И был Бог и Иосифом...
15 января 2013 года исполняется 77 лет со дня рождения моего старого и доброго друга, замечательного христианина Иосифа Бондаренко. Сейчас он живет в далекой Калифорнии. И в связи с тем, что по милости Божьей он вместе с Землей совершил 77-й оборот вокруг Солнца, следует вспомнить то, что предписано в псалме 77-м, в стихе 7-м: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божьих, и хранить заповеди Его».
Он родился в один день с Александром Эйфелем, построившим знаменитую Эйфелеву башню в Париже, и с Антуаном Анри Беккерелем, открывшим радиоактивное излучение. Иосиф Данилович сделал более великое открытие – нашёл своего Спасителя во Христе и на фундаменте веры в Него построил счастливую жизнь, имеющую перспективу вечности.
«Гряди, гряди, Господи, – не сдерживая слез радости, шептал Иван Даниилович, протягивая к этому чудному Свету свои руки, даруй новое небо и землю, где не будет больше греха, зла и печали, где будут в радости жить избранные и спасённые Тобой души», – так заканчивает свой футурологический роман «Пришествие» современный популярный писатель. А прототипом его главного героя является Иосиф Данилович Бондаренко, моя беседа с которым в 1993-м году наверняка будет интересна и полезна для современных читателей.
— "И пойдут от Меня вестники на кораблях" (Иез. 30:9),— предсказано в Библии. Дорогой Иосиф Данилович, каковы ваши впечатления от последней корабельной миссионерской экспедиции?
— Межи наши прошли по прекрасным местам. Мы вновь посетили Сибирь, Ямало-Ненецкий национальный округ, северные районы и подошли к Ямалу, что означает "край земли". Нас потрясало до глубины души, когда люди, впервые слышавшие Слово Божье, трепетно брали в руки святую Книгу, целовали каждую страницу Евангелия. Ненцы, коми, ханты, манси и другие народы отвращались от мертвых идолов и становились на истинный путь служения Богу живому. Возникли и функционируют христианские церкви в Тюмени, Тобольске, Березово, Лабытнаге, Салехарде, Уренгое. Это вдохновило нашу молодежь, евангелистов и певцов.
— Крестили ли вы людей в процессе этой осенней поездки?
— Да. Особенно запомнилось крещение в реке Пур (Уренгой). Сентябрь, вода холодная, однако она согревалась любовью Божией к 12 душам, пожелавшим таким образом дать обещание служить Господу в доброй совести. В Тобольске крестили более 60 человек, второй раз — 25 душ. В Уренгое — это было в середине сентября — на евангелизационном собрании обратилось к Богу много молодых людей, в том числе представители городской администрации. В Лабытнаге мы посетили тюрьму особого режима. Оттуда перелетели вертолетом в ненецкий поселок. Председатель поселкома Игрим (за Салехардом) во время богослужения убедительно призывал соотечественников не поклоняться медведям и иным фетишам, а служить истинному Богу.
— Сотрудничали ли с вами миссионеры из других стран?
— Да, были друзья из Италии, Голландии, Австралии, Америки, Великобритании. Помню, как мы совершали Вечерю Господню на пароходе. Это было "единство духа в союзе мира".
— А из моряков ваших покаялся кто-нибудь?
— Три члена экипажа — молодые люди — обратились к Господу и активно содействовали евангелизации.
— Слава Богу за то, что вы столь ревностно подвизаетесь на поприще создания новых церквей, и новые души становятся светильниками для славы Господней. Спасибо вам за эту ободряющую духовную информацию. Пожалуй, подобные экспедиции не менее важны, чем открытие Америки Колумбом 500 лет тому назад.
— Согласен с вами. Надежда на Иисуса — тот спасительный якорь, благодаря которому мы можем оставаться спокойными в столь беспокойное время.
— Иосиф Данилович, как давно вы начали труд евангелиста, и что побудило вас стать благовестником?
— Еще в школьные годы я рассказывал своим одноклассникам о Боге, за что терпел насмешки и побои. Учителя намеренно снижали мне отметки, несколько раз выставляли из школы. А я усердно заучивал наизусть тексты из Священного Писания, даже не предполагая, как эти знания пригодятся мне для проповеди на стадионах, во дворцах культуры и в других общественных местах. В институте я убедился, что мое призвание — быть проповедником Евангелия, я хотел получить высшее образование, но меня выгнали из вуза.
— В каком институте вы учились?
— В 1955 году я поступил в Одесский кораблестроительный институт. Конкурс был большой, но Господь дал мне силы и знания для успешной сдачи экзаменов. А родители жертвовали последним куском хлеба во имя моего обучения.
— Теперь понятно, откуда у вас такая страсть к кораблям и морским экспедициям. И вместе с тем вы стали капитаном
большого духовного корабля, который называется Рижской Церковью Креста, и Господь благословляет ваше служение.
