К. Н. Вентцель об эмоциональном благополучии детей

Проблема эмоционального благополучия детей в педагогическом процессе в учении К. Н. Вентцеля и стандарте дошкольного образования
_________________________________________________

«Самим будь собою во всем»
К. Н. Вентцель

С 01.01.14 вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей» [9, 3]. Ранее в «Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорилось о «сохранении психического здоровья воспитанников» и о «психологическом сопровождении воспитательно-образовательного процесса» в целом [8, 11]. Здесь же эмоциональное благополучие детей авторы стандарта выделяют отдельным пунктом, другими словами можно сказать, что эта область становится приоритетной.

Эмоциональное благополучие ребенка определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности и возникающие в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении [1, 4]. Исходя их исследований различных авторов (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Д. Кошелева, Г. Г. Филиппова, Э. Эриксон, К. Изард, Дж. Боули и др.), можно сделать вывод, что состояние эмоционального благополучия является важным условием для успешного развития ребенка [1, 132-150]. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, самоконтроль, сформированные на должном уровне для каждого возрастного этапа, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и в не его. Устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является базовым, основой адекватного отношения ребенка к миру и влияет на:
- познавательную сферу;
- эмоционально-волевую сферу;
- стиль переживания стрессовых ситуаций;
- отношения со взрослыми и сверстниками [1, 5].

Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обусловливается массой разнообразных факторов (например, физическое самочувствие, атмосфера в ДОУ, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, стилем общения педагога с детьми и т. д.) [7, 98]. Эти факторы в обобщенном виде очень близки с теорией свободного воспитания К. Н. Вентцеля.

Константин Николаевич Вентцель  (1857 — 1947) Константин Николаевич Вентцель  (1857 — 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Разработал собственную теорию свободного воспитания.

В своем труде «Декларация прав ребенка» К. Н. Вентцель определяет свободу ребенка так: «Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит ущерба физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами». Конечно, это очень широкая трактовка, в которой нет конкретности, она может трактоваться очень широко, но именно в этой широте, на наш взгляд, и кроется подлинная свобода ребенка, которую мы, взрослые, должны обеспечить.

В другом труде «Освобождение ребенка» К. Н. Вентцель добавляет: «Каждый ребенок, <…>, имеет право на воспитание, но он имеет также право и на то, чтобы его <…> не воспитывали бы чрезмерно, так как воспитание <…>  в большинстве случаев является насилием над личностью ребенка и насилием над тем будущим человеком, который мог бы впоследствии возникнуть из ребенка, если бы развитие его совершалось  свободно, без всяких помех» [3, 7]. Что и есть логическое и полное уточнение предыдущего изречения.

Педагогическая система свободного воспитания К. Н. Вентцеля базируется на следующих принципах:
— принцип многообразия воспитания: сколько детей, столько систем воспитания;
— воспитание не есть умышленное формирование ребенка сообразно идеалу, но процесс освобождения творческих сил в ребенке;
— высшая цель воспитания — развитие творческой индивидуальности;
— индивидуальность не стоит в противоречии с общественностью и культурой, но, наоборот, истинная общественность и истинная культура связаны с развитием индивидуальности;
— на первом плане стоит развитие психической активности и воли, без которых воспитание не будет гармоничным;
— воспитание должно вести к способности ставить себе сознательно цели и стремиться к их достижению;нужно содействовать ребенку в выработке личной нравственности и личной религии. Всякое обучение тому или другому кодексу морали должно быть отвергнуто [6].

В формулировках принципов современного стандарта дошкольного образования можно заметить определенную схожесть с теми, что отмечены в концепции К.Н. Вентцеля:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе  содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициатив детей в различных видах деятельности [9, 2-3].

В целом многие прогрессивные взгляды великого педагога-гуманиста нашли отражение в тексте нового ФГОС ДО, однако типичное для документов нашей системы образования наукообразие, на наш взгляд, значительно проигрывает простоте и ясности изложения сути вопроса в его трудах. Так у К. Н. Вентцеля читаем: «…истинный идеал воспитания заключается в том, чтобы действительно обеспечить свободное развитие личности, чтобы освободить ее от нашего гнета, какие бы мягкие и гуманные формы он ни принимал…» [3, 8]. Но одной провозглашенной свободы недостаточно, мы должны предоставить ребенку все необходимое для его гармоничного и всестороннего развития. Только такие подлинно свободные условия могут обеспечить устойчивое состояние эмоционального благополучия ребенка. Именно поэтому высший идеал свободного воспитания у Н. К. Вентцеля — это творческая личность [5, 14-15]. Свобода ребенка — это его активная деятельность по взаимодействию и познанию окружающего мира ребенка. Эта свобода предоставляет все для воспитания и развития именно такой творческой личности, которая, опираясь на собственную волю и нравственность, может творчески взаимодействовать с миром и преобразовывать его.

