Вильгельм Дильтей в социологии культуры

План.
1. Введение
2. Биографияя
3. Философия и использование философских разработок в социологии культуры
4. Заключение
5. Список использованных источников

1. Введение
     Вильгельм Дильтей – немецкий философ XIX-XX вв., повлиявший на многие стоны гуманитарного знания. Впервые ввел понятие так называемых наук о духе (гуманитарные науки). Он является представителем философии жизни, внес в развитие этого направления весомый вклад. Творчество В. Дильтея повлияло на философию такого всемирно известного мыслителя, как Мартин Хайдеггер, который является его соотечественником. Многие идеи М. Хайдеггер брал и развивал из учения В. Дильтея. Герменевтическая философия М. Хайдеггера течет в ключе В. Дильтея.
Велик вклад В. Дильтея в психологию, философию истории, социологию.
На основе герменевтики в философии развивалось направление «понимающей социологии». В идеях и теории Макса Вебера прослеживаются идеи Дильтея, связанные с пониманием жизни, с ее «переживанием».
2. Биография
     Начнем с краткого рассмотрения жизни В. Дильтея.
     Интересно отметить, что сам мыслитель затрагивал философский аспект в рассмотрении и написании биографии. Здесь во многом играет роль философия жизни. Ведь в философии жизни главная роль отводится жизни как таковой, ее проживанию и пониманию. Биография – это понимание жизни другого. Стоит отметить, что наше рассмотрение жизни великого мыслителя будет далеко от идеала, ведь чтобы адекватно написать биографию или хотя бы биографический очерк, нужно погрузиться в жизнь этого человека, прочувствовать ее, сопереживать нашему герою, «прожить» его жизнь. До этого нужно в высшей степени изучить его работы, знать исторический контекст его жизни, окружение, тех, кто влиял на него и его творчество. Необходимо полностью проникнуться в жизнь того человека, про которого мы пишем, чтобы получилась более-менее трудоспособная биография. И то она будет недостаточна, обделена.
     В рамках же этой работы позволим себе «согрешить» и рассмотреть Вильгельма Дильтея на уровне позитивизма, так как масштаб и уровень реферата не позволяет нам в полной мере работать согласованно с научным методом «наук о духе» нашего героя.
     В. Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих под Висбаденом, в семье священника.   В 1852 году поступает на теологический факультет в Гейдельбергский университет, затем продолжает обучение в Берлине. Вместо того, чтобы пойти по стопам отца, он выбирает заниматься историей и философией. «Вместе с группой друзей он увлекается чтением Платона, Аристотеля, Августина и Шекспира, берет уроки композиции» (4). Дильтей развивается как многосторонняя личность, но из-за широкого круга увлечений ему не достает времени для научной академической деятельности. Преподает в Берлине, на год занимает кафедру в Базеле незадолго до того, как там появляется известная величина в философской мысли Ф. Ницше. Встречи двух философов не происходит. В 1868 г. становится профессором в небольшом университете в Киле. Там его включают в число попечителей архива трудов Фридриха Шлейермахера. С этого момента укрепляется его пристрастие к философии. В научных кругах тридцатисемилетний Дильтей заявляет о себепервым томом монографии «Жизнь Шлейермахера». Философия Шлейермахера оказала огромное значение для развития Дильтеем собственной философской концепции.
     В 1882 г. Дильтей возвращается в Берлин, занимает там кафедру философии, которую в свое время занимал Гегель. Через год вышел второй (и, пожалуй, самый известныйиз его работ) труд Дильтея «Введение в науки о духе».
     Умирает В. Дильтей в октябре 1911 г.. При жизни он был автором фрагментарных томов. Его работы затем разбирались и изучались вначале созданной так называемой «школой» Дильтея, а затем и более широким кругом философов и ученых гуманитарных наук. Дильтей становится более известным уже после смерти, хотя и до сих пор его имя не является знакомым в широких кругах.
3. Философия и использование философский разработок В. Дильтея в социологии культуры.
     Науки о духе. В. Дильтей в своем учении разделяет науки о природе и науки о духе. Рассмотрением этой дихотомии Дильтей занимается в своем труде «Введение в науки о духе». Одним из аспектов такого деления является метод, который используют эти науки.  В науках о природе или естественных науках главным является объяснение природных явлений, явлений окружающей человека среды. В науках же о духе или гуманитарных науках первостепенно понимание. Понимание в первую очередь связано с пониманием жизни. Жизнь в философии В. Дильтея не является объектом наблюдения и объяснения, жизнь вообще не является объектом в картезиансом представлении. Дильтей критикует субъект-обектные отношения в науках о духе. Он утверждает о невозможности примения идей позитивизма, которые пытаются рассматривать социальные явления с помощью строгих принципов естественных наук. Мы находим у Дильтея, что одни науки изучают свои предметы как чистые «объекты» (естественные науки), а другие – как «объекты», конституированные в субъективной перспективе. Дильтей говорит о невозможности применения методов естественных наук в сфере общественного, сфере духа. Он критикует позитивизм О. Конта за то, что тот вносит точный, количественный, математический метод естественный наук в сферу наук о духе. Свой метод Дильтей понимает как соединение «историчной» и «систематической» процедуры. «Новый теоретико-познавательный принцип, который провозглашает Дильтей, основывается на невозможности выхода за пределы фактов сознания»(4).
     Соглашаясь с И. Кантом в том, что декартовское рассмотрение познания как познание мыслящего субъекта внешнего ему мира не является верным, В. Дильтей критикует его за то, что тот делает акцент на познающего субъекта, «чистый разум» в своем учении. В жилах познающего субъекта, которого конструируют Дж. Локк, Д. Юм и Кант, течет, полагал Дильтей, не настоящая кровь, а разжиженный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности. Мы видим, что «место чисто познавательного субъекта у Дильтея теперь занимает жизнь во всей полноте ее творческих сил» (4). В. Дильтей акцентирует большое внимание на акте сознания, который создает реальность и является неотъемлемым компонентом про-живания жизни.    Дильтей выделяет жизнь на первый план в своих философских размышлениях, жизнь не как внешний мир, а жизнь в ее полном понимании, чем-то не отстраненном от человека. Человек проживает жизнь, и она не является чем-то отдельным от него.
