Книга веры

Духовное Писание

Книга веры

1

   Добро живёт не за морями и пустынями, не на небесах и не в безднах, – оно в каждом из нас; стоит только остановиться, прислушаться, внять голосу сердца нашего, коим вещает Единый Бог. Сила Его – незримая для очей наших – всегда готова исправить путь наш. Позывы греха, рождающиеся в нас, могут быть укрощены не запретами, ибо они лишь разжигают похоть, а свободной нашею волей. Сия воля дана нам Отцом нашим Небесным для помощи в трудных днях наших. Обратимся же к Господу с молитвой сердечною, будем славословить Творца Всевышнего. Воспоём Ему по делам Его. Возликуем в душе своей, ибо дано нам спасение. Оно суть вера наша. Вера в чудеса Господни, в Его любовь и милость к нам. Отойдём от сборищ не верящих, голосящих или помышляющих: «Нет чудес. Все они – обман, предания древние, малоумные. Не пойдём за невероятностью». Как же, дети Божьи, нет чудес? Просыпаетесь вы, и встаёте, и ходите. Дышите, вкушаете и пьёте. Говорите и понимаете. Живёте долгие лета, порождаете людей новых. И нет вам бед, кроме тех, какие сами себе устраиваете! Вот, что достойно именоваться чудесами! Но ещё более одарил нас Единый Бог наш. Ещё обильнее обещал нас обеспечить! Он дал нам надежду святую. Поведал о таких чудесах, что разум наш с трудом внял Ему. Веселится сердце верующего и знающего о грядущем соединении со Всевышним в Раю! А попросил у нас Отец наш лишь то, что мы можем дать Ему. Ибо всё от Него имеем, потому нечем нам одарить Его. И лишь одним стараемся угодить Ему; способностью, данной нам по воле Господа. Это – любовь. Она цветёт во всех, исповедующих истину! Любовь к Единому Отцу, вечно милостивому и любящему, окрыляет нас каждый день, как добрая весть! Припадём же к престолу Господню! Смиренно отдадим себя, ибо в даре нашем – благодать наша. Когда отречёмся от всего, – забудем о нужде и корысти нашей, сольёмся с Богом истины, с Его любовью и блаженством!

   Что нас разлучает со Всевышним? Что кажется преградой, издавна пугающей маловеров и жестокосердных? Материя, гордыня, страсть – они ослепляют нас близостью своею. И как своя ладонь нам кажется больше горы отдалённой, так же и дворцы, и деньги, и власть, и слава застилают взор наш. Но звучит веками голос Господа: «Я – Творец ваш. Придите ко Мне, спаситесь через веру вашу, явясь ко блаженству». Услышим же ценнейшее предложение, взывающее к нам из глубины Духа Святого. Придём к святой Небесной Церкви, ибо она поможет нам, будучи нашей опорою в странствии через искушения – к очищению духа. Смирим дух наш пред достойнейшим и величайшим Господом! Исповедуемся во всех грехах наших, открыв тьму души свету истины. Помолимся Всевышнему Благодетелю; любя, возвеличим имя Его, восклицая: «Слава Единому Богу!»

2

   Пребывающие в унынии и беспокойстве, утешьтесь, возвеселитесь духом вашим, ибо грядёт на вас спасение от Господа истины! Все скорбящие и униженные, да не утратите веру вашу! На вас очи Господа во все дни жизни вашей! О вас сказано: «Бог, любящий прощать, не оставил их» [Неем 9:17]. Всем, у кого по допущению Господа отобралось нечто ценное силами дьявола, владыки лжи; тем во сто крат возместит Вседержитель Небесный; имя Ему: «Царь всякого создания; Бог всякой силы» [Иудифь 9:12,14]. Но помните: все вы грешны и нет среди вас чистых, и каждый виновен в своём отступлении от Бога. Написано: «И звёзды нечисты пред очами Его» [Иов 25:5]. Потому во всех горестях ваших не теряйте веры во Спасителя, ибо Он ограничил Себя для жизни вашей. Молитесь Духу Вечному, творящему воздаяние! Помните, что изрёк Господь о избраннике Своём: «Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его» [Пс 88:24]. Почтим в мыслях наших всех тех, кто творил жизнь свою по образу Божьему. Почтим святых и мудрых, добрых и бескорыстных – людей, которых знаем как праведников. Укажем особо и на пророков, и на героев, и на богоподобных, и на дивных: известных и в прошлом, и во дни нынешние, и в пору будущую. Мы прослышали о делах многих угодников, и, сравнив их с Заветом Господа Бога нашего, узрели праведность их. Таким праведникам воспоём славу, ибо хорошо славить шедших путём Божьим.

   Но во всех проявлениях силы Всевышнего, во всех чудесах и личностях, не забудем про Самого; Бога Единого. Господь всемогущ. Потому и нет для Него ничего невозможного. Нет Ему границ и законов. Да не измерим по опыту нашему запредельную мощь Бога! Кто укажет предел воли Его иль положит Ему запрет? Нет никого во всех мирах, кто мог бы сотворить сие! Потому, дети Божьи, перестанем учить о силе Создателя! Прекратим Его исследовать, будто Он ниже нас! Обретём веру и, обняв её крепко, воспрянем из тьмы догм, кривотолков и скудоумия к праведной жизни! Вы – кто является чадами Духа, вы – избранные родиться и не умирать, вы – коих слушает Сам Господь; помяните скорбной молитвой покаяния всё зло, причинённое друг другу народами, ослеплёнными дьяволом. Это он, принимая образ всего святого, говорит от лица Создателя, возбуждая на брань и ложь! Это он извращает слова Закона духовного, подменяет гневом любовь, и похотью – воздержание сердец людских! Встанем же на колени и прольём слёзы, и осознаем, что всё, творимое раньше от лица Господа, было угодно и людям! Остережёмся же, ибо не все, говорящие нам искусно и верящие прилюдно, поистине, с Богом!

