любимое слово - Иншаалла).

Она долго не могла выговорить мое зарубежное имя (а тем более реальное) и стала звать меня просто Иваном.
----

Я встал на весы и очень удивился. Несмотря на голодные недели, я не потерял вес, и даже более того - набрал три килограмма.
Китайцы молодцы, кормили как надо.
----
5 декабря, четверг

Сегодня 20 месяцев, как я начал учить английский.
Этот день выдался немного странным.
Я проснулся на новом месте, и впервые за последние недели не опаздывал.

На улице был сильный ветер и дождь, листья деревьев в большом количестве летали по дороге, люди прижимались к стенам, чтобы укрыться от стихии.
Автобус приехал, и я как можно скорее забрался в него. Но как обычно, стал искать монетки на билет (карточка перестала работать еще в субботу), и людям позади меня пришлось помучиться еще около минуты.

Разочарованием было то, что социологию отменили. Это было связано с ураганом - поезда перестали ходить в город, также были проблемы на дорогах.
Вероятно, Маргарет просто не смогла добраться до колледжа.

Тем не менее, я решил не терять времени и уселся за чтение. Начиная с выходных, я изучал восемнадцатый век в истории Европы, и сегодня я продолжал читать про Суворова, а затем перешел на изучение Османской империи.
--
Чуть позже, ураган сменился на снег, а затем выглянуло яркое солнце. В Шотландии почти всегда так. Четыре сезона в один день.
---

6 декабря, пятница
Второй зачет по философии был успешно сдан, на этот раз с первого раза.
Тема - критическое мышление, логика Аристотеля.
Теория паковала аргументы подобно алгебраическим формулам и устанавливала четкие законы мышления.

С подобной структурой я начал знакомиться еще в конце первого шотландского сезона, читая электронные книги о формальной логике.
Ныне представилась прекрасная возможность узнать это получше, но курс был смещен всего до трех недель.
Ничтожно мало, в сравнении с тем временем, что мы посвятили на Утилитаризм и Этику Канта!
--
На следующей неделе меня ждало два зачета по психологии, охватывающие сразу три темы (Привязанность, Память, Метод исследования), а в понедельник будут известны результаты зачета по социологии.
---
После уроков у нас был интересный разговор с Себастьяном.

Он выдвинул утверждение:
"Ты должен на все зарабатывать сам, иначе никогда не узнаешь цену деньгам."

Я немного задумался, а затем парировал:
"У денег нет никакой обьективной цены. Что для одного человека огромная сумма, для другого - ничто"

Затем Себастьян признал, что у денег вообще нет никакой цены, ее придают люди. Но невозможно понять жизнь не столкнувшись с необходимостью зарабатывать.

"Жизнь лежит далеко за пределами одних денег, Себастьян" - заметил я.

"Нет, жизнь - это прежде всего деньги" - не согласился он.

"Общество построено на этой системе. Но жизнь охватывает гораздо больше".
--
Потом мы говорили о заработках в Польше и России. Себастьян был сильно удивлен, когда я сказал ему, что британский продавец бутербродов в Сабвее получает больше, чем российский врач.

В то же время, Себастьян всегда странно реагировал, когда я говорил ему, что работа должна быть прежде всего ради удовольствия, опыта и знаний.

Конечно, я понимал, что у многих просто нет выбора и они должны много работать для того, чтобы учиться в колледже.
И меня очень радовало, что мне не надо делать тоже самое. Все свое свободное время я мог посвятить развитию.

А Себастьяну я сказал:
"Многие люди, если у них нет хобби, будут посвящать свое время  либо работе, либо алкоголю и наркотикам.
Для них нынешняя система социального распределения благ очень важна и необходима.

Если существуют социальные лифты - возможности поднять свой класс и уровень, значит все работает справедливо".
--

7 декабря, суббота
В новом доме мне нравилось, было очень уютно и дружелюбно.
Пэм любила смотреть мультики по телевизору, вокруг крутились коты. Джаспер - здоровый пушистый кот, уже привык ко мне.
Трусливый Тигр тоже перестал убегать и сидел рядом.

У меня начались сытные завтраки и ужины, больше не надо было думать о том, где поесть, покупатт продукты самостоятельно.
Наконец, я мог хотя бы немного отдохнуть.
А через две недели я должен был поехать в Арабские эмираты на неделю, а после - в Россию.
---
Вечером я говорил с Пэм, и рассказал ей о том, как посетил сегодня музей и гулял в Новом городе (район Эдинбурга).
Она сказала, что там нечего смотреть и гораздо лучше гулять по Старому городу.