В стандарте мы находим следующие точки пересечения с этой идеей:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [9, 3-4].

В идеальном детском саду К. Н. Вентцеля ребенок и воспитатель представляются равноправными единицами, задача воспитателя не подчинить себе ребенка, а быть в союзе с ним. Ребенок и воспитатель не только должны быть равноправными субъектами воспитательного процесса, но и оказывать друг на друга одинаковое воспитывающие влияние. Ребенок должен «увидеть», что он тоже может влиять на взрослого, а не только находиться под его влиянием. Ребенок должен чувствовать, что его слышат и видят, что с ним считаются, как с равным. Только тогда ребенок сможет почувствовать свою нужность и значимость в маленьком сообществе детского сада.  Только так может быть обеспеченно стабильное эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ [5, 31-33].

В стандарте условиями обеспечения эмоционального благополучия являются [9, 16]:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В данном случае в теории К. Н. Вентцеля, как мы показали выше, этот вопрос рассматривается боле детально.

Любая деятельность педагога и детей в детском саду должна носить творческий и инициативный характер. Воспитатель должен «освобождать в ребенке творческие силы, пробуждать и поддерживать в нем духа искания, исследования, творчества» и т. д. [5, 39-42]. Первый стандарт дошкольного образования предусматривает именно такое взаимодействие педагога с ребенком. Но каким оно будет на самом деле, зависит уже не от стандарта, а только от конкретных людей — администрации и самих воспитателей детских садов.

К. Н. Вентцель в своей свободной педагогике впервые теоретически «освободил» ребенка, а сейчас появляются реальные возможности реализовать это на практике.  Именно таким, пусть как у Н. К. Вентцеля немного «идеальным», хочется видеть современное образование и, особенно детский сад. В современных условиях, с введением первого стандарта дошкольного образования, мы можем найти именно ту тонкую грань баланса между контролем над воспитанием ребенка и подлинной его воспитывающей свободой. Мы можем создать такую среду и такие условия, где ребенок будет ощущать себя комфортно и, будучи стабильно эмоционально благополучным, сможет творчески раскрыть свой потенциал.

7-8.12.13

Финальная редакция от 19.04.14

Автор выражает благодарность своему научному руководителю д. п. н. Конышевой Н. М.

Литература
1. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников / О. И. Бадулина – М.: Эконом-информ, 2012. – 223 с.
2. Бадулина О. И. Эмоции и их роль в педагогическом процессе / О. И. Бадулина // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практических преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2013») / Сост. и отв. ред. О. И. Бадулина. – М.: Эконом-информ, 2013. – с. 75-80.
3. Вентцель К. Н. Освобождение ребенка / К. Н. Вентцель. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Земля и фабрика, 1923. — 20 с.
4. Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка / К. Н. Вентцель. — М.: Типо-литорафия Т-ва И. Н. Кушнеров и Ко, 1918. — 16 с.
5. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / К. Н. Вентцель. — Изд. 4-е , вновь испр. и доп. — М. ; Пб.: Голос труда, 1923. — 102 с.
6. Дружников Ю. И. Явная и скрытая жизнь Константина Вентцеля / Ю. И. Дружников официальный сайт (дата обращения: 10.12.13)
7. Кирюхина Ю. С. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении / Ю. С. Кирюхина // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практических преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2013») / Сост. и отв. ред. О. И. Бадулина. – М.: Эконом-информ, 2013. – с. 97-100.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации (дата обращения: 09.12.2013).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации (дата обращения: 09.12.2013).

Опубликовано:
Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2014;) / Сост. и отв. ред. О. И. Бадулина. — М.: Экон-информ, 2014. — с. 90-94


Рецензии
С теорией свободного воспитания К.Н. Вентцеля не был знаком,судя по этому Вашему сообщению он был единомышленником Рудольфа Штайнера. Штайнеру удалось осуществить свою идею. И сегодня в Германии существуют школы свободного выбора - Waldhofschule. Гитлер посчитал Штайнера личным врагом и наказал его,сгорел дом с библиотекой, которую человек собирал всю жизнь. Штайнер не смог выдержать травлю, умер. В Союзе был трамвайный закон - "не высовываться".Высунувшихся педагогов не терпели. Со школой беда. Время перемен - проклятое время для
переживающих его. Особенно для детей. Дурацкий бессильный безответный вопрос
Что делать? в сухом остатке. Грустно...

Генадий Бехтгольд   13.08.2014 11:38     Заявить о нарушении
Палка о двух концах...
Дали детям больше свободы... И результат:в детсадах нельзя повысить голос на озорников, а в школе уже избивают учителей...

Светлана Ефименко   31.12.2022 10:35   Заявить о нарушении