   Когда, по маловерию или по наущению демонов, твердят нам упорно: «Идите туда, делайте то – сие угодно Господу»; остановимся, укротим адский жар спешащего ясной прохладою размышляющего. Скажем себе, отвечая на призывы сиюминутные: «Прежде посмотрю я в Закон Бога моего. Разберусь ещё и ещё в Его заповедях. Размыслю сам Слово Его святое. И, по исследовании тщательном, вынесу решение моё, чтобы не попасть мне в число ослепших и оглохших, своим умом не думающих».

   Да не уподобитесь безумным, пьющим воду из моря и говорящим: «Море велико и глубоко – знать, из него пить и надобно». Будьте мудры в вере вашей, как те, что пьют из малой ёмкости, говоря: «Хоть и велико море, а солоно, потому, дабы жить, выпьем из сосуда малого, но пресного».

   Помните: часто во многом и доступном сокрыты грех и смерть, а в скудном и тяжком – жизнь и спасение.

3

   Кто в силах идти по жизни в одиночестве? Кому Бог посылает такое испытание, те пуще прочих должны беречь веру и любить Господа. Тем же, кто возразит: «Как любить и страдать возможно, раз всё от Бога?» – отвечу: «Не больно ли вам одним? Не имеете ли нужду всякий день? Не ропщете ли, злословя Создателя? Обратитесь же и поймите: не одни вы – с вами Тот, Кто любит вас вечно. Святой, Он – Отец детям, Муж – жёнам, Жена – мужам; Защитник – слабым, Спаситель – угнетённым, Благодетель – страждущим. И всё это – Бог, Единый и всемогущий, любящий и милостивый. Полюби;те Его чистою любовью, и будете счастливы. Ибо Он один сто;ит всех людей и всех вселенных!»

   Но да не отвращу вас от любви и к людям. Да не впаду в гордыню и самодовольство, уклоняясь на путь тьмы и греха! Нет, люби;те окружающих вас, и не бросайте их как бы ради Бога. Называйте знакомых друзьями, а друзей любимыми. И снизойдёт на вас благословение от Отца вашего! Кто даст первым, тому и возместится в черёд первый. Не будьте же скудны хотя бы в приветствии и доброжелательности для ближних ваших. Чего вам скупиться на улыбку для угрюмого? Зачем молчанием гробовым вредить плачущему? Нет затрат вам даже в суетной материи на внимание для других! Нетрудно вам улыбаться искренне и утешать сердечно, не требуя наград. За дела сии, войдя в Дом Господень, будете не с краю, а в центре; будете не стыдиться, а радоваться. И вку;сите блаженство – награду спасённых!

   Молитесь за тех, кто дорог вам. И за чтящих Бога, и за нечтящих! Хоть есть и те, которые, прельщаясь праведностью своею, говорят: «Будем молиться лишь за братьев по вере, за иных же – чуждых нам – не станем просить Бога». Сии люди, как стоящие на границе, разделяют души на «родных» и «чужих», но забывают, что Господь Единый – противник разделений и недоверия! Неужели, молясь за детей Божьих, братьев и сестёр наших, обретших истину, не обратимся к Отцу нашему, желая просвещения и для тех, кто ещё чужд Единого Бога? Постыдимся ли просить у Бога за «чужих Ему»? Нет, ибо и мы были Его чужды, были в безверии нашем; посему, нет для Него чужих! Поскупимся ли на сердечную личную молитву, желая другим добра и не ища в них грехов? Нет, ибо не скупится Господь, благословляя нас и прощая нам исповеданные пред Ним грехи! Сказал мудрец древний: «Послушанием одного сделаются праведными многие» [Рим 5:18]. Вместите же в себя свет веры, и светите всякому человеку; да спасутся в Боге Едином все народы!

4

   Приняв веру, не страшитесь смерти. Ибо более нет её для вас. Очистите свой разум, приняв великую силу Господа. Рассудите: что есть смерть? Верно ли знаете о ней? Если смерть для вас – исчезновение тела вашего, то вы умираете постоянно. И наука ваша говорит вам: каждая малейшая часть тела вашего, что ни день – умирает. И вот, через ряд лет вы перерождаетесь. Так что, не тело есть знак смерти вашей. Но, быть может, душа ваша для вас – вся жизнь? Душа – сосуд чувств многих, ценность великая. Но не случалось ли вам быть в горе и страдании безмерном, когда меркнет весь свет вокруг вас? Боль терзает вас беспрестанно, нет вам утешения, – не это ли смерть души? Бывала же у вас и радость великая: и вы будто рождались заново, душа ваша воскресала после смертельного горя. Так и есть, что вы уже и умирали, и рождались в душе вашей. Что же тогда есть жизнь ваша? По душевному чувству вы и не живы, и не мертвы, вы – в иллюзии чувственной. Так и приходим мы к осознанию смерти как прекращения духа. Дух наш смертен, когда, увлекаясь искушением, пленяется телом суетным и душою переменчивой. Но стоит нам отречься от несовершенства, приняв веру в Бога, как мы вознесёмся над временем и миром, приступая к Престолу Господа Вседержителя! Он любит нас и ждёт, чтобы вдохнуть в нас истинное бессмертие, даруемое соблюдающим святые заповеди Его и Закон Его!

