71. Шанс был упущен

НА СНИМКЕ: "Орфей" Эрнста Неизвестного.

После падения советского тоталитаризма Эрнсту Неизвестному удалось воплотить в России кое-что из своих обширных замыслов. Но он и сегодня не в чести у некоторых деятелей, рассматривающих его не как великого русского скульптора и художника, а как еврея-эмигранта. Его масок до сих пор нет ни в Екатеринбурге, ни в Воркуте. Обо всём этом я рассказал в очерке «Эрнст Неизвестный и его выставка в марте 1966», который размещён в Proza.ru. Начало очерка см. http://www.proza.ru/2013/07/10/183

Эти материалы я вынес за скобки моих «Воспоминаний», хотя бы потому, что они, действительно не являются воспоминаниями. Его творчеством я интересовался всю жизнь. Его бесстрашие на фронте были для меня примером – «делать жизнь с кого». Его безбоязненной борьбой с идеологами режима Хрущёва-Брежнева  восхищался всю жизнь. Но собрать воедино изображения его скульптур и картин удалось только в конце моей жизни, когда я стал жить в Калифорнии.

Только тогда я узнал, что в течение 13 лет мы жили в одном городе – Нью-Йорке. Мне не удалось с ним познакомиться, о чём я сожалею. У меня всегда в душе было чувство чего-то не сделанного, не выполненного по отношению к нему. Хотя я понимаю, что тогда в 1966 году сделал всё, что мог.

И тем не менее, меня не оставляет чувство досады, что не его панно украшает стену Дома учёных. И не сооружен его Храм науки, которым мог бы гордиться не только Академгородок или Новосибирск, а Россия. Я знаю, что тогда в 1966 году по недомыслию не был воздвигнут шедевр человеческого разума и чудо света.

Я точно знаю, что с Храмом науки Академгородок был бы другим. И Новосибирск был бы другим. И Россия была бы другой.

Но я знаю и другое: если бы нам удалось продержаться ещё два-три года, персональная выставка Эрнста Неизвестного была бы открыта в Доме учёных, - мы об этом говорили с Макаренко и Немировским не раз и не два.

И, как знать, может быть, удалось ещё раз привлечь внимание учёных Академгородка к Храму науки, макет которого всё ещё стоял в мастерской великого маэстро.

Но поезд ушёл, и теперь ничего не вернёшь, - шанс был упущен.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/12/15/367


Рецензии