Пэм знала довольно много. Она понимала итальянскую и французскую речь, и ей очень нравилась философия Нельсона Манделы.
У меня в комнате висела доска с его цитатами.

Как раз несколько дней назад он умер, и я случайно притащил в дом газету с этой новостью, еще не зная, что Пэм знает о нем довольно много.
Она попросила дать ей газету , после того, как я ее дочитаю.
---
Пэм приехала в Эдинбург из Йоркшира и у нее был немного другой диалект. С Йоркширом у меня ассоциировалась "Алиса в стране чудес" (Йоркширский кот) и сыр.

Пэм раньше жила в окресностях Лидса. Это тот город, куда я собирался поступать, но после недолгого времени, передумал.

От Пэм исходило дружелюбие и гостеприимство.
Она была значительно приятней, чем Мэрион, и я не чувствовал себя лишним в доме.
----

Глава 21.      Итоги второго сезона

9 декабря, понедельник

Солнца стало совсем мало, и появилась непреодолимая лень. В начале декабря всегда идет упадок сил. Это как раз то время, когда я беру себе фактические каникулы - больше гуляю, думаю и отдыхаю от активной работы, лишь поддерживая минимальный режим.
Подобное происходит из года в год.
---
Второй сезон подходит к концу.
Фактически, он состоял из постепенного энергетического спада, некоторой сезонной фрустрации.
Дом Мэрион стал для меня сложным испытанием, как и изменение погодных условий и начало сессии.

Эти месяцы сильно отличались от периода первого сезона. Я больше времени посвятил изучению истории и естественных наук.
А по вечерам стал ходить в библиотеку, стал читать больше книг, в том числе, и художественную литературу.
На выходных я ездил в Эдинбург, посещал новые улицы и парки.
---
Пожалуй одна из самых больших перемен за последние месяцы - я стал скучать по России.
Мне просто стало местами не хватать этой ауры, русского языка, который я начал любить не менее, чем английский.
Мне захотелось посетить Сибирь и озеро Байкал. На фотографиях и в фильмах, это просто великолепно.
----
С самого начала осени и по сей день я продолжаю наслаждаться чашечкой кофе латте, полностью заменив им мою былую страсть к эспресо.

Впервые мне посоветовала его Тена (я описывал это в первых главах), сейчас я не могу прожить и дня без этого замечательного напитка.

Притягивает прежде всего то, что Латте успеваешь насладиться - оно не заканчивается почти сразу же, как только ты начал его пить.

Делая глотки горячего чуда, в голову приходит бесконечный вал мыслей, фантазий, целей.
Ни чай, ни вода, не способны заменить мне великолепие кофе, его грандиозный аромат.
----
Жаль, что у меня так и не получилось пойти на бокс или настольный теннис.
Как и актерские курсы, это накрылось медным тазом и перенеслось на годы вперед, быть может лишь потом я смогу найти хорошее место и время для этого.

Вместе с тем, остались брошенными арабский и японский, с ними я надолго попрощался.
---

Я продолжал общаться с Заимом, Икрой, Теной и Мираем, хотя наша компания уже не была такой постоянной, как в первые дни моего пребывания.

Тену я стал видеть довольно редко, обычно она сидела в центре столовой, а я любил сидеть в тихом углу с зелеными стульями. Здесь не была слышна громкая музыка и я мог расслабиться.
Обычно здесь же сидели Заим, Икра и Мирай.
С Мираем мы говорили практически каждый день, я понимал его произношение лучше всех в колледже.
Мы взаимно научили друг друга ругательствам своих языков и часто обсуждали политику, исторические и культурные вопросы.

Заим и Икра всегда говорили на урду, я любил их слушать, потому что этот язык был немного охож на песню. Кроме того, некоторые слова были такие же, как в испанском или русском языке.

Икра любила петь на урду. Ее было приятно слушать, в отличии от Мэрион.
Иногда она заражала меня этой аурой и я начинал петь песни из Танцора Диско, которые я знаю наизусть.

В нашей компании периодически была Алима - пакистанская девушка, которая росла в Лидсе. Она была мусульманкой, но не знала арабского.
Она всегда была очень молчалива и я практически никогда с ней и не говорил.

Я не люблю молчаливых людей.
Общение с ними напоминает мне общение с котами - это бесконечный монолог, который рано или поздно начинает утомлять.
Тишина создает неудобное положение, неловкость.
Иногда мне кажется, что у молчаливых людей нет души, своих мыслей.