   Дети Божьи, подумайте: к чему вам годы долгие, к чему палаты царские, покой и тишина? Даже если бы вы могли быть на Земле вечно молоды, чем бы занялись? Как ныне живёте в суете, не думая о себе десятки лет, так бы вы провели и сотни, и тысячи! А чем же удовлетворяться стали бы вы после долгого времени? Ведь даже цари и вельможи славные, имевшие всё, скоро пресыщались богатствами. Где же вы будете брать развлечения, и в чём найдёте отдушину от трудов на благо начальников, от потребностей чужих, вам чуждых? Знайте же, что и вечная жизнь на Земле, но без духа, – пагубна и тяжела. Ибо и горы, и океаны стоят бессчётное множество лет, а счастья не ведают, ибо их существование не есть жизнь. Но можно быть подобным простому цветку луговому, что пред горами весьма скоро расцветает и увядает, но изменяется к лучшему. Его миг прекраснее вечности обнажённых вершин! А людям дано ещё и Откровение от Господа – Закон любви и славы. И сказано в нём, что всякий верящий; смотрящий, не вниз, а за горизонт; представляющий дух уже в теле тленном, – сей есть избранник Божий! И потому, принеся покаяние и вознеся молитву, возможно, расставшись с телом сим, обрести в Обители Божьей тело света, сохранив дух праведности! Посему, не бойтесь обратиться к Спасителю вашему, – сие не стыдно, а благостно. Сказано было обращённому: «Увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе, и убоятся тебя» [Втор 28:10]. Будьте добры к миру, любите его, тем вы и преодолеете мир, во славу Господню! Истинно изречено: «Послушанием истине чрез Духа, любите друг друга от чистого сердца, как возрождённые от Слова Божьего» [1 Пет 1:22,23].

5

   Принесём корысть свою в жертву Богу, очищая помыслы свои от греха. Приклоним дух наш пред Единым Отцом нашим. Не озлобимся против братьев наших. Ибо зло и вражда закрывают путь Закона Божьего. Пока сердце ваше будет вершить молитвы, а руки ваши – бороться с «неверными», будете во тьме и слепоте духовной; предавая Бога в главнейшей Его заповеди нам. Сия заповедь бескорыстна и чиста, она свята от рождения своего. Сказано в Законе истинном: «Возлюби Господа Бога Единого и всех людей возлюби, и прости им, и молись за них».

   Жаждущие вознестись пред очи Господа, внимайте! Невозможно человеку любить Бога, не зная любви к иному человеку. Так же, как ступить на вершину нельзя без восхождения тяжкого по склонам крутым; так же, как нельзя срубить древо, не заронив, прежде, семени; так нельзя познать святую любовь Спасителя, не любя творение Его! К чему вам тогда любовь и спасение, и жизнь вечная? Не зная любви, живёте безропотно. Не ведая сострадания, довольствуетесь рабской долей грешников. Думаете, что хорошо живёте, по правде же, грех сохраняет вас лишь в угоду себе. Подобно паразиту, терпящему жертву свою, дьявол сохраняет вас в скудости, победив дух ваш. Но не вечно быть сему. Придёт час суда вашего, предстанете вы пред Церковью Небесной и скажут вам ангелы:  «Вы были довольны рабством дьявола, не противясь тьме его. Вы питались крохами и объедками со стола нечестивого. Вы были горды душой, думая переждать вечность в тени греха. Познайте же ныне: всякая тень рассеется, всякое зло вскроется и истребится, всякое дело рассудится по Божьей справедливости!» И толкнут вас ангелы, как вы толкали нищих и пророков, и низринетесь в ад; наречётесь заблудшими, у коих душа – железо, а сердце – камень!

   Как бы ни был велик соблазн искушения, не поддавайтесь совращению мерзкому! Как водою тушите пожар, так Законом Божьим остужайте пыл ваш. Всякий, верящий в Господа, поступай, как изречено мудрым: «Из лицеприятия не греши; не стыдись Закона Всевышнего» [Сир 42:1,2].

6

   Так учил я многих усердно и с любовью. Но проходит день забот, наступает вечер тихий, умолкает шум суетный. И видно мне, сквозь деревья пышные, небо ясное и чистое. Белой дымкою подёрнуто оно, и за нею – синева ещё желаннее взгляду моему. Ветер лёгок; веет он, лаская края листьев и трав многочисленных. Улетучиваются проблемы мои вечером сим, и вот, дух мой устремляется к Богу, – в молитве сокрытой и доверительной.

   И восхожу я над плотью моею ввысь, к Небесам Господним. И ощущаю забвение чувств суетных, и только любовь к Богу переполняет меня, влечёт меня к Нему. Улыбаюсь я, оказавшись на Духовных Небесах. Облака там, как приятная ткань. Воздух там свеж и спокоен. Вот, приблизился я к золотому сиянию. И было подле него два образа белых.
   Тогда говорил мне образ слева: «Ты грешник».

   Отвечал я ему: «Истинно ты сказал, и грехи мои велики. Но, если правда, что Бог прощает грехи, тогда буду пока грешным: во имя вразумления моего».

   И говорил мне образ справа: «Где дом твой?»

   Отвечал я так: «Дом мой с Тем, Кого люблю я: с Господом Богом, Отцом моим. Ибо, находясь на Земле, чувствую силу от Спасителя, и Он чувствует и ведёт меня, восседая на Престоле Своём».

   После сего сказали мне образы те: «Входи, ибо знаешь о вере больше грешных, но меньше праведных».

   И вошёл я в сияние, растворившись в нём. Оказался я в зале цвета дерева лакированного. И был тот зал с потолком, цветом подобным полу, низким весьма. Напротив же меня было окно протяжённое в ширину, затянутое будто пеленою жёлто-алой. Сидел я и дивился месту сему. Но вдруг появился предо мною человек – как я, сидящий – в неизвестных мне одеждах белых, вида незнакомого.

   И изрёк тот человек: «Да здравствует дух твой, пришедший ради Бога в Обитель Его!»

   Смутился я, отвечая: «Слава Богу Единому и Всемогущему! Кто же ты, Божий человек? И неужели я ныне в Раю?»

   На это отвечал он мне: «Я тот, в кого верят многие. Называй меня Наставником. Ты же в Обители святой; по неведению твоему Раем она тебе кажется. Пребудь в покое и познай: где любят Бога, – там и Рай».

