Лекции моим студентам

Эссе по книге Сперджена

Если Вы любитель изящных искусств, истинный ценитель и поклонник красоты или, по крайней мере, стремитесь развить свой художественный вкус, то Вам просто необходимо не ограничивать себя разглядыванием картин знаменитых художников в журналах или факсимиле в книгах. Вам, непременно, нужно побывать в музее.

Сделать это крайне важно, чтобы всем своим существом соприкоснуться с величайшими творениями рук человеческих, насладиться, игрой цветовых отношений на полотнах мастеров, тончайшими переливами оттенков цвета, гармонией пропорций оживших в камне скульптур, утончённой красотой ювелирных изделий и миниатюр. Вашими проводниками в мире искусства будут знаменитые художники, чьё мастерство проверено веками, и их имена навсегда записаны в анналах истории.
Лучше всего для этого выбрать известный музей, например, Русский музей в Москве или Эрмитаж в Питере. Уже в гардеробе, ещё не переступив порога зала, Вы ощущаете волнение и внутренний трепет от предвкушения встречи с миром прекрасного. 

Неторопливо проходите огромные залы, внимательно рассматриваете представленные экспонаты, переходя от одной работы к другой. Иногда Ваш взгляд лишь скользит по холсту, поверхностно фиксируя в своём сознании колорит картины или отмечая про себя технические приёмы художника. А иногда внимание надолго останавливается на какой-то уникальной, по Вашему мнению, работе, что Вы не в силах оторваться от полотна, сюжетная линия которого, богатейшая палитра красок, цветовая экспрессия, многократно помноженные на необычайное дарование художника, повергают в восторг, а произведение полностью овладевает Вами.

Картины прошлого оживают. Перед Вашим взором проходит история, целая эпоха. Но, что удивительно, что является созвучным Вашему мировосприятию и находит отклик в Вашей душе – это современность картин, их актуальность! Проходят через столетия жизни людей, огромные пласты истории уходят в лету, зарождаются и бесследно исчезают целые народы и цивилизации! Но человек остаётся неизменным: это извечная его борьба добра со злом, любовь и ненависть, предательство и верность, эгоизм и самопожертвование – всё это во все времена сопровождало человека. И, наряду с этим, неизменен Бог! Неизменна Его вечная любовь к Своему творению, неизменны Его вечные принципы и установления.

Когда читаешь книгу Сперджена «Лекции моим студентам», ты как бы оказываешься в картинной галерее, где собраны самые ценные и редкие экспонаты, и всё находится на своем, заранее выверенном, месте. Как в музее расположение, освещение и какие-то, порой незаметные, аксессуары – всё рассчитано на то, чтобы как можно «выгодней» была представлена картина, чтобы раскрыть в самых мельчайших деталях разнообразие художественных приёмов и, самое главное, ясней донести до зрителя саму суть произведения. Так и у Сперджена: каждая глава – как новый зал, как новая картина.

Отдельные главы просто завораживают. Читаешь их и не просто наслаждаешься писательской манерой автора, его красноречием и возвышенным слогом, а начинаешь понимать, что именно так надо мыслить, а порой, и говорить, если в тебе есть искреннее стремление донести до слушателей Слово Божье.

Ведь, если Вы стремитесь развить и усовершенствовать эстетические чувства, оттачиваете свой вкус, чтобы понимать гармонию и наслаждаться красотой окружающего мира, и пребываете в восторге от великолепия картин природы, то насколько Вы должны быть в большем восторге и священном трепете, когда приходите к Творцу всей Вселенной в Ваших молитвах или провозглашаете Слово Его. Тут нет места повседневным, обыденным, заученным словам и фразам – нет место формализму, как и нет места искусственной напыщенности и чопорности.

Переходя от страницы к странице, от одной темы к другой, двигаясь по лабиринту размышлений, неотступно следуя за мыслью автора, ты, непременно, извлекаешь для себя уроки и принимаешь наставления от человека, который не просто существовал когда-то – в далёкое время, в другую эпоху. Этот человек прожил потрясающую жизнь, наполненную самоотверженным служением Господу! Ему есть, что всем нам сказать, чем сокровенным поделиться! Его взгляды и духовные ценности проверены временем, а его личный опыт является для нас бесценным. Ты начинаешь осознавать, что перед тобой тот, кто недаром назван «королём проповедников». Мастер не просто готов поделиться секретами своего мастерства, он также хочет передать свои навыки и умения нам, чтобы, в своё время, мы сами стали величайшими художниками – мастерами Слова.

Через его наставления, мы осмысливаем величайшую ответственность и привилегию, связанную со званием проповедника, размышляем, насколько это ценно лично для нас, насколько мы посвящены и готовы всецело отдаваться этому поприщу, в противном случае нечего даже и помышлять об этом.

Это, как, если глубоко внутри нет страстного желания творить, выплёскивать свои мысли, эмоции и чувства на холст, то в тебе «не живёт художник», и тогда тебе попросту надо отказаться от мысли стать живописцем и избрать иное ремесло.
Поэтому первоочередной вопрос, на который надо дать ответ: «А являетесь ли вы тем, через кого будет провозглашаться Божья благодать, имеете ли вы призвание от Бога»? Потому что ваше личное желание останется лишь желанием, если у Бога относительно вашей проповеднической деятельности – Свои планы.