Если это не слишком ранит вас, расскажите подробнее о ваших переживаниях в связи с отчислением из института.
— В 1959 году ректор предложил мне публично отречься от веры и на собрании общественности провозгласить, что религия — опиум для народа. Взамен мне пообещали успешную защиту дипломного проекта и распределение на работу в министерство морского флота. Утром на следующий день я должен был сформулировать свое решение. Кстати, моему другу — Жене Иванову, который сейчас является руководителем Одесской церкви, а тогда он был студентом Политехнического института, — предъявили такой же ультиматум. Мы не спали в ту ночь, молились... А через несколько дней, после того, как я сказал миру "нет", а Богу — "да" был издан приказ о моем исключении из вуза. Вскоре после этого так же, как говорится, "ребром" поставили вопрос о моем пребывании на свободе. И, не мудрствуя лукаво, упрятали за решетку...
— Что предшествовало вашему аресту и каковы были мотивы для того, чтобы взять вас под стражу?
— Это было время жестоких репрессий и многочисленных вызовов в КГБ. Его сотрудники надеялись "сломать" меня и Женю во время этих бесед. Они весьма озлоблялись, когда мы приходили на допросы с сухарями и с бельем, демонстрируя, таким образом, готовность пострадать за имя Господа. И все-таки в 1961 году меня арестовали по обвинению в вовлечении в преступность малолетних детей.
— Неужели за то, что вы занимались добродетелью и благотворительностью, обучали детей основам христианской нравственности, отыскивали больных, старушек, окружали их любовью и попечением, — вас изолировали от общества как опасного преступника?
— Как ни странно, но тогда это расценивалось как попрание Уголовного кодекса. У меня сохранилась статья, опубликованная в журнале "Молодой коммунист", где разъяснялось, что помощь бедным, престарелым и одиноким людям — вариант затягивания в секты, путь к религиозному одурманиванию сознания советского человека. Поэтому благотворительность считалась большим "преступлением" и наказывалась сроком заключения до 3-х лет. С тех пор как мне заявили в институте, что они выпускают "инженеров, а не апостолов, и апостолы им не нужны", мое плавание совершилось по бурному житейскому морю.
— И вы на собственном горьком опыте прочувствовали слова известного христианского гимна "Страшно бушует житейское море".
— Откровенно говоря, я очень любил море. Это была не только юношеская романтика. Я с удовольствием брал дополнительные дежурства на лодочной станции, чтобы под шум прибоя побеседовать с Творцом, создавшим море. Но по мере того как я все активнее свидетельствовал о Христе, бурные волны житейского моря поднимались все выше и выше, угрожая захлестнуть и опрокинуть мою ладью.
— И, насколько мне известно, вас лишили не только моря и суши, но и свободы вообще. Не один раз вы попадали на скамью подсудимых. Сколько лет вам довелось провести в тюрьмах и лагерях?
— В общей сложности я отсидел 9 лет: три срока по 3 года. Первый раз мне дали 9 лет, и я, попав в сырую холодную тюремную камеру, сокрушался: "Господи, неужели здесь будет похоронена моя юность? Чем я огорчил Тебя, что должен быть изолирован от всего живого, ведь я так любил общение друзей?" И Господь мне открыл, что этот срок будет сокращен втрое.
— Сколько вам было лет, когда вы первый раз попали в тюрьму?
— Двадцать четыре.
— А когда последний раз вышли из тюрьмы, сколько вам было?
— Сорок пять.
— Выходит, значительная часть вашей жизни прошла в тюремных условиях. Это Господь оценивает как подвиг веры. Слава Богу за то, что вы устояли в истине и оказались верным Иисусу в столь трудное время. О вашем библейском тезке из
книги Бытия сказано: "И был Бог с Иосифом". Бескомпромиссная верность Богу обусловила его, на первый взгляд, незавидную судьбу. Но в этом был промысел Божий, и, возможно, вы тоже извлекли какие-то уроки из пребывания в узах? Если да, то – какие?
— Я думаю, что таким путем Господь укреплял мою веру, "шлифовал" мои добродетели, учил меня любить врагов и братьев. За каждое покаяние заключенного меня бросали в БУР или ПКТ, перебрасывали с этапа на этап, что весьма обременяло моего "Адама". Второй раз я попал в тюрьму по обвинению в нарушении законодательства о религиозных культах — вследствие того, что наша община не была зарегистрирована. Там я убедился в том, что "чем глубже скорбь — тем ближе Бог".
В 1978 году в Краснодаре меня обвинили в антисоветизме и посягательстве на органы милиции. Лжесвидетели утверждали, будто я кричал: "Большевистскую власть — долой!", "Свергнем иго красных драконов!" Более того, мне инкриминировали хулиганское избиение блюстителя порядка и даже пустили слух, якобы я принес в жертву детей.