   Хотел я припасть к ногам Наставника того мудрейшего, но он лишь улыбнулся мне, и я остался недвижим.

7

   И спрашивал я у Наставника: «Святой, есть ли путь единения людей? Можно ли им жить в мире, а не в ненависти? Можно ли им всем принять Бога Единого без заблуждений, в которых они ныне пребывают?»

   И рёк мне Наставник: «О других ли вопрошаешь или о себе? Ибо, прежде других, узнай всё о себе. Приведи себя к единению».

   Тогда рассудил я: «Святой, но ведь невозможно узнать себя лишь через себя. Надобно открыться Богу и людям, и в единении с Господом изведать и свою суть, и окружающих».

   На это рёк Наставник: «Истинно сие, но можешь ли совершить, как говоришь? Приходящие к Богу единым порывом, получают сосуд с водою спасения. А сосуд сей не открыть им, и вот, начинают роптать и изумляться, не ведая того, как отворить сосуд с благодатью.

   Для приближения к Богу потребно начать путь с себя. Облагородить и дух свой, и душу, и тело. Привести к ясности мысли свои, очистить от сомнений разум свой, разобраться в желаниях. Тело – важный инструмент духа вашего. И душа ваша – великое благо. Как содержите вы все члены тела вашего в чистоте, так и позывы души удовлетворяйте вовремя. Не скапливайте нечистоты греха в своей душе, ибо вам они не видны, Богу же явлены во всём безобразии их. Не надейтесь лишь на веру вашу, забыв о разуме и о чувствах. Не надейтесь, что Бог поможет вам, если будете вы бездействовать, потакать грехам и сомнениям. Стройте веру свою беспрестанно, с желанием, любовью и терпением великим. Помните: в любом добром деянии поможет вам Единый Бог, а в любом худом – повредит вам дьявол».

8

   И говорил я Наставнику: «Возможно ли человеку обрести более благодати чрез дела богосодержащие? Есть ли ритуал или жертва более угодная Господу, чем остальные? Не могу я разобраться в этом. Посему, святой, можешь ли озарить незнание моё светом Божьей истины?»

   И рёк собеседник мой: «Ведомо мне мнение твоё, неприязнь твоя к ритуалу, в котором многие пребывают. Хочешь ли узнать истину или оправдаться пред Богом?

   Нет в делах материи Божьей благодати. Нельзя измерить вам на глаз меру вашей праведности. Ибо глаз ваш – из слизи, и сердце ваше – из плоти и крови. Так что, кто придёт давать жертву, измеряя вес и значение её, тому и воздастся не духом, а плотью. Но те, кто будет приходить к Отцу своему Предвечному с духовною жертвою, истинно, те обретут Царство Небесное. У таких жертвователей глаз духовный, сердце духовное; и ритуал у них не временем и по;том измеряется, а сопричастностью к Духу Святому. И приходит человек верный, и прилепляется к Господу всею сущностью своею. Знай же: падёт Божий гнев на того, кто возропщет на такой ритуал и жертву. Ибо если дух человеческий, зная немощь свою, материей помогает себе, и возвышает себя к Небесам Господним, – такой дух познает любовь Вседержителя сполна.

   Те же, кто погребают дух свой под материей; смотрят не ввысь, а на жертвенники драгоценные, и на храмы каменные и деревянные, и на статуи материальные, и на кушанья, и на речи свои, – не думая, а повторяя, не Спасителя чтя, а традицию; такие весьма далеки от истинного спасения».

9

   И ещё спрашивал я у Наставника: «Каков тягчайший грех пред Господом? Чего более опасаться следует людям в жизни их?»

   И улыбнулся Наставник, и так отвечал: «Велико множество дел полезных и богоугодных. Не счесть поступков праведных, которые можете вы творить во славу Бога. Ты же хочешь знать не о добре, а о зле. Так и многие, подобные тебе, думают, что познали добро и Бога в мире; потому исследуют зло и тьму. Говорю тебе ныне: нет у Господа Всемогущего одной меры для всех людей. Не мира сего Он Царь, но Духа Святого! И к каждому подойдёт Он в благодати Своей. И не постыдится ни нищих, ни одиноких. Мера воздаяния Божьего в каждом своя. Ибо Бог каждому из вас открывается в личности вашей – сокровенно и неповторимо. Отец наш не ради суда судит, а ради спасения. Более же всего Ему ненавистна ложь. Обманом людским, умолчанием, чёрною корыстью огорчаете вы Господа беспрестанно. Будьте же в любви, а не во лжи. Смирением побеждайте гордыню и уверенность, ведущие к неправде. Прославляйте Спасителя вашего. Не поскупится Он для праведных, ибо дары Его бесконечны!»

   И взмахнул рукою Наставник, и спала с окна пелена, явив мне красоты райские. Холмы зелёные, рощи тенистые, озёра голубые, поляны цветочные предстали предо мною. И горы высокие, окаймлённые сиянием. И реки широкие с берегами чистыми. А далее – города и дворцы в них. Во дворцах же залы драгоценные. Повсюду фонтаны и цветы живые. И нет ничего меж собою схожего; всё прекрасно!

   Удивлялся я весьма, говоря: «Где же живущие в кущах сих счастливых?»

   Рёк Наставник: «Увидишь их в своё время. Теперь же пора возвращаться тебе. Благославляю тебя любовью Отца, Слова и Духа. Да пребудет с тобою мир!»

   Поклонился я в ноги святому тому Наставнику. И исчез он в сиянии.

   И очнулся я на рассвете, полный сил, вдохновлённый любовью Единого Господа Бога.

10

   Отправился я в путь далёкий. Ибо дух мой звал меня в дорогу. И с верою в Господа шёл я в жаркий день, и в холодную ночь.

