Автопортрет
Многие портреты передвижников сейчас вообще повисли в пространстве. Да, опять же, сегодня это видно, художники активно пользовались фотографией. Стремление к похожести, к передаче психологии человека - цель достойная - но у неё короткий забег. Тем более фотография уводит изображение в другое неполноценное русло. Можно, конечно, зацепиться за мастерство художника, за его приёмы, чувство цвета и формы, за антураж того времени, но это всё вторично в портрете.
Боюсь упустить одну мысль - поэтому, коротко. Иконы, когда потеряли матрицу образа и стали просто картинками - все же должны были как-то воздействовать на верующих. Иконописцы стали использовать приёмы внушения в своей работе. Это и особое положение глаз, "следящих за человеком", активный декоративный цвет, много серебра и золота в окладах. Чем меньше в иконе было образа, тем больше драгоценностями были увешаны изображения святых. Но от того сколько презренного металла, изумрудов, бриллиантов и прочего украшало икону, она не переставала быть просто портретом святых и спасителя. Когда верующие привыкли к этим простоватым изображениям, они стали одевать в оклады иконы, несущие дыхание образа, прикрывая драгоценными декорациями их силу воздействия на человека. Человек ушёл от образа - ему стали привычны картинки - рассказы о том мире, а не сама данность горнего мира.
Чем-то это всё напоминало сеанс у гипнотизёра врача, когда он размахивал равномерно золотой побрякушкой или кристаллом, вводил в гипноз своего пациента.
Есть один ещё тонкий момент по поводу намоленности икон. На самом деле работа художника и даже без её смотрения, может сама дописываться. Возможно - это химия краски, а возможно и ангелы творят своё дело. Иногда работа, если в ней есть зерно - расцветает. А, иногда и засыхает - если изначально в ней не было духовного посыла.
Верующий человек, смотрящий на икону, конечно подпитывает её. Потом эта энергия переходит к другому. Не оставляет создатель человека, даже тогда, когда он верит в картинку.
Год назад я был куратором выставки автопортретов, о которой написал статью. В ней я утверждал, что самый честный портрет - это автопортрет. У художника нет желания угодить заказчику. Он не только пишет себя, если это честный автопортрет - художник пишет нечто другое. Художник пытается изобразить свою душу на плоскости. Но, опять же вопрос, как это сделать? Портрет своей души ещё никто не писал - были только попытки.
А душу человека уже не просчитать...
Свидетельство о публикации №213121501214