Сперджен говорит об этом более конкретно, что «первый признак Божественного призвания есть горячее, ничем неутолимое желание этого делания с нашей стороны, неодолимое стремление передать другим вложенное Господом в нашу душу доброе».
И ещё, подобно тому, как настоящий художник, должен иметь, как говорится, природные дарования, которые благодаря упорному труду он сможет развить и применять, так и проповедник, после своего призвания, должен иметь ярко выраженные способности, в частности, в ораторском искусстве, которые также необходимо в течение всей своей жизни развивать и совершенствовать. «Если кто действительно призван к этому делу свыше, ему должен быть также дан и дар слова, который ему и следует развить в себе до возможного совершенства. Если же этого дара не дано ему вовсе, трудно предположить, что человек может развить его в себе». При этом важно понимать и то, что Господь будет благословлять не столько ваши блестящие способности, сколько ваше стремление уподобиться Христу.

Практические наставления Сперджена можно сравнить с инструментами и материалами для художественного творчества, где в арсенале есть палитра, множество красок, кисти, мастихины, лаки, растворители и т.д. Исходя из своих соображений, мы можем отказаться от некоторых материалов, инструментов или технических приёмов, можем даже убрать из нашей палитры некоторые цвета, тогда есть очень большая вероятность, что наша работа будет выглядеть более блёклой, более монохромной! В этом случае, не используя доступные нам средства выразительности, мы сами, если можно так выразиться, «обделяем свой творческий язык», «обедняем» свои возможности.

Сперджен подчёркивает, что очень важно со всей ответственностью отнестись к подготовительной работе над будущей проповедью, проявить усердие.

Как, прежде, чем взяться за кисть, художник готовит место: расставляет этюдник или мольберт, готовит краски, лаки, растворители, заботится о достаточном освещении и об удобстве в работе, точно также и вы должны приготовить, прежде всего, своё сердце. Очистить его от всего, что может вам помешать приблизиться к престолу Небесного Отца.
Возможно, вам нужно будет исповедоваться, возможно, примериться с теми, кто в обиде на вас, чтобы ничто не омрачало вас, и чтобы Сам Господь Духом Святым мог наполнить ваш сосуд Своей благодатью.

Подготовка является очень важной частью для любого художника, впрочем, как и в любой другой деятельности! Никто не должен пренебрегать ею! Некачественная, сделанная наспех, грунтовка холста, неправильное смешивание красок, недостаточное время высыхания красочных слоёв – всё это является нарушением технологии и может в дальнейшем привести к печальным последствиям. Вся ваша работа, каких бы вы потом усилий, мастерства, творческого вдохновения не приложили, не сохранится.

Очень наглядна в этом отношении «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи, которая, то ли из-за того, что мастер применил некачественные краски, то ли из-за того, что писал по сухой штукатурке, что не является фреской, нарушил технологию, вследствие чего, картина уже через несколько лет стала разрушаться. И никакие попытки реставрации, используя даже современные методы, не смогли принести ожидаемого результата – картина никогда не предстанет пред нами в её первоначальном великолепии.

Точно также мы не в праве ожидать положительного результата, если не проявим должного терпения в осмыслении выбранной нами темы, составлении плана, поисках аргументации, наглядных примеров, если не сможем подвести ко всему итоги и сделать выводы.

Что ещё можно отнести к подготовительной работе над проповедью? Скорей всего, молитву! Любое дело христианина начинается с обращения к Богу. Вам часто говорят, что всё начинается с усиленной молитвы, Вы и сами так наставляете других. Но как сухо и безжизненно звучат эти слова для кого-то, если точно также сухо и безжизненно Вы это произносите внутри себя! Мастер слова призывает быть внимательным к тому, как Вы говорите и что говорите, если Вы осознаёте ту ответственность, которая связана со служением проповедника.

С другой стороны, можно научить говорить живо и красиво, подобно тому, как учат детей с выражением декламировать стихи, чтобы они могли, таким образом, ярко выражать любовь к своим родителям, к ближним, к своей Отчизне. Но невозможно научить передавать любовь, пусть даже самыми изысканными словами, если этой любви в сердце попросту нет! Поэтому всё начинается с любви к Богу, со страстного желания угодить Ему и с посвящения Ему всего себя и всей своей жизни.

Стоит обратить внимание ещё на то, что «Лекции» Сперджена – это не сухой доклад, прочитанный монотонно перед студентами, это, скорее всего, живое общение с аудиторией, с множеством ярких, запоминающихся примеров, это, как откровенная, задушевная беседа учителя со своими учениками.

И всё же, несмотря на всё вышесказанное, возможно, кто-то решит, что некоторые мысли автора лично для него неактуальны, их можно пропустить, пролистать, выбирая то, что на его взгляд, является более ценным на данный момент. Но будет ли это правильно, и что хорошего из этого получится? Это, как если бы, глядя на картину, вы бы любовались отдельными цветовыми мазками, восхищались бы филигранной техникой мастера, его тончайшими лессировками, но, вовсе не воспринимали бы его работу в целом. Польза от такого рассматривания лишь деталей будет минимальной – на уровне технических приёмов. Навряд ли можно ожидать полноценной пользы от такого чтения.

Точно также можно не испытывать пристрастия к каким-то художникам, чья манера исполнения не соответствуют вашему вкусу, мироощущению и вашим эстетическим взглядам. Но, если при этом считать, всё, что создано данным автором, является «низкопробным», никчёмным, недостойным вашего внимания, значит попросту быть во многом невеждой.

Напротив, если мы способны по достоинству оценить богатство духовного наследия Сперджена, увидеть в его книге нечто ценное, мы, непременно, отведём в нашей библиотеке ей почётное место, сделаем её настольной книгой, которая будет нам, не только подспорьем в деятельности проповедника, но и практическим руководством для нашей повседневной христианской жизни.


Рецензии