   И встретился мне ученик мой, идущий с Востока. С радостью вещал он мне, кланяясь: «Приветствую тебя, учитель! Бог милосерден и велик, как ты и сказывал! Вижу ныне в нашей встрече промысел Вседержителя!»

   Отвечал я ему: «Мир тебе, брат мой! Душа моя восторгается встрече с тобою! Поведай же мне: не встречал ли ты других братьев наших в походе своём?»

   Опустил брат мой голову, говоря: «Нет, учитель, никого я не видывал, ходя среди народов восточных. Но велика Земля Господня, и позванные тобою слуги Бога Единого ступают по ней, не встречая друг друга».

   И спрашивал я брата по вере о сокровенном: «А много ли веры в странах, что у восхода солнца? Видят ли божественную сердцевину в жизни своей? Ходят ли пресвятым путём истины? Чтят ли путь спасения?»

   Улыбался мой ученик, провозглашая: «Истинно, учитель мой, так и есть! Хоть не видели вида твоего дивного в странах тех; хоть не слышали речей твоих великих в краях отдалённых; но пламя веры пылает уже во многих людях! Всё больше молитв в сердцах их, всё сильнее любовь их к Единому Господу!»

11

   И встретился мне потом другой ученик мой. Шёл он с Запада. И поклонился он мне, а я обнял его. Говорил он: «День счастья настал ныне! Ибо вот, предо мною, учитель и наставник мой! Душа моя радуется и благословляет Бога Единого!»

   Отвечал я ученику моему: «Брат! Да прославится навеки Дух Святой! Ты ласкаешь мой взор разумом своим и стойкостью в вере. Поведай же мне, велика ли вера в землях западных? Отрекаются ли от греха люди и идут ли к истине? Не прельщаются ли догмами, но уже в этой жизни стараются быть сильными духом – с Господом их?»

   И гордо говорил мне ученик: «Всё так, учитель! Поистине, ты открыл нам спасение. И ныне речь твоя есть правда. Во многие края Запада заходил я с проповедью святою. Полагался я, как ты учил, на Дух Господень. И были мне откровения разнообразные. Сумел я привести грешников к небесному Закону. Очистил я от заблуждений многих учителей, совращённых тьмою. И прославили меня высоко.

   Я же говорил, слыша похвалу их: «Как ныне я кажусь вам праведным безмерно, так же безмерно выше меня праведник великий – благословенный Богом учитель мой».

   Тогда удивлялись люди тех стран, говоря: «Знаем мы мудрость твою и волю твою. Могучи они весьма. Какова же мощь учителя твоего? Отчего он не с нами, чтоб спасти нас?»

   Так я отвечал им: «Ведает мой учитель много тайн, которые я не вижу и видеть не могу. Сам Господь перстом Своим указует путь его. Не видели же вы его потому, что оставил он нас в земле далёкой, по воле Бога Единого. Заповедал он нам не превозносить его или себя самих. Не почитать себя великими. Но превыше мира почитать Всевышнего Господа и в Него верить, и у Него просить; ибо от Спасителя Нашего нет тайн, а есть для праведных святая благодать!»»

12

   Долго я в дороге беседовал с учениками моими. А после отправились мы одним путём, я же пошёл вперёд прежде них. И повстречался мне мудрец, который во время давнее вопрошал меня о многом в городе великом и многолюдном.

   Поклонились мы друг другу, и я сказал: «Мир тебе, мудрец! Помню я вопросы твои разумные и глубокие. Помню острый ум твой. Отчего же ты оставил город свой, придя сюда, в места малолюдные?»

   И рёк мне мудрец: «Мир тебе, учитель добра! И я хорошо помню тебя! Предо мной вновь ныне предстали красноречие твоё и стойкость твоя. Но я давно отрёкся от мудрости людей. Как ты и говорил, я возжелал познать Мудрейшего, который есть Единый Бог. Потому ныне говорю тебе как брат: «Мир тебе». Здесь же я, потому что не желаю быть среди большинства грешников. Душно мне среди них. Я немолод, трудно мне жить их жизнью и их обычаем, хотя бы в пышности, но вредя духу. Сказал древний: «Доброе имя пребывает вовек» [Сир 41:16]. Храню я себя от зла в отдалении. И некоторым, ищущим истину, указываю путь, подобно тебе».

   Тогда преисполнилась любовью душа моя. Отвечал я: «Благ Господь к жаждущим спасения, к желающим правды! Ты избрал верный путь! Но не страшись невежества, ибо оно глубоко в людях. Как сорная трава, пускает оно корни, опутывая сердце человеческое. Препятствует просвещению духовному и иному. И если бежать от людей грешных, то можно ложно представить силу их. Потакая грехам людским, мы признаём мощь грехов сих и владыки их – дьявола нечистого. Так, совратившись, можем дойти и до потакания своим грехам, дав место в себе демонам; и не спасёмся; огорчим Господа. Выйдем же с мечём веры и щитом всепрощения к грешникам, чтобы ненавидеть и судить не рабов греха, а сам грех! Сказано издревле: «Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» [Сир 41:18]. Брат мой, идём со мною и с учениками моими по дороге веры во Спасителя!»

   И, дав мне руку, сказал мудрец: «Хорошо и понятно говоришь ты. Речи твои от Господа. Отправимся, полагаясь на Бога просвещающего, который изрёк: «Дух бодр, плоть же немощна» [Мк 14:38]».