Люди были жутко возбуждены, и, хотя в ходе судебного разбирательства выяснилась нелепость этих обвинений, меня опять осудили. И тогда я понял, что в плане Божьем предусматривалось научить меня любить своих братьев по вере. Я благодарю Отца Небесного за эту учебу, за то, что Он научил меня прощать других, как это делал Христос.
— Пройдя эту школу мужества, вы могли подобно библейскому Иосифу сказать: "...не вы меня сюда послали, а Бог".
А в дальнейшем у вас не осталось в душе никакого осадка неприязни к вашим гонителям?
— Бог свидетель, что — нет. Я от всего сердца им простил.
— Нелегко, видать, было и вашей семье в то время...
— Они, наверное, страдали больше, чем я. Я знал, что такую судьбу определил мне Господь, и место и срок определены, а семья моя находилась в скитаниях.
— Ваше имя — Иосиф, имя вашей супруги — Мария. И дети ваши носят библейские имена. Вы назвали их так, руководствуясь каким-то принципом?
— Я стремился к этому в своей семье, и мне импонирует такой подход в христианских семьях. Однако старшую дочь мы назвали Лидией в честь сестры по вере и подвижницы Лидии Михайловны Винс.
— Кстати, такое имя имела первая христианка в Европе — Лидия, торгующая багряницей. Как сложилась судьба ваших детей?
— Старшие дети — служат в церкви, имеют среднее специальное образование. Всего у меня пять детей.
— То есть — полноценная семья. Говорят, что семь "я" — это как минимум — муж, жена и пятеро детей. Вы вступили в брак в 1969 году. Атеистическая пресса широко "освещала" это событие...
— Увы, свадьба была сопряжена со многими переживаниями. Меня обвинили в том, что под прикрытием брачного пира организован съезд верующих. И, несмотря на то, что брак был официально оформлен, его расценили как фиктивный. Хотя, впрочем, и свобода наша в то время была законной возможностью для христианского общения. После бракосочетания мы с женой, спасаясь от гнева тогдашнего "ирода", подобно родителям Христа-Спасителя, бежали в Прибалтику. С тех пор в Риге, в Церкви Креста, я несу пастырское служение.
— Ваше любимое место в Библии.
— В юности я больше всего вдохновлялся Псалмом 70-м, стихом 4-м: "Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя". В зрелые годы мне стал дорог стих из послания к Филиппийцам (1:21): "Подвизаясь единодушно за веру евангельскую". Я очень люблю это послание к Филиппийцам, написанное узником апостолом Павлом. Подвиг веры — это главное в жизни.
— И последний, традиционный вопрос: ваши пожелания читателям нашего журнала.
— Я убежден, что этот авторитетный журнал будет и впредь веско проповедовать о нашем драгоценном Спасителе, о Его Любви в силе Духа Святого! Молюсь о том, чтобы каждый номер и каждая страница вашего возрожденного журнала обладали побуждающей веру силой. Желаю, чтобы каждая статья, напечатанная в вашем журнале, укрепляла святую веру в Распятого, Воскресшего и вновь грядущего Спасителя. А Его пришествие, судя по всем признакам, близко.
— Спасибо, Иосиф Данилович, за беседу. Вы любите море. И я в свою очередь желаю вам, когда все мы переправимся на тот берег вечности, быть на стеклянном море с пальмовой ветвью победителя в руках. Дай Бог вам быть победителем, о котором сказано: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем".
(Москва, 1993)
Свидетельство о публикации №213121500261
Татьяна Кирилловна Никольская 13.08.2017 00:40 Заявить о нарушении
Искренне благодарю Вас за интерес к биографии моего благословенного друга.
Иосиф Данилович родился 15 декабря 1936 года девятым в десятидетной семье в украинском селе Капитановка на Кировоградщине. В 1955 году окончил среднюю школу и поступил в Одесский институт инженеров морского флота. В 1959 году на 4-м курсе он был исключен за христианские убеждения.
В 1962 году впервые был осужден. За верность Богу в дальнейшем трижды попадал в тюрьмы и лагеря (второй раз в 1966-м году, третий – в 1978-м), о чем написал в автобиографической книге «Три приговора». Отсидел 9 лет.
Его жена – Мария Витальевна Пинкевич, Господь подарил им пять детей.
В 1961 году был рукоположен на служение благовестника, много лет был пастором рижской «Церкви Креста».
Сейчас вместе с семьей служит Богу в г. Санта-Барбара, Калифорния.
Тут – стихотворение на 80-летие Иосифа:
Другу Иосифу – в день юбилея
http://www.stihi.ru/2016/12/15/7074
С глубоким уважением и пожеланием Божьих благословений –
Александр Азовский 13.08.2017 23:38 Заявить о нарушении