----
Периодически мы общались с Теной. С тех пор, как я прочитал книгу про Нигерию, у нас появилось много тем для разговора.
К нам присоединялся Себастьян, и любил говорить Тене тоже самое, что говорил мне - про цену денег и важность работы.
Тена происходила из богатой семьи, ее отец стоял в высоких эшалонах власти какого-то нигерийского города.
Ее семье принадлежало пять домов, и многие ее родственники жили в различных уголках Британии.

В отличии от меня, Тена всегда отшучивалась от Себастьяна, не вступая в серьезные дискуссии.
---

10 декабря, вторник

С первого учебного дня, и по сей день, по всем предметам колледжа мне хватало одной тетради.

По английскому, за четыре месяца я исписал три тетради (более 200 листов), по испанскому две.
Появилось около пятиста новых заметок в моем айфоне.

А для колледжа у меня была одна тетрадь, и она лишь сейчас подходила к концу, хотя и состояла всего лишь из 48 листов, последние из которых были выделены под новые английские слова.

Читать это было довольно неудобно - часто на той же странице появлялось несколько предметов, мысли обрывались на полуслове (они заканчивались вместе с уроком), и в целом все было как-то не информативно.

Перед экзаменами я предпочитал читать статьи, нежели повторять конспекты. Это было гораздо чище и удобней.

Для меня письмо вручную - это поддерживающее действие для запоминания, но не создание носителя информации.
Мой подчерк омерзителен и с трудом читается кем-либо.

Сейчас читать мои детские рукописи стало для меня похожим на расшифровку древнеславянского языка.
----

С тех пор, как я поставил на телефон английские и испанские словари, на меня идет бесконечный поток новых слов.
Им нет числа, и я часто запоминаю те из них, что не знают многие носители.

В английском это уже оттачивание, сбор различных специфических и тонких понятий, встречающихся редко и, в основном, лишь на страницах старых книг или справочников.

Мне очень приятно, когда я слышу едва изученное слово в другом месте - разговоре, книге или телевизионной передаче.

Раньше я любил подсчитывать, сколько слов я знаю, примерно измеряя по числу выписанного.
К сожалению, десятки слов забываются каждый день и огромная часть работы уходит на повторение или восстановление.

Особенно это касается специфичных слов, описывающих подробное, абстрактное состояние. Само слово, при этом, не имеет общих корней и образуется каким-то загадочным образом, что делает запоминание не слишком легким.

Я до сих пор боюсь прикасаться к Шекспиру или Диккенсу.
Я понимаю, что там потребуется ежесекундная помощь словаря, что сведет удовольствие от чтения к нулю.

Хотя, конечно, одна из целей моего совершенства - это ознакомление с классиками в оригинале,

Со словами у меня началась особая дружба, я стал чувствовать их. Поэтому каждый "новичок" был важен, и я старался удерживать их всех в голове, создать хорошую ассоциацию.
---

Я нашел много схожестей между Нигерией и Россией.
Это тоже богатая страна, с большими запасами нефти и газа.
Но большинство людей там необразованны и живут бедно. Они предпочитают спорить об истинных Богах и копать картошку вручную, в то время как чиновники и бизнесмены купаются в роскоши.
Вот так невежество и отсутствие интереса к политике поддерживают воровские государства.
---
11 декабря, среда
Сегодня было магическое число, 11.12.13.
Я загадал желание.

Кроме того, утром был зачет по психологии.
По своей старой привычке, за три часа я выучил все, что другие учили три месяца и сдал, по моему мнению, неплохо.

А на испанском я решил вернуться обратно в свою старую группу Higher, из которой ушел в конце сентября.
Advanced Higher был не такой уж Advanced, говорили они паршиво, а учитель требовал читать книгу на английском, чтобы писать сочинение на испанском.
Я не люблю делать бесполезные дела (во всяком случае те, что требуют делать другие люди), и читать эту книгу желания не было.
Я соскучился по своей былой группе, и без всякого сожаления попросил учителя вернуть меня обратно.
----
Дом Пэм был украшен многочисленными сувенирами относящимся к африканской культуре.
Здесь были многочисленные бюсты африканцев, разукрашенные лягушки, картины со слонами и прочее.

Пэм очень нравилась Африка и она не раз там была.
Вместе с тем, ее увлекала японская культура, она пробовала изучать японский язык и хотела бы в будущем им овладеть.
Я рассказал ей про свой опыт изучения хираганы.