13

   Был рассвет и небо прозрачно, и воздух свеж. Тогда молился я Богу Единому: «Святой Отец наш! Благодарю тебя за этот новый день. Принеси светоч мира в жизнь праведных. Не дай простора беззаконным. После же всех нуждающихся вспомни и меня, сына Твоего грешного. Уповаю я, среди прочих, на милость Твою вечную и на любовь Твою безмерную. Боже, отврати беды от людей, знающих Закон Твой, идущих путём Твоим. Не сокруши неверующих. Кто верит в Тебя, тому Ты – Солнце духовное, потому они мудро преклоняются пред Тобою, дабы не ослепнуть и не ходить во тьме. Неверующие же, подобно неразумным, смотрят на Тебя и не зрят Тебя. Взгляд их затуманен по слову Твоему: «Не увидят глазами. И не обратятся, чтобы Я исцелил их» [Мф 13:15]. Боже Милостивый, приведи неверующих к сынам святости Твоей! Ибо Ты изрёк об их части: «Святое семя будет корнем её» [Ис 6:13]. Да изгонится грех собранием праведных! Я же – опора велению Твоему на земле сей, хоть и не средь первых буду пред Славою Твоею».

   После сего подошла ко мне женщина, говоря: «Коль справедлив Бог Единый, не последним будешь ты пред Славою Его!»

   И узнал я в женщине той деву, отрёкшуюся от греха мирского разврата. Ту, что пошла за мною ради познания Бога. И обнял я её, и слёзы были в очах её.
   С радостью говорил я ей: «Мир тебе, жена разумная! Счастье моё – видеть силу веры и стойкости твоей».

   Отвечала она: «Будь благословлен, учитель мой, водитель духа моего! Сказано: «Очистит Господь землю Свою и народ Свой» [Втор 32:43]. Ныне верю я: очищение сие чрез таких, как ты, творится Вседержителем».

   На это возражал я: «Речи твои сладки. Но, как липкий мёд, они опасны для духа моего. Ибо я не веду никого по путям своим. Сам я ступаю по пути предначертанному мне Господом. И лишь созываю прочих встать на путь истины. Не мне ведать промысел Спасителя. Не за чудеса и славу земную люблю я Отца своего Небесного, а за благодать Его и истину Его. Он же, если и отличит меня от сонма многих, то не за речи мои искусные и упорство, а за веру искреннюю, бескорыстную. Сестра моя возлюбленная, будь же смиренна в жизни своей. В смирении пред Господом Богом стяжаешь прославление святых. В покое вкусишь счастье».

   И говорила мне жена разумная: «Не возропщу на невзгоды; в вере упорной исполню Закон Бога Единого!»

   Было утро раннее, и рассвет горел алым пламенем. Продолжал я путь свой. И обуяла меня усталость. Тяжёлым стал каждый шаг. И присел я на землю каменистую. Слушал я ветер утренний, в нём будто кто-то звал меня. Оглянулся я, – и увидел пред собою путника молодого, мне неизвестного.

   Удивился я появлению его, и так сказал: «Мирной дороги тебе, путник! Долго я иду путём сим, но не многих встречал. И вокруг себя никого не видывал; откуда же ты пришёл ко мне?»

   Сев подле меня, рёк путник: «Ответы мои явятся тебе, добрый человек, в своё время. Говоришь ты, что долго шёл с упорством, но вижу я ныне: сидишь ты на месте. Почто же тебе не пойти к людям, в сторону другую? Могу я указать тебе дорогу к жизни размеренной, к столу широкому, а не к пустыне скудной и скорбной. Ты и сам не рад идти далее. Знаешь ли ныне, куда идёшь?»

   И отвечал я путнику строго: «Многое неведомо тебе в жизни и во служении, раз такой выход предлагаешь ты. Шёл я днями долгими, и вот, устал. Ибо иду не по своему соизволению, а по повелению Божьему, данному мне в далёкие времена. Отдых полезен жителям Земли, ведь тела их суть земля – хрупки и временны. В телах же сих ценность великая – дух от Господа. Сбережём же тела ради духа нашего. Дух – от Духа Святого и Всемогущего. Да явится Он мне, указывая путь! Мудро возглашали древние: «Не надейтесь на сына человеческого, в котором нет спасения. Исчезают все помышления его. Блажен, у кого надежда на Господа Бога, вечно хранящего верность» [Пс 145:3-5]. Укрощал волнение души моей сам Посланник Божий, вещая: «Будь просветлённым. Укрепляй твёрдость веры своей». По слову его, я служу Отцу моему любимому. С благоразумным спокойствием противостою сомнениям и искушениям многим».

   На это с радостью говорил мне путник: «Вижу, усвоил ты напутствие прежнее. Ещё более развил и приумножил богатства свои духовные. Готов ты к венцу служения во имя Господа Вседержителя! Знай же: я Сын вершин, принимавший тебя во дни ушедшие! Пришло время главного дела твоего».

   И преобразился он предо мною, представ в одеждах, сияющих белизною склонов горных.

   Говорил я ему с волнением, преклонив колени свои: «Святой, вот уже второй раз ты являешься мне. И повторно не узнаю я тебя, принимая за человека и не оказывая чести, тебе подобающей! Прости же меня, Сын вершин, и не помяни с негодованием речи мои! Ушла усталость моя. Я готов исполнить волю Божью и Закон Его!»

   Успокаивал меня Сын вершин такою речью: «Не страшись гнева моего. Я ли велик пред Господом нашим? Не мог ты узнать меня до поры, мною определённой. То не в силах человеческих. Но да не уничижишь род свой пред моим, или каким иным! Изречено о человеке: «Бог соделал его образом вечного бытия Своего» [Прем 2:23]. Вот твой путь. Иди по нему с верой и без страха!»

   И указал мне ангел путь, и исчез в блеске молнии. Я же отправился в дорогу к возвышенности, почитаемой у многих народов; молясь в сердце своём: «Благодарю Тебя, Спаситель мой и Учитель мой совершеннейший! Ты – Господь, и заповедаешь о всякой душе, Тебя ищущей! Ты призрел на меня, и ведёшь меня к истине. Да славится Единый Бог – любящий и справедливый!»

14

   По прошествии трёх дней прибыл я к месту, указанному мне Сыном вершин. Были же со мною: ученик мой из земель восточных; ученик мой из земель западных; мудрец, принявший Бога Единого, по милости Его; и жена, возрождённая мною, по милости Господа.