     Одним из направлений его деятельности была психология.  В ней он появляется как критик складывающейся науки о человеческой душе.  Дильтей критикует современную ему матиралистическую (объясняющую) психологию. Он говорит о невозможности рассмотрения человека, а тем более его души как объект, внешний по отношению к исследователю. Объясняющая психология смотрит на человека, как на объект, который можно исследовать как нечто находящееся вне. В противовес объясняющей психологии Дильтей разрабатывает описательную психологию. В. Дильтей рассматривает описательную психологию как основную науку для гуманитарных наук. Главным методом в ней становится герменевтика. Вместо того, чтобы объяснять явления человеческой психики, Дильтей говорит о ее описании и понимании. Проект описательной психологии Дильтея имеет в себе нечто большее, чем современная ему позитивистская объясняющая психология, а «именно возможность постижения конкретной исторической и жизненно-практической субъективности, которая принимается за исходный пункт автономного гуманитарного знания» (5). В описательной психологии учитывается не столько индивидуальный аспект жизнеосуществления, сколько его культурно-историческое измерение. Понимание жизни человека выходит на первый план. В поздних работах у Дильтея появляется триада переживания-выражения-понимания, которая означала его отказ от точки зрения непосредственности в обосновании, человек (исследователь) в описательной психологии не является независимым и объективным, он всегда переживает жизнь исследуемого, вследствие чего достигается понимание.
      В рамках герменевтической философии и в частности понимания и интерпретации текста является понятие «Герменевтический круг», которое заключатся в понимании целого из частей, а частей из целого. В отношении текста это выглядит так, что чтобы понять весь рассказ нам нужно сначала понять каждую из его глав, а для понимания отдельно взятой главы не обойтись без понимания всего произведения целиком.     Дильтей переносит «Герменевтический круг» с текста на жизнь: «Понимание жизни может быть развернуто только из нее самой и постепенно расширено за счет переработки и усвоения нового опыта» (4).   
     История. Большую место в философии В. Дильтея занимает рассмотрение истории. По Дильтею история является частью человеческой жизни. Часто Дильтей ассоциирует историю с жизнью и приравнивает их друг к другу. С Дильтеем связано такое понятие как «Критика исторического разума». Человек всегда живет в своем времени, и невозможно рассматривать его жизнь без учета исторического контекста. С рассмотрением человека в истории мы приходим к пониманию его жизни. Дильтей ввел в философский  оборот тезис «Что есть человек, говорит его история». «История у Дильтея  - не объект незаинтересованного наблюдения, а деятельная взаимосвязь всех модусов человеческого отношения к миру, объективация исторического жизнеосуществления» (5). Дильтей говорит о людях как, в первую очередь, «исторических существах». Познавая историю, человек сам является ее творцом, его жизнь создает историю.
     Что же касается социологии в целом и социологии культуры в частности, то здесь большую роль играет герменевтический метод Дильтея. Герменевтика в философии выражается в социологической теории понимающей социологией М. Вебера. Рассматривая социальные действия в с точки зрения понимающей социологии, мы пытаемся объяснить те или иные моменты посредством понимания.
     Большое значение имеет дильтеевская критика историзма. То или иное явление, акторов в социологии, как и в истории, следует рассматривать в контексте, контексте истории, культуры и др. В этот контекст так же входят система ценностей, норм морали, идеи и другие аспекты. Этот контекст можно так же назвать так называемой социальной «идеологией». А изучением человека в системе такой идеологии и занимается социология культуры.
     Как и все гуманитарные науки, по мнению Дильтея, социология должна отказаться от позитивизма. Интересно отметить, что отцом социологии как науки считается О. Конт, но для того, чтобы в полной мере заниматься адекватно ей, нужно отойти от контовского принципа позитивизма и начать заниматься понимающей социологией при помощи философской герменевтики. По Дильтею невозможен перенос принципов естественных наук на науке гуманитарные (или о духе), а социология является одной из них.
4. Заключение
     Мы рассмотрели некоторые аспекты философии Вильгельма Дильтея и их роль в социологии культуры. Главным, что «почерпнула» себе социология культуры у Дильтея – это метод, герменевтический метод наук о духе.
     Значение Дильтея в гуманитарных науках довольно велико, но существует проблема с рецепцией его учения. Имя немецкого мыслителя многим не знакомо, даже в кругу социологов и философов. Уровень его вклада незаслуженно не соотносится с уровнем частоты появления его имени в научной литературе. Особенно это заметно в свете российских публикаций.




5. Список использованных источников:
1) Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии: Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 384 с. – (Мир культуры, истории и философии).
2) Дильтей В. Структура исторического мира в науках о духе. Перевод выполнен по изданию: Dilthey W. Gesammelte Schriften. VII. Bd. Stuttgart, Gottingen. 1992.
3) История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2 / Ответ. Ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. – М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. – 560 с.
4) Михайлов А. И. Ранний Хайдеггер: между феноменоогией и историей жизни – М.:  Дом интеллектуальной книги, 1997. – 286 с.
5) Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея –М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. – 232 с.


Рецензии