У нас с Пэм было много общих тем, потому что она много читала и получила образование в области гуманитарных наук, изучая то же самое, что сейчас изучаю я.

Мы часто смотрели телевизор и она поясняла мне некоторые культурные моменты в Британии.

Ужины, которые она готовила, всегда радовали. Каждый день было что-то новое и вкусное.
Она готовила Лазанью, французские пироги, курицу Кари и превосходные спагетти.

Коты часто окружали меня и мяукали, выпрашивая еду. Чаще я видел Джаспера, он был более дружелюбен.
Это здоровый откормленный кот, любящий поспать.

Часто коты ходили гулять на улицу, покидая и возвращаясь в квартиру через окно в туалете.
----
Последние недели я повторял свои старые записи и заметки. Просмотрел все фотографии за последние полгода.
Бывает такое настроение, когда хочется повспоминать что происходило, ведь воспоминания все время гаснут.
Когда перечитываешь старые заметки, сделанные непосредственно во время ситуации, это освежает память и уносит в мир того времени.

Важно всегда писать, что происходит в твоей жизни.
Даже спустя два месяца забывается очень многое.
Я повторял свою октяборьскую английскую тетрадку и обнаружил что более четверти слов абсолютно забыты и кажутся мне незнакомыми.

Перечитывая главы этого дневника я восстановил в памяти множество подробностей и деталей, некоторые ситуации были забыты.
---
Для того, чтобы запомнить что-либо, нужно запомнить как можно больше информации об этом предмете и создать живую ассоциацию.
Поэтому каждый день я исписываю много листов - я стараюсь как можно лучше раскрыть каждое слово, подбирая к нему множество определений и примеров использования.

То же самое делаю и в изучении наук и дисциплин, как вчера происходило с психологией.

Как же ошибаются те люди, что ограничивают себя в знании, говоря: "Я столько не запомню".
Всегда надейтесь на полноту информации и ее повторяемость.
Информацию нужно повторить как минимум три раза в течении первой недели, и возвращаться к ней хотя бы раз в один или два месяца.
---

В последнее время я стал часто рассматривать Хинди как один из языков, которые я хотел бы изучить в будущем.
Мне нравятся буквы его алфавита, необычная специфика индийского общества, культуры, кино.

Считается, что хинди гораздо проще арабского или японского, и грамматика схожа с русским.

Меня притягивало и звучание языка, из уст многих носителей он звучал как музыка.
Вместе с тем, он был близок к санскриту, от которого произошли очень многие языки. Они используют ту же систему письменности (деванагари) и во многом похожи.

Возможно, через года два или три, накопив сил и энергии, я попробую начать свое путешествие в индийский мир.
----
12 декабря, четверг

У меня появилась идея поступать в Мадрид.
Ранее я планировал ехать в Берлин, но затем понял, как мне необходимо солнце.
Из факультетов мне понравился курс международных отношений, который проходил на английском в одном из школ в центре Мадрида.
Курс включал в себя изучение языков, истории и политики.
---
В колледже у нас была забастовка студентов. Это была инициатива нашей ассоциации, очень крупной. Она подобна профсоюзу и пытается помочь студентам.
Они протестовали против столовой, утверждая, что там очень высокие цены.
У них было много плакатов, женщины пели песни и раздавали листовки.
Протестующие сообщили мне, что все деньги из столовой идут в американские карманы. Они просили бойкотировать ее и питаться в Атриуме,  хотя бы на один день.
Но в этом Атриуме нечем питаться, а в столовой давали хороший выбор.

Всем было плевать на их просьбы, зал быстро заполнился людьми, тем более там был рождественский обед, всего за три фунта (а это 150 рублей).

Мне кажется, что протестующие просто зажрались, хотя я не могу быть обьективным, ведь я из России - там в столовых выдают несьедобные блюда и просят за них приличные деньги.
---
13 декабря, пятница

На философии мы смотрели Матрицу.
Учитель очень неплохо интерпретировал диалоги - сравнивал Морфеуса с Декартом, некоторых героев - с утилитаристами.

Я любил этот фильм и суть его идей оценил еще задолго до просмотра в классе.
Хорошо, когда информация передается в простом и ярком виде. Я думаю, это должно стать будущим методом образования детей. Ведь наша память крепко связана с ассоциациями, и чем больше удовольствия приносит материал и чем более он интересен - тем крепче он держится и на долгое время.


Рецензии