   Многие народы со всего мира чтили место то. Собирались они туда, обсуждали многое. И, как плодов в садах изобильных, было много языков их и наречий их. Как звёзд во мраке ночном, было велико множество мнений их и мыслей их. Уже ярились они, не находя друг в друге единомышленников. Каждый из людей тех требовал внимания себе или же вождю своему. Невозможно было для них примирение и согласие.

   Тогда обняла меня жена разумная, говоря: «Учитель! Посмотри на толпы сии разноплеме;нные. Услышь пустоту речей их. Видно, зря явились мы сюда. Желает ли Господь, чтобы мы говорили впустую? Узри: водопад легче заставить утихнуть, чем людей этих. Деревья и кустарники легче собрать в круг, чем людей этих. Зверей диких легче призвать слушать, чем людей этих. Отступись!»

   Но возражал я на это: «Имей веру мощнее водопадов, твёрже деревьев, послушнее животных! Знаю я, кто говорит ныне устами твоими. Знаю: явился нечистый мешать исполнению службы нашей для Господа! Сказал людям Создатель: «Владычествуйте над всею землёю» [Быт 1:28]. Не убоюсь я замыслов коварных и козней лукавых! Воля дьявола над собранием людей, ты уже искушала меня, – и ушла ни с чем! Уходи же от мест сих благословенных в места про;клятые!»

   И оглянулись многие по всей возвышенности в сторону мою, и кричали в ослеплении: «Отступись!»

   И слышен был рёв ураганный: «Отступись! Я выше человека по роду своему! Ты – рождённый во прахе – не соперник мне! Ты – миг мира ничтожный – не указ мне!»

   И превратились говорившие мне в демонов безобра;зных. Подошли они ко мне, ополчившись на меня. Слились они в одно отродье дьявольское. Было оно выше роста человеческого. И схватило оно меня правой лапой своею. Подняло над землёю, сдавив весьма сильно.

   И рычал дьявол: «Исполнился ныне срок твой. За хулу на меня погибнешь в страдании. И не избавят тебя более ни праведники, ни ангелы!»

   Ощутил я дыхание смерти. И всем существом моим взмолился Господу: «Не оставь меня, Отче! Я – в Тебе, Ты – во мне!»

   И взошёл от меня будто столб света в небеса, и вознёсся я от земли. Предстал предо мною святой Наставник мой.

   Рёк он: «В пору тяжкую для тебя позволь мне заступиться за тебя с Божьей помощью».

   Пал я ниц пред ним. Он же взмыл ввысь; и вскоре сияние дивное, глазу нестерпимое, опустилось по столбу света сверху вниз – в тело моё на земле.

   С небес узрел я и услышал, что говорю: «Сро;дник обмана, дьявол нечистый, отпусти, что не твоё!»

   И рычал дьявол: «В пору сию лишь Бог прикажет мне!»

   Бывший в теле моём вещал: «Я есть Бог! Не ведал ли ты о том, что жертвующий собою ради Бога, будет спасён? И ради него Сам Господь Бог Единый пожертвует Собою. Ибо Я неизменен: всё во Мне, и Я во всём. Нет Мне убытка; не бывает у Меня недостатка. Я есть Сущий и Повелевающий!»

   И потоком света, подобным волне морской, поверг Господь (Славою Своей в образе тела моего пребывающий) отродье дьявола наземь.

   И рёк Господь дьяволу: «Позабыл ты, что вся Церковь Моя – едина со Мною. Ибо Я Бог Единый. Нет в Царстве Моём неравенства и пристрастия. Малейший, но верящий искренно, предо Мною не выше всех святых обителей! Приказываю тебе, нечистый: изыди из мест сих навсегда! Я Бог Единый – все вселенные внимают Мне, все миры имеют бытие по Слову Моему! Вечно пребудет воля Моя!»

   И шипел дьявол: «Вечна воля Твоя».

   После сего обратилось отродье дьявольское в чёрную пыль и исчезло. Спаситель изошёл из образа тела моего, вернув дух мой в его обитель телесную. А столб света надо мною исчез.

   Собрание же людей и спутников моих словно не видело всё сие. Но утихли все, и стояли, не зная, как поступить им.

15

   И сказал я тем, кто был со мною: «Встаньте с четырёх сторон от возвышения и взывайте к народу мирно и благосклонно. Бог да ниспошлёт им разум, дабы выслушали слово моё, которое имею сказать им».

   Пошли ученики мои и, воздев руки, вели такие речи: «Люди мира, да будете благословенны Господом Богом Единым! Ныне созывает вас человек, имеющий слово к вам о жизни вашей, о делах ваших и о спасении вашем. Не сочтите же за труд, – сотворите тишину и откройте ваш слух для сей мудрой речи. Ибо явлено было прежде: речь сия наречётся великою!»

   Снизошёл тогда Дух Божий, утихомирив множество людей разноплеменных. Я же встал на возвышение. И были справа от меня ученики мои с востока и с запада. А слева от меня – мудрец, Бога ищущий, и жена разумная.

   И преисполнился верою дух мой. И вот, изошла из меня Великая речь праведности: «Люди мира! Приветствую вас от всей души моей! Обращаюсь к вам со словом бескорыстным.

   Долог был мой путь к вам. Прошёл я земель без счёта. И выслушал моря упрёков делу своему, и океаны злобы на речи свои я зрел. И много раз был я готов отступить; отречься; потерять веру в Господа Бога моего и праведность Его. Ведь вера – не стена материальная, – не обопрёшься на неё телом своим, дав ему отдых. Трудно разобраться в вере во Спасителя. Поначалу, будто семя, пробивается в тебе сомнение в праведности жизни твоей. Так грабителю мерещатся свидетели преступления его. Проходят дни, недели и месяцы, и ты – грабитель духа своего – понимаешь, наконец, глубину неправедности своей пред Богом истины и народом Земли. И не ощущаешь уже себя единственным и суверенным хозяином жизни своей. Вглядываешься в душу свою, и вот: там, где цвела уверенность, находишь беспокойство. Вместо влечения земного, чувствуешь пресыщенность и смутное отвращение. И чем дольше носишь в себе тяжесть эту, словно хворь пагубную, тем тяжелее душе твоей. Не ведаешь к кому пойти и как отвлечься от бури, бушующей в духе твоём.

   О, сколь тяжко это было мне – грешнику знатному, слепцу духовному! Долго я бродил во тьме. Но Единый Бог, смилостивившись над бедою человеческой, направил меня на путь спасения. И я последовал по пути этому. Быв в безвестности и нужде, надеялся я на Господа, – и попрал нужду свою! Будучи рабом гнева, похоти и злодейства, воззвал я к Вседержителю, – и растаяло искушение пред образом святым, став малым и жалким соблазном. Когда же призвал я учеников для помощи мне в деле богоугодном, понял я, с удовлетворением: чем более отдаёшь, тем богаче становишься! Чем менее требуешь, тем скорее получаешь! И озарилась жизнь моя смыслом и целью великой, как ярким пламенем маяка озаряется ночь. Цель сия: одарить любовью своею и привести к спасению всех чад Божьих, всех сынов и дочерей Господа, живущих на Земле!

   Люди мира! Как трудна и мимолётна ваша жизнь! Остановитесь на мгновение, задумайтесь над бытом своим, поищите смысл во днях ваших. Мелькают дни пред взором рассеянным, однообразны они и содержат в себе тоску, злобу и разочарование. Но не таково истинное содержание дней у тех, кто положился на промысел Божий! Ибо Закон Создателя – не чахлое болото мира сего; он есть мощь и спасение, и праведность!

   Слышали вы о делах Господних и заповедях Его. Уши ваши слышали сие. А духом своим вняли ли вы Слову Спасителя нашего? Ведь не зря говорил Господь. И речь Его относится не только лишь к прошлому или к будущему, но также и ко дню нынешнему, к часу текущему, в котором вы пребываете, слушая меня! Не о дальних и несбыточных чудесах рёк Отец наш, а о том, как помочь всем людям во все времена. Бог создал нас свободными, и отпустил от Себя, не желая насиловать свободу нашу. Кто полюбит Бога Единого, тот разрешит затруднения свои, прекратит беды свои, обретёт путь к жизни вечной! Не ищите солнца в бликах окон домов ваших. Оно над всею землёю – светит без лицеприятия. Не требуйте для себя любви, – люби;те сами. И, прежде всего, полюби;те Бога и поверьте в Него всем сердцем! Любя Единого Господа, обретёте вы могущество любить весь мир, всю вселенную! Ибо любовь есть истинная и великая власть и святой закон. Любовь – главная заповедь и высшая благодать. Любящий входит в святая святых праведности. Он в силах общаться с Творцом и милостивым Судиёй своим! Путь же к любви лежит чрез раскаянье полное и бескорыстное, свободное и чистое, как улыбка младенца. Раскайтесь в грехах своих! Живите любовью – и откроется для вас Царство Небесное. И Единый Бог возрадуется приходу вашему в Его Обитель!

   В пору скорби ропщет душа каждого на волю Небес. И говорят во гневе люди: «Далёк от нас Господь, слишком высок от нас Дом Его! Мы в попрании и слабости, – не достичь нам Божьего Суда!» Но истинно говорю вам: Бог всегда со всеми! Он внутри вас; стучит Он в вашу душу, но вы не слышите Его. А меж тем, вы можете быть святы и возвеличены над миром. Ведь Сам Господь изрёк о принявших Закон праведниках: «Сыны, все вы – боги» [Пс 81:6]. Собирайтесь же вместе, люби;те друг друга, слушайте друг друга, празднуйте спасение грядущее, прославляйте беспрестанно Спасителя вашего! Сказал Господь о верных чадах своих: «Я посреди них» [Мф 18:20]. Люди мира, возьмитесь за руки! Обретите веру истинную; и Дух Господень снизойдёт на вас!»

   И возрадовался народ светлой вести от Бога Единого! И обняли меня ученики мои. Я же плакал, глядя на пришедшее множество их. Ибо вышел я один из плена греха, и, поправ нечистого, увидел много чудес от Вседержителя, Отца моего. Величайшее же чудо Его – обращение многих к вере единой, к Богу Единому!

   Когда солнце зашло, собрались сонмы верующих, поставили шатры, зажгли костры великие и радовались долго. И смех, и веселье, и каждая улыбка их наполняла сердце моё святою радостью. Там написал я книгу сию, – ради Господа и по воле Его. И отдал я книгу верующим из разных племён. Они начертали её каждый на своём языке. А после отнесли они её по всему миру. Так исполнялось напутствие Божье: «Быть проповедану покаянию и прощению грехов во всех народах» [Лк 24:47].

   Я же живу, верю и молюсь о всяком, чьи глаза и сердца касались слов, здесь написанных, а через них – Сло;ва Бога Единого!


Духовное Писание

I. Книга истины > http://www.proza.ru/2013/11/30/2114
II. Книга мира > http://www.proza.ru/2013/12/08/1398
III. Книга веры > http://www.proza.ru/2013/12/14/7
IV. Книга явлений > http://www.proza.ru/2013/12/20/2086
V. Книга молитв > http://www.proza.ru/2013/12/25/1934
VI. Книга образов > http://www.proza.ru/2014/01/04/1313


Рецензии
А не пошли бы Вы в церковь?????

Александр Багмет   16.12.2013 19:08     Заявить о нарушении
Он уже Сам -Церковь...

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Воин Духа 3   27.11.2015 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.